Мысли

Что только истинно, что честно, что справедливо,
что чисто, что любезно, что достославно, что только
добродетель и похвала, о том помышляйте.

Флп 4, 8

Что является источником мыслей? В основном это пожелания сердца. При господстве первого вида ума мысли будут направлены на потребности тела, при развитии ума второго вида человеком будут владеть умственные интересы к науке, искусству. При наличии благодатного разума (третьего вида) мысли будут преимущественно касаться области духовной: религии, покаяния и т. д. Чем дальше человек отстоит от Бога, тем раздробленнее его мышление и беспокойнее его душевные переживания. Чем ближе человек к Богу, тем ýже круг его мыслей сосредоточивается на единой бесстрастной мысли, это особое видение или чувство ума. Самым существенным моментом в аскетическом искусстве является «хранение ума» (не отдавать его суете мира и извне навязанным впечатлениям).

Самое важное в хранении ума — память о Боге. Что случается с рыбой, вынутой из воды, то и с умом, оставившим памятование о Боге и блуждающим в воспоминании мира сего. Источником мыслей в значительной мере является и космический потусторонний мир — мир духов. Это подтверждается и Евангелием: «Диавол вложил в сердце Иуды предать Его». Когда святитель Иоанн Златоуст писал толкование на послание апостола Павла три дня, то келейник его Прокл видел стоящего с Иоанном Златоустом апостола Павла, который шептал ему на ухо свои мысли. И потому авторство толкования следует приписывать не одному святителю Иоанну Златоусту.

Многие появляющиеся у нас мысли, иногда неожиданные, бывают от Бога, Ангелов, святых и от наших невидимых врагов — слуг сатаны. Поэтому святые отцы предлагают разобраться, откуда идут мысли — от Ангела или от лукавого. Мысли бывают человеческие, ангельские и демонские — трех устроений. Демонские помыслы состоят из страстей, пристрастий, ненависти, злопамятства, осуждения. Ангельский помысл есть бесстрастное видение вещей, чтобы ум не возвышался и не унижался, не предавался бы неразумной привязанности, не был бы многопопечительным.

Преподобный Серафим считал от Бога лишь первую мысль, появившуюся в его голове. Варсонофий Великий говорит: «Через меня, малейшего, говорит тебе Бог».

Старец Зосима из Троице-Сергиевой лавры говорит: «Бывает, иногда, благоговейно страшно мне внутри себя ощущать силу и голос Божий. Знаю, что больно иногда словом моим делаю людям, а иногда Бог утешает словом моим, но я обязан говорить то, что внушает мне Бог. Своего я никогда не говорю теперь ничего-ничего. И сбывается слово Божие, потому что оно есть истина и жизнь».

Конечно, говорить о принятии мыслей от Бога и Ангелов могли лишь святые и подвижники благочестия. На людей же, находящихся в стадии очищения, влияют и Ангелы, и лукавый дух. Мы обычно не обращаем внимания, откуда появилась новая мысль, отчего зародилось желание? А ведь это так важно понять и определить. Шло ли оно справа — от Ангела Хранителя, или слева — от лукавого духа. Помыслы от демонов бывают исполнены смущения и печали. Помысл от Бога приходит с тихостью и радостью.

Добрый Ангел тих, скромен, кроток, мирен. Он внушает чистоту, справедливость, целомудрие, ласковость, снисходительность, любовь и благочестие. Злой ангел злобен, гневлив, безрассуден.

Способность к различению мыслей является достоянием уже зрелых в духовной жизни. Схимонах Силуан пишет: «Любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая, дичает и не хочет молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет ее и свободно влагает в ум что хочет и перегоняет от одних помыслов к другим». «Борьбу с помыслами Господь принимает за мученичество» (святой Варсонофий).

Стяжавший непрестанную молитву не имеет времени и подумать о чем-либо земном. Непрестанная молитва предохраняет от влияния темных сил сатаны. В отдельных случаях, когда нам надо быстро найти верное решение, надо усердно, внимательно, от всего сердца попросить Ангела Хранителя прийти к нам на помощь и показать правильные мысли. А когда получим просимое, то, конечно, надо мысленно поблагодарить его.

Душа — невеста Христова. И как тело надо хранить от видимого греха, так и душу, и ум надо хранить от непотребных помыслов. Грешная мысль, навязанная извне и не имевшая сочувствия у человека, не считается грехом.

В одном монастыре жил инок, у которого заметили одну странность. Когда он шел один, то часто поворачивался в левую сторону и вполголоса говорил: «Отрекаюсь». Это он отрекался от навязанных, не угодных ему мыслей сатаны. «Я не хочу отвечать за чужие мысли», —
объяснял он монахам и инокам. Он мудро поступал, пресекая течение прилогов словом «отрекаюсь».

Счастлив тот, у кого мышление не мечтательное. За случайные мысли мы не ответственны, но за желания мы несем ответственность. Архиепископ Иоанн пишет: «Одним волоском помыслов, как паутина тонким, от человека может заволокнуться все небо». Протоиерей Иоанн С.: «Мысли человека имеют крайне сильное влияние на состояние и расположение его сердца и действий».

***

Из книги «Близок к нам Господь: Жизнеописание, воспоминания духовных чад и труды схиигумена Саввы (Остапенко)», выпущенной Сретенским монастырем. Книгу можно приобрести в магазине московского Сретенского монастыря.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Людмила Рощина22 сентября 2017, 22:28
Избави, Господи, от помыслов лукавых!
Анжела Виноградова 8 февраля 2016, 13:42
Очень вовремя для меня! Спасибо огромное за статью! Ещё бы где найти труды на подобную тему.
Юрий*14 мая 2011, 23:34
Спаси, Господи!
Дмитрий 8 мая 2011, 19:06
Спасибо!Коротко,понятно,ясно,без лишних слов.Дмитрий.
Муся77718 февраля 2011, 23:48
Спасибо!
Людмила18 февраля 2011, 17:49
Спасибо
Александр14 февраля 2011, 21:14
Статья очень понравилась.Спаси ГОСПОДИ!
мнение 5 февраля 2011, 19:17
у схиигумена Саввы есть хорошая молитва на тему дня:
МОЛИТВА ОТ АНТИХРИСТА

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, избави от обольщения, близ грядущего, богомерзкого, злохитрого антихриста, и избави от всех козней его, и укрой всех нас от коварных сетей его в сокровенной пустыне Твоего спасения, и не дай нам, Господи, убояться страха диавольского паче страха Божия и не отступить от Тебя и от Святой церкви Твоей, но даждь нам лучше, Господи, пострадать и умереть за имя Твое Святое, и Веру Православную, но не отречься от Тебя и не принять печати проклятого антихриста и не поклониться ему. Даждь нам, Господи, день и ночь плач и слезы о грехах наших и пощади нас, Господи, в день страшного Суда Твоего. АМИНЬ. Схиигумен САВВА
Алексей 4 февраля 2011, 19:10
Спасибо
Алексей.
Михаил 4 февраля 2011, 16:17
кратко и ёмко
спасибо:)
stupid01 4 февраля 2011, 15:39
Еще про мысли - Фаддей Витовницкий "Мир и радость в Духе Святом"
Владимир 4 февраля 2011, 12:19
1.Вышеизложенная замечательная статья Схиигумена Саввы( Остапенко), как раз в тему не по теории, есть смысл остановиться, не в осуждение, ибо Един у нас Ищущий и Судящий. Впрочем, некоторые статьи не для печати, а для Церкви. Господа назвал бы Святым Духом, им живем, и будем жить, но только не по плоти, которая по немощи на сегодня, предает анафеме имя Его. По плодам их узнаете, не может доброе дерево давать худые плоды, равно , как и худое добрые, но и по тому, кто что и с чего – собирает, или в слове улавливает. « Либо признаем дерево добрым , либо худым». А в Его устах нет лести и нет места лицемерию, и нет слова «если». Слово Божие говорит, (говорю не я, ибо всяк человек лож и я тож) говорит Слово Божие: «добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его; всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету; от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься; а он благ и к неблагодарным». И как от Ангела писца не укроешься в потаенном месте, впрочем, как и от самого себя, в этом и заключается печать Божия, или печать зверя, и это число - человеческое. «Здесь ум , имеющий мудрость; и птицы напитаются их трупами». (Иоанн Богослов)
Владимир 4 февраля 2011, 12:18
2. «Свидетельство Иисусово есть Дух пророчества». И Ему во свидетельство ненужно третьих лиц и человеческих подписей в удостоверение, а сомневающийся будет искать в подтверждение своей правоты третьих лиц . Слово Божие говорит: « не принимаю свидетельств от человеков, и это Он говорит о светильнике сияющем и не гаснущем, об Иоанне Крестителе, Илии , которому должно прежде придти, и никто сильнейший из пророков не приходил на землю, ибо , как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, так и Мои знают Меня….» И как апостол Павел говорит: « если наша неправда во славу Божию, то уничтожит ли наша неправда правду Божию, как с ним умерли (умерли плотью, и как Давид говорит: « Он собрал морские воды воедино, как груды камней положил в хранилищах». Но первый мир от воды потоп - плоть Адама, второй мир подлежит Огню, ибо второй Адам , он же и первый - Дух Животворящий), так с Ним и оживем, если терпим, то с Ним и царствовать будем, если мы отречемся, то и Он отречется от нас, мы неверны, то Он остается верен, и Сам Себя отречься не может».
Владимир 4 февраля 2011, 12:17
3.Бог не неустройства, а устройства, и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины, потому и дана нам наука о духах христианского вероучения, и ни в каких высших учебных заведениях ее не освоишь, тем более в комментариях. И не только наука о духах, но и « Слово Божие стало плотью». (Иоанн Богослов) Спасение утопающего, дело рук самого утопающего. Но чья рука всегда рядом? Та, чья хочет погубить, или рука Того, у Которого нет ни тени сомнений, ни тени перемен. Готовое сердце - свободное сердце, свобода сердца в чистоте сердца, а чистота сердца в выборе, в выборе. «И если око (ум) нечисто, то каково тело». Потому каждый принимает Слово Божие по расположению своего ума, а у Него ни тени сомнений , ни тени перемен, как в Духе, так и в слове, и в Его слове нет слова « если», слово «если» принимается по расположению своего ума. И сам о себе не сужу , есть Ищущий и Судящий. Сказано мудрость спасется, но Кто нам ее дает, ибо, всяк человек ложь и я тож.
Владимир 4 февраля 2011, 12:17
4.Но Соломон говорит: «кто любит мудрость , того любит Бог», ибо Страх Божий ненавидеть зло познать нам мудростью дано, а «кто любит Бога , тому даны знания от Него» ( ап. Павел) И не знал сорок лет, что Люблю Его. Хотел бы избавиться от знаний, но знания затмевают, Дух Божий проницает и глубины Божии, да и избавиться не в моих силах, а в Его, но тогда напрасно и прожита жизнь, напрасен труд, напрасно был мертв сорок лет Духом, да и сегодня носим Его мертвость в своем теле. Еще после первого поста увидел вызов дать совет, но прошел мимо. Ибо, «Слово Его, не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы». (ап. Павел) И невозможно руководствоваться словом Божиим из Святого Писания, ибо, кто говорит, что он все знает, то он ничего не знает без жития по Божьему слову. Гордость говорит в безумии, а мы безумны Христа ради, говоря словом Божиим, ибо не от себя говорим, а что видели и слышали, но слово проповеди для погибающих только юродство есть, ибо духовное глотком воды не выпьешь, впрочем, как и жизнь ближнего. Своих принимаем во имя свое, а Духа вместить не можем. «И кто познал ум Господень, чтобы мог Его судить ( как бы нам самим не подпасть в осуждение, в руки Бога Живаго, ибо в огне познаем от кого мысли, и кто, что собирает, но останется ли остаток, и здесь любовь не плотская, но духовная, но еще есть суббота, а не сучок в глазе брата твоего); благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.» ( ап. Павел)
Алексей 4 февраля 2011, 10:42
Спаси Господи! Статья весьма полезная, назидательная. Возникающие мысли надо рассматривать, "испытывать" (по слову апостола Павла). А испытывать так: К Богу они ведут или ОТ Бога. Храни вас Господь!
Святослав 3 февраля 2011, 22:20
Слава Господу, и богоносцам.
Еще труд-Иоанн Крондтштатский
"Борьба со страстями"
Д. Гизитдинов 3 февраля 2011, 13:52
Схиигумен Савва еще многим и многим людям принесет несметную духовную пользу своими простыми и глубокими поучениями.
Эдуард 3 февраля 2011, 12:33
Я согласен со словами: Апостол Павел говорит : « кто сомневается на том грех, а кто не сомневается на том нет греха». Но разве людям можно говорить, что у них злое сердце ?ведь перед Господом все равны, если говорить это с осуждением - это грех, ибо где то рядом ходит гордость, что у кого то сердце чистое, а у кого то - нет. Людям ведь Господь сам показывает, что они делают не так. И просят они Господа наставить их на путь истенный.
Эдуард 3 февраля 2011, 00:38
а если много мыслей грешных, что тогда ? отрекаться от жизни и почти все время быть в молитве ? мне помогают молитвы но все равно чувствую что за день накапливается плохое.
Владимир 3 февраля 2011, 00:27
1.Как воина готовят к битве, в прямом смысле и на духовном уровне, зная врагов своих не только через мученичество мысли, но и в лицо. Но самое действенное учение, вначале опыт, а затем теория. Но без Глаголов Вечной Жизни, потеряв надежду, мы бы пребывали в тени смертной не только телом , но и духом. Тогда ни к чему и борьба, различение не только мыслей , но и духов, ибо и апостол Павел говорит, и говорит коротко: « вы еще не до крови сражались », ибо плоть сочтет за безумного, а духовный и так услышит, но и словом на одном полотне не вместишь, да и словом упраздним духовный опыт, ибо слово проповеди для погибающих, только юродство есть, только одним глотком воды не выпьешь. Но из колеблющегося вне колеблемое, как по Духу, так и по мысли, Того, у Которого нет ни тени сомнений, ни тени перемен. Святой Дух есть Дух Истины, ибо и житие по Божьему слову есть истина христианского вероучения, а пророчество не имеет двойственного толкования.

Владимир 3 февраля 2011, 00:26
2.Глагол Божий есть Меч Духовный и от духов злобы поднебесной во главе, и от их мыслей, и от воздействия через людей, но и для проповеди, ибо к чистому, грязное не прикасается, а если и прикасается, то грязным пятном тут же обнаруживается. Достаточно одной тени грязной мысли, и вокруг тут же образуется пропасть тьмы. Из доброго сердца исходит доброе. Из злого, исходит злое, от переизбытка зла в сердце. По плодам их узнаете, не может доброе дерево давать худые плоды, равно , как и худое добрые. Как и из одного источника не льется соленая и сладкая вода. В силу своих похотей рождаем грех. А Святой Дух действует в нас по Своему изволению. Апостол Павел говорит : « кто сомневается на том грех, а кто не сомневается на том нет греха». Не по делам плоти, не по их смердящей букве , а по благодати Божией, имеем доступ к Нему через Единого Святого Духа. Благодать Святого Духа с Отцем и Единородным Сыном Его со всеми нами . Аминь.

Renata 2 февраля 2011, 20:22
Etu zamechatelnuiu knigu Ia,slava Bogu, prochla. Ona nastolko mudraia, chto hochetsia k nei vozvrachiatsia snova. Mnogo poleznogo i pouchetelnogo. Schastlivi te, kto obschialsia s Shiigumenom Savvoi, bili ego duhovnimi chadami.Hrani, Gospodi, veru Pravoslavnuiu.
Renata.
Ольга 2 февраля 2011, 20:18
Да, хорошие "Мысли". Но все же, хочется пожелать тем, кто только пришел к вере( да и всем остальным, включая себя )
не путать два разных процесса: процесс мышления и борьбу с помыслами.
Т.е. борясь с помыслами не теряйте способности мыслить. :))
Враг, конечно, хитер, но мыслить можно и даже нужно.
Елена 2 февраля 2011, 17:58
Прекрасный труд! Многие святые отцы затрагивают эту тему.Хорошо об этом повествует Феофан Затворник.
Иисусова молитва,самая сильная, которая помогает держать ум свой в Боге и покаянии. Только, тот кто начал это делание,не должен оставлять его, иначе большое нападение бывает на человека,
знаю по своему опыту.
Михаил 2 февраля 2011, 17:54
СпасиБо! буду стараться)и главное вовремя, а то устал бороться с унынием теперь понимаю что надо усерднее бороться))
Храни Господи монашествующих.
Елена 2 февраля 2011, 16:08
Эта книга вообще была моей первой книгой-настольной-когда я начинала воцерковление- и насколько полные в ней ответы на все мои вопросы я нашла!! всем её рекомендую как настльную! Спаси Господи!!
Ольга 2 февраля 2011, 16:01
Полезная статья. Спаси Господи!
Татиана 2 февраля 2011, 15:22
Спасибо! Коротко, понятно, вразумительно!Обязательно поделюсь Вашими "Мыслями" со своими близкими- всем во благо.

Храни вас Господь!

Татиана
Надежда 2 февраля 2011, 15:22
Обязательно куплю книгу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×