У
православных христиан всегда было
принято помогать нищим, больным,
благодетельствовать сиротам и
вдовам. Радость, которую при этом
испытывает тот, кому помогают, едва ли
больше той, которую чувствует
помогающий.
Фото Ольги Новиковой
Скорая интернет-помощь
Современную жизнь невозможно представить без Интернета, лично я много времени провожу в сети. И на какой бы сайт я ни зашла — везде вижу призывы о помощи. Количество детей, нуждающихся в срочном дорогостоящем лечении, на которое у их родителей нет средств, ужасает. Кто-то может пройти мимо этих объявлений, а кто-то не может — и тогда у него начинается новая жизнь.
Так она началась у Евгении, волонтера одного из многочисленных интернет-сообществ, объединившихся ради помощи детям:
— Фотография маленькой Саши Гавриловой перевернула мое сознание,— вспоминает Женя.— Девочка страдает самой тяжелой формой детской эпилепсии — синдромом Отахара, ей срочно требовалась дорогостоящая операция в Германии. Я больше не могла жить как прежде. Захотелось помочь этой малютке побороться за ее еще такую коротенькую жизнь.
Однако когда Женя увидела, что Саше требуется более 70 тысяч евро, она подумала, что собрать такую сумму будет нереально. К счастью, желающих помочь оказалось очень и очень много. Большинство из них нашлись благодаря Интернету:
— Работал принцип «из уст в уста»,— рассказывает Женя,— все, кто, как и я, не смог пройти мимо фотографии маленькой девочки, копировали информацию и размещали на своих персональных страницах в социальных сетях, а на таких интернет-ресурсах, как «Одноклассники» и «В контакте», были созданы целые сообщества, посвященные Саше. Там можно было в подробностях узнать ее историю, увидеть документы, узнать контакты и любым доступным способом помочь. Очень удобно, что сегодня это можно сделать всего за несколько минут, не выходя из дома,— перевести деньги с помощью компьютера или мобильного телефона.
Саше помогали люди с разным достатком и социальным статусом, кто как мог: телеведущая Татьяна Лазарева написала про нее в своем блоге, крупный торговый центр перечислил на счет девочки один миллион рублей. Так, в короткие сроки была собрана необходимая сумма, и Сашенька смогла пройти лечение в немецкой клинике.
— Я теперь знаю, что помощь другим — это помощь, на самом-то деле, в первую очередь самому себе,— уверена Женя.— В такие моменты ты узнаешь, что такое радость души, ты понимаешь, что живешь, а не просто существуешь в череде событий и дел. Помощь ближним — это как лекарство для души.
«Неперспективные»
Однако есть истории, в которых практически нет места чуду: истории о неизлечимо больных или неперспективных детях — так их называют врачи. О них не пишут и не говорят, а благотворительные фонды зачастую не очень охотно занимаются теми, кто никогда не сможет ходить, самостоятельно есть, говорить. А между тем таким детям каждый день нужны медикаменты, специальный уход, питание, памперсы… Их невозможно вылечить, но разве можно отвернуться от них по причине «бесперспективности»?
Ирина — мама именно такой девочки. Зря говорят, что один в поле — не воин. Еще какой воин. Каждый день Ирина воюет за жизнь своего ребенка с тяжелыми диагнозами, отсутствием денег, безразличием врачей и чиновников от медицины. Потому что Ирина любит свою бесперспективную дочь, и благодаря этой любви девочка, перенесшая неоднократные приступы и остановки сердца, живет уже пятый год.
— Да это не жизнь! — скажут многие.
— Это решать не нам с вами,— уверены те, кто помогает Ирине в ее борьбе.
О том, что никто не имеет права делить детей на «перспективных» и «неперспективных», говорит и руководитель отдела по делам благотворительности и социального служения Саратовской епархии священник Сергий Кляев:
— Это очень напоминает положение дел в древней Спарте, где слабых и больных людей просто сбрасывали с обрыва. Слава Богу, мы живем не в Спарте, и у нас каждый человек имеет право на нормальные условия жизни, тем более больные дети. Им нужен особый, усиленный уход.
Такое внимание волонтеры епархиального Общества милосердия стараются уделить больным детям, лишенным материнской ласки и заботы.
— Впервые я услышала это слово — «неперспективный» — в больнице, где мы ухаживали за отказными детьми,— рассказывает одна из волонтеров Ольга.— Там лежал маленький отказничок с диагнозом «спинно-мозговая грыжа». На него было тяжело смотреть.
Дорогостоящее и длительное лечение не гарантировало никаких результатов, тем самым делая его неперспективным в глазах специалистов. Малыш жадно ловил каждое слово, обращенное к нему. Внимательно слушал, когда волонтеры с ним разговаривали, улыбался, когда ему читали, радовался, когда играли с ним. Обычный ребенок, не подозревающий о своей «неперспективности». Как сложится его дальнейшая судьба? Ведь рядом с ним нет мамы, готовой бороться за него.
— Наша беда в том, что мы заражены равнодушием,— считает Женя.— Можно оправдаться тем, что сейчас очень непростое время, многим из нас приходится буквально выживать, и каждый живет своим маленьким мирком, своими проблемами и заботами. Большинство из нас рассуждает так: «Я не в силах изменить что-либо, и моя помощь — лишь капля в море», или что помогать в таких случаях должно государство. Но ведь мы сами и есть государство. Мы зачастую думаем, что помогать должны не мы, а кто-то другой. Но мы сами и есть эти «другие»! Важно помнить, что именно в нашей православной традиции сострадать и творить добро. Главное — захотеть помочь, тогда и возможности найдутся.
Наука помогать
Но иногда благие намерения оборачиваются для тех, кому помогают, настоящей головной болью. Многие ли из нас знают, что при получении от благотворительных фондов или крупных компаний денежных средств на лечение детей-инвалидов или покупку для них дорогостоящего медицинского оборудования необходимо заплатить налог — 13 процентов от стоимости пожертвования? Иногда сумма такого налога равняется пенсии по инвалидности (а именно она зачастую является основным источником дохода семьи) и может даже превышать ее, что ставит родителей детей-инвалидов в трудную и неловкую ситуацию, лишая радости от полученного дара. Нередко им приходится снова идти к благотворителям и просить оказать помощь теперь уже на оплату налога. Поэтому люди, работающие в фондах или компаниях, занимающихся благотворительностью, и искренне желающие помочь детям-инвалидам, заранее делают все возможное, чтобы помощь не была обременительной.
— Для того, чтобы помощь приносила только радость, нужно приложить немало усилий,— считает отец Сергий.— Помогая ближнему, нельзя причинять ему боль. Нужно внимательно относиться к человеку, думать о нем и стараться делать все так, чтобы он не чувствовал себя униженным. Творить добрые дела нужно обдуманно и с благословения духовника. И тогда ваша собственная радость от того, что вы сделали доброе дело во имя Христа, будет совершенной.