Церковный роман

Источник: Татьянин день

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Что такое клирос маленького больничного храма? Это регент Светлана — тенор, консерваторка, немного блаженная, талантливая, нервная, оригинальная до чудаковатости, очень хорошая и славная. Первое сопрано — героиня нашего повествования, Аля-Алевтина, с трудным характером, красивая и гордая, измученная прежней дохристианской жизнью, наложившей печать на ее чело, — хорошая, грустная, отзывчивая. Марина, второе сопрано — избалованная красавица, воспитанная бабушкой и дедушкой, кокетка и чаровница, отличница, и тоже, разумеется, очень и очень хорошая девочка.

Да и кто у нас в Церкви не хорош? Мы все приходим сюда в разных качествах — мытари, фарисеи, блудники и разбойники, богатые и бедные, девицы, старые и молодые — и все приобретаем свои неповторимые и, вместе очень похожие, хорошие черты. Мы каемся, боремся, живем вкупе, находимся под лупой приходского пристального ока — рассматривающего друг друга с внимательным постоянством, пребываем в атмосфере взаимопомощи и любви, правда, не зная порой, что это на самом деле такое. Боремся, ссоримся, плачем. И благодарим Бога за то, что мы здесь стоим, плечом к плечу, поднимая руки для знамения креста Господня.

Тем, кто долго работает при храме, зачастую кажется, что вот, когда я был простым мирским человеком, то всегда жил со всеми в мире. Как же много хороших, простых людей в миру! И не было там таких интриг, сплетен и безобразий, как тут, при алтаре Божием.

Но, одновременно с этим ощущением, появляется и другое наблюдение: мы здесь все, словно вскрытые нарывы, — гноимся у всего прихода на виду, не скроешься ни от Бога, ни от людей. Это такая терапия Православия — в Церкви будь готов к тому, что встретятся тебе здесь многие и многие грешники, тяжелые, неприятные люди, в точности такие, каков и ты сам. Но однажды засияют эти алмазы гранями, и, в нешлифованном камне проглянет бриллиант чистейшей воды. Это в миру возможно долго ходить этаким припудренным прыщиком или даже фурункулом. А тут — изволь. Будешь исходить гноем, болеть, принимать горькие снадобья и тяжелые процедуры, пока не очистит тебя Господь.

Так и наша героиня, Аля-аленький цветочек, недавно пришедшая к вере, принимала регулярные болезненные врачевства, прижигающие ее различные греховные язвы. Ей очень хотелось дружить со своим небольшим клиросным коллективом, но дружбы не выходило. Много было тому причин и одна из них — странная ее взрослость. Девушка в юном девятнадцатилетнем возрасте, она рано узнала жизнь — были и предательства, и дурные нравы, и цинизм, и смертные разлуки с дорогими людьми, и многое-многое другое. Кроме того, яркая внешность, которая могла в иных руках быть средством достижения разных целей, для Али была тяжелым игом. Внутренне робкая и доверчивая, Алевтина, действительно, не сознавала своей привлекательности и часто попадала в неприятные ситуации с противоположным, к примеру, полом.

Регент Светлана, мудрая тридцатилетняя дама, много ей помогала — и словом, и делом. Но какова была эта помощь! У Светланы начисто отсутствовало человекоугодие. Она рубила сплеча, и ее болезненные замечания иногда просто лишали гордую Алю голоса. Ведь, как известно, пение — вещь хрупкая. Если хормейстер часто замечает вслух, что ты, скажем, безмозглая дура, то это неминуемо приведет к напряжению в вокале и разуме. Искупало Светину резкость то, что она, будучи глубоко церковным человеком, помышляя серьезно о монашестве, старалась воспитать в Але целомудренный аскетизм и любовь к службе.

Маринка, чистая душа, с воскресной школы участвовавшая в церковной жизни, не любила Алю за иные «заслуги». Дело в том — и в этом главная интрига нашего рассказа, что Марина была фатально влюблена в одного юношу — красивого и умного иподиакона Стефана. Степка этот, серьезный и вдумчивый парень, ходил в храм с незапамятных времен своего детства. Он был мягким и добрым в общении, но в отношении девиц проявлял до поры — до времени невиданную стойкость, чем приводил всю незамужнюю часть прихода в полное умопомрачение. Студент государственного университета, отличник, специалист по части церковного устава и, по всей видимости, будущий священник, он был просто мечтой всякой православной красавицы. Опуская свои осененные пушистыми ресницами глаза, розовея лицом, второе сопрано часто смущала Степу. Она оказывалась рядом с ним в разных церковных мероприятиях, давая умненько понять, что у нее есть к нему большой и глубокий интерес.

Марина была невинно кокетлива. Ее щедро расточаемые улыбки ни у кого не вызывали желания почесать язык. Если Алевтина улыбалась иному священнику, то ее тут же клеймили и подозревали в чем-нибудь нехорошем. А вот Маринка могла запросто влюбиться в какого-нибудь батюшку и ни капли при этом не пострадать. Среди девиц на приходе тогда ходили одновременно возвышенно покаянные и романтические настроения. Складывались новые православные семьи, которых венчали молодые, наскоро воцерковленные священники, бывшие тем не менее, горячими служители Слова.

Маринка, как многие наивно верующие девушки, мечтала стать «матушкой» — женой красивого батюшки с крутым разворотом плеч в крылатой черной рясе. Стефан лучше всех окружающих православных молодых людей подходил под эту роль. Близорукие его глаза, внимательные и кроткие, лаконичные очки в металлической оправе, прямая спина, немногословный юмор, ум и крепкая церковность, содержащиеся в высоком стройном теле под метр девяноста, — чем не идеал? Тем более, что этот набор штампов имел под собой и нечто настоящее — чистую влюбленность, которая возникла не только на почве пресловутого комплекса «ХБМ» (хочу быть матушкой). Много было предпосылок в Мариночке и Степушке стать прекрасной парой, деятельными христианскими супругами, счастливой и дружной семьей единомышленников.

Когда Алевтина впервые увидела Стефана, тот в подряснике направлялся встречать архиерея. Поравнявшись с ней, он на секунду остановил взгляд, кивнул и устремился дальше, безнадежно обгоняя Алю. «Какой интересный человек, — подумала она. — Я за него замуж выйду — или в монастырь!», — и буквально остолбенела от своих мыслей. «Какой монастырь, что я несу? Почему за него замуж, что со мной такое?»

Не имея возможности вглядеться пристальнее в объект своего неожиданного внимания, она постояла задумчиво, пришла в себя, и двинулась дальше, к храмовым дверям. На службе Успения Богородицы Аля не вспоминала о своих странных размышлениях, но потом, когда весь приход собрался за праздничным столом, она, посмотрев на Стефана, спросила у Маринки, кто этот молодой человек напротив. Марина взглянула на нее своим аквамариновым навыкате глазком, взметнула черной бровью и сказала, как отрезала: «Это Степа, он в монастырь пойдет».

Расчет был верным: раз Стефан — будущий монах, его надо забыть. Аля с сожалением признавалась себе, что сердце ее отныне несвободно, но упорно сопротивлялась, понимая, что монах — это самое большое церковное «табу».

Благо, душа всеми силами стремилась к Богу, радостно погружаясь в чудо православной духовности. Девушка пела на клиросе, потом нашла на карте православных храмов сельский приход с чудотворной иконой Богородицы и ездила туда регулярно — говеть и причащаться. Образ Царицы Небесной, на котором была изображена Она, кроткая и нежная, юная Отроковица с Младенцем — два Дитяти, стал центром Алиной вселенной. Пение в больничном храме, учеба, поездки в загородный приход с чудотворной иконой — такова была нехитрая жизнь Алевтины.

И жизнь эта не стояла на месте. Стали появляться претенденты на руку и сердце. Семинарист Рома, степенный, важный сначала заявил Але, что любит ее как сестру во Христе, а потом недвусмысленно дал понять, что не прочь перейти к более глубоким отношениям. И Алевтина сбежала. Она даже перестала временно посещать свой клирос, чтобы не встречаться с Ромой. Анализу ситуация не поддавалась. Вот, красивый, положительный — но никак не воспринимаемый молодой человек….

— Пресвятая Богородице, что со мной? — думала Аля. — Я как будто тоже в монахини собралась, что так чураюсь общения с противоположным полом?

Но нет, мысль о монашестве наполняла ужасом. Это грех, наверное, так думать о священном избранничестве? Покаялась в своем грехе. Старенький духовник улыбнулся в бородку на ее отчаянную исповедь и сказал тихо, что, наверное, монахиней ей быть не надо.

— Пост, милая, ты лучше не загадывай, а размышляй внимательнее о дне сегодняшнем, — и накрыл своей ладанной епитрахилью.

Марина тем временем энергично завоевывала внимание Степана, который, к слову, никогда не задумывался о трудном иноческом подвиге. Компания шумных и веселых ребят и девушек навещала заучку Степушку и вытаскивала его погулять по весеннему распускающемуся городу. Крестопоклонная, говорила Степе мама, а ты гулять надумал.

— Я и сам не очень хочу идти, — оправдывался наш герой, — но они очень обижаются, если отказать. Я немного — и домой.

И он шел, и соглашался, чтобы его под руку брала задорная и красивая девушка Марина, и провожал ее домой, когда все уже разошлись, не понимая сам, зачем это делает. Потом, будучи маститым священником, Стефан не раз объяснял своим духовным чадам, что, как бы трудно и неприятно ни было отказывать человеку, иной раз это необходимо делать во избежание дальнейших печалей и бед.

Маринка думала, что ее роман в самом разгаре. Она стала звать Степу домой, на чай, играла ему на фортепиано, пела высоким молочным голосом. Степа иногда приходил, иногда нет, — ссылаясь на занятость. Но, так или иначе, общение длилось, и однажды Степан подумал, что, действительно, влюблен. Он пригласил девушку погулять в дикий лесной парк, осторожно взял ее за руку, и повел нарядную Маринку по оврагам и лесным торным тропинкам. Марина мучилась на своих высоких каблуках, но не подавала виду.

Увы, Степа был неважным ухажером. Бесхитростно таская предполагаемую невесту по буеракам старого парка, он думал, что вот, возможно, сейчас решается его жизнь. Марина, держась из последних сил, чтобы не взбунтоваться, была сердита на Степу и разочарована неконкретностью разговора. Она ожидала большего от их прогулки: наблюдая Степана не первый год, понимала, что значит для этого, в общем, нелюдимого человека самому пригласить девушку на свидание. Но приходилось подавлять свое раздражение и терпеливо ждать, во что же, наконец, выльется их встреча.

И Степа заговорил. Он в нескольких словах обрисовал свое положение, что вот, он оканчивает учебу в университете,и, возможно, не станет работать по специальности, а примет священный сан. И что эта стезя очень сложная и много зависит от выбора будущей спутницы жизни.

— Я не знаю, найдется ли девушка, которая разделит со мной тяготы священнического служения, — сказал он.

Неизвестно почему эти слова задели Марину, и ее раздражение внезапно вылилось наружу.

— А я вот уверена, что найду себе мужа, — сказала она, пристально и несколько победоносно глядя на Стефана.

Загрузить увеличенное изображение. 750 x 563 px. Размер файла 94051 b.

Роковыми были для нее эти слова. Они настолько не вписывались в Степино настроение и глубину помыслов, что он как бы очнулся и другими глазами взглянул на свою спутницу. И увидел то, чего никак не ожидал, — властную и расчетливо кокетливую молодую женщину, которая уверена в своей победе и нетерпеливо ждет реванша за все причиненные им любовные страдания. Опустим рассуждения о том, прав был в тот момент наш герой относительно своей спутницы или нет, но состояние ясности и бодрости, которое наполнило его душу, оказалось настолько сильным и радостным, что он принял мгновенное и бесповоротное решение.

Степан замолчал и, немедленно развернувшись назад, повел недоумевающую и встревоженную Марину домой. Вежливо поблагодарил за прогулку, попросил прощения и ушел, прямой и стройный, широко меряя шаг.

Дома девушка быстро взяла себя в руки и решила, что все поправимо, ничего страшного сегодня не произошло — просто причуды мужского менталитета, ничего более. Завтра они снова встретятся на прогулке… и продолжат начатый разговор.

Алевтина тем временем оказалась вовлеченной в приходскую жизнь. Она стояла в противоабортных пикетах и переводила с английского языка литературу для православного центра по борьбе с сектами, помогала своей регентше оформлять диплом и еще успевала на раннем поезде раз или два в неделю уезжать в деревенский храм с чудотворным Образом. Нельзя было понять по ней, что на самом деле происходило в ее душе. Всегда в одной молчаливой поре вставала на клиросе и читала часы перед богослужением, ни с кем близко не сходилась, терпела придирки домашних к ее времяпровождению — непривычно церковному для их семьи.

Регент Светлана считала Марину доброй и хорошей, глубокой и достойной девушкой, а к Але присматривалась с недоверием. Такая светская, с непонятным прошлым — вдруг ее появление в Церкви — досадная случайность, которая может стоить служения иному претенденту на священнический сан? Ведь вот женится на такой наш Степушка, к примеру, — а она и бросит его, бесовка… Неблагонадежная она, молчунья эта.

И ковыряла Светлана свою певчую без конца — то ли смиряя, то ли воспитывая, а то ли и просто так, из вечной женской любви к порядку и справедливости.

Аля плакала потихоньку от своих несовершенств, но с клироса не уходила. Какой радостью было для нее в воскресное тихое утро идти к метро, ехать в полупустом вагоне, предвкушая, как вскоре гулкий храм зажжется свечами, выйдет кроткий священник на солею и будет творить входные молитвы, благоговейно и чисто осеняя себя крестом. Что Света привычно и празднично станет шуршать нотами, придет розовощекая Маринка в хохломском платке, заколотом спереди по-казачьи, и как всегда, опаздывая, принесется мимо клироса послушник Женька-морячок, чтобы потом, исполнившись степенства и важности, выйти в стихаре со свечкой вместе с батюшкой во время каждения храма. Любила Аля неспешный, благоговейный диалог священника и хора, преображавшихся прихожан, ладан, мир и красоту службы. Но более всего, до полного самозабвения, потрясала Алевтину глубина, и сложность, и простота православного богослужения. Как здесь все взаимосвязано, гармонично, современно! Такое грандиозное строение не может быть рукотворным. Люди бы запутались, никогда не достигли бы такой цельности и высоты. Так, самое прекрасное ощущение от пения на клиросе заключалось именно в понимании происходящего: вот, столп от земли на небо, и она, Аля, где-то у его подножия, может, задравши голову, искать Света.

Тем временем Степушка бросил ходить в гости к Марине, погрузился в учебу и храмовые послушания. Его мама отвечала по телефону, что его нет, не может подойти. Маринка кручинилась и жаловалась на бессовестного иподиакона своей подруге и регенту Светлане. Одновременно с этим случай свел Алевтину и Стефана. Але для перевода нужно было передать видеокассету. Сделать это батюшка попросил Степу.

Мама предупреждала сына, что, мол, ты, главное, долго не сиди. Пришел к девушке в первый раз в дом, будь вежлив: умей откланяться вовремя. Но все произошло совершенно непредсказуемо — тем для разговора оказалось море, Стефан был очень речист и весел, и Аля, совершенно счастливая, не наблюдала часов.

Весть разнеслась мгновенно, многие девы опускали взоры долу и вздыхали надрывно: оказывается, Стефан и Алевтина вот уж две недели как серьезно дружат. Марина была подавлена, и ее легкая неприязнь к Але превратилась в полное неприятие. Итогом стала тяжелая ситуация — им стало трудно вместе петь на клиросе, богослужения превращались раз за разом в пытку, консерваторка Светочка умирала от стыда, прихожане морщились, а батюшка, как всегда, проявлял ангельское терпение, но, тем не менее, заметил как-то, что надо бы, милые, почаще вам спеваться.

Тогда Светлана решилась на разговор. Пригласила она к себе в гости Стефана, коварно, на чай, — и вылила ему на голову ушат холодной воды. Среди всего была сказана знаменательная фраза, что она, Света, девчонок своих клиросных портить не даст, и чтоб он уже определялся окончательно, с кем он там дружит и в каких целях.

Степушка очень расстроился. Менее всего он планировал дестабилизировать своим поведением приходскую жизнь! Кроме того, уважаемая всеми Светлана недвусмысленно дала ему понять, что Алевтина девушка легкомысленная и на роль матушки будущей совсем не подходит. По своему обыкновению, он мало прислушивался к сплетням, но тут что-то нашло на него и, придя домой, он прочем покаянный канон ко Господу, и решил отложить свои матримониальные намерения до времен неопределенных, пока не станет ясно, чего ему, Степе, собственно, от жизни надо.

Аля терялась в догадках: куда исчез ее загадочный друг. Он внезапно появился в жизни и столь же внезапно исчез, — как радуга после дождя. Но, по своему воспитанию, будучи человеком патриархальным, она решила не звонить первой и не искать встреч. Сердце кровоточило, на глаза все время навертывались слезы, в голове маячил как фетиш, его телефонный номер... но Алевтина убедила себя, что ее чувства к Степе таковы, что его свобода ей дорога так же, как и его любовь. Она думала, если ему тяжело с ней общаться, то принуждать к этому она не станет — от такого общения нет пользы. Кроме того, настоящие отношения пусть лучше начинаются с мужской инициативы, иначе легко собственными руками создать подкаблучника.

Проходили дни, Аля не догадывалась, кому она обязана разлукой со Стефаном, а Свету временами начинала мучить совесть. Внешне это выливалось лишь в повышенную раздражительность. В один из дней поста Светлана на клиросе вспылила по Степиному поводу и высказала мысль, что ничего хорошего не стоит ждать от того, кто меняет девушек, как перчатки. Марина ядовито согласилась, а Алевтина — расплакалась…

Света была поражена такой разной реакцией своих певчих и глубоко задумалась.

После Пасхи у Али в жизни случился весьма занятный воздыхатель. Спортсмен, тридцатилетний православный холостяк, имевший на нее серьезные виды. Аля, не испытывая никаких чувств, тем не менее, поехала к своему духовнику: брать ни больше ни меньше — благословение на брак. На самом деле ей было все равно, душа погрузилась в сумерки, все в жизни стало неинтересно и пресно. Ко всему добавилось еще и поражение воли, — и наступило полное уныние. Старенький священник, внимательно глядя на Алю, обещал разузнать о том человеке, и тогда только сказать ей свое решение, что и выполнил довольно быстро. Он сообщил Але, что лично спортсмена этого не повстречал, но друзья его хвалят, и чтоб была Аля осторожна и прислушивалась к слову родителей.

И Аля решила, что вот, пришла, видно, пора ей стать мужней женой. В ее состоянии это решение пришло как избавление от мучений и неопределенности. Когда предложение руки и сердца было получено, Аля рассказала об этом своему регенту:

— У меня благословение на брак. Кажется, летом свадьба.

Света испугалась. С Алей в последнее время творилось неладное, она, словно законсервировалась: не улыбалась, не смотрела на молодых людей во время пасхальных гуляний, не принимала участия в приходской жизни. Бледная, печальная, она совсем не походила на счастливую новобрачную. Будучи человеком решительным, Светлана сначала покаялась на исповеди, а потом снова пригласила к себе в гости Степушку.

Стефан со времени своего бегства со всех фронтов тоже похудел и осунулся. Стал еще более молчаливым. К его облику добавилась одна не совсем приятная черта: он рассеянно слушал Свету, перебирая длинными пальцами кисти скатерти. Раньше он такого себе не позволял, но, напротив, внимательно и участливо смотрел в глаза. Этот его добрый и терпеливый взгляд трудно было потом забыть.

Как бы вскользь Светлана заметила, что их певчая, Алевтина, кажется, имеет благословение на брак. Степа опустил глаза и не проронил ни слова. Но скорее поспешил откланяться и ушел в весеннюю майскую зелень, побледневший и расстроенный.

Степа вышел из пределов видимости Светиного окна и пустился бежать. Теснило грудь, он боролся со слезами. Такой боли молодому человеку в жизни не приходилось испытывать. Казалось, вот, единственная надежда на счастье уходит навсегда. Внутреннее волнение достигло апогея, и, подбежав к ближайшему телефону-автомату, он набрал не никак исчезающий из памяти номер. Автоответчик сообщил, что абонент выбыл. Степа сообразил, что номера во всем ее районе недавно сменились, набрал платную справку, сообщил телефон, куда высылать квитанцию на оплату этой услуги и… выяснил Алин новый телефон. Пошел дождь, Степа бежал по проспекту и звонил из всех встречных автоматов, — но номер был упорно занят. Наконец, после серии длинных гудков, трубку взяла Алина мать. Степан представился, Алевтины не оказалось дома… Он шел пешком, слушал, как гремит далекий гром и звонил ей — через полчаса, через час, и… о счастье, она взяла трубку!

Но разговаривать Степа не смог. Помолчал, и опустил руку: Алевтина — чужая невеста… Что делать? Господи, помоги, чтобы ситуация разрешилась!

В полутемном храмовом приделе шла исповедь. Стефан склонился под епитрахилью. Священник выслушал его историю от начала до конца. Вздохнул и посоветовал ему лично все разузнать: придти в гости, предложить свои услуги по какому-нибудь незначительному поводу. Если девушка откажется, все станет ясно.

— Не все невесты гарантированно выходят замуж, — улыбнулся священник, — Господь тебе в помощь!

Тогда Степан снова позвонил и напросился в гости — он когда-то принес Але кассету для просмотра и теперь сделал вид, что она ему жизненно необходима.

Аля находилась в непростой ситуации: замужество отменилось, дома царила атмосфера натянутая и тревожная. Дело в том, что на предполагаемой ее помолвке православный спортсмен сильно пил, дрался с гостями и ругался матерно. Самое смешное, что при этом присутствовал приглашенный «женихом» ее отец. Присутствовал недолго, забрал свою дочь и ушел, гневаясь, восвояси. Результатом этого дня был крутой домашний разговор. Родители в один голос уверили Алю, что благословение на брак с «этим типом» она от них никогда не получит. Аля с облегчением восприняла эту новость. Улыбнулась про себя лишь слову «благословение». Вот ведь, с нежностью думала она, совсем не хотят ходить в храм, а слова такие знают и применяют по делу. Может, воцерковятся?

Пришел Степан. Она сидела, что называется, ни жива, ни мертва. Сердце отказывалось служить, пальчики правой руки, совершенно белые, крутили на левой руке серебряное рубиновое кольцо. Степушка предложил проводить ее до автобуса, отвозившего насельников православного детского лагеря, где, как он знал по прошлым разговорам, она собиралась работать воспитателем. Аля согласилась…

Иподиакон, окрыленный надеждой, бежал домой: «Чужие невесты не соглашаются, чтобы их кто-то посторонний провожал в поездку у всех на виду», — думал он.

И Марина, и Света, и много других девушек и парней видели, как Степан тащил Алину сумку до самого автобуса, перекрестил ее на дорогу, и потом долго махал рукой вослед. Результатом этого события для Али стал бойкот со стороны некоторых православных подруг — свидетельниц их прощания.

Весь июльский сезон в детском православном лагере Аля пребывала в неизвестности относительно Степиных намерений. Она неленостно воспитывала вверенных ей детей, водила их в местный храм старинной кладки, слушала стройное монашеское пение и просила у Богородицы даровать милость и радость. Еще молилась о Стефане, уехавшем в далекую преддипломную практику. В сердце теплилась надежда, настроение, несмотря ни на какие бойкоты, было легким и светлым.

И вот, венец лета ознаменовался прекрасным событием. В канун Успения Богородицы, после вечернего богослужения, Аля подняла трубку и услышала любимый старческий тембр голоса своего духовника.

— Милая Алечка, — сказал он, — ко мне сегодня приходил один мальчик, ты его знаешь, такой, в очках (у Али при этих словах подкосились ноги, и закружилась голова), — Степан. Так вот, детка, я вас благословляю дружить: он весьма хороший человек.

На следующий день после литургии Маринка, Света и Аля увидели на пороге храма совершенно счастливого Степана. Потом двое бледных людей — он и Алевтина — долго смотрели друг другу в лица — и не могли ничего сказать. Ужасно невежливым было с их стороны, ни с кем не попрощавшись, взяться за руки и уйти в теплое солнце предпоследнего летнего дня. Марина отвернулась, а Света перекрестила их удаляющиеся спины.

Анна Ромашко

Источник: Татьянин день

4 апреля 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Вадим Мяснянкин 9 марта 2016, 19:14
Слава Богу за всё!!!
Александр 8 марта 2016, 06:51
Рассказ хороший, но если у девушки было "прошлое", то наверное матушкой нельзя быть. Должна быть голубицей непорочной. По крайней мере так о. Иоанн Крестьянкин говорил. Хотя "прошлое" тоже понятие многообъмлющее
Елена 5 октября 2015, 16:05
Прекрасный рассказ, такой чистый, не оторваться! Спаси Господи автора.
олег10 июня 2015, 19:40
любить дано не каждому это надо заслужить у Бога
Людмила 5 августа 2014, 23:51
Рассказ понравился, написан, как будто перышком какой-то чудесной птицы. Он наводит на мысль, что в жизни православной, есть и настоящая влюбленность, и настоящая любовь, а не только по шаблону женятся (пришла пора, к тому же хороший он/она)... Но не каждому это дано понять, ведь мы все имеем различный жизненный багаж, судим "со своей колокольни". Мне кажется, осуждают те, кто не нашел настоящей любви или, боясь ее,отрицают.
кирилл12 ноября 2013, 23:32
Юля, иподьякон во времена трулльского собора и сегодняшний иподьякон- немного разные вещи. Тогда- он считался именно священнослужителем, архиерей совершал над ним хиротессию. они имели право касаться престола. А сегодня иподьякон- это просто пономарь, прислуживающий на архиерейской службе.
Евдокия10 марта 2013, 00:20
Сергей:
Любят единицы, остальные женятся. Любовь на земле, к противоположному полу - это Чудо. Об этом Чуде этот рассказ. А кому не дано любить - я бы не советовал, показывать нищету и бедность в своих комментариях.

Мне понравился комментарий Сергея! А рассказ ничего так, очень художественный - это я об идеализации и сглаживании отношений на клиросе (СЕРПЕНТАРИЙ, ЧЕСТНОЕ СЛОВО, САМА ТАМ ПОЮ). А о такой любви надо писать, пусть молодёжь читает и некоторые не торопятся в матушки, а то зашлют твоего батюшку молодого в деревню со стареньким полуразвалившимся храмом, а то и без него вовсе(!)... вот тут то и увидим какая ты матушка... а не эти прекрасные картинки богатой городской жизни. Да где бы не служил - быть матушкой тяжёлая работа!!! А дети священников не видят отца... Но, не всё так страшно! Только в храме познаешь настоящую Любовь, то есть Христа!!! И как бы меня не ругали в храме, увольняться не стану, ведь я люблю Бога, постараюсь ещё Ему послужить.
Татьяна 6 февраля 2013, 20:43
Это рассказ о всех нас погибающих в безверии и возрождающихся Нужно побольше таких рассказов, пробуждающих русских людей к вере, к тому, что Бог нам Отец, а Церковь нам мать и жить по Богу, значит в лоне Церкви. Рассказ глубокий, затронул мои переживания о том, почему как казалось, в миру все было проще, а с приходом в Церковь, усложнилось. Такие рассказы очень нужны молодому поколению, сердце чисто, то и око чисто , как я поняла из Евангелия
Олег18 января 2013, 19:53
А я бы на Марине женился. Люблю, когда характер у девушки есть.
Анна17 января 2013, 20:59
Очень жаль Манечку!Храни всех Господь!
Юлия))))) 2 января 2013, 16:09
Описанная здесь история похожа на мою жизнь. Я, как и главная героиня, хожу в храм при больнице. На клиросе я не пою, правда многие меня туда приглашают, но у меня не настолько сильный голос для этого. И тетеньки меня не долюбливают, потому что я ни на кого из них не похожа. Правда с мальчиками у нас проблема. Все, кто еще не занят, не мальчики, а одно название)))) Но этот рассказ меня вдохновил))))) Быть может, в один прекрасный день приду я в храм и увижу.............................................
да нет. не принца на белом коне, а просто хорошего воцерковленного парня, который выше меня (у меня просто рост 175 см).
И будет на моей улице праздник)))))))))))))))
ЮЛЯ29 декабря 2012, 22:28
Как романтично)))))
НО...
6 правило Трулльского Собора запрещает вступать в брак не только священнослужителям, но и иподиаконам.....
или я ошибаюсь?????
=)
Саша 6 декабря 2012, 23:14
Спасибо Вам за чудо историю!
Вера18 сентября 2012, 10:12
Мне понравилось. Как в сказке.
р.Б.Татиана26 февраля 2012, 17:59
Спаси Господи! Хороший роман. В нашей жизни все Господь устраивает, да только ни каждому это видно. Любовь - она тоже Богом дается.
Екатерина Алексеевна15 февраля 2012, 00:07
Спасибо Вам большое за рассказ.
Просто и трогательно, как в настоящей жизни: без слишком завёрнутых сюжетов и острых ощущений!
Лариса14 февраля 2012, 22:13
Этот рассказ переделан из другого "По благословению или по любви". Не понятно зачем. Тот намного интереснее.
Манечка 6 февраля 2012, 22:29
Да, увы, это баян. Лубоффф! ... Пена по-поводу... Лажа...
Люди, трактовка поступков, событий - в православной обертке. Все за уши притянутое... Жизнь - она правдивее, чем басни...
очевидец 4 ноября 2011, 20:31
Вообще-то,(если для Маха, Кирилла и некоторых других комментаторов)это не "баян", а история реальная во всех существенных деталях. Имена, разумеется, изменены. А насчет "слащавости", "избитости" и, даже, "сопливости" - хм... ну, я надеюсь, такие "суровые" мужики будут снисходительны, и оставят право женщинам на свое, несколько отличное от их, видение окружающей действительности, женские же (наверное "сопливые")переживания, и женское же описание событий.
Дмитрий21 сентября 2011, 13:33
Всё в воле Божией, ещё раз утверждает данный рассказ, и нам лишь нужно стараться слышать Бога, чтобы не меньше совершать ошибок. Спаси Вас Господи!
Екатерина 3 сентября 2011, 09:05
Очень понравился рассказ!Большое спасибо!
алена28 августа 2011, 00:35
как суждено, так и будет!как бы ни старались помешать противники, добро всегда победит!!!
Елена 5 июля 2011, 18:58
Верю, что не вымысел, но написано крайне слащаво (упрощенно). Если Аля -- милая девушка и христианка, то Марина получилась ее антиподом. Или направленность рассказа -- сугубо назидательная?
оля17 апреля 2011, 09:24
еще раз доказывает,что все получают то что заслуживают
София11 апреля 2011, 14:52
Для молодых воцерковляющихся людей рассказ очень даже поучительный. Мне понравился.
Прохожий10 апреля 2011, 03:45
*Это регент Светлана — тенор, консерваторка...*

Вообще-то тенор - это по определению мужской голос.

Другое дело, что в хорах многих храмов ощущается острая нехватка теноров, и вместо них третьи голоса поют женщины_ в шутку именуемые "тенорицами", то есть меццо-сопрано. И приходится им, бедняжкам, давиться на низких нотах...
Надежда 8 апреля 2011, 16:05
Удивительная история.Мне,как матери,для своего сына хотелось бы тоже пожелать встретить милую,заботливую,единственную и чтобы на всю жизнь.
Олег 8 апреля 2011, 13:02
Негодяи, вы заставили меня плакать))))))))))
ВАЛЕНТИНА 7 апреля 2011, 21:30
ЧИТАЛА С УДОВОЛЬСТВИЕМ...ЖЕЛАЛА БЫ ДЛЯ СВОЕЙ ДОЧЕРИ ТАКИХ ЧИСТЫХ ВЗАМООТНОШЕНИЙ С МОЛОДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ!
Елена 7 апреля 2011, 17:03
Духовный отец у них был один и тот же,игумен N,батюшка очень серьезных дарований духовных. Дружить-благословил. Дружили года 1,5 ребята мои. За это время чего только не было...
...продолжение "неполезной" истории...

Были и тарелки борща, любовно Ею поданные Ему за трапезой (это надо видеть было- да,да... мы умилялись), были и горькие Ее слезы-за клевету,излившуюся на Нее от "друзей".
Было расставание- батюшка не благословил женитьбу.Видели бы вы ребят: Он ходил серый,Она ходила потерянная-просила игумена N благословить уехать послушницей в женский монастырь. Но... Прошло время.Страсти улеглись.Батюшка дал благословение на женитьбу. Они сейчас вместе. Им тяжеловато материально:Она учится, Он работает за небольшие деньги, т.к.в маленьком городке особо не заработешь. Снимают комнату.
Когда приезжаю в монастырь-вижу их на службах.Он сдержанно улыбается:"Как живешь, сестра?" У Нее сияют глаза,я вижу счастливую женщину. От монастыря они не отбились, духовник помогает им во всех аспектах жизненных.
Написала коротко, хотя можно написать целый "неполезный", как выразился один из комментов- "роман".
У Бога всего много. Может быть и напишу. Истинную правду. Если будет благословение моего духовника.
С любовью к вам и радостью, Елена.
Елена 7 апреля 2011, 17:02
Расскажу вкратце реальную историю- в "православной оболочке".
Встреча двоих произошла в одном очень известном мужском монастыре:Он лечился от московских загульных привычек- на послушании, простым трудником.Водил любое трансп.средство,столярничал,работал на стройках монастырских. Она-была келейницей у старой и очень больной монахини-инвалида,жившей (матушка упокоилась прошлой осенью, Царствие Небесное)около стен монастыря.
Монахиня была очень хлебосольна и делилась всем, что ей привозили ее гости, друзья, почитатели,-с вечно голодными трудниками.Здесь всегда кормили борщом- любимое матушкино блюдо.Здесь всегда принимали радушно и с любовью.
Он помогал в обустройстве матушкиной келии, возил ее на службы,и, есстественно,поглядывал на многих молодых паломниц с интересом, но спокойно. Глаз его "зацепила" келейница -девушка очень незаметной внешности, более чем скромно одетая, но с тишиной внутри.
См.вторую часть
Алла 7 апреля 2011, 12:33
Я согласна с Кириллом, что брак - удел взрослых состоявшихся мужчин, способных позаботиться о человеке, за которого он берет ответственность.
Опыт многих и мой собственный показывает, что трудно встретить такого человека среди православных.
Ольга. 7 апреля 2011, 10:03
И мне не понравилось. Даже дочитать до конца не захотелось. Обычное церковное "мыло". Тот, кто знает, как и я, о внутриклиросной жизни не понаслышке, наверное, думает так же.
Мария 7 апреля 2011, 00:05
Кирилл, к сожалению, сейчас очень мало молодых людей, которые заработали на жизнь достаточно годам хотя бы этак к 25, я имею в виду, достаточно (по их меркам) для создания семьи. Позвольте напомнить, что с помощью родителей испокон веку молодые начинали семейную жизнь, и приданое за невестой предназначалось именно для этого, и молодой муж в родительский дом приводил жену. А теперь - ну заработает мужчина только к 35 годам эти деньги, на которых свет клином сошелся, дальше что? В 35 лет ему уже неохота семью создавать - зачем? Брать на себя лишние обязательства, пеленки стирать и памперсы менять? Исключения есть, но они, скорее, подтверждают правило. Да и женщина, она что, должна ждать всю свою молодость, пока этот мужчина денег заработает, а потом, ближе к сорока, рожать? Нет, в создании семьи, прежде всего, важна любовь и настоящие чувства, а не кошелек. А рассказ замечательный, может, и очень рассчитанный на женскую аудиторию. Женщины, знаете ли, романтику любят)))
Татьяна 6 апреля 2011, 23:05
и мне очень понравился рассказ!Спаси Господи!
Татьяна 6 апреля 2011, 22:40
Мах, а ты все-же прочитал рассказик-то. Зацепило, да? А может ты прототип "Спортсмена"? Материшься, дерешься? Тогда, конечно, эта светлая история вызовет у тебя отрицательную реакцию. А я вот увидела очень правдивую жизненную ситуацию. Я в Церкви 18 полных лет. Такого нагляделась и такого сама наворотила за это время, просто писать нет времени. А вот Анна Ромашко нашла время и написала рассказ о Боге. О том, как Господь участвует в судьбе каждого прихожанина, как Он воспитывает нас, как посрамляет гордых и возвышает смиренных, как утешает плачущих. Господь и тебя, Мах, любит и воспитывает и пройдет сколько-то времени и ты чистым сердцем будешь сопереживать тем, кто рядом страдает или счастлив от того, что нашел вторую половинку. Одного мирянина спросил старец: ты любил женщину? А мирянин сказал: Я православный, какие могут быть женщины, я желаю удалиться из мира в монастырь. А старец в нем увидел зеленый плод, и сказал: иди в мир, научись сначала любить женщину, семью, а потом уже приходи ко мне за благословением в монастырь. Об этом можно говорить долго, у каждого свой путь. Любви тебе, дорогой Мах.
Кира 6 апреля 2011, 22:24
Так вот поэтому и вопрос возникает,это история реальная или все-таки вымысел?
Сергей 6 апреля 2011, 19:45
Любят единицы, остальные женятся. Любовь на земле, к противоположному полу - это Чудо. Об этом Чуде этот рассказ. А кому не дано любить - я бы не советовал, показывать нищету и бедность в своих комментариях.
Неонилла 6 апреля 2011, 17:22
Какой светлый рассказ!
Слава Богу за всё!
Елена 6 апреля 2011, 09:14
А если бы спортсмен оказался "положительным"- не пил, не курил,не сквернословил и понравился папе? А как же совет духовника? А если бы Степан пошел к другому духовнику и тот дал иное благословение? Конечно, женскому сердцу так хочется счастливой истории.
Кирилл 6 апреля 2011, 00:06
Да причём тут любил / не любил. Мужчина, даже если и любит, не может мечтать о реализации своих чувств, пока не заработал достаточно денег на обустройство своей жизни. Такие статьи, по-моему, больше рассчитаны на женскую аудиторию.
Кира 5 апреля 2011, 23:54
Интересно, это все правда? Или вымысел
Гостья 5 апреля 2011, 23:28
Не понравилось. Max выразился о подобных произведениях несколько грубовато, но довольно метко.
Владимир 5 апреля 2011, 23:26
Кто не любил, тому не понять.

Спасибо автору.
комментатор 5 апреля 2011, 22:23
как-то мало приятно,слащаво. и Марине сочувствую.
Алексей 5 апреля 2011, 22:10
Спаси Господи! Хороший, светлый и жизненный рассказ.
Ирина 5 апреля 2011, 17:53
Зачем вы так пишите, Max? Главное что у людей это вызывает добрые чувства. А не всякие там бульварные романы отвратительного содержания. Этот рассказ дает некую надежду. Может, как в моем случае, это послужит примером для будущей жизни. Для поиска настоящего жениха, а не "типа". Спаси Господи автора.
Наталия 5 апреля 2011, 15:46
Спаси Господь, как хорошо на душе после таких, милых сердцу, историй. Мы все люди грешные и каждый думает, что он поступает так как сам того желает, однако нами Господь руководит и все пути Его неисповедимы! Слава Богу за все!
Есть любовь, а значит есть надежда на светлое будущее.
Александр 5 апреля 2011, 15:22
Слава БОГУ!
Ксения 5 апреля 2011, 14:23
Благодарю! Трогательно до слез.
Кирилл 5 апреля 2011, 14:04
Мода на православные романтические истории - это, по-моему, что-то новое и, как мне кажется, неполезное. Наша вера затрагивает прежде всего жизнь в браке, а кто как познакомился и решил жениться не имеет особого значения. Кто-то сам нашёл невесту, кому-то родители помогли, какая разница. Главное, чтобы вступление в брак было добровольным, не принудительным, - это одно из важнейших условий христианского брака по церковным канонам.

А так по жизни мужчине прежде всего нужно иметь мало-мальский достаток, чтобы жениться. Если денег нет чтобы даже снять какое-то мало-мальское жильё, то о какой романтике может идти речь? Об этом почему-то очень редко вспоминают. А потом начинаются сопли из серии "денег еле хватает чтобы сводить концы с концами, если бы не родители, не знаю как бы жили". В то время, как брак - это удел взрослых состоявшихся мужчин, и вешать новую ношу на шею родителей ИМХО безнравственно.
Ольга 5 апреля 2011, 08:56
светло и радостно и слезы на глазах...
Вера Демагина 5 апреля 2011, 08:51
Спасибо. Прочитала с удовольствием. Такое нашло успокоение после чтения, словами не передать. Читала и как бы все видела своими глазами, как бы присутствовала и участвовала во всем сама. Ставила себе на место этих чудных девушек и думала, а как я бы поступила на их месте. Очень рада, что у Али и Степана все сложилось. Это будет славная, хорошая православная семья. Еще раз, спасибо.
Нина 5 апреля 2011, 06:45
Спасибо! Очень добрый рассказ!
Max 5 апреля 2011, 01:39
Столько в последнее время стали мусолить эту тему, - наверно, чуть ли не повсеместно, - что уже вызывает стойкое отвращение и вялый смех о сопливых похождениях главных героев в поисках "щастя". Выражаясь неформальным языком, все эти романы - шаблонизированный унылый "баян", только этот в православной оболочке.
елена болкисева 4 апреля 2011, 22:47
Хорошо!Светло и радостно почему-то...
Василий 4 апреля 2011, 18:50
Спасибо. Чудестно, светло, тонко.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×