Опыт построения исповеди
Все мы почти всегда бываем рабами помыслов. Они врываются в сознание, засоряя его ненужными, пустыми, даже вредными, развращающими представлениями, картинами, воспоминаниями.
Постепенно возрастающую силу захвата нашей души помыслами святые отцы изображают так:
1. Вначале является так называемый прилог. Этим именем называют всякий простой помысел, или представление какого-либо предмета, или какую-либо мысль, пришедшую на ум человека.
2. Мы замечаем этот предмет или эту мысль, начинаем присматриваться к ним. В этом случае мы не отталкиваем помысла и дозволяем ему остаться в нас, хотя и не принимая его. Это называется сочетанием.
3. К возникающему помыслу мы начинаем относиться сочувственно, склоняемся к нему и готовы последовать ему. Это называется сложением или соглашением с помыслами.
4. Помысел невольно или принудительно овладевает нашим сердцем, сливается с ним как бы в одну жизнь, удерживается в нем и разрушает наше доброе устроение. Этот момент называется пленением.
5. Высшая степень овладения нас помыслами именуется страстью. Это происходит тогда, когда долгим временем угнездившийся в душе нашей злой помысел становится как бы ее нравом и постоянной привычкой.
Господи, прости нам нашу предельную беспечность в деле спасения нашей души!