Размышленияо бессмертной душе
Совесть — это зоркий страж и судия наш.
Преподобный авва Дорофей так говорит: когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, просвещающий ум и показывающий ему, что — хорошо и что — плохо. Это наша совесть.
В Священном Писании совесть именуется «соперником «, так как она всегда сопротивляется нашей злой воле.
Бог, творя душу человеческую, всеял в нее семена всех добродетелей. Для их правильного возрастания необходимо воздействие со стороны Бога. Но при наличии свободной воли в человеке может он сам решать, принимать или нет эти благодатные воздействия. Вот тут и должна проявить себя наша совесть.
Голос совести, по мнению святителя Феофана Затворника, это проявление действия в нас духа высшего начала нашей жизнедеятельности.
Человек получил от Бога свободную волю и способность разумно рассуждать и выбирать пути своей жизни. Умом, душой и сердцем он самостоятельно решает, как поступить, и, соответственно, выполнять или не выполнять волю Божию. И тут уже дело совести нашей «подсказать» душе, на правильном ли она пути или уклонилась от него, отдалив себя тем самым от Бога и изгнав Его из своего сердца, то есть места Его законного пребывания в нас.