Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.

От нигилизма к ценностям

Интервью с депутатом Государственной Думы, историком Наталией Нарочницкой

Об общем контексте телевещания, о путях развития и проблемах ТВ размышляет депутат Государственной Думы, философ, историк Наталия Алексеевна Нарочницкая

– Какие цели сегодня преследует телевидение? Какова картина мира, которая преподносится, её характерные черты?

– Манипуляция общественным сознанием через электронные СМИ есть в наш век один из важнейших и мощнейших инструментов политики. О чём бы мы не писали в своих газетах, журналах, в своих книгах, тем более таких толстых, как моя, – всё будет бесполезно, пока этот всеприсутствующий, да ещё определённым образом сфокусированный «глаз» вкладывает в сознание противоположные мировоззренческие стереотипы и клише.

Сейчас после победы универсального либерализма над коммунизмом мы наблюдаем невиданную идеологизацию текущего проекта. Он взял на вооружение все формы и виды пропаганды, которые использовались обеими системами. В отличие от эпохи классических международных отношений, экспансия западного мира непременно укрывается в идеологические формулы. Сегодня вы никогда не услышите о национальных интересах Англии и США, которым нужна нефть, а значит, и господство в Персидском заливе. Но вам будут рассказывать о «правах человека» и «демократии». Правда, США сейчас нам обнажили некую смесь грубого империализма времён Теодора Рузвельта и витийств о спасении мира в духе Вудро Вильсона.

– Можем ли мы говорить, что западная пропагандистская машина работает отлажено, работает на пользу США и Европы, в то время как наши СМИ, наше ТВ – это сплошной вакуум или, хуже того, действия, созвучные с западной пропагандой?

– Увы, особенно в 90-е годы это было именно так, да и сегодня инерция велика. В постсоветской России в течение 10 лет почти тоталитарными методами навязывалась большевистская нигилистическая интерпретация всей русской истории вместе с ярко выраженным гедонистическим идеалом, куда большим, чем на Западе. Высшим идеалом была объявлена несопричастность делам собственного Отечества.

Помните, что творилось у нас на ТВ во время первой чеченской войны? Павшим за неделимость Отечества во все времена и во всех странах отдавали почести и ставили памятники. У нас же над ними глумились. Разгул терроризма в той форме, в которой он проявляет себя в России помимо иных причин (геополитика, стратегия вытеснения России с Кавказа), – это кара гедонистическому урбанистическому обществу теплохладных индивидов, объединённых лишь отметкой в паспорте.

– Понятно, что в современных условиях о формировании общенационального самосознания без участия ТВ говорить не приходится. А как бы вы конкретно оценили деятельность наших телеидеологов? Ведущие аналитических, публицистических программ – это идеологи нынешнего дня, это, несомненно, пропагандисты, важные коммуникаторы в обществе.

– То, что мы сейчас имеем на ТВ, – это в основном всё ещё зримая надстройка ультралиберального структурного проекта начала 90-х годов, от которого мы никак не можем избавиться. Хотя движение в сторону оздоровления и в обществе, и в самих СМИ есть. Но в целом в большинстве комментариев, во всех этих «якобы» проглядывает знакомый оценочный ряд.

Постсоветское телевидение взяло вообще мировоззрение, в котором и большевистский тоталитаризм – якобы порождение именно русской исконной любви к рабству и ведёт свой отсчёт не от Робеспьера, но от Иоанна Грозного и Чингисхана… Мне странно, что образованные люди отказываются видеть, что именно безбожие, помноженное на чрезвычайно низкий культурный уровень общества и на отсечённость не только от русской православной, но и от подлинной европейской – христианской в своей основе – культуры, рождает уродливые плоды и одичание – как культурное, так и гражданское.

– Вы не только зритель, но и участник многих программ. Удаётся ли высказать свою позицию? Равноправны ли участники? Соответствует ли непосредственное участие тому, что вы видите потом на экране?

– Очень много зависит от ведущего. Все они куда более опытны, чем я. И если участник ломает их домашнюю заготовку, то его, как правило, тут же прерывают. Или вдруг вводят в разговор что-то мелкое и конкретное, чтобы не дать обобщить. Такой технологией особенно владела «Свобода слова». Опустить, дать заведомо заниженное прочтение всего – черта и приём современной либертарной культуры. Здесь трудно бороться. В последнее время мой статус вырос, мне прикрепляют микрофон на бортик пиджака, и я всегда могу вступить в разговор. А в ходе моих первых выступлений мне подносил микрофон ведущий тогда, когда это ему было угодно. И ты никогда не знал, когда именно к тебе обратятся. Чувствуешь себя очень напряжённо.

– Вы не видите здесь какого-то наследия партийной машины пропаганды? Ведь как бы ни кичились нынешние телеведущие своим либерализмом – почти все они её воспитанники?

– Да тоталитарная советская идеологическая машина – это детский сад по сравнению с той пропагандистской машиной, с которой я столкнулась, работая в Америке в 80-е годы! Советский агитпроп имел в своём распоряжении несколько телечасов в день скучнейшей продукции, тогда как ТВ США уже вещало на десятках каналов с ярким видеорядом и развлекательной продукцией. Но опыт американского телевидения в дополнение к советскому агитпропу – вот «блестящая школа».

Вспоминаю многие ток-шоу, через которые надо было внушить зрителю некоторые идеи, например, сексуальную вседозволенность. Их озвучивали «проповедники» – опытнейшие полемисты с политологическим образованием. В роли оппонента обычно выставляли какую-нибудь добропорядочную провинциальную толстушку – мать семейства в аляповатом платье, которая была обречена по замыслу на провал – могла только краснеть и возмущаться. Теперь всё это пришло к нам. Но надо сказать, что к середине 80-х и в США наметился очевидный протест консервативной Америки против подобного воздействия ТВ. Был необыкновенный всплеск движения против абортов и за традиционные ценности.

– В чём вы видите причину того, что плохо понятые или нечистоплотно интерпретированные либеральные идеи продолжают доминировать на нашем ТВ?

– Наша интеллигенция, выходя из-под железного занавеса, прорыдала: «Дайте рынок, кока-колу, гедонизм для тела и нарциссизм для души». Вообще-то это не свобода, а рабство плоти и гордыни. Так и не дождавшись обещанного Лениным «отхожего места из золота в назидание меркантильному Западу», она возжелала этого золотого унитаза через «свободу торговли». Вот мы и получили свободу смотреть МTV и ненавидеть собственную страну. Ничего нового придумано ими быть не может.

Ушло фронтовое поколение, которое было наиболее почвенническим – оно пыталось интуитивно совместить с «красной идеей» естественное побуждение человека созидать на своей земле, а не уничтожать её ради всемирных абстракций. Благодаря им мы и продержались сорок лет без войн и потрясений. Но затем возобладали совсем другие силы.

– Может ли нас что-то обнадёжить?

– Мы видим, как наряду с продолжающимся упадком, в первую очередь в области культуры, тем не менее, повсеместно начинается отторжение «телевакханалии», разлагающей всё и вся, которая доминировала в первой половине 90-х годов. В этом есть здоровый импульс, он проявляется и в отношении к телевидению, и в самом телевидении. Я бы видела одну из задач ТВ в том, чтобы поймать этот импульс и утверждать его в людях. К сожалению, ещё слишком много телевоздействий направлено в противоположную сторону. Сегодня едва ли не основная задача здоровых интеллектуальных сил – войти в контекст массовых электронных СМИ.

Многим не нравится ни мировоззренческий, ни эстетический, ни музыкальный ряд, существующий на телеэкране. Вот пример: фильм «Идиот» на канале «Россия» превысил все существующие рейтинги, говорили о грядущем буме на основе классики. Но где он? Ведь оказалось, что наш зритель самого разного возраста готов воспринимать серьёзные вещи, но пока ТВ не наращивает усилия в этом направлении.

– Понятно, что в связи с инициативами президента страна движется к централизации. Понятно также, что такого типа стране жизненно необходима идеологичекая основа. Вместе с тем на ТВ наблюдается полная идейная пустота, непрекращающиеся попытки вернуться к провалившимся установкам. Все каналы заполнены пустым, плоским развлекательным, или, как вы его называете, «гедонистическим» продуктом самого низкого уровня. Нет ли ощущения некоего непонимания государством своих задач в этой области?

– Правителям, для того чтобы посылать импульс, нужно не только политическое чутьё, но и широта мышления, знания, кадры. Не надо бояться любого экивока в сторону национального чувства русских. Не шовинистически-ущербного, а здорового. Мы до сих пор не можем признать как само собой разумеющееся, а не как тезис для прокламации, что русский народ – основатель и стержень российской государственности. Что от того, сохранит ли он себя как явление культуры и истории, именно от этого зависит, сохранит ли себя Россия как страна, а не просто как территория с нефтевышками.

– Вы политик, вы член фракции «Родина» в Думе. Как вы считаете: возможно ли в России создание общественно-правового ТВ? Тем более что такая практика за рубежом существует.

– Вообще я мечтаю о свободном дискуссионном клубе на ТВ, независимом от тоталитаризма, как либерального и марксистского, так и денежного. В этой связи мой «Фонд исторической перспективы» и Система спутникового интернет-телевещания сейчас заняты разработкой нового экспертно-аналитического видеоканала, где, кстати, не будут перебивать. Такая технология предоставляет качественные изображение и звук и в три раза дешевле стоимости Интернета. Можно воспроизводить интересующий вас материал на диске в удобное время через мультимедийный проектор в любом сельском клубе или доме культуры.

– Как бы вы оценили место религиозного вещания на нашем ТВ?

– Хорошо, что хоть что-то существует. Растёт «Русский взгляд». Но, к сожалению, эти короткие сюжеты и праздничные трансляции из храма Христа Спасителя – отдельные вкрапления, бытующие сами по себе, в отдельной нише. Системного воздействия на общество не оказывается. Аудитория специальных религиозных передач остаётся специальной аудиторией. Задача состоит не в создании клерикальных программ, а в постоянном присутствии светских проектов, которые созданы на православной мировоззренческой основе, породившей русскую культуру. Да и великую европейскую культуру породило христианство, а не Просвещение – оно-то родило персонажей Золя. Важна мировоззренческая рама, а в ней может быть всё, что есть в жизни, – от бытовых шуток, спорта, светской хроники до внешней политики.

С Наталией Нарочницкой беседовал Александр Горбунов, «Литературная Газета»

Александр Горбунов

Наталия Нарочницкая

8 ноября 2004 г.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×