Святейший Патриарх Алексий награждает Сергея Власова |
Святейший Патриарх Алексий награждает Сергея Власова |
– Сергей Николаевич, поздравляю Вас с открытием выставки Ваших фоторабот в музее храма Христа Спасителя. Насколько я знаю, она для Вас первая?
– Ранее я участвовал во множестве фотовыставок, посвященных жизни Русской Православной Церкви и Ее Предстоятеля – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, которые часто проходили в рамках торжеств, посвященных 2000-летию Рождества Христова, но там участвовали многие другие фотографы. Нынешняя выставка, совместно подготовленная Издательским Отделом Московского Патриархата и Музеем истории города Москвы – первая, где представлено около двухсот моих фотографий. Формируя экспозицию, которой дано название: «Судьбоносные годы Церкви» мы старались максимально охватить важнейшие события церковной жизни, вплоть до тех, которые совершились уже в нынешнем 2004 году. Если Вы помните, на последнем по времени снимке, представленном в экспозиции, запечатлен Святейший Патриарх с Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей Митрополитом Лавром, после богослужения на Бутовском полигоне 15 мая.
– Свои автографы в книге отзывов выставки оставили люди со всех концов России и из-за рубежа: там встречаются надписи на немецком, чешском и даже японском языках. Мне запомнилась одна из последних записей, которую оставила женщина, недавно потерявшая единственного сына. Она, по ее собственному признанию, зашла в выставочный зал и на мгновение забыла о своем горе: такое светлое жизнеутверждающее впечатление на нее произвели Ваши фотографии.
– Я очень благодарен Святейшему Патриарху за то, что он благословил проведение этой выставки и, конечно, председателю Издательского Совета Московского Патриархата протоиерею Владимиру Силовьеву – ее инициатору и главному организатору. Его Святейшество очень интересуется тем, как проходит выставка, какие отзывы оставляют посетители. Когда мы в Отделе готовили эту экспозицию, то сначала предполагали представить в ней только фотографии. Но потом решили, что так она будет смотреться очень однообразно и обратились к Первосвятителю с просьбой передать для выставки что-то из личных вещей и архивных фотографий, на что он дал согласие. Хочу отметить, что в зале размещена, наверное, лишь сотая часть того, что предоставил Патриарх. Почти совсем не раскрыта тема «Святейший Патриарх и дети», которая, на мой взгляд, особенно интересна. К сожалению, в экспозицию не вошли детские письма, адресованные ему, но я их читал. Когда видишь эти строки, написанные неровным детским почерком, и читаешь трогательные пожелания Патриарху, поверьте, душу охватывают самые высокие и светлые чувства.
Очень важно то, что мои фотографии доступны именно широкому кругу зрителей. Многие снимки раньше публиковались в церковных изданиях, включались в большие фотоальбомы, но их мог видеть очень ограниченный круг людей – подписчиков церковной периодики и тех, кому по карману было приобретать дорогие подарочные издания. Ценность этой экспозиции еще и в том, что она дает возможность многим людям увидеть Патриарха всея Руси, не только как религиозного и общественного деятеля, но и как живого человека, узнать о той атмосфере, в которой он возрос.
– Уже много лет Вы являетесь штатным фотокорреспондентом периодических изданий Московского Патриархата. Каков был Ваш путь в Издательский Отдел?
– Фотографией я занимаюсь с 1976 года, и всегда любил снимать церковную архитектуру: храмы, Московский Кремль, но не просто башни и стены, а именно Соборную площадь, олицетворяющую для меня православную Москву. Учился фотографировать сам, сам составлял растворы, сам проявлял снимки дома в ванной комнате. Лучшее образование это, конечно, практика, поэтому свой опыт фотографа, я в основном, приобрел именно на практике.
Я родился в те времена, когда Церковь переживала трудные времена, это как раз был период хрущевских гонений. О том, чтобы открыто и свободно ходить в храм, особенно тогда, когда я был школьником, не могло быть и речи, надо было озираться по сторонам, чтобы тебя не заметили и не начали потом склонять на школьных собраниях. Слава Богу, эти времена закончились. Школьником я с экскурсией посещал Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, и это для меня всегда было большим событием. После школы закончил авиационно-техническое училище гражданской авиации в городе Кирсанове Тамбовской области. Там меня насильно приняли в комсомол, заставили вступить только из-за того, что иначе мне – выпускнику – нельзя было присвоить звание офицера запаса. Недопустимо было, чтобы беспартийный человек стал офицером советской армии. Хотя авиация манила к себе, но любовь к фотографии оказалась сильнее. В 1996 году я пришел на работу в Издательский Отдел Московской Патриархии. С этого же года неотлучно сопровождаю Святейшего Патриарха во всех его поездках по епархиям. Всего по самым приблизительным подсчетам вместе с ним я совершил более семидесяти поездок.
– Есть какая-то фотография, которая Вам особенно дорога?
– Каждая фотография имеет свою историю, каждая дорога по-своему. Конечно, бывают такие снимки, когда понимаешь, что это запечатленное мгновение неповторимо, больше его не будет. Но, повторяю, каждая фотография, каждая поездка – это событие. Даже если Святейший Патриарх посещает ту или иную епархию уже не один раз.
На моих снимках часто можно увидеть патриаршего архидиакона Андрея Мазура. Это – выдающийся человек, живое олицетворение истории Русской Православной Церкви XX века. Я преклоняюсь перед ним и очень его люблю, за доброту, за жизненную стойкость, за искрометное чувство юмора.
– Какая поездка со Святейшим Патриархом запомнилась более всего?
– Если говорить о 2003 году, то это, конечно, Дивеевские торжества, посвященные 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского. Никогда не забуду грандиозный Крестный ход, который шел из Сарова в Дивеево. Когда он приближался к Серафимо-Дивеевскому монастырю, мы вместе с фотографом ХПП «Софрино» Виктором Корнюшиным залезли на крышу жилого дома, чтобы сверху сфотографировать происходящее. Я увидел это бескрайнее людское море, в котором вместе были священнослужители, монахини, молодые мужчины, женщины в белых платочках, дети, словом, действительно, шла вся Православная Русь. Это трудно осознать, когда находишься внизу, среди этих людей, недаром поэт сказал: «большое видится на расстоянии». Такое же ощущение было, когда я фотографировал Крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери, которую переносили из храма Христа Спасителя на Красную площадь. Когда я поднялся на колокольню Казанского собора, то воочию увидел заполненную народом Красную площадь, тысячи человек, которые собрались чтобы помолиться у святыни Русской земли. Ни одна первомайская демонстрация не собирала столько людей.
– Как Вы выбираете, что именно нужно снимать?
– Прежде всего, нужно зафиксировать само событие. Допустим, совершается в Успенском соборе Московского Кремля литургия в день памяти святителя Иова, первого Патриарха Всероссийского. С фотографически-съемочной точки зрения все обыденно – Святейший Патриарх постоянно служит в соборе в дни памяти Московских святителей. Я считаю необходимым запечатлеть то, что является отражением события праздника. Во-первых, после литургии служится молебен святителю, это уже часть торжества. Во-вторых, Святейший Патриарх прикладывается к мощам святителя Иова и это тоже отличительная особенность именно этого праздника.
К сожалению, многие люди составляют себе представление о событиях церковной жизни по газетам и телевизионным новостям, которые далеко не всегда бывают объективны. Недавно я видел сюжет по каналу НТВ о Крестном ходе с Тихвинской иконой. Основное содержание видеоряда, который по времени продолжался менее минуты, заключалось в том, как внутри Крестного хода несколько человек переругались между собой, и какая в нем стояла давка. Возвращение в Россию Тихвинской иконы – это историческое событие, Крестный ход, в котором шли тысячи людей, вместе с молебном продолжался более трех часов, и из всего этого времени корреспонденты НТВ выбрали для показа именно такую картинку. Ничего лучшего они не смогли или не захотели увидеть.
– Что бы Вы могли посоветовать фотографам, которые приходят снимать церковные события?
– У меня есть правило, которого я неизменно придерживаюсь – не существует такого снимка, ради которого стоит мешать богослужению. Как бы не был уверен автор в том, что он снимет выдающийся кадр, все равно надо соблюдать церковный этикет и всегда помнить, что если мы находимся на богослужении, то это – самое главное.
– Осознавать себя фотолетописцем истории Русской Православной Церкви почетно или ответственно?
– Почетно и ответственно. Когда я был маленьким, то видел фильм о Петре Первом и запомнил кадр: царевна Софья выходит из Успенского собора. В те времена и думать было немыслимо, что в Успенском соборе будут проводиться богослужения, и я буду на них присутствовать и тем более фотографировать Патриарха. Сейчас это происходит, совершаются службы в Успенском соборе, где служили все Патриархи и митрополиты Московские. На мой взгляд, каждая такая служба – это событие истории Русской Православной Церкви XXI века. Ведь многие уже забыли, что практически целое минувшее столетие религиозная жизнь была под запретом, а сейчас ее возрождение идет на наших глазах. Просто мы не отдаем себе отчет в том, что происходит, для многих чудо становится обыденной реальность. Ну, построили храм, ну, принесли в России Тихвинскую икону, и что тут особенного? А ведь все это история, которая совершается на наших глазах. Наши дети и внуки будут потом интересоваться: как это все происходило? Когда двадцать лет назад мне не присваивали офицерского звания и вынуждали вступить в этот несчастный комсомол, кто бы мог подумать, что мимо Кремля по Красной площади когда-нибудь пойдет крестный ход с хоругвями и иконами? Кто бы мог тогда такое предположить? Слава Богу, сейчас это стало возможным, но мы должны быть очень внимательны к происходящему. Надо запоминать, как происходило возрождение церковной жизни, потому что потом надо будет рассказать об этом, чтобы наши потомки все это представляли себе, понимали, каких трудов и усилий это стоило.
C фотографом Сергеем Власовым беседовал Владимир Сергеев.