Церковь, вступившая в подвиг поста

Отношение к посту – один из критериев оценки веры.

Правда, конечно, что человек сам себе не судья. Справедливую оценку мы ни себе, ни ближнему вынести не можем. Потому и глубокий, истинный суд над нами принадлежит только Богу, а нам сказано: не суди. Но отношение к посту – это все равно критерий. Любишь Церковь как мать или не любишь, имеешь ли собственный опыт пользы от воздержания или нет, раболепствуешь ли мирским обычаям или ценишь свою внутреннюю свободу – все это проявляется в отношении к посту.

Еще поезд, в одном из вагонов которого едет издалека к любимому парню девушка, не пришел на вокзал, а молодой человек уже ходит по перрону, глядя на часы, и сердце его то замирает, то вдруг сильно-сильно забьется в груди. Юноша ждет. Томлением, ожиданием и предвкушением счастья называется его состояние. С таким же замиранием сердца нужно встречать и приближающийся пост.

Весна души, очистительный труд, взятый на себя ради достойной встречи Пасхи, – вот что такое пост. Самораспятие, добровольное умерщвление своего гордого и лукавого обычая ради приобщения к Воскресению Христову – это пост. И «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24).

Приближаться к посту с чувством возрастающей внутренней радости – это значит ощущать благоухание пасхального возгласа «Христос воскресе!» и сознательно стремиться в тот мысленный рай, откуда этот запах изливается. «От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро» (Песн. 1: 2).

Цивилизация, выросшая из христианства и прирастившая к своему корню приставку «пост-» – это цивилизация, разъедаемая индивидуализмом. Отношение ко всему на свете определяется «личным выбором» и «частным мнением». «Мне так хочется» и «я так думаю», – говорят люди по любому поводу. Как ни странно, именно в таких условиях у людей остается все меньше способностей выносить личные продуманные суждения. Думают они все чаще одно и то же, поскольку информацию черпают из одних и тех же телеэфиров. Торжество индивидуализма на деле приводит к торжеству бесцветности и невыразительности. В отношении к религии эта серая бесформенность прячется за общие фразы вроде «не лезьте мне в душу», «вера – это личное дело каждого» и проч.

Говоря о посте, зачем мы касаемся этих предметов? Затем, что Истина объективно существует, и раз это так, то Ей надо служить. Верующий человек как раз и стремится служить воплотившейся Истине – Христу, а человеку при этом со всех сторон поют, хоть и на разные мелодии, одну и ту же возрожденческую песенку: дескать, Истины нет; религия – дело частное; на вкус и цвет товарищей нет и так далее. За этими песнями кроется единственный мотив – «гуляй, душа!», и одна бесовская молитва – «да будет воля моя». В таких условиях верующий человек самой жизнью и фактом исповедания веры вызывается на бой. Забрало опущено, его имя названо, барабаны забили и трибуны замерли.

Стоит ли напоминать при этом, что, хотя все мы позваны на бой, далеко не все из нас в душе – воины? Где же искать выход и разрешение конфликта? В чувстве соборности!

Надо возгревать и воспитывать в собственной душе чувство принадлежности к Вселенской Церкви. Как бы ни было мало постящихся и молящихся людей в зоне нашего непосредственного наблюдения, тем не менее мы постимся вместе и одновременно с миллионами верующих людей. Символ веры, который я исповедую, не есть мною сочиненное личное «кредо». Это вера Апостольской Церкви, вера, в которой спаслись уже миллионы душ и еще миллионы спасаются. Праздники, которые мы празднуем, охватывают не тех лишь, кто виден нам в храме по соседству, а еще несметное количество людей, на разных языках в это же время воспевающих Господа. Это же относится и к посту. Ты постишься не ради личной прихоти, а ради Христа. Постишься не тогда, когда захочешь, а когда Церковь благословила. Постишься не один, а вместе с множеством братьев и сестер, чей невидимый труд укрепляет твою слабую в одиночестве душу.

Чувство соборности – это ощущение связи с Церковью, рассеянной по Земле, и с «торжествующим собором и церковью первенцев, написанных на небесах» (Евр. 12: 23). А раз так, то все гораздо легче и радостнее, чем кажется на первый взгляд при усмотрении пошлости в повседневности.

Можно молиться: «Господи Иисусе Христе, молитвами всех кающихся пред Тобою прими и мое покаяние»; «Молитвами всех искренне постящихся и смиряющих пред Тобою сердца свои научи и меня поститься».

Так мы вступим в область духовного общения не просто с теми, кого привычно называем «братья и сестры», а с настоящими братьями и сестрами по духу молитвы и покаяния, с реальными родственниками большой церковной семьи.

Можно и нужно не только молиться о милости для себя по молитвам их, но просить также: «Господи, прими всех обращающих сердца к Тебе. Выслушай людские мольбы и просьбы. Прости грехи всем, кто плачет о своих грехах». В силу того что молитва веры не бывает бесполезной, хоть одну душу и хоть на секунду мы таким образом поддержим.

Подобные молитвы есть истинная соборность и настоящая победа над мелким эгоизмом и заплесневелым индивидуализмом, засевшим в мозги нашего современника, как неотвязная мелодия пошлого шлягера. Это подобие тех молитв, которые приносятся в субботу накануне Прощеного воскресенья. В этот день Церковь совершает память всех мужей и жен, которые достигли подлинной святости в посте и молитве. Это преподобные и юродивые. Их молитвенной помощью стремится заручиться Церковь, чтобы те, кто оружием поста посрамил диавола, помогли и нам в подобной борьбе.

Итак, никто из нас не является воином-одиночкой. Каждый из нас, напротив, должен занять свое место в общем строю. Дисциплинированное войско, послушное командиру (даже если каждый в отдельности воин далеко не «универсальный солдат»), всегда разгромит врага, в рядах которого каждый боец – храбрец и герой, но общая дисциплина и единство отсутствуют.

Чувство духовного локтя и ощущение принадлежности к великому войску, возглавляемому воскресшим из мертвых Иисусом Христом, способно будет превратить нашу личную слабость в соборную силу. И то, что до поста и без поста годами не удавалось изменить в своей бедной душе, поддастся изменению силою благодати, даруемой от Бога постящейся Церкви.

Так что вперед, Христовы воины, навстречу Воскресшему! Се бо прииде Крестом радость всему миру! Вперед, укрепляя и ободряя друг друга, и спин врагу не показывать! Добавим мысленно на время поста три слова в Символ веры: «Верую во едину Святую Соборную, вступившую в подвиг поста, Апостольскую Церковь!»

Комментарии
Нина 2 марта 2023, 13:52
Какое счастье читать и слушать мудрого пастыря.Сердце ликует, душа радуется и готова на подвиг.Ведь я не одна, а с Богом, чудесными батюшками и родными по духу братьями и сестрами.Слава Тебе, Господи, слава Тебе, что позволил веусить такую радость от сопричастности к свету и истине.
Татьяна18 марта 2016, 15:23
Отец Андрей, спасибо Вам!!! Вы привели меня к вере!Спаси Господи Вас!
Михаил20 июня 2011, 19:15
Начало поста Петрова! И в начале его очень помогает такой бодрый и жизнеутверждающий посыл на мужественное молитвенное стояние с помощию Божией с единомышленниками. Молитвами всех святых от века Богу благоугодивших да помилует нас всех Господь и укрепит в Вере Православной.
Людмида из Тбилиси12 марта 2011, 23:22
Спасибо! Ваши наставления отец Андрей помогают мне понять необходимость поста и стараться его выполнять.
Татьяна11 марта 2011, 10:12
Боже,очисти нас грешных и помилуй нас!!!Спасибо,отец Андрей,за пастырское наставление.
Владимир11 марта 2011, 01:32
Спаси Христос, о. Андрей!

Все точно и своевременно, как и всегда.

О Христе,

Владимир Синенок
елена10 марта 2011, 17:18
Большое спасибо отцу Андрею за добрые слова, дающие поддержку. Сегодня четверг, заключительная часть Великого канона.Служба продолжительная,больше 2-х часов,хотя читали спринтерской скороговоркой,об умилительных песнопениях остается только мечтать.Но никто не ушел,а большинство-сестры годками далеко за 70, и,понятно,как нелегко даются им земные поклоны, но все такие стойкие.Неблизкая дорога до трамвая, темно и скользко, а утренняя служба пятницы назначена на 7 час.Роптания не слышно, значит придут. Не подвиг ли это?
Наталья10 марта 2011, 10:37
вот уж точно-мы не одиноки.вчера в Храм ходила, послушать Канон, он короткий, на 40 минут, после кто уходил, кто оставался, много народу осталось, так тронуло, когда все, как один, коленопреклоненно молили Господи, помилуй мя...

очень поддерживает такое совместное моление.
Наталия из Тбилиси 9 марта 2011, 21:48
Большое спасибо, отец Андрей, за вашу замечательную статью. Как всегда вовремя и как всегда неожиданный ракурс. В ваших статьях я всегда нахожу помощь и ответы на свои вопросы.
Наталья 9 марта 2011, 16:16
спасибо за прекрасную, ободряющую статью.очень нужные слова именно в начале поста, когда еще только формируется "привычка" к нему.

для Господа послужить-большая радость, хоть такой малостью.и что по сравнению с этой радостью "неотпразднованное" 8 марта?

зато у нас впереди Пасха! Господи, помоги дожить.
Любовь 9 марта 2011, 14:39
Спасибо,Вам за поддержку "одинокой душе".Так радостно ощущать, что не один. Слава Богу, что дает нам грешным силы и веру!Помоги всем,Господи!
Павел 9 марта 2011, 13:55
Спасибо, своевременно прозвучала статья. Действительно, в начале поста, когда (увы) для большинства из непосредственного, наблюдаемого, окружения ничего не меняется, немного колеблется чувство сопричастности к "общему делу", которое, конечно, восстанавливается в храме, и от таких вдохновенных статей.
Леван 9 марта 2011, 02:11
Спаси Господи за вдохновенную статью!
Ирина 8 марта 2011, 23:08
Отец Андрей!
Мы с вниманием слушаем Ваше пасторское слово и по ТВ и читаем на сайте.Вы делаете большое дело для нас.Спаси Вас Господь.
Михаил 8 марта 2011, 20:16
Спасибо, Вам, за слова поддержки!
Толя 8 марта 2011, 14:21
Добавим мысленно на время поста три слова в Символ веры: «Верую во едину Святую Соборную, вступившую в подвиг поста, Апостольскую Церковь!»


К Символу веры ничего нельзя добавлять. Ни во время поста, ни после него. И даже мысленно.
Максим 8 марта 2011, 11:27
Спаси Господи протоиерея Андрея! Многая ему и благая лета за такие замечательные слова статьи. Особенно понравилось как он сказал об индивидуализме, это, конечно, бич нашего времени, последствия общегосударственного стремления к демократии, расширению прав, свобод и выбора человека. Как это ни печально, но природа наша греховна и душа удобопреклонна ко греху, вот и выбираем... Укрепи нас всех, Господи, в великие дни Святой Четыредесятницы!!!
р.Б. Галина 8 марта 2011, 11:25
Отец Андрей как всегда не в бровь, а в глаз. Особенно необходимо понимание единства верующих, когда многие близкие люди и коллеги просто в непонимании находятся, чего это с ней (то есть со мной)происходит? Праздник же, а она в церковь каждый вечер летит... Спасибо за нужные слова и спасибо что нас много!!!! Поддержи нас Господь!!!
Алексей 8 марта 2011, 09:56
Помогай Господь!
Valentyna 8 марта 2011, 07:01
all advices very useful thanks a lot
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×