В последние дни у меня состоялось несколько встреч, подобных следующей:
– Батюшка, благословите к отцу N пойти на вычитку.
– А вы что, страдаете беснованием? Хрюкаете, лаете, может быть, пену испускаете?
– Да нет… Но, знаете, мне кажется, у меня порча…
– Ладно… допустим, «порча». А вы не пытались понять: почему Господь попустил такому случиться и что вам нужно делать для того, чтобы от этой беды избавиться? Вы исповедовались когда-нибудь?
– Нет.
– Причащались?
– Нет.
– Так как же вы хотите, чтобы Господь вам помог, если вы сами ничего для этого не делаете?!
Ведь нам помогает не какой-нибудь «батюшка», не «особый чин» или «молитовка», а Сам Господь, если только мы Его слушаем. Христос так и говорит: «Что вы зовете меня: Господи, Господи! – и не делаете того, что Я говорю» (Лк. 6: 46). То есть нужно не только верить в Бога, но и знать свою православную веру, читать Евангелие, исполнять заповеди, молиться дома и в храме, соблюдать посты… Вроде бы простые вещи, но если мы и этого не соблюдаем, тогда возникает вопрос: а что дает нам право называться православными? Вера? Но вера без дел мертва есть. И если шофер путает педали газа и тормоза – он не шофер, как бы он ни называл себя сам. И столяр, который не знает, чем циркулярка отличается от фрезы, – не столяр. Мы все понимаем, что в жизни нужно соответствовать своему званию. Вот и православные люди должны соблюдать какие-то элементарные условия христианской жизни. И не только внешние условия, но и внутренние, главные из которых – любовь к Богу, стремление к Нему, желание жить по Его правде… Тогда благодать Божия помогает нам правильно строить жизнь, защищает от многих напастей и содействует в преодолении трудностей, без которых жизнь любого человека, не только христианина, невозможна.
Люди приходят на вычитку, полагая, что им «подпортили ауру», что им нужно «подчиститься», защититься от завистников… И лучшим средством в решении этих «астральных напастей» они считают какой-то особенный «чин». Да и в другие дни самые популярные вопросы в храме: «Какую молитву читать? Какому святому молиться? Какую службу заказать?» – свидетельствуют о том, что люди ищут какие-то действенные, но внешние, «разовые» средства, чтобы избавиться от тех или иных неприятностей.
И дело не в отце N, которого у меня нет никаких оснований подозревать в чем бы то ни было, и не в тех несчастных, которые в самом деле страдают от злых духов. Проблема в нашей общей расположенности искать разрешения от бед в волшебной «молитовке», «иконке», «обряде», «дедушке» – словом, в волшебной кнопке, на которую можно было бы нажать без особых хлопот, чтобы все встало на свои места.
Но нет в Церкви такой волшебной кнопки, и невозможно разом избавиться от проблем, возникших в результате долгой греховной жизни, неправильного отношения к Богу, к своей душе, к ближним. А значит, нужно последовательно и целенаправленно менять свою жизнь. И для этого необходим труд повседневный и постоянный, о чем и говорит Господь: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).
Почему на вопрос о том, какие существуют заповеди, 80% крещеных людей отвечают не сговариваясь: «Не убий, не укради»? Почему называют именно шестую и восьмую заповеди Ветхого Завета? Не первую, не третью, не десятую?.. Я долго размышлял над этим и пришел к любопытному выводу: из всех заповедей человек выбирает те, для исполнения которых ему ничего не надо делать. «Я не убил, не украл – я отличный парень, и оставьте меня в покое!» А седьмую заповедь «Не прелюбодействуй» знаете, почему пропускают? Да очень «неудобная» в наше распутное время заповедь. Вот и обманывает себя человек, выбирая из закона Божиего только то, что ему удобно, и попирая сознательно или неосознанно то, что мешает ему жить по-своему. Юристы говорят, что незнание закона не освобождает от ответственности. Это верно и в отношении духовной жизни, и именно потому, что знание (или незнание) закона всецело зависит от нас, от нашего доброго или худого произволения.
Нарушая заповеди, человек ведь не Бога оскорбляет даже. Бог свят и поругаем не бывает. Но человек калечит собственную жизнь и жизнь своих близких, потому что заповеди – это не какие-то кандалы: вот, мол, и так жизнь трудная, а тут еще какие-то заповеди нужно соблюдать! Нет, все не так. Заповеди Божии – это именно условия нормальной, полноценной, здоровой и радостной жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе и своим близким.
До сих пор люди, приходящие в храм, ссылаются на пресловутую «советскую власть», когда «нас не учили», хотя этой самой власти нет уже 20 лет. И возможностей для познания собственной веры сейчас более чем достаточно. Нужно только понять, что вера – это не какое-то приложение к жизни, а ее основание, фундамент, то, на чем мы с Божией помощью строим свою вечность. И другого времени для этого строительства, корме кратких дней земной жизни, не будет. Только бы не быть равнодушными!
«По вере вашей да будет вам», – говорит Господь. Так неужели те духовные средства единения с Богом, которые нам предлагает Церковь: исповедь, причастие, пост, молитва, соблюдение заповедей, – неужели эти средства недостаточны для решения самых острых проблем, неужели что-то может быть еще выше и действеннее святых таинств?! Да ведь и прямо кощунственно так думать. Но вот, привычка, маловерие делают и величайшие таинства для нас чем-то привычным и бездейственным. И причина тому – в нашей расслабленности, в нашем самоволии, в нежелании понимать и принимать волю Божию. И тогда начинаются поиски заветных «молитовок», особых «иконок», «святых на разные случаи», магических «старчиков»…
Только мы забываем, что скорби случаются с нами даже не для того, чтобы мы от них мгновенно избавились, а чтобы с их помощью смогли понять что-то важное, относящееся к вечной жизни вечной души; и не будь этих скорбей, мы бы никогда не изменились. Мы думаем о земном, меряем все мерками житейского интереса, но все-таки давайте помнить слова Господа, реченные через пророка: «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55: 9). И вместо того чтобы лезть из кожи, осуществляя свои планы, давайте хоть иногда смиренно молчать всем сердцем, вслушиваясь в «Божии мысли», а затем и просить сил для их исполнения, стараясь следовать «Его путями». И для этого нам вовсе не нужна волшебная кнопка.
Христос воскресе! ))
Но ведь до прошлого года я вовсе не отличалась набожностью. И в церковь пришла только тогда, когда мне стало совсем плохо.
Исповедь и причастие - это то, в чём предписано регулярно участвовать каждому православному христианину. Однако есть непростые случаи, когда требуется специальная молитва. Причём это не обязательно случаи одержимости. Таких людей на службах, которые я посетила - не более 5-10 процентов. Мой случай, к примеру, очень усложнил факт общения с экстрасенсом по поводу своих проблем. И то, откуда берут начало её "таланты" по "гармонизации отношений" и "чистке ауры", до меня дошло 2 месяца спустя (тогда я ещё не ходила в церковь сознательно). Сейчас мне смешно вспоминать о том, что она мне говорила. Но вред остался.
К преподобному Симеону Новому Богослову нередко приходили бесноватые, которых в народе называют обыкновенно порчеными, вероятно потому, что они, по внушению возобладавшего над ними врага, утверждают, что их испортил такой-то или такая-то. Понимая, что такою хитростью враг поддерживает свое обладание над больными, скрываясь под кровом питаемой в помыслах больной злобы и самооправдания, Симеон лечение таких больных начинал разоблачением пред ними козней вражиих, указывая на действительную причину болезни, грехи, и приводя опять-таки к сознанию и сокрушению о грехах своих. Если лицо, на которое больные свидетельствуют, находится в живых, то Симеон приказывал немедленно испросить у него прощения, а если порча слагается на усопшего, то примириться с ним, отслужив на его могиле о его упокоении панихиду, а затем, принести покаяние пред священником и положить начало доброй жизни. У некоторых из явившихся к нему женщин начальною причиною болезни было притворство, обратившееся потом в навык и поработившее их врагу; у других – суеверие, у иных – естественная болезнь, приписывавшаяся ими по неведению порче.
Св. Иоанн Дамаскин:(продолжение
Не следует поэтому приписывать им особенной силы и страшиться их. Диавол поселяется в людей по попущению Божию, стало быть, сам по себе, никакой посторонний человек или колдун не может иметь в этом бедствии никакого участия или посредства. Поселяется диавол в бесноватых людей потому, что эти люди привлекли к себе злых духов: они сами приготовили в себе жилище для диаволов – выметенное и убранное; нераскаянными грехами своими вместо жилища Божия делаются вместилищем духа нечистого; об этом говорит Спаситель наш: Когда дух нечистый выйдет из человека (изгнанный при крещении нашем), то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: Возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И вот он идет. И если, пришедши, находит его не занятым Богом (когда он лишится Святаго Духа за свою нераскаянную греховную жизнь), тогда идет нечистый дух и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43-45). Таким образом, люди, одержимые злыми духами, должны жаловаться в своих временных и вечных мучениях не на колдунов, а единственно на одних самих себя».
Св. Иоанн Дамаскин:
«Диаволы не имеют ни власти, ни силы против кого-нибудь, разве когда будет сие попущено по смотрению Божию, как случилось с праведным Иовом и как написано в Евангелии о свиньях гадаринских. Но при Божьем попущении они сильны, принимают и переменяют, какой хотят, мечтательный образ. Поэтому народное поверье, будто колдуны портят людей, т.е. поселяют диаволов в каких им угодно людей, – нелепое и совершенно неосновательное.
Преподобный Варсануфий Великий: "Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная. что тебе полезно" [8]. Он же: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел впасть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову" [9].
Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: "Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие"
Св. Исаак Сирин:
«Самое сильное средство к отгнанию бесов есть насколько возможно чистое, от чистого сердца и усердия приобщение Св. Животворящих Таин Христовых».
Случай из жизни св. Серафима Саровского : «Хотя жена моя и получила несколько облегчения от болезни беснования со времени знакомства нашего с о. Серафимом, но все еще по временам страдала от злобного духа, а потому мы еще решились прибегнуть к старцу за помощию. По приезде в Саров, мы нашли о. Серафима в ближней его пустыньке занимающегося трудами. Он встретил нас очень милостиво и на просьбу нашу помолиться об изгнании беса сказал нам следующую притчу: “Был в стране Палестинской прозорливый старец, который молился за одного бесноватого, но молитва его не была услышана Богом; бес все-таки не оставлял страдальца, поэтому старец вторично обратился к Господу с сугубым прошением за страждущего. При этом он молил Господа открыть ему причину, по которой Дух злобы не выходит из сего человека, открыть, молитвы ли его не действенны или какие грехи останавливают в нем беса. Бог услышал молитву сего старца, и ему было открыто, что тот, за кого он молится, имеет на челе своем проказу, препятствующую изгнанию из него злобного духа”. Сказав это, о. Серафим обратился сначала ко мне самому и начал писать пальцем на челе моем проказу грехов жены моей, а потом, обратившись к ней, так же написал на челе ее мои греховные струпы. Тогда мы, взглянувши с ужасом друг на друга, ясно поняли, что старец через свое перстописание обличил собственные грехи наша».
Как я рада, что у нас получился добрый, дружеский разговор! Спасибо Вам за терпение к моему неуместному желанию поучать Вас!
"Тавифа, я сама думала, что всё будет проще.
Однако дьявол не так примитивен, как может показаться. "
Только просто в жизни христианина никогда ничего не бывает. Ведь мы действительно ведем непрестанную брань, войну со своими страстями. А дьявол совсем нам в этом не помагает. Конечно же он не прост, за тысячи лет своего существования он так хорошо изучил человека, что даже может предсказывать, что с ним случится (как хороший психолог). Но все же он ничто, когда на помощь нам приходит Сам Господь!
Я немного проштудировала интернет и нашла очень интересные высказывания святых отцов:
С любовью,
Тавифа.
Однако дьявол не так примитивен, как может показаться.
И с очень большой неохотой отпускает те души, которые считал своими.
Последствия обращения к колдунам очень серьёзные. Знаю людей, которые спустя десятилетия не могут от них избавиться окончательно. К примеру, со здоровьем всё в порядке, но странные явления в доме остаются. Не помогает ни факт освящения квартиры, ни ведение праведного образа жизни для полного их исчезновения.
Не могу сказать, что происходящее у меня дома причиняет серьёзные неудобства. Но всё равно мне бы хотелось не иметь с этим ничего общего. Поэтому и езжу: такое, на мой взгляд, нельзя игнорировать.
Священник придерживается того же мнения.
Ничего странного в том, что не помогает сразу, нет. Можете почитать те же записки Мотовилова (помощника преподобного Серафима). Бывает, что Господь вразумляет и так.
Проблема не раскрыта, просто обозначена. Не сказано о 10-ти заповедях нечего, человек может только начать задумываться о проблеме. Какие же выводы можно сделать из статьи никаких к сожалению. Люди которые пришли к православию и так знаю, а те кто не в теме так за бортом остаются. Как бы не хотелось автору преподать урок православной веры, он не получился, а жаль. Сам начинаю задумываться почему такое происходит? Наверное потому что масс-медиа обходят православие стороной. Да Россия светское государство но посмотрите что происходит с центральными каналами, да и с остальными тоже. Можно сказать что медийная война проиграна! Оттого и не знают православные, во что они верят в чём и как кается должны и православные ли они. Даже по 2-м заповедям не укради, не убей, нужно кается. Человек даже может и не знать, что он крадёт, начиная от чужой ручки взятой и унесенной с собой по запарке, до преднамеренной кражи. То что убить можно словом и склонить человека к убийству или к само убийству и убить у него веру в бога. Мужчина который уговаривает женщину сделать аборт без медицинских показаний тоже убийца. Так что можно сказать что и эти 2-е заповеди обыватель не знает!
Нету источников 3-и ссылки на библию но можно было немного разбавить статью ссылкам и на православные сайты, чтобы помочь тем кто не в теме, немного расширить свои знания, почерпнуть информацию которой ему не хватает.
я молодой 22-х летний житель Москвы! В моей жизни наступил такой перед полного непонятия-себя и окружающего мира!
Мне понравилась эта статья тем, что она дала мне некоторые ответы на мои вопросы, я уж собирался в церковь бежать или в клинику к психологу!
Конкретизирую тем, что мы, современная молодежь, действительно потерялись....души наши потеряны!!! а виной тому грехи, наделанные нами самими! Депрессия, стресс...быр...жуть!!!! а все виной не знания законов Божих (странно конечно для меня самого звучит)
Статья тронула своею простотой и правильностью изложения простому, современному люду как я! Задеты все точки касающе меня, особенно 7 заповеди. от чего страдаю сейчас я и духовно и физически!
Постараюсь направить все свои усилия на изменения своего образа жизни!
вот тока у меня есть вопрос:
-Куда мне лучше направиться при необходимости за помощью в церковь
-к какому служителю обратиться? в сию того что в народе действительно недовольствие к служителям церкви
Я сама тоже была крещена в детстве, в 7 лет, но очень хорошо запомнила, что батюшка сказал плевать на дьявола. Согласна, что не только крещаемые, но и даже восприемники зачастую не знают базовых основ Веры перед крещением. Это очень большая проблема. Но, слава Богу, во многих храмах сейчас проводят огласительные беседы перед крещением, чтобы человек сознательно шел на этот шаг.
Светлана, все же хочется со всей сестринской любовью сказать Вам, что Вы глубоко ошибаетесь думая найти помощь в отчитке. Даже если Ваше общение с экстрасенсом действительно так сильно повредило Вашей душе, искреннее покаяние должно быть много дейтвеннее. Господь помогает всегда, если потрудиться. Пост, усиленная молитва - вот что советует сам Господь в борьбе с дьяволом.
Более всего я не понимаю, почему на отчитку нужно ездить снова и снова. Если вспомнить исцеления святыми, им нужен был всегда только один раз.
Еще раз простите за невнимательность!
Тавифа.
Да, Причастие помогает. Просто есть очень тяжёлые случаи, когда нужна особая молитва. Как правило, речь идёт о последствиях магического вмешательства в жизнь человека.
Я имела неосторожность, к примеру, общения с экстрасенсом ввиду своей прежней нецерковной жизни. И от последствий избавляться очень и очень сложно.
Строго говоря, отчитка не всегда сразу снимает все проблемы. Некоторые люди вынуждены ездить годами. А кто-то может исцелиться и за месяц. Это как Бог даст. Мой батюшка меня благословил: я очень заинтересована в том, чтобы эта неразбериха в моей жизни закончилась как можно быстрее.
Что же касается моей мотивации прихода в церковь - это довольно распространённый случай. Именно скорби и болезни чаще всего ведут человека в церковь на начальном этапе. Кто-то может приходить и по другим поводам: венчание, крестины ребёнка и т.д. Но разве это можно назвать сознательным, когда будущие крёстные родители зачастую не знают того же "Символа Веры"? И, тем не менее, я очень благодарна, что меня покрестили в детстве, пусть это делалось и неосознанно. Потому что за меня в любом случае могли молиться в церкви, даже если и не очень правильно.
Простите, если мои слова огорчат, а не помогут. Писала сразу, как прочла комментарии, а значит "по страсти".
Тавифа.
15:17). Только не согласна с настроением безысходности, которым пронизан его комментарий. Да, проблема существует, и её нужно решать всем нам. И мы уже много сделаем, если не будем равнодушны, сталкиваясь с ней каждый раз. От нас ведь требуется так немного, делать то, что мы МОЖЕМ.
С уважением, Зоя.
Вычитки отличаются от спиритизма, как "белая" магия от "чёрной" магии. Запретить это давно пора.
Киевский от.Феофил Китаевский когда проводил вычитки не только просто одним словом людей лечил, но и многих брал с собой на приклоненния к иконам в разные храмы и монастыри, поездки, паломничество, многих наставлял просто жить возле храма, молиться, неуклонно...
Спаси Господи! Мир Всем!
С другой стороны, есть очень сложные ситуации. Пусть я пришла к вере около года назад, я делала всё, что говорили в церкви. Какое-то время даже причащалась каждую неделю по рекомендации батюшки. Не говоря уже о том, что кардинально изменила отношение к жизни. И что в итоге? Да, состояние здоровья улучшилось (как выяснилось год спустя, на меня действительно было сделано что-то нехорошее). Но странные явления дома сохранились до сих пор. И я чувствую, что борьба не окончена.
По благословению батюшки была и на т.н. "отчитке", пусть у меня и не крайний случай. И мне было сказано приезжать ещё. И я буду это делать, потому что у того батюшки абсолютно нет резона создавать себе дополнительную работу при таком потоке страждущих.