Знание законов способствует принятию верных решений

Беседа с профессором Михаилом Шаховым

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

В издательстве московского Сретенского монастыря вышла в свет книга известного специалиста в области государственно-конфессиональных отношений профессора Михаила Олеговича Шахова «Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации». В течение многих лет литература, посвященная этой проблематике, практически отсутствовала, несмотря на достаточно острую потребность в ней. Мы встретились с профессором М.О. Шаховым и побеседовали с ним о новом издании.

Загрузить увеличенное изображение. 100 x 100 px. Размер файла 0 b.
– Михаил Олегович, расскажите, пожалуйста, что стало толчком к работе над книгой «Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации»?

– Книга по своему содержанию отражает синтезированный, обобщенный вариант нескольких вариантов учебного курса, который я читаю студентам и семинаристам в различных высших учебных заведениях. В Сретенской духовной семинарии этот курс называется «Правовые основы деятельности прихода». Он ориентирован на то, чтобы познакомить семинаристов с теми основами действующего российского законодательства, с которыми они столкнутся в своей практической деятельности как будущие священнослужители, сотрудники приходов, централизованных религиозных организаций (епархий) или религиозных учреждений. Помимо этого многие годы такой курс с несколько иным содержанием преподавался в Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС). Этот вариант курса был адресован государственным служащим, которые по роду своих обязанностей работали с религиозными объединениями. Этот курс, с несколько иной расстановкой акцентов, был предназначен для того, чтобы помочь повышающим свою квалификацию государственным служащим понять специфику правового регулирования деятельности религиозных объединений. И третий вариант этого курса – курс для студентов нескольких светских вузов. Несколько лет я читал его в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) для будущих религиоведов (и в настоящее время другие преподаватели продолжают читать). И уже второй год я его преподаю в одном из крупнейших университетов – Российском государственном торгово-экономическом университете (РГТЭУ). Там я читаю эти лекции на юридическом факультете и для специалистов в области маркетинга, различных видов бизнеса, на налоговом факультете. Итак, мой учебный курс имеет три варианта: для будущих священнослужителей и сотрудников религиозных организаций, для действующих и будущих государственных служащих и для студентов светских вузов. Я попытался для всех этих несколько отличных курсов сделать единое учебное пособие – так получилась эта книга.

– То есть это совокупность ваших лекций, прочтенных в названных вузах?

– Я бы определил эту книгу скорее как учебное пособие. Это не научная монография, претендующая на новое открытие, и не конспект лекций. В книге действительно излагается материал лекционных курсов, но он снабжен также углубленным рассмотрением ряда тем, анализом некоторых актуальных проблем теории и практики государственно-конфессиональных отношений, чтобы познакомить читателя с большим объемом сведений, чем это удается сделать в ходе чтения лекций. Я постарался включить в книгу как можно больше цитат из законодательных актов, сопроводив их пояснениями, комментариями, толкованиями.

– Это ваша первая книга?

– По этой тематике у меня было несколько сравнительно небольших работ, по отношению к которым данная книга имеет синтезирующий и обобщающий характер. В РАГС было издано несколько пособий, одно из них называется «Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений», другая посвящена проблеме реализации принципа светскости государственной гражданской службы в Российской Федерации. Так что, собрав, обновив, переработав и очень существенно пополнив новыми материалами все, что мной писалось раньше по этой проблеме, я сделал книгу, о которой мы сейчас говорим.

Специфика литературы, связанной с действующим российским законодательством, состоит в том, что, в отличие от канонического права, которое характеризуется гораздо большей незыблемостью и устойчивостью, светское законодательство более подвижно. Каждый год что-то меняется, принимаются новые законы, вносятся изменения и дополнения в действующие законы. Сейчас говорится, что в достаточно близкой перспективе будет меняться и Гражданский Кодекс. Поскольку законодательство претерпевает изменения, нельзя механически воспроизводить написанное несколько лет назад, приходится внимательно следить за законотворческой деятельностью и вовремя обновлять свои тексты. Даже в процессе верстки книги в издательстве пришлось вносить некоторые поправки, так как 30 ноября 2010 года был принят федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной или муниципальной собственности».

– Какова первоочередная задача этой книги?

Загрузить увеличенное изображение. 100 x 100 px. Размер файла 0 b.

– На этот вопрос мне ответить просто, потому что в течение долгих лет своей преподавательской деятельности я сталкивался с очень трудной ситуацией. Любой студент любого вуза знает, что, как правило, на первом занятии преподаватель предлагает воспользоваться материалами для самостоятельного изучения предмета, для подготовки к экзамену, к зачету, то есть любой преподаватель может отправить своих студентов в библиотеку, в книжный магазин, указав, какими книгами надо воспользоваться. Все, кто преподает лекционные курсы, аналогичные моему (например, в образовательном стандарте «Теология» он называется «Государственное законодательство о религии»), сталкиваются с тем, что соответствующих учебников, учебных пособий, любых книг, по которым можно было бы заниматься изучением этой дисциплины, в принципе не существует. Последний всеобъемлющий труд, посвященный этой проблематике, под названием «Русская Православная Церковь и право», написанный коллективом квалифицированных юристов Московской Патриархии, был издан в 1999 году. Во-первых, с тех пор сильно поменялось законодательство. Во-вторых, книга уже давно распродана и фактически стала недоступна. Больше такого фундаментального издания за 12 лет не было. Видя такой «вакуум» на книжных полках и сталкиваясь каждый год с тем, что нет обеспечения студентов литературой, я самой жизненной необходимостью был подтолкнут к тому, чтобы написать эту книгу. Это «задача-минимум». Но я уверен, что моя работа будет интересна и полезна более широкому кругу читателей: священнослужителям, сотрудникам религиозных организаций, государственным служащим и всем, кто по роду деятельности связан с государственно-конфессиональными отношениями или просто хочет повысить уровень своих познаний в данной области.

– Насколько важно современному священнику знать правовые основы деятельности прихода?

– Иногда приходится слышать рассуждения примерно в таком духе: «Зачем мне знать законы? Пусть законы знает чиновник, а моя задача – иметь с ним хорошие отношения и донести до чиновника наши проблемы и желания; он же, зная законы, пусть придумывает, как решить наши проблемы и как пойти нам навстречу». Я считаю, что первое не исключает второго: надо быть и политиком, и человеком, элементарно грамотным в правовой области хотя бы для того, чтобы правильно сформулировать, что именно вы хотите от государства, уметь грамотно изложить свои просьбы и пожелания и знать, какие органы власти компетентны решать ваши проблемы. Так что добрые отношения с представителями власти не повод для правовой безграмотности.

Кроме того, надо быть готовым и к умению защищать интересы прихода в конфликтных ситуациях, когда приходится обжаловать какие-то действия органов власти. И не надо забывать, что религиозная организация вступает в правоотношения не только с органами власти, но и с самого разного рода негосударственными организациями и гражданами – от фирмы, которая, например, делает ремонт, и до сторожа, который работает по трудовому договору. Конечно, священник не может заменять юриста, так же, как мы не можем сами заменить врача, когда речь идет о нашем лечении. Решением этих проблем и споров должны заниматься профессионалы. Но какой-то минимум знаний для того, чтобы оценить ситуацию, должен иметь и священнослужитель. Да, у прихода может быть замечательный юрист, но он может обратиться к настоятелю, к священнику и сказать: «Отче! Есть спорная ситуация с недвижимостью или в связи с трудовым спором; мы можем поступить так-то или вот так-то. Благословите, какое решение избрать?» Для того чтобы осознанно принимать решения по управлению приходской жизнью, священнослужитель, не подменяя собой профессионального юриста, должен ориентироваться, понимать, что происходит, какие правовые нормы действуют, что можно и чего нельзя сделать, какие могут наступить последствия тех или иных решений. От степени правовой грамотности зависит возможность осознанно принимать управленческие решения.

– Скажите, в чем состоит специфика деятельности религиозных объединений в отличие от светских?

– Это очень глубокий вопрос. Остановлюсь только на одном его аспекте. Специфика деятельности религиозных организаций, так же, как и поведения верующих, связана с необходимостью выполнять все правила и предписания, основанные на вероучении. А это часто требует создания определенных внешних условий.

Недавно на одном теоретическом семинаре обсуждалось введение в России института военного духовенства, и встал вопрос: в чем же отличие в положении в казарме православного верующего и атеиста? Отличие в том, что для атеиста создавать никаких специальных условий для духовной жизни не требуется – сиди и читай Карла Маркса в свободное время. А верующий человек сам себе отслужить литургию и сам себя исповедовать не может. То есть, если мы поместим атеиста и верующего в, казалось бы, равные условия, то получится, что верующий оказывается гораздо более стесненным в своих духовных потребностях. Именно поэтому государство признает и уважает эту особенность. Для того, чтобы провести философское собрание, можно взять любое помещение, а для того, чтобы провести богослужение, нужно помещение гораздо более приспособленное, которое не может быть сегодня танцзалом, завтра использоваться для совершения литургии, а послезавтра – для спиритического сеанса. Если говорить языком гражданского права, реальная потребность в создании особых материальных условий для деятельности религиозных организаций гораздо выше, чем для других общественных объединений, и государство считается с этим. Почему, в частности, есть практика предоставления религиозным организациям льгот по налогу на имущество и земельному налогу? С одной стороны, справедливо говорится, что это компенсация за перенесенные лишения в годы атеистической власти. А с другой стороны, если игнорировать специфическую потребность в организации богослужений, которая есть именно в религиозных объединениях, если только посчитать стоимость земельного участка с храмом и обложить всеми налогами, то завтра, наверное, 90% всех храмов и монастырей придется просто закрыть по причине невозможности выплачивать налоги.

В начале 1990-х, когда отменялась советская система отношения к религиозным культам и вводилось новое российское законодательство, обеспечивающее свободу вероисповедания, некоторые нерелигиозные люди говорили, что не стоит отделять религиозные объединения от общественных объединений. Дескать, пусть все будут иметь один правовой статус общественных объединений, будь то материалисты, православные, мусульмане… Но здравый смысл восторжествовал, и законодатели, как и в абсолютном большинстве стран, выделили особый правовой статус религиозных объединений, учитывая их уникальность не только в плане духовной жизни, но и с точки зрения особенностей их деятельности.

– Скажите, как бы вы оценили правовую грамотность духовенства?

– Я бы не рискнул давать такие обобщающие оценки, тем более что в России достаточно обширный корпус священнослужителей – около 20 000. Они находятся в разных условиях, в разной степени обеспечены возможностями доступа к специальной юридической литературе, к правовым знаниям. Священник, который трудится в большом городе, имеет доступ к интернету, к средствам массовой информации. Священнику, который подвизается в сельской местности, гораздо труднее совершенствовать свои познания в юриспруденции, быть в курсе новостей государственно-конфессиональных отношений. Однако эта зависимость условий жизни достаточно неоднозначная; человек, находящийся в непростых условиях, может своим трудом достичь выдающихся результатов во всех отраслях знаний, не исключая и правовые. Многое зависит и от повседневной практики. Мне известны примеры, когда люди, в том числе и священнослужители, волей обстоятельств вовлеченные в сложные и длительные юридические тяжбы, в результате становились настоящими специалистами по законодательству.

Напомню также для сравнения, что сборник советского законодательства о религиозных культах, изданный в 1970-е годы Советом по делам религий, имел гриф «Для служебного пользования», читать его должны были только те, кому, с точки зрения государства, положено было знать законодательство, и священники не относились к этим категориям лиц. Сегодня принцип, закрепленный в Конституции нашего государства, установил, что все нормативно-правовые акты, касающиеся регулирования прав и свобод, в том числе свободы вероисповедания, должны быть официально опубликованы и тем самым открыты для всеобщего доступа. В этих условиях только от личного желания зависит, повышать или нет свой уровень правовой грамотности. Надеюсь, что духовенство в полной мере воспользуется этой возможностью.

– Что бы вы пожелали читателям сайта Православие.ру?

– Я надеюсь, что сбудутся мои надежды как автора, и книга окажется востребованной. Еще я очень серьезно надеюсь на обратную связь, как в прошлые десятилетия, когда в конце книги писалось: «Ваши отзывы и замечания просьба направлять в редакцию и автору». Иногда это было формальностью, но нередко писалось в реальной надежде на какую-то реакцию. В данном случае я искренне желаю, чтобы была читательская реакция. Возможно, с помощью издательства удастся собрать отзывы и учесть их в дальнейшей работе над следующими публикациями. Чтобы эта книга стала не итоговой работой, которую я издал и на том закончил свои труды, а наоборот, чтобы за счет обратной связи, диалога с читателями появилась возможность продолжать подготовку новых изданий по этой тематике.

С профессором Михаилом Шаховым
беседовал Антон Камальдинов

22 апреля 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×