Церковное солнце.
Рассказы

Песня про гробы

Светлая седмица. Переполняет радость оттого, что Господь победил смерть, болезни, горе и печаль. Хочется этой радостью делиться и делиться. Ее много, на всех хватит. На всех, кому она нужна.

— Христос воскресе!

— Воистину воскресе! — торжественно, словно на параде, отвечают прихожане. Их лица светятся ярче солнца. Счастливые.

— Христос воскресе! — иду, почти лечу с кадилом и трисвечником по храму.

— Воистину воскресе! — вещает пономарь Семеныч из алтаря.

— Воистину воскресе! — из-за колонны ликует Виктор, старый христианин — беженец из Азербайджана.

— Воистину воскресе! — из-за другой колонны тоненьким голоском звенит Екатерина — беглянка с Украины.

— Воистину воскресе! — это Илья — переселенец из Казахстана.

— Христос воскресе!

— Воистину воскресе!

В храме пять человек. Все беженцы с русской земли на Русскую землю. Рассказывают, что в этих самых странах и даже на Украине тосковали по духовности, оттого и прибежали сюда, в центр Святой Руси, побросав квартиры и работу. А тут... Местные беженцам не радуются, если же уличают в церковности, вовсе съедают.

— Пусть лучше съедят свои, православные! — заявил как-то по прибытии из Азербайджана Виктор.

— Православные? — удивился я. — Так ведь православные не съедают, они, то бишь мы — не волки.

Но пасхальное настроение убивает все темные мысли.

— Христос воскресе!

— Воистину воскресе!

После службы довольные пятеро молитвенников расходятся по домам. Словно фонарики, разбредаются по темным проулкам и приветствуют мрачных соседей, дымящих табачищем на лавочках возле дворов:

— Христос воскресе!

Те в ответ ворчат.

Интересно, а почему так? Может, мы, священники, мало проповедуем? Может, мы, духовенство, малограмотные? С такими мыслями бреду домой. Меня отвлекает женщина, чей огород подходит вплотную к стене храма. Вот и ее церковная жизнь не волнует. Может, я виноват?

— Батюшка, можно Вас спросить?

«Ого! — думаю. — Неужели духовная жажда? Отрадно!»

— Конечно! — говорю и добавляю: — Христос воскресе!

— Ну, это у вас там, может быть, и воскресе...

— Вообще-то везде и всегда, — отвечаю. — Так о чем вы спросить хотели?

— Да вот у кума мать при смерти. Он ей гроб смастерил, а сам греха испугался. Спроси да спроси у попа, грех это или нет, когда сын для матери гроб делает?

— Грех, — говорю, — когда человек в церковь не ходит, когда в праздник бездельничает, когда не постится, ворует и сквернословит.

— Да нет, — даму ответ явно не устроил, — это все ерунда! Вот Вы скажите, гроб для матери делать — не грех?

Я честно ответил:

— Ничего про гроб для матери Спаситель не говорил. Да и вообще, в Писании ничего похожего не встречается.

— Говорили мне умные люди, — возмутилась дама, — что попы ничегошеньки не знают. Так и есть. Чему вас только в семинарии учат, дармоедов! Лучше у бабки Петровны спрошу. Она-то уж побожественней любого попа будет...

Женщина обиженно побрела к Петровне и долго еще возмущалась у ее калитки:

— Хм., тоже мне... не знает, что грех, а что нет... еще поп... хм... людей учит... Вот Петровна в церковь не ходит, и то знает... не тот нынче поп пошел, не тот...

Светлый кот

На этот раз синоптики не обманули. После туманных дней показалось солнышко.

Патриаршее служение в День Святой Троицы 27 мая 2007 г.. Фото: Патриархия.Ru
Патриаршее служение в День Святой Троицы 27 мая 2007 г.. Фото: Патриархия.Ru
Мы служили литургию в древнем храме, который не закрывался ни в войну, ни в революцию. Служили я и тамошний настоятель — священник, может быть, в пятом поколении. Хор тихо и сладко пел, как, наверное, и двести лет назад. Лучик солнца просочился сквозь старинное стекло южного окна в алтаре и медленно пополз вниз по пережившим и холода и войны фрескам. Маленький красноватый зайчик застыл на лике Спасителя. Потом, во время «Трисвятого», сонно переполз на жертвенник. Затем зайчиков стало много. Они перестали румяниться и заиграли на парчовых покровцах, начищенных рипидах, на настоятельском облачении. А один, огромный, светлый и как будто бы главный, чинно воцарился на Горнем месте, когда диакон принялся читать Евангелие.

Диакон вручил настоятелю увесистое Евангелие и забасил сугубую ектению. Внезапно припомнилось, как лет двенадцать тому назад, в мою диаконскую бытность, в другом старинном храме и при другом настоятеле я однажды, так же после евангелия вышел на солею и почти остолбенел от восхищения. Тогда я впервые отметил, что церковное солнце — какое-то особенное. Оно светило в окна купола, и зайчики забавлялись, прыгали но золотым царским вратам с одной завитушки на другую, с виноградной грозди — на резной листок. Интересно, тогда были другие «зайцы» или те же, что и сейчас?

Летят годы... Менялась эпоха. Когда-нибудь и это время уйдёт — канет в историческую пропасть, а Церковный Весёлый Свет останется. Эти же зайчики будут резвиться на макушках у других певчих, эти же лучи будут светить на тот же вечный евангельский текст, правда, читать его будет другой диакон, внимать — другие люди. Зато потом, когда всё пройдёт, а Церковь останется, на её торжество соберутся все, все, все, кто от века сумел оценить неповторимый церковный свет — и эта радость уже не кончится.

К концу службы зимнее солнце висело уже высоко. Настоятель проповедовал, я радостный стоял рядом и глядел на полтора десятка прихожан, утонувших в огромном лучистом храме. В этом селе люди почти не утратили традиций: левую половину занимали женщины, а правую — пара старичков. Посреди церкви, под паникадилом сидел кот. Старый крепкий кот. Закончилась проповедь, миряне подошли «под крест». Настоятель, я и диакон удалились в алтарь и разоблачились, а кот всё продолжал сидеть. Он дремал под церковным солнцем и во сне покачивался из стороны в сторону. Когда последняя прихожанка вышла из церкви и в храме воцарилась тишина, мы услыхали мурлыканье, временами походящее на храп. Я с любопытством глядел на полосатого прихожанина в приоткрытую вратницу. Мой интерес заметил настоятель:

— Что, нравится? Это Барсик. Мы его уже не замечаем, привыкли.

— А откуда он взялся? — полюбопытствовал я.

— Да он тут всегда был. Ну, конечно, не он, а предки его какие-нибудь... Но я вот лет, почитай, как тридцать тут служу и сколько помню, что ни служба — он всегда на это место приходит и дремлет. Пускай сидит. Зато насчёт мышей — полный порядок.

Настоятель отыскал свою скуфью, и мы отправились к нему в дом чаевничать.

ЛИСНЯК Алексей Александрович родился в 1975 г. в Воронежской области. Окончил Воронежскую духовную семинарию. Состоит в священном сане, служил в приходах Курской и Воронежской областей, настоятель Богоявленского храма в селе Орлово Воронежской области, протоиерей. Публиковался в журнале «Подъём», в церковных журналах, в коллективных сборниках, автор многочисленных публицистических материалов и двух книг прозы. Член Союза журналистов и Союза писателей России.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
тамара 7 декабря 2015, 23:14
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ. И ЗА РАССКАЗ ,И ЗА КОММЕНТАРИИ. СПАСИ ВСЕХ,ГОСПОДИ.
Мирослав Хирковский16 ноября 2014, 18:07
Слава Богу за все
Магомет18 февраля 2014, 13:31
Да, в нашем городке тоже много беженцев из Украины. В конце девяностых десять семей приехали только из Киева. А с западной даже не скажу сколько. Нормальные все ребята, православные.
Иоанна15 февраля 2014, 00:56
Зачем писать, что есть беженцы с Украины? Ну, прямо, чушь какая-то! Извините, что так пишу, но задевает.. У нас и лавры, и храмов столько!! Думайте, пожалуйста, что пишите, а еще и священник!
lyudmila t14 февраля 2014, 09:14
спаси ГОСПОДИ отче святый.
очень красиво описано
читая как будто сама в Храме побывала
Марина25 мая 2013, 03:57
Спасибо за добрые рассказы. Храни нас всех Господь! И верующих и неверующих. И Барсика :-)
Максим12 февраля 2013, 05:05
Извини, брат , Сергей. Ты это против Евангелия сказал . Мы обязаны Слово ВСЕМ нести. А так Его и таджик прочтет , пока отдирать будет. И глаза и мозги и сердца у всех есть, не у одних воцерковленных. У самого кишка тонка, так другим мешать не надо. А с какой стороны в храме стоять, можно более конкретно из Священного Писания, от признанных церковных авторитетов , а не от ветра. Есть такой обычай по местам, но не всегда удобно, особенно с детьми, хотя логика в нем тоже есть - мужиков не дразнить, если они в Храме о юбках думают.
Сергей16 июня 2011, 19:13
Cоглашусь с Анной на счет организации воскресных школ. А вот на счет того, чтобы расклеивать текст Нового Завета на столбах и заборах отрину. Вера от слышанья. Будем относится к Слову Бога, как к драгоценному жемчугу, и не разбрасывать его свиньям под копыта. Книжные магазины открыты для всех, интернет тоже. Хочешь найти Слово Бога - не проблема. Только нажимай нужную кнопку клавиатуры. Нажимаешь другие кнопки - твой выбор. Ты сам его сделал.
Анна, Украина15 июня 2011, 15:17
Наталье:

Зачем же ночью беспокоить священника, если вопросы можно и нужно задавать днем? Для этого есть воскресные школы, и даже для взрослых. А если у вас нет, так организуйте, помогите отцу настоятелю.
А мечтать о том, чтобы везде были расклеены 10 заповедей, — какой смысл? надо брать, распечатывать и расклеивать. и не 10 заповедей, а все, что есть в Новом завете. Хоть на остановках транспорта. С приглашением в воскресную школу.

Мы почему-то хотим, чтобы за нас кто-то всё делал, причем в любое время дня и ночи. Других напрячь готовы, а самим поднапрячься лень. Сама такая, поэтому понимаю как никто :)
Церковь — это мы сами, прихожане, с Богом и святыми, и с клиром.

Извините, если резко высказалась, не хотела обидеть никого.

П.С. странно только, что с Украины якобы "бегут" в поисках православной жизни. С нашими-то Лаврами, храмами и монастырями! Очень странно. Хорошо спасаться там, где легче... Но только Родина — мать, другая же земля — мачеха. Как ни крути. ИМХО
Виктор15 июня 2011, 10:42
Ответить хочу Ольге,почему женщины и мужчины стоят отдельно.
Во первых,вы наверное мало ходите в храм,потому вы б знали,когда бьешь поклоны,то очень часто оказываешься чуть ли не под юбкой у женщины, а во вторых это не отвлекает от служб.Да и стоять надо у Богородичного предела женщинам, а у Господского мужчинам- табу.
Ольга13 июня 2011, 22:57
Какая разница где кто стоит? Почему женщины - нелево, мужчины направо?
Серафима12 июня 2011, 17:19
Наталья это так здорово!Я СОГЛАСНА!!!!!
Татьяна12 июня 2011, 11:45
Да, предложение Натальи нужно поддержать. А еще очень хотелось бы, чтобы в церкви были священники с которыми можно было поговорить, ведь всякое в жизни случается, а иногда и такие видишь видения, что никому и не расскажешь: то ли не поверят, то ли посмеются...Я очень в этом нуждаюсь. В церковь хожу редко, так как болезнь не позволяет преодолевать дорожные препятствия, а та что рядом УПЦ (я может не права, но ее остерегаюсь), так и живешь только с помощью литературы да сайта. Слава богу, что Алексий II(царствие ему небесное) благословил много научно-религиозной литератуты, которая помогает немножко разобраться по сути православного христианства.
Наталья10 июня 2011, 20:56
Интересно, а почему так? Может, мы, священники, мало проповедуем? Может, мы, духовенство, малограмотные?

Я живу в Москве. Моё мнение, что священники грамотные и проповедуют хорошо, да вот только мы в темноте толго сидели. Боялись в церковь ходить,нас сейчас азам православия учить надо. Я помню, как сама в храм пришла, горе привело, ничегошеньки не знаю, а душа утешения просит. Мал помалу стала узнавать истину, сейчас для меня свет открылся, скорбь утихла. Современное телевидение, рекламы везде и всюду нас к иной жизни влекут, вот и я поймала себя на мысли, что если бы не утрата, то меня в церкви бы не было, а поехала бы я на дачу жарить шашлыки и отдыхать от работы. Теперь я храм ни на что не променяю. Но вот очём я мечтаю, чтобы к священнику можно было бы обратиться в любое время дня и ночи, у нас грешных много вопросов. А мы учимся на ходу как-нибудь и кого-нибудь, потому нет такой службы при храме. В храме мы молимся, исповедуемся, причащаемся. А сколько приходит новичков и шепчутся,спрашивают как записку подать, кому можно свечку поставить, а как исповедываться надо и многое другое. Нам не хватает священника вне храма. А ещё я мечтаю, чтобы 10 заповедей и в школах и в институтах и в больницах и в метро большими буквами были написаны. Вот идёт человек по своим делаем читает, глядишь и западёт в душу слово Божье. А то, что получается про пиво и сигареты везде, а про духовную жизнь толко в храме.
Евгения10 июня 2011, 18:45
Как это замечательно!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×