25 мая в Москве открылся XV Всемирный русский народный
собор, который на этот раз призван сформулировать набор
базовых ценностей российского общества. О том, насколько
это реально, обоснованны ли претензии сопредседателя
партии "Правое дело" Леонида Гозмана к Церкви,
чем миссия Церкви отличается от партийных функций, в
интервью "Интерфакс-Религия" рассказал глава
синодального Информационного отдела Владимир
Легойда.
-
В центре внимания нынешнего Всемирного русского
народного собора - ценности. Возможно ли в рамках
форума, пусть даже такого крупного, как ВРНС,
определить ценности, общие для всех жителей
многонационального государства, каким является
Россия?
- В нашем обществе часто предпринимаются попытки организовать широкое обсуждение тех или иных вопросов, насущных для каждого человека, - дискуссию, которая носила бы общенациональный характер. Но в большинстве случаев такие дискуссии вскоре становятся достоянием какой-то определенной группы - общественного или правозащитного движения, партии, корпорации. И, как следствие, интересы всего социума нередко выпадают из поля зрения участников дискуссии. Всемирный русский народный собор в этом смысле необычный форум. Это действительно уникальная площадка для диалога представителей самых разных взглядов - и политических, и социальных, и религиозных. Посмотрите, год от года на открытии ВРНС друг с другом встречаются и говорят об общих проблемах и задачах, подписываются под соборными решениями коммунисты и либеральные демократы, крупные предприниматели и профсоюзные лидеры. В президиуме Собора рядом со Святейшим патриархом сидят муфтий, раввин, буддийский лама. И предмет их встреч - то, что заботит любого человека, любого гражданина.
И ценности, и определяемые ими нормы жизни нашего общества как раз и должны подвергаться анализу на таком форуме. А консенсус относительно этих ценностей должен быть именно соборным. Любое общество, стремящееся к стабильности, должно иметь устойчивые ориентиры, люди должны хотя бы в общих чертах понимать, что их с соседями роднят единые нравственные принципы. А иначе мы обречены на распад, столкновение интересов различных людей.
- На открытии Собора сопредседатель партии "Правое дело" Леонид Гозман призвал Русскую церковь не стоять "в стороне от тех проблем, которые волнуют людей", и обличать "коррупцию и роскошь" властей. Намерена ли Церковь внять этому призыву?
- Прежде всего отмечу, что сам факт подобного воззвания господина Гозмана к священноначалию нашей Церкви подтверждает открытый статус и принципы работы Всемирного русского народного собора. Сам представитель "Правого дела", кстати, насколько я понял, остался впечатлен тем, что организаторы Собора дали ему возможность публично выступить с подобными тезисами. Но ведь в Церкви не сторонятся призывов к гражданской дискуссии, равно как и попыток критически оценить церковную жизнь - если только эти попытки делаются не исподтишка, не предвзято и честно. Так что Леонида Гозмана можно только поблагодарить за пример цивилизованного обращения к Церкви сторонника либеральных политических взглядов.
В свою очередь многое в прозвучавшей речи у меня тоже вызвало вопросы - главным образом о степени осведомленности уважаемого сопредседателя "Правого дела" в вопросах современной церковной действительности. Полагаю, Леонид Яковлевич в силу вовлеченности в другие дела просто не очень пристально следит за публичной активностью нашего духовенства, тематикой выступлений и проповедей Святейшего патриарха. Иначе он не стал бы призывать Церковь к тому, что она делала всю свою историю и делает сегодня, - защищать слабых, принимать сторону обиженных. Церковь не может уходить от проблем, которые волнуют ее паству, народ.
Социальная справедливость и борьба с беззаконием всегда были в центре внимания Церкви, и священники об этом говорят постоянно - надо только их слушать. Не удается услышать - можно документы почитать, хотя бы принятый на ВРНС еще в 2004 году "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании", где подробно говорится и об убийственной пагубности коррупции, и - особое внимание представителей правых политических сил! - недопустимости "нелегитимного вовлечения органов государственной власти в конкурентную борьбу и в разрешение хозяйственных споров". А главной темой ВРНС в 2007 году было "Богатство и бедность: исторические вызовы России". Выступая тогда на открытии Собора, патриарх Алексий сказал: "Если богатство сочетается с жестокостью, глухотой к нуждам ближних - оно греховно. Но в то же время и бедность может ввергнуть человека в состояние уныния, подтолкнуть на преступный путь. Поэтому преодоление бедности является для нашего общества одной из важнейших задач". А митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, нынешний Святейший патриарх, в своей речи на открытии форума подчеркнул: "Ожидание лучшей жизни, можно сказать, накалено до предела. Кажется, что если не произойдет заметных сдвигов в этом направлении, то в обозримом будущем случится какой-то надрыв в народной воле. По данным на 2004 год, ниже официального прожиточного уровня жили около 20% россиян. Это значит, что у значительной части нашего общества нет материального достатка, позволяющего достойно питаться, одеваться, обзаводиться жильем, растить детей, иметь доступ к высококачественному образованию, здравоохранению, отдыху, культуре, средствам коммуникации". Так что Церковь давно и подробно говорит на эти темы, точно указывая на болевые точки в нравственной и социальной жизни.
- Документы документами, но как же злободневные проблемы сегодняшнего дня?
- Церковь вовсе не закрывает на них глаза. Про ужас и причины резни в Кущевской Святейший патриарх Кирилл говорил сразу же по приезде в Краснодар в декабре прошлого года. После событий на Манежной площади предстоятель обратился ко всему народу со специальным видеообращением, касался этой темы в проповедях. Этнические конфликты - вообще предмет постоянной заботы нашего духовенства, в том числе и практической заботы - сегодня ряд синодальных отделов развивает программы духовного окормления мигрантов, например.
При этом важно понимать, что Церковь не призвана мгновенно реагировать на любое общественное происшествие. Но задача пастырей - так воспитывать людей, будить в них голос совести и правды, чтобы они сами могли правильно реагировать на происходящее, свободно и самостоятельно делать нравственный выбор. Не из корпоративного чувства и не по "указке сверху", но слушая голос совести.
Вчера на открытии ВРНС патриарх Кирилл, в преддверии выборов, отметил, что Церковь не намерена выбирать "свою партию", но будет поддерживать диалог со всеми политическими силами ради совместного служения благу народа. И сама Церковь также - не политическая партия, которая дает каждому своему члену указания, как поступить. Не стоит присваивать Церкви партийные функции, в ее подходе не может быть социальных предпочтений. Церковь всегда выступала за справедливость и правду, но ее правда не может быть выборочной. Это не правда группы людей с определенными взглядами на политику или экономику, это Божья правда. А поэтому обличение порока должно касаться всех, кто этим пороком страдает: не только хозяев чиновничьих кабинетов, но и членов "золотой сотни Forbes" и вообще каждого из нас.
Меня немного удивил призыв господина Гозмана к нашим священникам при общении с властями не благодарить последних за возвращенные храмы, а обличать коррупцию и роскошь в среде власть имущих. Разве это альтернативные вещи? Власть в нашей стране после десятилетий прессинга верующих наконец-то стала открытой к диалогу с религиозными организациями. Разве это плохо? Может быть, соработничество Церкви и власти в целях соблюдения интересов граждан все же конструктивнее, чем полемика в режиме нон-стоп? При этом не стоит думать, что возвращаемые храмы станут негласным "условием" молчания Церкви в отношении неправедных действий и решений чиновников. Так иной раз говорят, но это очень примитивное, плоское восприятие церковно-государственных отношений.
- Согласны ли Вы с призывом Леонида Гозмана к священнослужителям являть собой "пример нравственности и самоотречения"?
- Я вообще со многим согласен в речи господина Гозмана. Просто, на мой взгляд, Церковь и старается действовать в соответствии с этими принципами. Мы существуем не в информационном вакууме, голос Церкви слышен на федеральных телеканалах, в крупнейших российских СМИ. Полагаю, что уважаемый сопредседатель "Правого дела" просто не в курсе всех деталей церковной позиции и церковной деятельности, в том числе и той, что традиционно называется "социальным служением" и представляет собой как раз помощь тем, кому тяжело.
Что касается примера нравственности и самоотречения,
откровенно говоря, его должен являть собой каждый
христианин, каждый верующий человек, по крайней мере,
стремиться к соответствующим идеалам. На священниках,
конечно, лежит особая ответственность, но не стоит
забывать, что каждый из них, помимо того, что пастырь, -
еще и человек со своими земными слабостями. По возможным
ошибкам духовенства не следует судить о Церкви как
таковой. Важно понимать, что Церковь основана Самим
Христом и стоит правдой Божией, а не нравственностью
своих, пусть даже самых замечательных, священников. Даже
если абсолютно все священнослужители и миряне в Церкви
будут представлять собой образец нравственного поведения,
сила Церкви будет не в них, но во Христе. И, наоборот,
даже если большинство духовенства вдруг станет подвержено
порокам, правда Церкви никуда не исчезнет. Как
замечательно сказала однажды в подобной дискуссии редактор
журнала "Альфа и Омега" Марина Журинская:
"Даже если куда-то денется Русская православная
церковь, - что невозможно, но даже если она куда-то
денется и в ней останется один священник - горький пьяница
и заведомый стукач, я останусь его последней прихожанкой и
мы вместе будем оплакивать наши грехи". И наша
надежда и упование в жизни в том, что Господь дает нам
всем - плохим и хорошим, священникам и мирянам -
возможность через оплакивание наших грехов пережить
покаяние и, по любви и милости Божией, обрести
спасение.