Панорамно или коридорно?

Источник: Русский мир

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 476 px. Размер файла 58131 b.

Десять-одиннадцать лет школьной жизни – это много. Если, пользуясь скромными знаниями, полученными в той самой школе, разделить срок средней человеческой жизни в Отечестве на период получения среднего образования, то очень много. Шестая-седьмая часть!

Вероятно, поэтому, несмотря на возраст, школьное бытие свежо в памяти. А уж школьный месяц май…

Скоро длинные летние каникулы и свойственные им приключения. А в отдельных случаях – экзамены и свойственная им нервотрёпка.

Но всё равно – здорово! Было когда-то…

Судя по большинству материалов СМИ, ученическим и учительским порталам, сегодня всё совсем не здорово. Да, наверное, в младших классах мальчики и девочки ещё не обременены думами о реформе образования в стране. Остальных соучастников школьного процесса погрузились в эти думы по самую макушку. В том числе и родителей завтрашних первоклашек, даже не предполагавших, что запись детей в школу примет митингово-прокурорский характер.

А вот ещё. Проект федерального государственного образовательного стандарта для 10-11 классов средней школы Министерство образования и науки за полгода видоизменило четыре раза. 16 ноября, 15 февраля, 11 апреля и 19 апреля. Все варианты с завидной скрупулёзностью вывешиваются на сайте министерства.

Посему возникают справедливые вопросы. Что за специалисты готовят эти проекты, если предложения нуждаются в постоянной доработке? Надо ли вообще делиться с обществом «сырыми» документами? Как ориентироваться в этом ворохе бумаг старшеклассникам и их родителям? А заодно и учителям?

Лихорадит школу и в связи с информацией о переходе на платно-бесплатное среднее образование. Официальные лица уверяют, будто базовая часть школьной программы останется бюджетной. Платить придётся только за уроки… Как бы их назвать? Правильно, необязательные. Например, химию, историю, биологию, географию, музыку, рисование…

Из «низов» прорываются факты, будто бесплатную часть ограничат лишь несколькими часами в неделю: русский язык, математика, физкультура, основы православной культуры. Если не обсуждать предмет ОПК, с которым на практике ещё толком не сталкивались, то всё остальное получается прямо, как в Элладе. Образованным греком считался тот, кто умел читать, считать и плавать. И всё!

Однако кому верить-то?

Президент Медведев уверяет, что платного среднего образования не будет.

А какое будет? Такое же, как сейчас? Бесплатное, но плохое? И кстати, как можно доказать, что при взимании денег за уроки, скажем, истории, эту самую историю завтра будут преподавать лучше, чем бесплатно и сейчас? Ведь от того, что зарплата учителей в ближайшее время увеличится на треть, как обещал премьер Путин, уровень их знаний и навыков не поднимется даже на четверть. По крайней мере, этого не случится в мгновение ока.

И мы продолжим удивляться, что подавляющее большинство школьников Петербурга знать не знают, кто такие Егоров и Кантария, а их коллегам из томской глубинки из всех песен Великой Отечественной войны хорошо известна только «Катюша».

Интересно, слышат ли сотни тысяч школьников, приезжающих в течение года в столицу железной дорогой, хрестоматийную перронную фразу: «Наш поезд прибывает в город-герой Москву!»?

А если слышат, то почему опрос на тему «Города-герои» даёт такой странный результат: больше других знают о Волгограде, но таких чуть более 40%. У Севастополя и Тулы судьба по этой части куда печальнее.

Современная школа требует реформы, это факт. Иначе она и дальше будет выпускать во взрослую жизнь людей не с панорамным, а с тоннельным способом видения мира. Или, если говорить в актуальной манере, не многокомнатным, а коридорным мозгом.

Однако и сама реформа должна соответствовать высокой задаче. В том смысле, что если сегодня плохо, то вовсе ни к чему завтра делать ещё хуже. Как мне представляется, любой деловой разговор надо начинать с главного: чего хотим добиться. Появляется цель, определяются задачи, приобретается инструмент и методики. У нас почему-то всё наоборот. Реформу образования начали, а тут по прошествии некоторого времени выяснилось, что забыли про профтехобразование. А стране, оказывается, специалисты рабочих профессий тоже нужны…

Может быть, поэтому у нас такая бурная реакция на происходящее со стороны тех, кому, собственно, и проводить реформаторские проекты в жизнь. То есть со стороны учителей. Очевидно, что сами педагоги ни цели, ни смысла предлагаемых и реализуемых уже изменений понять не в силах. Скорее всего, по той причине, что пока никто не удосужился эти цели и смыслы ясно и чётко сформулировать.

К сведению тех, кто решит попытаться это сделать. Зарплата школьного учителя в США на старте – 39 тысяч долларов в год. Перед пенсией – 67 тысяч. Но и там, если верить New York Times, вовсю говорят о необходимости школьной реформы. Выходит, не только в деньгах дело.

После волнений 1905-1907 годов в России затеяли очередную школьную реформу. 3 мая 1908 года император Николай II подписал закон о выделении на нужды начального образования почти 7 миллионов рублей ежегодно. Если пересчитывать на нынешние деньги самым простым способом – через цены на золото, то выйдет: 1 царский рубль равен 8,5 доллара Барака Обамы.

В Государственную думу был внесён проект закона, который предполагал введение обязательного бесплатного начального (4 класса) образования повсеместно в империи к 1921 году. Проект дебатировался пять лет и в 1912 году был отклонён. Несмотря на это, к тому времени в стране работало свыше 100 тысяч начальных школ, в которых училось более 6 миллионов человек. Минимальная зарплата учителя составляла 1600 рублей в год (килограмм говядины стоил 40-50 копеек, сахара – 18).

И всё-таки – отклонили. Не увидели смысла? Или честно признались себе, что страна с такой задачей справиться не готова?

Михаил Быков

Источник: Русский мир

4 мая 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
В.К. 6 мая 2011, 03:47
(4)Обратите внимание на последние новшества по математике: арифметика – общее требование, далее – специализация. Так что арифметика, азбука, по желанию плавание или бег – это соцзаказ или ВТОзаказ, а может уже госзаказ: царская не смогла, а современная даст всеобщее бесплатное начальное образование. Для статистики и государственного анализа капиталистического периода несомненный прогресс и достижение. А дальше больше - садики объединят с начальной школой, тут просто слов и цифр не придумали для оценки шедевральности улучшений-достижений министерских менеджеров.
Мы русские, с нами Бог! Если цели имеем на благо России и народа,то в делах нам Бог поможет и сохраним, и приумножим народ и достояния России!
Всем желаю здоровья и оптимизма.
В.К. 6 мая 2011, 03:47
(3)Это и есть социальный заказ - принизить уровень, а затем объяснить цель реформ улучшением. Зачем объявлять в лоб, когда и дураку станет ясно, что ВТО и глобализация этого требуют. Надо же олигархам(читай капиталистам) от государственного бюджета соответствовать. Результат для выпускников перенапряжение, стресс, перегорание. В военные училища нет приема и на гражданке чехарда. Время крадется, жизненные планы молодежи размазываются, силы переориентируются в "офисный планктон"(Б.Грызлов). Старшее поколение не настроено пока трогать "политику": наблюдает за реформами. Вот так вкрадчиво (без рекламы) продолжается перестройка государства на капиталистические рельсы с минимумом социальной составляющей. Образование не угроблено, прекрасная школа и методики в умах и разработках есть. Его методически продолжают разрушать.
В.К. 6 мая 2011, 03:44
(2)К.Маркс и классики русской литературы и экономики все подробно описали в своих произведениях. В царской России в 1887 году министр просвещения издал приказ придерживать поступление детей прислуги(85% населения) в гимназии и университеты "кухаркины дети пусть не выходят из своей социальной группы". Потому с начальным всеобщим образованием не пошло, что не было политического заказа, а либерализм показали(5 лет дебатов). Тогда и ситуация другая была - не верили в возможность классово-социального переустройства(И.С.Шмелев очень подробно в своих книгах). Вот от того и "деликатные"заблуждения или "недоумение общества о непоследовательности" при обсуждении вопросов реформы и просвещения, и здравоохраннения, чтобы не коснуться главного вопроса(это уже политика)откуда все проистекает - вопроса власти, государственном устройстве и классовых интересах. А говорить о низком образовательм уровне учительского корпуса России, когда нет социальной мотивации и государственной заинтересованности в грамотных школьниках и высокой профессиональной подготовке(дети это знают и чувствуют, поэтому учатся спустя рукава - прошу не путать со страхом не поступить в вуз) - это как оскорбление всем учителям. Ну, да не привыкать. В ТВ и газетах последнее время модный прием.
В.К. 6 мая 2011, 03:43
(1) Как очень точно отметил автор "любой деловой разговор надо начинать с главного: чего хотим добиться. Появляется цель, определяются задачи, приобретается инструмент и методики". А далее, на мой взгляд, "деликатное"заблуждение, что у нас не по правилам. У нас в России вопрос реформ образования решается в той же академической последовательности, только со стороны правительства на цели и задачах не делается акцент(ВТО и связанные с этим требования по реформе образования, его платности). Может быть у кого-то из общества эта ситуация вызывает недоумение, только не учителей ИСТОРИИ. Ведь никогда капитализм ни одно государство не сделал социально ориентированным. Классовые интересы были и остаются приоритетными. От них не откажутся, а будут требовать закрепить 12ч рабочий день(ведь и сейчас это допустимо, но только разница между 8 и 12 - это сверхурочные и надо оплачивать; но при этом никто не скажет в Европе 6,5-7 часов с обедом, т.е. менее РФ). Большие социальные успупки были совершены на фоне конкуренции с социалистическими государствами.
Владимир 6 мая 2011, 01:33
Могу только присоединится к АННЕ.
До тех пор пока фурсенки, голиковы и прочие "высокоэффективные" менеджеры при власти об образовании и здравоохранении для рядовых россиян можно забыть.
АННА 5 мая 2011, 22:20
Учителя в шоке от ФГОСов, ЕГЭ и прочей реформаторской ерунды. Спасибо за статью. Угроблено образование Россиию Дураками управлять легче.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×