Выступление на конференции «После Чернобыля: общая боль, общая забота, общая надежда. Осмысление итогов и уроков катастрофы» (26-27 апреля 2011 года)
Есть расхожее выражение о том, что история не знает сослагательного наклонения. Однако попробуем представить себе, что полет Гагарина вышел неудачным: ракета сгорела, летчик погиб. Это было вполне вероятным сценарием – ведь такой вариант был предусмотрен в одном из секретных запечатанных конвертов для официального агентства ТАСС. Именно его озвучили бы для всего мира в случае катастрофы.
И мы никогда бы не увидели этого простого русского человека, чуждого всякой звездной болезни, недосягаемого в своем величии, но такого скромного, не узнали бы его открытой улыбки, пред которой тускнеют все гримасы голливудских героев. Мы не услышали бы слов Гагарина, этого Маленького принца, о том, какая наша планета прекрасная и хрупкая. Наверняка такая катастрофа повлекла бы за собой отставку ведущих деятелей отечественного ракетостроения и надолго затормозила бы развитие космической отрасли в Советском Союзе…
Но представим себе, с другой стороны, что в Чернобыле не произошло технологического сбоя, Маленький принц вовремя прочистил свой вулкан и никакой катастрофы не случилось – а наоборот, эта станция успешно бы развивалась, продолжала смелые эксперименты и делала новые открытия. Это было вполне реально. Припять, город будущего, который уже к 1986 году представлял собой высокотехнологичный научный центр – он стал бы настоящей Кремниевой долиной. Возможно, в этом случае и Советский Союз не развалился бы (хорошо известно, что Чернобыль был использован в антисоветской пропаганде по полной программе), а просто со временем бы обновился и принял другую форму.
Но откуда бы мы тогда узнали о безграничном мужестве и самоотверженности сотен тысяч человек: ликвидаторов, спасателей, солдат, медиков, журналистов? Нашлось бы в жизни место подвигу этих людей? Как бы мы узнали о героизме, который живет в душах этих простых и подчас незаметных тружеников? Каким бы образом явилась их подлинно христианская жертвенная любовь к ближнему? Прислушались бы мы тогда к пророчествам из Откровения Иоанна Богослова, одно из которых говорит о «звезде полынь» («чернобыль» по-украински), падшей на землю?..
Возвращаясь в действительное наклонение, мы понимаем, что и в том, и в другом событии – и в замечательной победе, и в жестокой трагедии – в полной мере проявился Промысл Божий. Тот Промысл Божий, который дает возможность человеку проявить свои лучшие качества и каждого ведет ко спасению.
Юбилей полета Гагарина – это не праздник одной России, ведь его готовили специалисты со всего Союза, и в частности Сергей Павлович Королев, родившийся в Житомире. 25-летие Чернобыльской аварии – это не трагедия только Украины, потому что она стала нашей общей бедой: здесь работали специалисты из разных областей страны, а в спасении участвовали всем миром и пострадавших лечили по здравницам всего Союза. Это наше общее торжество и наша общая память. Они объединяют нас и позволяют оставаться людьми.
Мы - злые люди, а хотим ещё чего-то: прославиться,
оставить свой след в истории. Дух полёта Гагарина
содержал в себе прославление советской передовой науки
перед лицом всего мира и затем уже просвечивается
руководящая роль Коммунистической партии, за которой
следует ложная идея, что Бога нет и что разум
человеческий всесилен. Последующая через 25 лет
Чернобыльская катастрофа шутя всё опровергла.
Слово "шутя" не означает, конечно, что "жить стало
веселее", но оно подразумевает шутов, бесов,
"духов злобы поднебесной". Людей, конечно,ликви-
даторов, и заболевших от радиации детей, взрослых-
всех жалко. Но верую, что Бог гораздо добрее нас,
людей, и что мученикам, пострадавшим от Чернобыль-
ской аварии открыта дорога в Царствие Небесное,
в особенности, если они хорошо понимают, что
Христос во истину воскрес.
Tamara Entwisle
Южная Австралия
Пойдут люди на подвиг и теперь. Вон в прошлом году, когда горели леса... Кто-то "докладывал" скрывая масштабы и разбазаренные средства, а кто-то брал законный отпуск и ехал на своей машине тушить лес добровольцем. И последних было много. Не меньше, чем в 1986.
Спаси Господи, батюшка, очень хорошо сказано!
Извините, но мне кажется, неправильно составлено предложение: разве можно "праздновать" юбилей катастрофы?
А с другой - чиновники, которые всечески скрывали масштабы катастрофы, ради чего? Ради ПАРТИЙНОГО БИЛЕТА!
Вот такая линейка получается. Да, все промысел Божий. Но он дается для ЧЕГО-ТО.
Включила наши беларусские новости, и с ужасом увидела - НИЧЕМУ НАС НЕ НАУЧИЛ ЧЕРНОБЫЛЬ! Эти чиновники точно также будут молчать и трепетать от одного лишь взгляда. А люди - пойдут ли на подвиг теперь?