В провинции Пизы открылась выставка икон святого Николая Чудотворца

Пиза, 1 февраля 2011 г.

До 27 февраля можно полюбоваться 53 деревянными иконами, изготовленными в разные эпохи и с помощью различных техник: от самых простых до украшенных рамками из латуни и серебра, называемых ризами, покрытых сусальным золотом, жемчугом, полудрагоценными камнями и стеклянной мозаикой. Большая часть икон, изготовленных между XVII и XX веками, написана в традиционной технике мелом, темперой и яичным желтком. Выставка дает возможность лучше познакомиться с восточной иконографией того, кто чаще всего был изображен на русских иконах после Богородицы и Христа, сообщает Радио "Ватикан".

Большая часть произведений следует староверческой традиции. Представленные иконы отличаются и по размеру: от самых маленьких, используемых в домашнем почитании, до самых больших, подходящих для церквей и изображающих жития Святых. Иконы прибыли в основном из Центральной России, например, из Палеха и Мстёры, которые являются центрами распространения староверчества, а также известны во всем мире своими лакированными иконами.

В русской традиции и у староверцев Св. Николай всегда изображается в епископских восточных одеждах (омофорион), покрытых крестами, по крайней мере по одному кресту на плечо. Чудотворец изображается старцем с бородой и залысинами на голове, седым или с проседью, что является символом мудрости. Лицо аскетическое, щеки впалые, но взгляд всегда кроткий. По сравнению с католической традицией, реже встречаются такие два символа, как митра и епископских посох.

На выставке представлены различные иконы, подчеркивающие характерные черты русской живописной традиции. Св. Николай почти всегда изображен в момент благословения, поддерживая Евангелие левой рукой. Если приглядеться к староверческим иконам, то можно заметить, что на правой благословляющей руке выпрямлены только два пальца, так называемое двуперстие, а не три, согласно православной традиции. Это разница не художественная. Для староверов два перста означают два естества Сына Божия. Три других перста соединены как знак соединения и несмешения лиц Святой Троицы в едином Боге. Крестообразное осенение в память о кресте Распятия совершается двумя перстами, символизирующими Христа. При троеперстном крестном знамении, принятом после реформы Патриарха Никона XVII века, символ Христа заменяется символом Троицы, что, по мнению старообрядцев, как бы распинает ее.

Невооруженным взглядом можно заметить еще одно отличие. Оно заключается в технике изготовления икон. Традиционные русские иконы должны быть написаны на дереве, и их поверхность должна оставаться гладкой, именно поэтому их часто покрывают сусальным золотом. Иконы староверов, в свою очередь, рельефные или, наоборот, вырезанные, украшены полудрагоценными камнями, стеклянной мозаикой, жемчугом и обрамлены в ризы, оставляющие иногда от изображения только лица и руки.

1 февраля 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×