Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

Церковное солнце.
Рассказы

Песня про гробы

Светлая седмица. Переполняет радость оттого, что Господь победил смерть, болезни, горе и печаль. Хочется этой радостью делиться и делиться. Ее много, на всех хватит. На всех, кому она нужна.

— Христос воскресе!

— Воистину воскресе! — торжественно, словно на параде, отвечают прихожане. Их лица светятся ярче солнца. Счастливые.

— Христос воскресе! — иду, почти лечу с кадилом и трисвечником по храму.

— Воистину воскресе! — вещает пономарь Семеныч из алтаря.

— Воистину воскресе! — из-за колонны ликует Виктор, старый христианин — беженец из Азербайджана.

— Воистину воскресе! — из-за другой колонны тоненьким голоском звенит Екатерина — беглянка с Украины.

— Воистину воскресе! — это Илья — переселенец из Казахстана.

— Христос воскресе!

— Воистину воскресе!

В храме пять человек. Все беженцы с русской земли на Русскую землю. Рассказывают, что в этих самых странах и даже на Украине тосковали по духовности, оттого и прибежали сюда, в центр Святой Руси, побросав квартиры и работу. А тут... Местные беженцам не радуются, если же уличают в церковности, вовсе съедают.

— Пусть лучше съедят свои, православные! — заявил как-то по прибытии из Азербайджана Виктор.

— Православные? — удивился я. — Так ведь православные не съедают, они, то бишь мы — не волки.

Но пасхальное настроение убивает все темные мысли.

— Христос воскресе!

— Воистину воскресе!

После службы довольные пятеро молитвенников расходятся по домам. Словно фонарики, разбредаются по темным проулкам и приветствуют мрачных соседей, дымящих табачищем на лавочках возле дворов:

— Христос воскресе!

Те в ответ ворчат.

Интересно, а почему так? Может, мы, священники, мало проповедуем? Может, мы, духовенство, малограмотные? С такими мыслями бреду домой. Меня отвлекает женщина, чей огород подходит вплотную к стене храма. Вот и ее церковная жизнь не волнует. Может, я виноват?

— Батюшка, можно Вас спросить?

«Ого! — думаю. — Неужели духовная жажда? Отрадно!»

— Конечно! — говорю и добавляю: — Христос воскресе!

— Ну, это у вас там, может быть, и воскресе...

— Вообще-то везде и всегда, — отвечаю. — Так о чем вы спросить хотели?

— Да вот у кума мать при смерти. Он ей гроб смастерил, а сам греха испугался. Спроси да спроси у попа, грех это или нет, когда сын для матери гроб делает?

— Грех, — говорю, — когда человек в церковь не ходит, когда в праздник бездельничает, когда не постится, ворует и сквернословит.

— Да нет, — даму ответ явно не устроил, — это все ерунда! Вот Вы скажите, гроб для матери делать — не грех?

Я честно ответил:

— Ничего про гроб для матери Спаситель не говорил. Да и вообще, в Писании ничего похожего не встречается.

— Говорили мне умные люди, — возмутилась дама, — что попы ничегошеньки не знают. Так и есть. Чему вас только в семинарии учат, дармоедов! Лучше у бабки Петровны спрошу. Она-то уж побожественней любого попа будет...

Женщина обиженно побрела к Петровне и долго еще возмущалась у ее калитки:

— Хм., тоже мне... не знает, что грех, а что нет... еще поп... хм... людей учит... Вот Петровна в церковь не ходит, и то знает... не тот нынче поп пошел, не тот...

Светлый кот

На этот раз синоптики не обманули. После туманных дней показалось солнышко.

Патриаршее служение в День Святой Троицы 27 мая 2007 г.. Фото: Патриархия.Ru
Патриаршее служение в День Святой Троицы 27 мая 2007 г.. Фото: Патриархия.Ru
Мы служили литургию в древнем храме, который не закрывался ни в войну, ни в революцию. Служили я и тамошний настоятель — священник, может быть, в пятом поколении. Хор тихо и сладко пел, как, наверное, и двести лет назад. Лучик солнца просочился сквозь старинное стекло южного окна в алтаре и медленно пополз вниз по пережившим и холода и войны фрескам. Маленький красноватый зайчик застыл на лике Спасителя. Потом, во время «Трисвятого», сонно переполз на жертвенник. Затем зайчиков стало много. Они перестали румяниться и заиграли на парчовых покровцах, начищенных рипидах, на настоятельском облачении. А один, огромный, светлый и как будто бы главный, чинно воцарился на Горнем месте, когда диакон принялся читать Евангелие.

Диакон вручил настоятелю увесистое Евангелие и забасил сугубую ектению. Внезапно припомнилось, как лет двенадцать тому назад, в мою диаконскую бытность, в другом старинном храме и при другом настоятеле я однажды, так же после евангелия вышел на солею и почти остолбенел от восхищения. Тогда я впервые отметил, что церковное солнце — какое-то особенное. Оно светило в окна купола, и зайчики забавлялись, прыгали но золотым царским вратам с одной завитушки на другую, с виноградной грозди — на резной листок. Интересно, тогда были другие «зайцы» или те же, что и сейчас?

Летят годы... Менялась эпоха. Когда-нибудь и это время уйдёт — канет в историческую пропасть, а Церковный Весёлый Свет останется. Эти же зайчики будут резвиться на макушках у других певчих, эти же лучи будут светить на тот же вечный евангельский текст, правда, читать его будет другой диакон, внимать — другие люди. Зато потом, когда всё пройдёт, а Церковь останется, на её торжество соберутся все, все, все, кто от века сумел оценить неповторимый церковный свет — и эта радость уже не кончится.

К концу службы зимнее солнце висело уже высоко. Настоятель проповедовал, я радостный стоял рядом и глядел на полтора десятка прихожан, утонувших в огромном лучистом храме. В этом селе люди почти не утратили традиций: левую половину занимали женщины, а правую — пара старичков. Посреди церкви, под паникадилом сидел кот. Старый крепкий кот. Закончилась проповедь, миряне подошли «под крест». Настоятель, я и диакон удалились в алтарь и разоблачились, а кот всё продолжал сидеть. Он дремал под церковным солнцем и во сне покачивался из стороны в сторону. Когда последняя прихожанка вышла из церкви и в храме воцарилась тишина, мы услыхали мурлыканье, временами походящее на храп. Я с любопытством глядел на полосатого прихожанина в приоткрытую вратницу. Мой интерес заметил настоятель:

— Что, нравится? Это Барсик. Мы его уже не замечаем, привыкли.

— А откуда он взялся? — полюбопытствовал я.

— Да он тут всегда был. Ну, конечно, не он, а предки его какие-нибудь... Но я вот лет, почитай, как тридцать тут служу и сколько помню, что ни служба — он всегда на это место приходит и дремлет. Пускай сидит. Зато насчёт мышей — полный порядок.

Настоятель отыскал свою скуфью, и мы отправились к нему в дом чаевничать.

Рейтинг: 9.5 Голосов: 58 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ЛИСНЯК Алексей Александрович родился в 1975 г. в Воронежской области. Окончил Воронежскую духовную семинарию. Состоит в священном сане, служил в приходах Курской и Воронежской областей, настоятель Богоявленского храма в селе Орлово Воронежской области, протоиерей. Публиковался в журнале «Подъём», в церковных журналах, в коллективных сборниках, автор многочисленных публицистических материалов и двух книг прозы. Член Союза журналистов и Союза писателей России.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
тамара 7 декабря 2015, 23:14
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ. И ЗА РАССКАЗ ,И ЗА КОММЕНТАРИИ. СПАСИ ВСЕХ,ГОСПОДИ.
Мирослав Хирковский16 ноября 2014, 18:07
Слава Богу за все
Магомет18 февраля 2014, 13:31
Да, в нашем городке тоже много беженцев из Украины. В конце девяностых десять семей приехали только из Киева. А с западной даже не скажу сколько. Нормальные все ребята, православные.
Иоанна15 февраля 2014, 00:56
Зачем писать, что есть беженцы с Украины? Ну, прямо, чушь какая-то! Извините, что так пишу, но задевает.. У нас и лавры, и храмов столько!! Думайте, пожалуйста, что пишите, а еще и священник!
lyudmila t14 февраля 2014, 09:14
спаси ГОСПОДИ отче святый.
очень красиво описано
читая как будто сама в Храме побывала
Марина25 мая 2013, 03:57
Спасибо за добрые рассказы. Храни нас всех Господь! И верующих и неверующих. И Барсика :-)
Максим12 февраля 2013, 05:05
Извини, брат , Сергей. Ты это против Евангелия сказал . Мы обязаны Слово ВСЕМ нести. А так Его и таджик прочтет , пока отдирать будет. И глаза и мозги и сердца у всех есть, не у одних воцерковленных. У самого кишка тонка, так другим мешать не надо. А с какой стороны в храме стоять, можно более конкретно из Священного Писания, от признанных церковных авторитетов , а не от ветра. Есть такой обычай по местам, но не всегда удобно, особенно с детьми, хотя логика в нем тоже есть - мужиков не дразнить, если они в Храме о юбках думают.
Сергей16 июня 2011, 19:13
Cоглашусь с Анной на счет организации воскресных школ. А вот на счет того, чтобы расклеивать текст Нового Завета на столбах и заборах отрину. Вера от слышанья. Будем относится к Слову Бога, как к драгоценному жемчугу, и не разбрасывать его свиньям под копыта. Книжные магазины открыты для всех, интернет тоже. Хочешь найти Слово Бога - не проблема. Только нажимай нужную кнопку клавиатуры. Нажимаешь другие кнопки - твой выбор. Ты сам его сделал.
Анна, Украина15 июня 2011, 15:17
Наталье:

Зачем же ночью беспокоить священника, если вопросы можно и нужно задавать днем? Для этого есть воскресные школы, и даже для взрослых. А если у вас нет, так организуйте, помогите отцу настоятелю.
А мечтать о том, чтобы везде были расклеены 10 заповедей, — какой смысл? надо брать, распечатывать и расклеивать. и не 10 заповедей, а все, что есть в Новом завете. Хоть на остановках транспорта. С приглашением в воскресную школу.

Мы почему-то хотим, чтобы за нас кто-то всё делал, причем в любое время дня и ночи. Других напрячь готовы, а самим поднапрячься лень. Сама такая, поэтому понимаю как никто :)
Церковь — это мы сами, прихожане, с Богом и святыми, и с клиром.

Извините, если резко высказалась, не хотела обидеть никого.

П.С. странно только, что с Украины якобы "бегут" в поисках православной жизни. С нашими-то Лаврами, храмами и монастырями! Очень странно. Хорошо спасаться там, где легче... Но только Родина — мать, другая же земля — мачеха. Как ни крути. ИМХО
Виктор15 июня 2011, 10:42
Ответить хочу Ольге,почему женщины и мужчины стоят отдельно.
Во первых,вы наверное мало ходите в храм,потому вы б знали,когда бьешь поклоны,то очень часто оказываешься чуть ли не под юбкой у женщины, а во вторых это не отвлекает от служб.Да и стоять надо у Богородичного предела женщинам, а у Господского мужчинам- табу.
Ольга13 июня 2011, 22:57
Какая разница где кто стоит? Почему женщины - нелево, мужчины направо?
Серафима12 июня 2011, 17:19
Наталья это так здорово!Я СОГЛАСНА!!!!!
Татьяна12 июня 2011, 11:45
Да, предложение Натальи нужно поддержать. А еще очень хотелось бы, чтобы в церкви были священники с которыми можно было поговорить, ведь всякое в жизни случается, а иногда и такие видишь видения, что никому и не расскажешь: то ли не поверят, то ли посмеются...Я очень в этом нуждаюсь. В церковь хожу редко, так как болезнь не позволяет преодолевать дорожные препятствия, а та что рядом УПЦ (я может не права, но ее остерегаюсь), так и живешь только с помощью литературы да сайта. Слава богу, что Алексий II(царствие ему небесное) благословил много научно-религиозной литератуты, которая помогает немножко разобраться по сути православного христианства.
Наталья10 июня 2011, 20:56
Интересно, а почему так? Может, мы, священники, мало проповедуем? Может, мы, духовенство, малограмотные?

Я живу в Москве. Моё мнение, что священники грамотные и проповедуют хорошо, да вот только мы в темноте толго сидели. Боялись в церковь ходить,нас сейчас азам православия учить надо. Я помню, как сама в храм пришла, горе привело, ничегошеньки не знаю, а душа утешения просит. Мал помалу стала узнавать истину, сейчас для меня свет открылся, скорбь утихла. Современное телевидение, рекламы везде и всюду нас к иной жизни влекут, вот и я поймала себя на мысли, что если бы не утрата, то меня в церкви бы не было, а поехала бы я на дачу жарить шашлыки и отдыхать от работы. Теперь я храм ни на что не променяю. Но вот очём я мечтаю, чтобы к священнику можно было бы обратиться в любое время дня и ночи, у нас грешных много вопросов. А мы учимся на ходу как-нибудь и кого-нибудь, потому нет такой службы при храме. В храме мы молимся, исповедуемся, причащаемся. А сколько приходит новичков и шепчутся,спрашивают как записку подать, кому можно свечку поставить, а как исповедываться надо и многое другое. Нам не хватает священника вне храма. А ещё я мечтаю, чтобы 10 заповедей и в школах и в институтах и в больницах и в метро большими буквами были написаны. Вот идёт человек по своим делаем читает, глядишь и западёт в душу слово Божье. А то, что получается про пиво и сигареты везде, а про духовную жизнь толко в храме.
Евгения10 июня 2011, 18:45
Как это замечательно!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×