Ежегодно в конце января в Москве открываются Международные Рождественские образовательные Чтения. Первый раз это произошло в январе 1992 года: с наступлением нового периода в жизни страны наступил новый этап взаимоотношений Церкви и государства. С самого начала Чтений главная задача Церкви была — осуществить тесное взаимодействие между Церковью и государством в области образования и воспитания, ввести в школьных учреждениях предмет “Основы Православной культуры”, который рассказывал бы молодому поколению об основах Православия. Рождественские Чтения стали, таким образом, местом сближения Церкви и общества, науки и религии, духовного просвещения и светского образования.
В дни, когда проходят Чтения, со всех концов страны, из дальнего и ближнего зарубежья собираются церковные и светские деятели. Каждый хочет вложить свою лепту в дело просвещения. Что значат Чтения лично для каждого, как участники относятся ко всему происходящему здесь, как представляют себе будущее Чтений — это мы и постарались узнать в беседах со священнослужителями и мирянами, участниками Международных Рождественских чтений.
Председатель Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Рождественские Чтения прежде всего важны тем, что они помогают развивать отношения Церкви и общества, углублять и укреплять связи и взаимопонимание здоровой интеллигенции с духовенством. Состоялась уже четырнадцатая встреча, и постепенно резонанс в обществе увеличивается, и, наверное, как в физике, так и в духовной жизни, настанет момент критической массы, когда благотворные силы сами начнут работать. Пока мы раскачиваем то, что закостенело, формировалось в течение десятилетий — множество стереотипов, нездоровых комплексов, которые пришли к нам с Запада. Раскачиваем и уверены, что наши действия увенчаются успехом.
Жаль, что темпы не такие, какие хотелось бы, но я все же вижу нарастание и увеличение потенциала. Думаю, близко время, когда, может быть, все преобразится. Отец Андрей Кураев сказал сегодня на пленарном заседании, что надо больше заботиться о молодом поколении, потому что оно наше будущее, как ни тривиально это звучит. Безусловно, наша деятельность должна быть многосторонней, но школа, молодежь — требуют больше всего нашего внимания. Все, конечно, необходимо делать с помощью средств массовой информации. Православные каналы и программы — это одно, но надо думать, чтобы как-то ограничить негативную массу, идущую через средства информации — то, что разлагает, озлобляет, дурачит людей. Это два разных направления, параллельные друг другу — надо развиваться и в том, и в этом направлении. Православные передачи — одно, обыкновенные телевидение — другое. И одно другому не мешает. Пытаются нас отвлечь — “Вы православные, давайте, все свое создавайте, ищите себе кадры”. “Подождите — нельзя, когда загазованная атмосфера, когда грязь, говорить о чистоте. Сначала надо очищать атмосферу, среду, прежде чем начать распространять благоухания. Можно кадить, где прокурено, но эффекта никакого не будет …”
Диакон Андрей Кураев
Профессор Московской Духовной Академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.
Прошедшие Рождественские чтения принесли нам два новых обстоятельства: первое — обструкция министра образования, которая произошла во время его выступления в Первый день чтений на пленарном заседании в Государственном Кремлевском дворце. Я прекрасно понимаю эмоциональный настрой зала, но христианин, тем более священник и архиерей, не всегда может позволить себе роскошь эмоционально открытой реакции. Попробуем рационально просчитать, что будет дальше. Итак, министр пришел в церковную среду, которая проявила враждебность по отношению к нему. На следующий год на Пятнадцатые Рождественские чтения министр захочет к нам прийти? Маловероятно.
О том, что у него напряженное отношение к нашему форуму, будет хорошо известно в аппарате министерства образования. Еще известно то, что чиновники всегда чутко прислушиваются друг к другу. Когда через год батюшки и архиереи на местах, в своих регионах, начнут предлагать департаменту образования: “А поедемте со мной в Москву”, то эти региональные чиновники спросят: “А наше начальство там будет? У вас с вашим начальством одни интересы, а нам важно, будет ли там наше начальство”. И позвонят в Москву, в министерство, по своим неформальным каналам, где им пояснят: “Ты знаешь, в прошлом году нашего министра на этих чтениях освистали, он, скорее всего, не пойдет”. Подумайте сами, с точки зрения нормального чиновника: какой чиновник позволит себе пойти на такое собрание, где освистали его начальника. Насколько я себе представляю аппаратную логику, изрядная часть чиновников захочет воздержаться от этой поездки. Понятно, что такая проблема будет не только в самом министерстве, но и на региональном уровне в отношениях с отделами образований.
Второе обстоятельство — может быть, вы видели перед входом в Кремль, перед Кутафьей башней, в первый день Чтений стояли люди и раздавали синенькие листочки с приглашением на секцию “Шестоднев”, одну из секций наших Рождественских чтений, которая называется “Святоотеческое учение о творении мира”. Ни одна другая секция, по-моему, не раздавала подобных листовок. Сразу возникает вопрос: “Почему вдруг такая, простите, сектантская активность у одной из секций?” А штука в следующем — на этой секции будет сказано, что на самом деле мир создан за шесть дней, где каждый день хронометрически занимает ровно двадцать четыре часа. А кто считает не так, тот гнусный еретик, апостат, католик и так далее. Ну а теперь, подумаем, что это означает для контактов школы с Церковью. Представьте себе, что я очень хочу попасть в какой-то дом, быть принятым этим домом. Я не скрываю своего желания быть представленным хозяину и хочу постоянно иметь пропуск в его домашний круг, быть своим в его доме. Но при этом также совсем не скрываю, что хозяина дома я считаю придурком, что, если меня пустят в дом, я для начала уволю всех слуг, потом поменяю обои в гостиной, разобью унитаз и сменю мебель в спальне. И после всего есть ли у меня право удивляться, почему мне не приносят приглашение? Если я на каждом шагу твержу — “Вот именно так я и сделаю!” Как же мы можем обижаться, что нас не пускают в школу, если наши люди и священники на каждом углу кричат: “Вот пустите нас только в школу, и мы там ваших дарвинистов придушим, литераторш уволим с их Михаилом Булгаковым и Львом Толстым, программу перекроим”? Мы утверждаем, что мы культура, носители культуры, — так давайте проявим готовность читать и понимать культурные тексты. Докажем, что мы умеем понимать отличие художественного текста от Катехизиса. (Речь идет о “Мастере и Маргарите” Булгакова). Мы говорим, что мы наука, и что мы принесем научное мышление, так простите, тогда давайте доказывать, что мы умеем понимать методы научного познания в других дисциплинах. Мы утверждаем, что наше присутствие в школе снизит число суеверий, тогда почему в лавке отдела “Религиозного образования и катехизации” здесь, на Рождественских чтениях в Кремле, продавалась идиотская и позорнейшая брошюра о телегонии. И мы после этого удивляемся, почему нас не пускают!..
Однако, рапортуя участникам чтений, хочу сказать, что одна идея, которая прозвучала во второй части выступлений, вызвала, может быть, самое искренние понимание со стороны светских слушателей — это совершенно справедливые слова Владимира Махнача, о том, “что пора кончать с этим позором” — имеются в виду кремлевские башни. Отгадайте с трех раз, почему наши кремлевские ворота Троицкие, Никольские и Спасские так называются, если иконы Спасителя, Святой Троицы и святителя Николая на них нет? И вот вчера, на приеме у кремлевской администрации я пересказал им слова Владимира Леонидовича, и они восприняли их достаточно серьезно, с пониманием. И есть надежда, что не прямо сейчас, но в скором времени эти иконы мы все-таки увидим на кремлевских башнях...
Клирик храма Преображения Господня в селе Коренево, Люберецкое благочиние, Московская епархия
Впечатление, вынесенное из прошедших Чтений — благодарность с любовью. Я благодарен организаторам Чтений — архимандриту Иоанну (Экономцеву). Чтения начались в 1993 году, сейчас они выросли в большую аудиторию из участников, докладчиков и слушателей. Слово проповеди звучит для большого числа слушателей благодаря средствам массовой информации. Повышается образовательный уровень духовенства, опять же, благодаря проходящим из года в год Рождественским чтениям.
Все больше мы видим людей молодого возраста. Прихожане в отдельно взятом приходе, благодаря участиям в Чтениях, становятся более грамотными в вопросах веры. Люди начинают осмысливать православные таинства, более осознанно воспринимать посещение храма.
Материалы Рождественских чтений непосредственно используются в воскресной школе нашего прихода — в виде напечатанных докладов, видеоматериалов, которые я сам записываю, и, конечно, а это самое главное — применения тех знаний, которые здесь приобретаются.
Протоиерей Валерий Медведев
благочинный Павловского округа, Нижегородская епархия
Я счастлив, что побывал на сегодняшних Рождественских чтениях. Как священник, я на них первый раз, раньше посылал сюда других, но когда приехал сам, считаю, что очень много здесь приобрел. В смысле веры. В понимании взаимоотношений Церкви и государства, в отношении Церкви и образования. Но не все так гладко, и чтения это иллюстрируют — несомненно, надо работать, надо двигаться вперед...
В школе надо вводить Основы Православной Культуры, предмет, который является сейчас основным камнем преткновения для образовательных учреждений. И у нас во многих школах этот предмет уже введен. Мы приехали сюда из Павлова небольшой делегацией: начальник отдела образования, директор школы, и я. Но я уже вижу, что отношение их к образовательному вопросу изменилось — они увидели, как рассматривается он, в каком свете. Новое понимание возводит нас всех на новый уровень отношений. Отношение к Церкви, к проблеме религиозного образования в школе будет совсем другое.
Мне хочется выразить благодарность нашему владыке Георгию за его видение проблем сегодняшнего дня, поскольку он своим волевым усилием подвигнул нас прибыть сюда, направил не столько священников, сколько руководителей отделов образования, преподавателей предметов — чтобы они здесь приобрели что-то новое и получили импульс, который будет являться первым шагом к решению образовательных проблем.
Я ознакомился с материалами прошлых Рождественских чтений, и могу сказать, что сегодняшние Рождественские чтения — новая ступень в лестнице, по которой мы идем: видение проблем стало более глубоким, и предложения звучат более настойчиво и уверенно. Печально одно — руководители государства здесь отсутствуют. И пиршество мнений остается внутренним, только для нас самих. Когда мы останавливаемся чисто на человеческих видениях проблем, то, конечно, не все так замечательно. Но надо помнить, что Господь жив, что Он над всеми нами.
Все, что здесь прозвучало, я постараюсь довести до рядового священника, до рядового преподавателя, чтобы они понимали те заботы и проблемы, которыми занимаются наши иерархи. Когда мы вместе, камень, который может быть очень громадным, мы сможем сдвинуть с места.
Село Купань, храм Иоанна Богослова, Переславское благочиние, Ярославская епархия
Я принимаю участие в Рождественских чтениях уже третий раз. Ощущаю отличие прежних Чтений от последующих. Оно заключается, прежде всего, в том, что на первых Рождественских чтениях говорили в основном священнослужители, говорили светские люди, говорили писатели и уклон был больше в сторону образования и просвещения. Эти вопросы стоят и сейчас, но высказывания по вопросам православного образования мы уже слышим и от государственных руководителей. Все слышали хорошую речь генерального прокурора Устинова: не знаю, как этот доклад был сделан, но он содержал много библейских цитат, которые радовали душу. Так же хорошо говорил и представитель Академии Наук. Одни словом, боль начала чувствоваться и в структурах власти.
Конечно, не все так хорошо, поскольку говорим мы четырнадцать лет подряд, но подвижек очень мало. И если они есть, то только благодаря усилиям священнослужителей, усилиям тех православных людей, которые просто давят на наши правящие структуры. В структурах же еще много тех людей, у которых сознание осталось прежним. Поэтому машина Советской власти еще действует и не дает возможности спокойной жизнедеятельности. Мне думается, дело тут кроется именно в этой отжившей власти — говорю потому, что хорошо знаю управляющие структуры, поскольку долгое время был светским человеком — занимал пост в исполкоме, был директором одного из заводов. Но, не смотря на все это, надежда есть в сердце, и верится, что все будет хорошо.
Понравилось, что в выступлениях на Чтениях сделали упор на русского человека, на Россию. Ни для кого не секрет, что среди русских есть много инославных. Я сам, на своем опыте нахожу подтверждение этим словам — сколько мне приходилось переводить из армянской Церкви в церковь Православную, из евреев в христианство. Причем принимали Православие сознательные люди — доктора наук, непростые люди по положению, которые осознали, увидели чистоту веры...
Для меня много значит общение с православной средой, общение с православными священниками из других епархий. В каждой епархии есть что-то свое, присущее только ей — разные подходы и в отношении воспитания, и в отношении образования. И здесь, в Москве, тоже своя, особая жизнь. А обмен мнениями — был полезен всегда.