Омск, 18 марта 2011 г.
18
марта исполнилось 155 лет со дня рождения
Михаила Врубеля. В Омске, где
родился художник, этой дате посвящена серия
крупных художественных акций: издание каталога
произведений мастера в музейных собраниях
Сибири, Урала и Дальнего Востока, так
называемый «сиреневый» пленер и
выставка работ современников
Врубеля из фондов Омского музея
изобразительных
искусств. Рассказывают «Новости
культуры».
"Царевна-лебедь"
Запись о крещении в 1856 году в омском Воскресенском соборе младенца Михаила Врубеля вошла в реестр особо ценных документов исторического архива.
«На территории крепости, где мы сейчас находимся, недалеко от Тарских ворот, стояли деревянные обывательские дома. И здесь, вероятно, в одной из квартир и жила семья Врубелей. Дом не сохранился, и собор, где его крестили, тоже разрушен. Но дух Врубеля живет в омском пространстве», – заверяет заведующая отделом русского искусства Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Занфира Девятьярова.
«Врубелевцем» называл себя и автор проекта первого в Сибири здания Дома художника, воспитанник знаменитого Омского худпрома Евгений Степанов. В марте 1919 года заголовки местных газет призывали: «Почтите память Врубеля!». Так сибиряки отреагировали на поэтический вечер, организованный поэтом Давидом Бурлюком. Большая часть сборов от этого грандиозара «отца российского футуризма» поступила на создание омского художественно-промышленного училища имени Михаила Врубеля. Омский Худпром просуществовал всего десять лет, но творения его педагогов и студентов, которые называли себя врубелевцами, сегодня стали одной из самых востребованных коллекций Омского музея изобразительных искусств.
По рекомендации Саввы Мамонтова молодой Врубель создает плафоны для особняка Елизаветы Дункер – дочери московского предпринимателя и коллекционера. Несколько десятилетий о живописных шедеврах ничего не было известно. Следы омских плафонов удалось отыскать лишь в автобиографии Врубеля. А сегодня сотрудники Омского музея завершают работу над еще одним уникальным изданием.
«Мы предполагаем издать каталог работ художника, находящихся в собраниях за Уралом. Мы обратились за помощью к музеям Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Кыргыстана», – рассказывает заместитель директора Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Фарида Буреева.
Круг современников Врубеля – это еще одна тема, которую вот уже несколько лет изучают сотрудники омского музея. Бенуа, Бакст, Петров-Водкин, Рерих, Серебрякова. Открытием юбилейной экспозиции стали восстановленные реставраторами рисунки из серии «Каприччи» Виктора Замирайло.
«Замирайло – этот тот художник, для которого Врубель стал не только примером в искусстве. Работали они над одними и теми же образами», – поясняет заведующая отделом графики Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Галина Севостьянова
Один из самых любимых врубелевских образов омским художникам предстоит запечатлеть этой весной. Когда в сквере, где установлен единственный в стране памятник Михаилу Врубелю, распустится сирень и в городе на Иртыше пройдет «сиреневый пленер».