Остальные материалы

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЕ ЦЕРКВИ СТАРОЙ МОСКВЫ
Елена Лебедева
 
Преображенских церквей в старой Москве было великое множество и почти все они овеяны легендами. Первую из них - деревянный собор Спаса-Преображения-на-Бору - поставил в Кремле еще во второй половине XIII века великий князь св. Даниил Московский. Это был второй московский храм, основанный в нашем городе, - после церкви Рождества Иоанна Предтечи.
далее...

МОСКОВСКИЕ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ИОАННА ВОИНА
Елена Лебедева
 
В старой Москве существовало множество церквей с приделами, освященными во имя чтимого на Руси св. мученика Иоанна Воина, почитавшегося покровителем в битвах за Отечество. И только один- единственный московский храм, что на Большой Якиманке, был построен в честь этого святого.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. ЕРМОЛАЯ НА КОЗЬЕМ БОЛОТЕ
Елена Лебедева
 
Единственная в Москве церковь, освященная во имя св. Ермолая, стояла до революции на Большой Садовой улице рядом со станцией метро "Маяковская" на том месте, где сейчас разбит небольшой сквер между двумя огромными "сталинскими" жилыми домами. Память именно об этой церкви осталась в старомосковском имени тихого тверского переулочка - Ермолаевского, который, пересекаясь с Малой Бронной, упирается в Патриаршие пруды.
далее...

ИЛЬИНСКИЕ ХРАМЫ СТАРОЙ МОСКВЫ
Елена Лебедева
 
Самая знаменитая и, по негласной традиции, главная Ильинская церковь Москвы - это церковь св. Илии Обыденного на Остоженке, которая возвышается рядом с домом Перцова напротив храма Христа Спасителя. Она - следующая по известности московская приходская церковь после "Большого Вознесения" у Никитских ворот, и тоже любимый храм московской интеллигенции.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В СТАРЫХ САДАХ
Елена Лебедева
 
Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади - в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВВ. МУЧЕНИКОВ КИРА И ИОАННА НА СОЛЯНКЕ
Елена Лебедева
 
Замечательная московская церковь во имя свв. Кира и Иоанна стояла до революции на Солянке. Единственная в Москве освященная во имя этого праздника, она была поставлена в честь восшествия на русский престол императрицы Екатерины II, которое состоялось в день памяти святых Кира и Иоанна 28 июня (11 июля) 1762 года. Этим и объясняется столь редкое для Москвы посвящение храма.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В СЕЛЕ АЛЕКСЕЕВСКОМ
Елена Лебедева
 
Великолепная приходская церковь во имя Тихвинской иконы находится поблизости от гостиницы "Космос" на возвышенности, названной красивым старомосковским именем "Церковная горка" - по храму. Своей архитектурой она напоминает знаменитую церковь Троицы в Никитниках близ Варварки, построенную в те же времена.
далее...

СЛОВО В ЗАЩИТУ ПОЭТА
Лев Писарев
 
Если мы подойдем к восприятию ее творчества с готовностью понять и простить душу ближнего, а не с готовностью побить камнями, мы увидим те редкостные душевные качества Цветаевой, которые близки православному читателю. В этом случае главным уроком, который мы сможем извлечь из поэзии Цветаевой, станет не отрицание ее творчества как служения "бесам страстей своих", а сочувствие к ближнему, страдающему из-за своей удаленности от Творца.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В КРЕМЛЕ
Елена Лебедева
 
Легендарная кремлевская церковь Рождества Иоанна Предтечи была самой первой московской церковью, основанной в Москве на заре ее истории - в XII веке, когда появилась и сама Москва. Она стояла прямо перед Большим Кремлевским Дворцом и была снесена в 1847 году по личному повелению императора Николая I.
далее...

СЕРИАЛ "ИДИОТ" НА РТР: ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ИРРАЦИОНАЛИЗМА
Олег Беляков
 
Само по себе событие действительно примечательно - уж больно невеселым был общекультурный контекст, на фоне которого РТР отважилось в десятке серий продемонстрировать искания князя Мышкина и присных. Уже казалось, что мы надолго обречены обсуждать копрофагические изыски писателя Сорокина и шоу "За стеклом", как реальный уровень духовных потребностей и самой нации, и ее интеллектуальной элиты. Вызывающий, агрессивный дебилизм нового века против нелепого, больного, мучающего себя и окружающих "идиота" из классического прошлого: таковым и выглядело это противостояние прошлого и настоящего, как соседство на полках похождений "Бешеного" рядом с духовным капиталом русской классики.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ НА КУЛИШКАХ
Елена Лебедева
 
Самая известная в Москве Всехсвятская церковь находится на Славянской площади близ Солянки. Одна из древнейших в нашем городе, она была основана, по преданию, великим князем Дмитрием Донским: вернувшись с победой с Куликовской битвы в 1380 году, он немедленно приказал построить храм в память о русских воинах, павших на поле сражения.
далее...

ЦЕРКОВЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА ПРЕЧИСТЕНСКОМ БУЛЬВАРЕ
Елена Лебедева
 
Единственная в Москве приходская Святодуховская церковь стояла до революции на Пречистенском, ныне Гоголевском, бульваре. Она была выстроена здесь задолго до того, как стену Белого города сломали и разбили по ее линии бульварное кольцо. Церковь разделила судьбу соседнего храма Христа Спасителя и была снесена для строительства Дворца Советов. На месте Святодуховского храма в самом начале бульвара был возведен наземный павильон станции метро.
далее...

ВОЗНЕСЕНСКИЕ ЦЕРКВИ СТАРОЙ МОСКВЫ
Елена Лебедева
 
Знаменитая церковь "Большое Вознесение" у Никитских ворот - самая известная московская церковь не только среди других Вознесенских храмов столицы, но и во всем городе. Любимое москвичами "Большое Вознесение" непременно входит во все экскурсионные маршруты, учебники по москвоведению, путеводители, юбилейные издания.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ В КРЕМЛЕ
Елена Лебедева
 
Самая известная московская церковь, освященная во имя святых равноапостольных Константина и Елены, стояла до революции в Кремле, в Тайницком саду "под горою", или на подоле, как тогда называли внутреннюю "низовую" часть Кремля. Она находилась за кремлевской стеной, близ одноименной Константино-Еленинской башни, которой и дала название.
далее...

УЛЫБАЮЩИЕСЯ ЛЬВЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Юрий Клиценко
 
Уникальные изображения Мессианского Престола украшают фасады Димитриевского собора во Владимире. Снаружи Димитриевский собор украшен множеством резных изображений, иконографическая программа которых обозначает основные новозаветные понятия о Христе, Воскресении, Евхаристии, Преображении и Царствии Божием посредством ветхозаветных прообразов и метафор.
далее...

НИКОЛЬСКИЕ ЦЕРКВИ СТАРОЙ МОСКВЫ
Елена Лебедева
 
В старой Москве церквей, освященных во имя самого чтимого на Руси святого Николая Чудотворца, было огромное число - и сохранившихся до наших дней, и разрушенных при советской власти. В числе последних помянем самую знаменитую церковь св. Николая "Большой Крест", стоявшую в самом начале Ильинки и основанную там еще до возведения Китайгородской стены в первой половине XVI века.
далее...

ХРИСТИАНСКИЙ ФИЛЬМ О ВОЙНЕ
Леонид Виноградов
 
О Великой Отечественной войне снято много прекрасных фильмов. Мне же хотелось бы вспомнить об одном из них - "Проверке на дорогах" Алексея Германа. На мой взгляд, это один из самых христианских фильмов в мировом кинематографе, заслуживающий включения в курс "Основ православной культуры".
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА НА ПОВАРСКОЙ
Елена Лебедева
 
В Москве святым Борису и Глебу строили много храмов и освящали во имя князей-страстотерпцев множество церковных приделов. Одна из таких церквей стояла на Поварской улице. Именно этот скромный московский храм был связан со многими выдающимися деятелями русской истории и культуры.
далее...

КАРЛ ФАБЕРЖЕ УДИВЛЯЕТ ШОТЛАНДИЮ
Татьяна Горбачева
Уникальная выставка открылась в Эдинбурге, столице Шотландии. С апреля по октябрь этого года шотландцы будут любоваться ювелирными изделиями Карла Фаберже из Британской Королевской коллекции - одной из самых крупных и наиболее ценных. Среди экспонатов - Императорские Пасхальные яйца, цветы, шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании.
далее...
 

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА НА КРАСНОЙ ГОРКЕ
Елена Лебедева
 
В этом году исполняется ровно 1700 лет со дня кончины великомученика Георгия Победоносца – одного из самых чтимых на Руси святых, покровителя Москвы. В первопрестольной в его честь было построено множество храмов, задолго до появления изображения святого на московском гербе, - одни пережили черные времена и сохранились до наших дней, другие погибли в годы советской власти.
далее...

ХРАМ СВ. МАРТИНА ИСПОВЕДНИКА В МОСКВЕ
Елена Лебедева
 
Великолепный, один из красивейших в столице, храм, освященный во имя св. Мартина Исповедника, находится на Большой Алексеевской улице, близ Таганки. Столь редкое для Москвы его посвящение объясняется тем, что он был основан в честь дня венчания на престол великого князя Василия III.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОХВАЛЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Елена Лебедева
 
Не сохранившаяся до наших дней, единственная московская церковь, освященная во имя праздника Похвалы Богородицы, стояла на Волхонке. Эта церковь оставила свой след в истории Москвы тем, что подарила первопрестольной замечательное, но давно забытое старомосковское название местности - "Башмачки". А после революции при археологических работах на месте, где стояла церковь Похвалы, была обнаружена надгробная плита с могилы Малюты Скуратова.
далее...

КОНФЕРЕНЦИЯ "СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ В ВИЗАНТИЙСКОЙ, СЛАВЯНСКОЙ И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИКОНОГРАФИИ": ДИСКУССИИ И ВЫВОДЫ
Ольга Кирьянова
 
1-3 апреля в Москве состоялась международная научная конференция "Святитель Николай в византийской, славянской и русской литературе и иконографии". Ее организаторами выступили Православный Свято-Тихоновский Богословский институт и Российский Гуманитарный Научный Фонд.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА
Елена Лебедева
 
Знаменитая московская церковь во имя св. Архангела Гавриила находится близ Чистопрудного бульвара в Архангельском переулке. В историю Москвы она вошла как Меншикова башня, которую в народе еще величали "сестрой Ивана Великого". Однако первая, еще деревянная церковь св. Архангела Гавриила существовала здесь задолго до того, как в этих краях обосновался светлейший князь. Впервые она упоминается в летописи в 1551 году.
далее...

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР В МОСКВЕ
Елена Лебедева
 
Самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, Благовещенский собор находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА В КРЕМЛЕ
Елена Лебедева
 
Самая знаменитая московская церковь во имя св. Иоанна Лествичника, ныне закрытая, находится в Кремле на Соборной площади. Расположенная в нижнем ярусе кремлевской колокольни, церковь дала ей имя - Иван Великий. Кремлевская церковь св. Иоанна Лествичника принадлежит к числу древнейших храмов, основанных в первопрестольной на заре ее истории.
далее...

МОСКОВСКИЙ АЛЕКСЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Елена Лебедева
 
В старой Москве во имя преподобного Алексия, человека Божия, помимо множества приделов городских церквей, был освящен древний монастырь, за свою долгую и трагическую историю сменивший три места расположения. Основанный на Остоженке, он был перенесен сначала на Волхонку, а затем в Красное село, где и сейчас существуют две оставшиеся от него церкви.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СОРОКА СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ
Елена Лебедева
Связанных воинов поставили в ледяной воде местного озера в страшную стужу, а в издевку на берегу растопили баню, предлагая отречься от христианской веры. Ночь они провели в воде, молясь Богу, но один все-таки не выдержал. Как только он переступил порог горячей бани, то упал замертво. А мучеников все равно осталось сорок, - наблюдавший за этим язычник, тюремный сторож по имени Аглай увидел, как над головами воинов появился чудесный свет.
далее...
 

ОТ МОРОЗОВА К ФОМЕНКО
Глеб Елисеев
 
Морозов принимал участие в подготовке нескольких покушений на императора Александра II и только то, что он был арестован еще до цареубийства 1 марта 1881 г., спасло его от виселицы. Вместо этого террориста приговорили к пожизненному тюремному заключению. При этом жесткий в начале тюремного срока режим был довольно быстро смягчен, и Морозов смог заниматься научной деятельностью.
далее...

ДАНИЛОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ
Елена Лебедева
Князь Даниил стал первым великим князем Москвы и "родоначальником московского княжеского дома", а при его правлении Москва обрела княжеский престол и стала самостоятельным русским удельным княжеством. В 1282 году на берегу Москвы-реки он построил церковь во имя св. Даниила Столпника и при ней основал мужской монастырь. По преданию, в 1652 году св. князь Даниил явился во сне царю Алексею Михайловичу, после чего царским повелением была вскрыта гробница князя и обретены нетленными его святые мощи.
далее...
 

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. ВАСИЛИЯ ИСПОВЕДНИКА
Елена Лебедева
Уникальная московская церковь св. Василия Исповедника, ныне вновь действующая, находится на Международной улице близ Рогожской заставы. Храм был построен по инициативе купца Бахрушина, который задумал выстроить его обширным и трехпрестольным. Главный престол решено был освятить по именинам храмоздателя во имя св. Василия Исповедника, и приделы по именинам других братьев - в честь Св. Апостолов Петра и Павла и св. муч. Александра. Уже в 1897 году новый храм был освящен.
далее...
 

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО
Елена Лебедева
 
Ныне полуразрушенная, это одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию. По преданию, она была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря, основанного по его обету в 1361 году за чудесное спасение во время шторма.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. ВЛАСИЯ
Елена Лебедева
 
Единственная в столице церковь, освященная во имя священномученика Власия, находится на углу Гагаринского и Большого Власьевского переулков. Она стояла здесь еще с незапамятных времен и появилась, по мнению ученых, в XVI веке. У этой церкви был очень именитый приход, ведь она располагалась в самом аристократическом районе Москвы.
далее...

"ЧЕЛОВЕК, ПОСВЯТИВШИЙ СЕБЯ НАУКЕ, ВООРУЖЕН КРЕПКИМ ОРУЖИЕМ..."
Лариса Маршева
 
Справочник С.В. Смирнова "Отечественные филологи-слависты середины XVIII - начала ХХ вв." - достойная хроника отечественной славистики. Все статьи написаны в безукоризненном соответствии с научной теорией и нормами русского литературного языка. И одновременно они проникнуты одинаковой теплотой, любовью и уважением к русскому ученому.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА
Елена Лебедева
 
Московская церковь во имя св. великомученика Феодора Стратилата находится в Архангельском переулке близ Чистых Прудов. Она построена в 1806 году как "зимний" домовой храм при Московском Почтамте, и одно время так и называлась "почтамтской". Ее основал директор Почтамта Федор Ключарев. Церковь была освящена во имя его небесного покровителя, хотя, как известно св. Феодор Стратилат почитается покровителем воинов.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. ТРИФОНА В НАПРУДНОМ
Елена Лебедева
 
Знаменитая московская церковь святого Трифона в Напрудном - древнейшая в Москве церковь за пределами Кремля. Историю возникновения этого храма связывают с легендой о потерянном царском соколе, которого сокольничему, после усердной молитвы, помогает найти святой Трифон. Этот сюжет даже запечатлен на одной из фресок храма, изображавшей всадника с соколом на вытянутой руке. По преданию, это был сам святой Трифон.
далее...

МОСКОВСКИЕ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ
Елена Лебедева
 
В старой Москве было несколько церквей, освященных во имя Трех Святителей Вселенских - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Дожившая до наших дней Трехсвятительская церковь находится между Покровским бульваром и Солянкой. Ныне же существующее здание церкви было выстроено в 1674 году. Еще одна Трехсвятительская церковь, разрушенная большевиками, находилась на Садово-Спасской улице у Красных ворот в Старых Огородниках. Именно в ней крестили новорожденного Михаила Лермонтова и отпевали "белого генерала" Михаила Скобелева.
далее...

ЗЛАТОУСТОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Елена Лебедева
 
Впервые Златоустовский монастырь упоминается в летописи в 1412 году. По приказу Ивана III в 1478 году в монастыре взамен деревянной церковки был возведен новый пятиглавый собор во имя св. Иоанна Златоуста. В 1848 году от чудотворного образа Знаменской иконы в Троицкой церкви монастыря произошло чудесное исцеление, и с этого времени вплоть до революции обитель процветала.
далее...

ПАМЯТИ НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА ТРЕТЬЯКОВА
 
Утром 2-го февраля 2003 года не стало замечательного человека нашего времени, вдохновенного педагога, профессора, заслуженного деятеля искусств России Николая Николаевича Третьякова. До последнего дня своей жизни Николай Николаевич вел свою деятельность не просто как преподаватель теории и истории искусства, а как светлый проповедник русского православного духа в художественном творчестве.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВВ. АФАНАСИЯ И КИРИЛЛА
Елена Лебедева
 
Московская церковь во имя свв. Афанасия и Кирилла находится в тихом арбатском переулке Сивцев-Вражек, на углу Филипповского и Б.Афанасьевского, названного по этой церкви. В советское время Филипповский переулок носил имя С.Т.Аксакова.
далее...

"ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ" И ХРИСТИАНСТВО
Юрий Максимов
 
"Властелин Колец" оказался значительным культурным явлением второй половины ХХ века и по своим художественным качествам, и по своему воздействию на умы молодежи вот уже не одного поколения. Не остался он без внимания и со стороны православных читателей. Еще по самой книге уже возникла полемика о религиозном ее значении, мнения расходились вплоть до полярных, и после выхода на экраны одноименного фильма, снятого по сюжету трилогии, эти споры разгорелись вновь.
далее...

МОСКОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ
Елена Лебедева
Единственная в Москве церковь св. мученицы Татианы находится на Моховой улице, на углу Б.Никитской, - как известно, это домовый храм Московского университета. Святая Татиана считается покровительницей и университета, и его студентов. Потом большевики запретили отмечать этот старинный праздник, и торжества в Татьянин день официально вернулись к нам только в 1990-х гг.
далее...
 

МОСКОВСКИЕ ЦЕРКВИ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛИППА
Елена Лебедева
 
Поначалу митрополит был заточен в соборе московского Богоявленского монастыря. По указу Ивана Грозного к нему пустили туда голодного медведя, но зверь не тронул святителя. А потом опального митрополита под строжайшей охраной отвезли в Тверской Отроч монастырь, где в декабре 1569 года он погиб от руки Малюты Скуратова - главный опричник задушил его подушкой.
далее...

БОГОЯВЛЕНСКИЕ ХРАМЫ МОСКВЫ
Елена Лебедева
 
Во имя Богоявления Господня в старой Москве были освящены действующий собор в Елохово, разрушенный храм в Дорогомилове и древний монастырь в Китай-городе. В церквях в канун Богоявления крестились многие оглашенные, и для этого в храмах освящали воду. Отсюда исходит традиция Великого Водосвятия (Водоосвящения), совершаемого в православных храмах в навечерие крещенского сочельника.
далее...

ИЗ РАССКАЗОВ О ГОГОЛЕ
Владимир Воропаев
"Если мысли писателя не обращены на важные предметы, то в нем будет одна пустота. Надобно любовью согреть сердца; творить без любви нельзя... А что без любви написано, то холодно. Иногда бывает самодовольство: делаешь что-нибудь хорошо, доволен собою, а после увидишь, как недостаточно. Святые падали, гордясь тем, что благодать им сошла..."
далее...
 

ХРАМЫ ВО ИМЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Елена Лебедева
 
Во имя Рождества Христова в Москве освящен самый известный в столице храм - Храм Христа Спасителя. Как известно, он был построен в честь победы России над Наполеоном в 1812 году. Много было противников этого грандиозного начинания, и все же вновь парит над Москвой величественный золотой купол возрожденного храма.
далее...

ХРАМЫ ВО ИМЯ ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННЫ
Елена Лебедева
 
Одна из древнейших сооруженных в Москве церквей, дожившая до нашего времени, во имя Зачатия праведной Анны, "что в Углу" - ныне единственная в первопрестольной освященная в честь этого праздника. Она находится на Москворецкой набережной перед зданием гостиницы "Россия", построенная в старину за пределами Кремля в торговом посаде, получившем потом имя Китай-города.
далее...

ЦЕРКОВЬ СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ
Елена Лебедева
 
Московская церковь св. великомученицы Варвары находится близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке. Св. Варвара почиталась в Москве как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в самом сердце московского торгового посада. Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного.
далее...

ЦЕРКОВЬ СВ. АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
Елена Лебедева
Единственная в Москве действующая дореволюционная церковь св. апостола Андрея Первозванного находится на Ваганьковском кладбище. Оно было устроено здесь в 1771 году во время страшной эпидемии чумы в Москве. На кладбище освятили первую деревянную церковь Ваганьковского погоста во имя Иоанна Милостивого. А в 1824 году возвели ныне существующую каменную церковь Воскресения Словущего, а также часовню. Из этой перестроенной часовни в марте 1916 года возвели Андреевский храм.
далее...
 

ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Елена Лебедева
 
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом Дворе находится близ Воздвиженки в Романовом переулке. Великолепная архитектура храма вписала Знаменский храм на особую страницу в истории русского искусства как яркий памятник раннего московского барокко. И сама церковь оказалась свидетельницей и участницей многих исторических событий, связанная с ними своей выдающейся и трагической судьбой.
далее...

ХРАМЫ В ЧЕСТЬ КЛИМЕНТА, ПЕРВОСВЯТИТЕЛЯ РИМСКОГО
Елена Лебедева
 
В старой Москве были две дожившие до наших дней церкви с приделами, освященными в честь св. Климента папы Римского. Одна из них, прекрасно сохранившаяся, находится в Замоскворечье, другая, в обезображенном виде, стоит в самом начале Варварки. В обеих церквях Климентовские приделы известны еще с XVII века.
далее...

ЕКАТЕРИНИНСКИЕ ХРАМЫ В МОСКВЕ
Елена Лебедева
 
В старой Москве имелось множество церквей, освященных во имя святой великомученицы Екатерины. Такое их обилие объясняется прежде всего тем, что святая Екатерина издревле почиталась покровительницей родов и новорожденных детей, поэтому храмы ей усердно возводили сами московские государи, молясь и о продолжении рода, и о даровании потомства подданным. Первая Екатерининская церковь, судя по всему, появилась в Кремле - как домовый храм цариц, царевен и великих княжон.
далее...

ВВЕДЕНСКИЕ ХРАМЫ В МОСКВЕ
Елена Лебедева
 
В 1722 году, согласно особому петровскому указу, день Введения во храм Пресвятой Богородицы включили в список церковных и государственных праздников, в дни которых высочайше запрещалось работать и торговать. Самая знаменитая Введенская церковь в Москве, выдающаяся своей славной историей, находилась на Большой Лубянке перед угловым с Кузнецким мостом серым домом, рядом с нелепым памятником Воровскому. К несчастью, она была разрушена большевиками и вошла в скорбный список церквей, уничтоженных в самом начале советской эпохи - одной из первых в Москве.
далее...

ХРАМЫ СВЯТОГО АПОСТОЛА ФИЛИППА
Елена Лебедева
 
Церковь святого апостола Филиппа, по главному престолу Воскресенская, находится в тихом Филипповском переулке. В 1817 году старинный храм был обращен в Иерусалимское патриаршее подворье. И поэтому вновь перестроенный храм обретает черты сходства с самим иерусалимским храмом Воскресения.
далее...

ХРАМ СВЯТОГО ФЕОДОРА СТУДИТА
Елена Лебедева
 
Церковь св. Феодора Студита у Никитских ворот, одна из старейших в Москве, находится близ храма Большое Вознесение. Она была построена в 1626 году по указу патриарха Филарета. Она стала его любимым местом успокоения и отдыха. В конце XVIII века эта церковь стала приходским храмом А.В. Суворова. В церкви Феодора Студита он сам читал Апостола и всегда особо поминал родителей, когда уезжал из Москвы.
далее...

СОБОР СВЯТОГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА
Елена Лебедева
 
Архангельский собор в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. Каменный собор был построен точно на месте прежде существовавшего деревянного Архангельского храма. В 1988 году Поместный Собор Русской Православной Церкви причислил Дмитрия Донского к лику святых, а 28 мая 1991 года Патриарх Алексий II провел богослужение над мощами св. Димитрия.
далее...

ХРАМЫ СВЯТЫХ КОСЬМЫ И ДАМИАНА
Елена Лебедева
 
Древнейший московский храм, освященный во имя святых мучеников-бессребреников Косьмы и Дамиана, "что в Старых Панех", сохранился до нашего времени. Закрытый и полуразрушенный, он находится в Китай-городе, в Старопанском переулке. Самый известный в Москве храм во имя свв. Косьмы и Дамиана находится на Маросейке, на углу со Старосадским переулком, тоже в старину называвшемся Космодамиановским. Память святых бессребреников совершается 1/14 ноября.
далее...

ХРАМЫ СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ
Елена Лебедева
 
Самая известная в Москве церковь св. великомученицы Параскевы Пятницы стояла до 1928 года в Охотном ряду - там, где сейчас находится здание Государственной Думы. Деревянное здание Пятницкого храма появилось еще до 1406 года. Другая, не менее известная, церковь Параскевы Пятницы находилась в Замоскворечье на Пятницкой улице - там, где сейчас находится павильон станции метро "Новокузнецкая".
далее...

ХРАМ СВ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО
Елена Лебедева
 
На Руси святой великомученик Димитрий Солунский почитался как покровитель патриотизма и всех ратующих за Отечество. Верный христианин, он был назначен римским императором Галерием проконсулом в Фессалоникийской области в период гонений на христианство на рубеже III - IV вв. Однако, вопреки римской политике, он не стал преследовать христиан, а принялся искоренять язычество. За это двадцатилетний юноша был посажен в тюрьму и убит копьями в 306 году.
далее...

ХРАМЫ ВО ИМЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ"
Елена Лебедева
 
Самая известная в Москве церковь во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" находится в Замоскворечье, на Большой Ордынке, в старинном купеческом районе столицы. Другая, малоизвестная церковь "Всех Скорбящих Радость" находится на пустынном Калитниковском кладбище, хотя и в центральном, но отдаленном районе Москвы - там, где до недавнего времени находился Птичий рынок.
далее...

КАЗАНСКИЙ СОБОР В МОСКВЕ
Елена Лебедева
Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века - "золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья". Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком.
далее...
 

ЧАСОВНЯ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Елена Лебедева
 
Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней. Список с чудотворного Иверского Образа был написан иконописцем Иверского монастыря специально по просьбе московского царя. Москвичи всегда очень любили свою часовню. Ее называли "отрадным перепутьем для всех верующих".
далее...

ХРАМ ПОКРОВА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Елена Лебедева
Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной площади и всей Москвы, построен по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Покровский собор стал сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима - Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились - он сам был иконой, запечатленной в камне.
далее...
 

ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА
Елена Лебедева
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе на Тверском бульваре известна с 1625 года и была основана при Романовых. В ней хранилась древняя икона св. евангелиста Иоанна Богослова, подаренная еще царем Михаилом Федоровичем. Память святого апостола Иоанна Богослова совершается 9 октября (26 сентября ст. ст.).
далее...
 
""

ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В РОГОЖСКОЙ СЛОБОДЕ
Елена Лебедева
Ямщицкая Рогожская слобода была названа по селу Рогожь, в которое вел Владимирский тракт - современное Шоссе Энтузиастов. В 1781 году село Рогожь переименовали в уездный город Богородск - с советского времени город Ногинск. А еще в этой слободе торговали рогожами и огромными возами сена, отчего ее главная площадь называлась в старину Рогожской-Сенной.
далее...
 
""

ЦЕРКОВЬ ЧЕРНИГОВСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ
Елена Лебедева
Место, на котором возвели этот храм, определила история - здесь в старину проходила из Кремля Большая дорога в Золотую Орду. С той поры одна из центральных улиц Замоскворечья, к которой прилегает Черниговский переулок, названа Ордынкой. Память Черниговских чудотворцев "святых князя Михаила и верного болярина его Феодора", мученически убитых в Золотой Орде в XIV веке, совершается 3 октября (20 сентября ст. ст.).
далее...
 
""

ЦЕРКОВЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Елена Лебедева
Церковь Воздвижения Креста Господня стояла напротив здания Военторга на одноименной улице - Воздвиженка, там, где сейчас находится подземный переход. До 1814 года она была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря, по которому была названа улица.. В истории Москвы Крестовоздвиженская церковь была знаменита тем, что в ней 6 июня 1856 года венчался М.Е.Салтыков-Щедрин с дочерью вятского вице-губернатора Елизаветой Аполлоновной Болдиной.
далее...
 
""

ХРАМЫ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО
Елена Лебедева
""
 
Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня в Иерусалиме, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом Константине Великом. В Москве существует несколько церквей, освященных в честь этого праздника, который отмечается Православной Церковью 13 / 26 сентября.
далее...

ХРАМЫ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Елена Лебедева
""
 
Церковь Рождества Богородицы в Путинках, великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, стоит в самом начале Малой Дмитровки. Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына ныне разрушена и не действует. В Москве существует и Рождественский монастырь, который основала в 1386 году княгиня Мария Кейстутовна, мать героя Куликовской битвы князя Владимира Серпуховского.
далее...

ХРАМЫ СВ. СИМЕОНА СТОЛПНИКА
Елена Лебедева
Небольшая церковь Симеона Столпника на Поварской улице была построена в 1679 году. На фоне стеклянных громад Нового Арбата она кажется просто игрушечной. Помимо всего прочего, она была приходской церковью Гоголя. Память св. Симеона Столпника совершается 1 / 14 сентября.
далее...
 
""

ХРАМ СВ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО И "СВЯТОЙ ДОКТОР"
Елена Лебедева
""
 
Церковь св. благоверного князя Александра Невского в Москве была открыта на дворе полицейской больницы Ф.П.Гааза, впоследствии больницы им. императора Александра III, по адресу М. Казенный пер., 5а. Она построена в 1886 году для отпевания больных, уже после смерти основателя больницы для заключенных, доктора Гааза. В настоящее время в помещении храма находится научное учреждение.
далее...

ХРАМЫ В ЧЕСТЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Елена Лебедева
""
 
Один из древнейших московских храмов, сохранившихся до нашего времени, - шестипрестольный обетный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском. А вскоре после рождения Ивана Грозного в Москве на Кулишках появился Ивановский монастырь. Грозный царь родился в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, 29 августа / 11 сентября.
далее...

ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Елена Лебедева
""
 
Донской монастырь был основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Праздник Донской иконы Божией Матери - 1 сентября (19 августа ст. ст.).
далее...

ХРАМ СВЯТЫХ ФЛОРА И ЛАВРА
Елена Лебедева
""
 
Праздник святых Флора и Лавра, на Руси почитавшихся как покровители скота, приходится на 31 августа (18 августа ст. ст.). Впервые церковь свв. Флора и Лавра появилась в Москве не позднее XV века и находилась на Мясницкой улице напротив современного здания Почтамта - там, где сейчас асфальтированная стоянка для автомобилей близ Юшкова переулка. Раньше существовал старинный московский обычай, связанный с этим храмом, - освящение лошадей в праздник свв. Флора и Лавра.
далее...

СПАСО-АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ
Елена Лебедева
""
 
Мы открываем новый цикл публикаций "Святыни старой Москвы" - о храмах и монастырях столицы, рассказ о которых будет вестись в широком историческом, культурном и общественно-политическом контексте. Статьи будут тесно связаны с литургическим календарем Русской Православной Церкви. Материалы подготовит для нашего сайта известный москвовед Елена Лебедева, автор книг "Москва великая", "Дом на Моховой" и другие. Первая публикация посвящена Спасо-Андроникову монастырю, что связано с празднованием 29 августа (16 августа ст. ст.) Нерукотворного Образа Спасителя.
далее...

ИКОНА И ДЕТИ
Виктор Кутковой
 
"Идеальный возраст" воспринимался иконописцем не как отсутствие старости или младенчества, а как совершенство, заповеданное Самим Господом: "Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное". Речь идет тут, конечно же, не об инфантилизме, а о человеческих добродетелях. В отличие от некоторых наших современников, библейские писатели помнят, что ребенок - существо, еще не достигшее полноты развития.
далее...

РОЛЬ ЕВАНГЕЛИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Федор Тарасов
""
 
Достоевский не играет в новое воплощение Христа или в новое художественно-литературное Евангелие, а свидетельствует о реальном предстоянии человеческой жизни пред Христом, о реальном, хотя подчас и не ощущаемом присутствии Христа в ней. "...Крест благоразумного разбойника, или, напротив, разбойника-хулителя, - вот что описывал Достоевский, а читатель уже сам выводит отсюда, если не желает противиться разуму и совести, что между двумя различными крестами непременно должен быть третий, на который один разбойник уповает и спасается, а другой изрыгает хулы и погибает..."
далее...

КРЕСТ ФЛОРЕНСКОГО
Маргарита Тимофеева
""
 
И фонарь, и фамилия на стене, и широкая лестница, и сумрак в подъезде - так было и сто лет назад, когда в этом доходном доме стала жить вдова Флоренского с детьми… Отец Павел как священник, отец Павел как отец четверых детей. Отец Павел как муж. Как математик, физик, музыкант, искусствовед. И все это смог один человек...
далее...

ПРИРОДА В ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОПИСИ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ПЕЙЗАЖ
Виктор Кутковой
""
 
Нелепо сопоставлять, а тем более противопоставлять пейзаж в мирской живописи и изображение природы на иконе. Именно сознание такой нелепости и приводило к отсутствию подобного анализа, поэтому нет и соответствующей литературы. Но то, что кажется нелепым на первый взгляд, не является бесспорным на второй. С третьего же взгляда начинаешь улавливать "закономерности".
далее...

ПОЧЕМУ НА РУСИ ЖИТЬ ТЯЖЕЛО?
Сергей Лабанов
Просвещенный патриот Иван Сергеевич Аксаков пишет: "Когда утратилось непосредственное чутье своего прямого прирожденного пути, когда мы сбились с дороги, вся задача в том, чтобы отыскать эту дорогу, а не в том, чтобы обзавестись конями и экипажем, да и вприбавок еще казенным. Может обставиться общество всевозможными либеральными государственными учреждениями, по наилучшему немецкому или английскому образцу, может, с разрешения правительства, нарядиться во всевозможные мундиры, англо-аристократического или даже мужицко-демократического покроя; но все они будут сидеть на нем мешком, все же это только мундиры, а не своя, прирожденная историческая одежда, - и опять не по себе будет в них Руси".
далее...
 
""

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧЕРВЛЕНОЙ НИТИ В ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ
Юрий Клиценко
""
 
Распространенный вариант иконографии Благовещения изображает Святую Деву Марию за работой над красной нитью для завесы Иерусалимского храма. Завеса - символ зарождающейся плоти Иисуса Христа, которая "ткется" во чреве Богоматери из ее крови, как пурпурная пряжа.
далее...

"ИКОНОСТАС" О. ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО КАК ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ИСКУССТВА
Священник Олег Корытко
20-е годы XX века - эпоха, мягко говоря, не самая лучшая не только для Церкви, но и для всей страны. Развертывалась ужасающая компания по вскрытию мощей, изъятию и уничтожению икон, и в самый разгар этого атеистического террора Флоренский пишет труд, основная задача которого - показать духовную связь между святым и его мощами, иконой и лицом, на ней изображенным. Подобный поступок не может быть назван иначе, как духовным подвигом, подъятым во имя торжества православной веры.
далее...
 
""

О СИМВОЛИКЕ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ
Юрий Клиценко
""
 
"Повесть временных лет" сохранила свидетельство послов святого равноапостольного великого князя Владимира о богослужении Восточной Церкви: "И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах".
далее...

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДРЕВНИХ ТРАДИЦИЙ ЛИЦЕВОГО ШИТЬЯ
Юрий Клиценко
Примером современной жизни древней церковной традиции может служить искусство золотного и лицевого шитья, которое возрождается в художественных мастерских, духовных школах, монастырях и приходах Русской Православной Церкви. Священное Писание свидетельствует о богооткровенном происхождении искусства украшения тканей шитыми изображениями.
далее...
 
""

ГАРРИ ПОТТЕР: ПОСВЯЩЕНИЕ В МАГИЮ
Елена Андрулаки
Во многих местах этих книг герои учатся совершать заклинания, готовят магические зелья, совершают поклонения, учат и употребляют в добрых или злых целях фразы с магическими последствиями, поднимают в воздух предметы, общаются с умершими, обучаются астрологии, гаданию, проклятиям, при помощи которых могут подчинять, мучить и убивать. Бесчисленны оккультные и сатанинские символы и действия, так же как и сцены, вызывающие страх, ужас и отвращение. Коварным способом маленькие читатели учатся, что есть "хорошая" магия и что каждый из них свободен выбрать между "доброй" и "злой" магией.
далее...
 
""

СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ: НЕЛЕГКИЙ ПУТЬ НА КЛИРОС
Александр Амерханов
""
 
Не следует думать, что ситуация, сложившаяся в церковной музыке, безвыходна, ведь и среди современных композиторов есть такие, чьи свободные сочинения настолько впитали в себя принцип распевности, настолько близки ему генетически, что почти ничем от переложений не отличаются. Именно это осмысление своего творчества как продолжения многовековой церковной традиции, идущей от распевности, и есть, по всей видимости, высшее композиторское мастерство. Архимандрит Матфей (Мормыль) и диакон С.З.Трубачев - вот те мастера, имена которых мы произносим, когда говорим об идентичности стилей переложений и сочинений.
далее...

МИЛАШКА АМЕЛИ: ДОБРО КАК ЧУДАЧЕСТВО
Юрий Максимов
Фильм Жан-Пьера Жене "Амели" заполняет собой место в душе, которое предназначено для небесного. Он гасит, затушевывает сохраняющееся в любом человеке стремление к Свету, которое одно и может разбудить его для вечности. Очарование эстетизированным лжедобром - это то, чего жаждет современное западное общество. Будить его от этого очарования и призвана Христова Церковь.
далее...
 
""

РУССКИЕ ПОЭТЫ ГЛАЗАМИ ГОГОЛЯ
Виктор Фомин
""
 
В нынешнем году исполняется 150 лет со дня смерти Николая Васильевича Гоголя. В своей знаменитой книге "Выбранные места из переписки с друзьями" он утверждает: "В лиризме наших поэтов есть что-то такое, чего нет у поэтов других наций". Что же Гоголь имеет в виду: яркую образность? пронзительность чувств? оригинальный стихотворный размер?
далее...

"ИСПОВЕДЬ СЕРДЦА"
Иеродиакон Никита Ефремов
Переполненные зрительные залы, бурные аплодисменты, возгласы "браво!", слезы на глазах благодарных слушателей. Таковы результаты громкой и масштабной музыкальной акции, прошедшей в Костроме 15-16 января 2002 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия. Полное ее название - V Всероссийский православный молодежный фестиваль авторской песни "Исповедь сердца".
далее...
 
""

ПРЕВРАЩЕНИЯ ТВЕРДОГО ЗНАКА
Виктор Фомин
Конечно, реформа орфографии была далеко не самым страшным деянием большевиков в их разрушении "мiра насилья", но она была в полном смысле слова "знаковым" действием и эффективной пропагандистской акцией. Она разрушала ясно ощутимую связь русского языка с церковнославянским, отторгала всю предшествовавшую словесную культуру, противопоставляя ей "советскую", наконец, вместо декларированных понятности и простоты порой усложняла и запутывала смысл.
далее...
 
""

ПРОТОИЕРЕЙ ГЛЕБ КАЛЕДА КАК ЦЕРКОВНЫЙ ПИСАТЕЛЬ
Марина Журинская
Литературное наследие протоиерея Глеба Каледы представлено трудами по пастырскому богословию, классической гомилетике, апологетике, церковной публицистике, а также исследованиями взаимоотношений науки и религии и мемуарами. Такое разнообразие направлений отражает богатство личности автора, а их глубокая внутренняя согласованность проявляет присущую отцу Глебу благодатную внутреннюю гармонию. И самое общее, что мы можем сказать об авторе, обозрев его произведения, - это что они приоткрывают нам мир человека, возлюбившего Господа превыше себя, а ближнего - как самого себя.
далее...
 
""

ДОБРЫЙ ДЕДУШКА (СКАЗАНИЕ О ДЕДЕ МОРОЗЕ)
Роман Балакшин
""
 
Кумиры "пластмассовой" масс-культуры все более настойчиво вторгаются в нашу жизнь. Так, традиционного Деда Мороза постепенно вытесняет Санта-Клаус, ставший своего рода бесплатным приложением к "Макдональдсу". В Вологодской области, где с огромным трудом было приостановлено создание музея Бабы Яги в Кирилло-Белозерском монастыре, теперь занялись бизнесом по клонированию нового гибрида - Деда Клауса с пропиской в Великом Устюге. Но на Вологодчине, слава Богу, есть люди, которые делают все от них зависящее, чтобы вернуть детям Деда Мороза из старой доброй русской сказки.
далее...

ПРОБЛЕМЫ ГАРМОНИЗАЦИИ И ОБРАБОТКИ ОДНОГОЛОСНЫХ РАСПЕВОВ
Александр Амерханов
""
 
Начало 90-х XX века ознаменовалось огромным интересом к возрождающейся церковной музыке. Этот интерес породил массу теоретических и исторических трудов: статей, брошюр, книг. Приемниками медиевистов середины ХХ века: М.Бражникова, Н.Успенского, И.Гарднера - стали исследователи нового поколения - В.Мартынов, Н.Гуляницкая… Однако при обилии работ, посвященных практически всем областям церковной музыки, в вопросах о богослужебной пригодности того или иного вида песнопений остается еще много белых пятен. Задачи нашей работы попытаться их заполнить.
далее...

ВЛАДИМИР ДАЛЬ: СЛУЖИТЕЛЬ СЛОВА
Владимир Захаров
Владимир Иванович Даль - незаурядная, во многом недооцененная фигура в русской культуре. И его труд собирателя, и его филологические разыскания, и его художественное творчество существуют не сами по себе, а в органическом единстве жизненного пути. В их совокупности меняются качество и значение духовного труда подвижника русской культуры. В этом смысле его труд вполне соизмерим с тем, что сделали для России Пушкин и Гоголь, Достоевский и Толстой.
далее...
 
""

СУДЬБЫ РОССИИ В ИСТОРИОСОФИИ ДАНИЛЕВСКОГО
Сергей Лабанов
""
 
"Споры о судьбах России" - это, пожалуй, первая в отечественной научной мысли полная монография, посвященная великому русскому мыслителю, историку и ученому Н.Я. Данилевскому, чей труд "Россия и Запад" оказал огромное влияние на наше национальное развитие. Интерес общественности к учению Данилевского, особенно среди историков, философов, политологов, постоянно растет. Монография принадлежит перу известного русского историка, профессора, ведущего сотрудника Института российской истории РАН, автора работ по истории русской журналистики, общественной мысли и историографии Б.П. Балуева.
далее...

АРХИСТРАТИГ
Владимир Даль
В нынешнем году празднуется 200-летие со дня рождения выдающегося русского писателя, лексикографа, фольклориста Владимира Ивановича Даля. Современному читателю он известен главным образом как составитель "Толкового словаря живого великорусского языка". Однако Даль был и замечательным писателем - мастером короткого рассказа. Один из образцов его творчества мы предлагаем читателям.
далее...
 
""

КНИГА ИОВА В УПОМИНАНИЯХ ИВАНА ГОНЧАРОВА
Владимир Мельник
О терпении как одной из главных христианских добродетелей романист размышлял постоянно, но, разумеется, не отвлеченно, а в контексте раздумий о собственном жизненном пути. Неожиданно несколько случайных, на первый взгляд, упоминаний имени библейского страдальца Иова приоткрывают завесу внутренней жизни Гончарова, самой ее сердцевины, тщательно скрываемой даже от многих близких ему при жизни людей.
далее...
 
""

ПРАЗДНИКИ, РАДОСТИ, СКОРБИ ИВАНА ШМЕЛЕВА
Екатерина Куликова
Трагедия эмиграции нами уже почти забыта; потери России, с одной стороны, и муки оставшихся без Родины и средств к существованию, с другой, редко фигурируют сейчас на страницах прессы или исторических трудов. Именно произведения Шмелева напоминают о том, как много Россия потеряла.
далее...
 
""

ГОГОЛЬ И РУССКО-УКРАИНСКИЙ ВОПРОС
Владимир Воропаев
""
 
Гоголь писал друзьям: "Никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, - явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характера, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве".
далее...

ВЛАДЫЧЕСТВУЮЩАЯ ИДЕЯ
Сергей Фудель
Как объяснить тот факт, что, по анкете одного французского журнала, опубликованной в марте 1957 года, на вопрос о любимом писателе из 500 парижских студентов 429 назвали Достоевского? Почему не Бальзака, Хемингуэя или Горького? Почему этот самый Хемингуэй поместил "Братьев Карамазовых" в список своих любимых книг? И почему Эйнштейн сказал, что Достоевский дает больше, чем любой мыслитель? Почему все эти люди нуждаются в Достоевском и тянутся к нему как к "собирателю русского сердца", по выражению француза Вогюэ?
далее...
 
""

ХЭЛЛОУИН "ПО АМЕРИКАНСКОМУ ОБРЯДУ"
Михаил Желтов
""
 
В настоящее время мы являемся свидетелями активного распространения в учебных заведениях европейских государств и России практики справлять целый ряд праздников американского происхождения; Halloween среди них является, наверное, самым популярным. Возникает закономерный вопрос: а как относиться к этой забаве православному христианину? Для этого необходимо выяснить, в чем, собственно, заключается этот праздник, что именно американские школьники празднуют таким странным образом?
далее...

ДЕСЯТИГРИВЕННЫЙ ГЕРОЙ: СИМВОЛ ПОДЛОСТИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВА
Сергей Сыроватский
Если отбросить эмоции и обратиться к устному народному творчеству украинского народа, трудно найти в истории Украины личность более непопулярную и презираемую, нежели Иван Степанович Мазепа. "Проклята Мазепа", "проклятий пес Мазепа", "всеклята Мазепа" - вот тот далеко не полный букет эпитетов, которыми наградили нашего героя его современники. И вовсе не случайно, ибо всю свою жизнь, не брезгуя никакими средствами, посвятил Мазепа борьбе за власть, почести и богатство; интересы же украинского народа были ему абсолютно чужды. Случайно ли, что теперь портрет Мазепы изображен на банкноте достоинством в 10 гривен?
далее...
 
""

ЯЗЫКИ И НАРОДЫ: ИМЕНА И СУДЬБЫ
Лариса Маршева
""
 
Во времена Пушкина слово язык, помимо современных значений, выступало еще и с семантикой "люди, народ". Именно о таких языках рассказывает словарь-справочник "Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы" Р.А. Агеевой, где обстоятельному научному анализу подвергаются названия этносов, населяющих нашу страну. Так, данные переписи населения 1989 года о том, что 93,08% калмыков, 80,09% таджиков считают родным язык своей национальности, и, напротив, 63,46% белорyсов предпочитают русский, противоречат безапелляционным мнениям как о тотальной русификации народов бывшего РСФСР (да и СССР - тоже), так и о необходимости введения в письменный и устный обиход только национальных языков при огульном отказе от русского языка - "проверенного временем" языка межнационального и международного общения.
далее...

"ОБЛОМОВ" КАК ПРАВОСЛАВНЫЙ РОМАН
Михаил Владимиров
Христианство присутствует в романах Гончарова "стилистически" сдержанно, неакцентированно. Однако за этим спокойствием, как всегда у автора "Обломова", а позже - А. П. Чехова, - скрывается глубинный трагизм земного бытия человека, проблема духовной жизни и смерти. В этом смысле роман "Обломов" есть православный роман о духовном сне человека, о попытке "воскресения" и, наконец, об окончательном погружении в "сон смертный".
далее...
 
""

"ХОТЬ РОДОМ ОН НЕ СЛАВЯНИН, НО БЫЛ СЛАВЯНСТВОМ ВСЕМ УСВОЕН"
Сергей Лабанов
""
 
Имя А.Ф. Гильфердинга мало знакомо сегодняшнему читателю. Но именно ему великий русский поэт Федор Тютчев посвятил два стихотворения, причем последнее - уже на смертном пороге, в 1873 году. Это говорит о том, как высоко он ценил Гильфердинга. 15 июля исполнилось 130 лет со дня рождения этого замечательного историка-слависта, фольклориста, дипломата, общественного деятеля, публициста и оригинального политического мыслителя. Этому человеку Россия навсегда обязана тем, что он превосходно осуществил запись ценнейших образов русского былинного эпоса, составивших три тома его "Онежских былин".
далее...

ТИПОЛОГИЯ ЖИТИЙНЫХ СЮЖЕТОВ У НЕКРАСОВА
Владимир Мельник
""
 
Центральной точкой, фокусирующей все мировоззрение Некрасова, является категория подвижнической жертвы. Лишь жертва, лишь отказ от себя во имя высокой цели способны "освятить" любое достойное дело. Без жертвы для Некрасова мертвы люди, их слова и дела.
далее...

ВИЗАНТИЯ В МОСКВЕ
Маргарита Катунян
""
 
Не каждый день в Москве услышишь византийское богослужебное пение от прямых носителей древней традиции скитского афонского пения. Его представлял хор монастыря Святой келлии Эвангелисмос - Благовещения со Святой горы Афон в Греции. Монашеский хор Свято-Архангельского мужского монастыря Ковиль из Сербии выступал оба раза во втором отделении и явил достойную преемственность греческим собратьям.
далее...

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРЫ В ТВОРЕНИЯХ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО
Владимир Мельник
В последнее время вопрос о соотнесенности культуры и христианства, культуры и Церкви выдвинулся как один из основных вопросов гуманитарной науки. В этом смысле ситуация напоминает ту, которая сложилась в России в начале XX века, в период интенсивных поисков христианской идеи в среде блестящей элиты русской интеллигенции. Вместе с тем вопрос этот, столь привлекательный для теоретического осмысления в переходные эпохи, как-то мало поддается окончательному, раз и навсегда найденному решению, хотя в трудах различных исследователей, а отчасти и Отцов Церкви, с очевидностью намечаются порою прямо противоположные подходы.
далее...
 
""

ОТКРОВЕНИЕ В ЗВУКАХ
Маргарита Катунян
""
 
В "Апокалипсисе" Владимира Мартынова объединились традиции богослужебного пения восточного и западного христианского обряда разных веков. Знаменный распев и троестрочие, русское партесное пение и хоровое многоголосие новейшего времени, григорианский хорал и ренессансная полифония, баховские хоральные обработки и призвуки современной молодежной культуры. Все это замешано на технике минимализма.
далее...

"МИР ДОЛЖЕН СТАТЬ ОТКРОВЕНИЕМ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ"
Со священником Антонием Ильиным беседует Елена Орлова
""
 
"В "Апокалипсисе" Владимира Мартынова оказался очень уместным музыкально-постановочный минимализм. Он не навязывает своей трактовки, своего толкования. Это очень важно при творческом обращении к слову Божьему, которое идет от личности к личности: композитор становится как бы свидетелем Слова, а не его интерпретатором. И каждый раз оно воспринимается в меру сердечной просветленности каждого из нас".
далее...

ВОЗРОЖДЕННОЕ ЧУДО
Ольга Морева
""
 
Тысячу лет назад началось зарождение на Руси лицевого шитья - одного из древнейших видов художественного творчества. Именно с момента принятия христианства Русь познакомилась с новым видом шитья - шитьем лицевым. Да и поток хлынувших иноземных тканей, богато украшенных золотыми и серебряными орнаментами, не мог оставить равнодушными русских мастериц. Всегда любил русский человек украшать свой быт, и основное место в этом занимала вышивка.
далее...

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АПОЛЛОНА МАЙКОВА
Сергей Лабанов
""
 
4 июня исполнилось 180 лет со дня рождения замечательного русского поэта, ныне почти неоправданно забытого, Аполлона Майкова. Кроме поэтического творчества он интересен как политический публицист и писатель славянофильского направления мысли. Мало кто знает, что он написал в духе панславизма, во многом поддерживаемый Федором Тютчевым, статью "Всеславянство", опубликованную в славянофильском издании "Беседа" в 1871 году. Сам Майков называл себя духовным крестником Тютчева.
далее...

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВАСИЛИЯ РОЗАНОВА
Сергей Лабанов
""
 
2 мая исполнилось 145 лет со дня рождения великого русского философа, писателя и публициста, который всю свою жизнь провел в непрерывном творческом труде. Глубокие, парадоксальные размышления, где отразилась вся его внутренняя суть, удивительно созвучны нашему времени. Множество личных переживаний выпало на его долю: писателя не понимало большинство современников, а его имя было на долгие годы вычеркнуто из истории русской культуры.
далее...

БОРИС ЗАЙЦЕВ О НИКОЛАЕ ГОГОЛЕ
Владимир Воропаев
""
 
2 апреля в Москве, в Доме-музее Гоголя на Пречистенском бульваре открылись первые Гоголевские чтения. Загадку жизни и творчества великого писателя пытались разгадать многие. В частности, другой знаменитый писатель Борис Зайцев, 120-летие со дня рождения которого празднуется в этом году.
далее...

МАРАЗМ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
Юрий Григорьев
Откуда такая ненависть к домостроительству давным-давно минувших веков? Ища ответа на этот вопрос, обнаруживаешь огромный клубок, в котором сплетаются и заурядное русоедство, и занудное невежество, и многое-многое другое. Но в конечном счете каждая нить этого клубка приводит к вопросу о научной и гражданской добросовестности русской филологии.
далее...

"БОЖЕСКОЕ" И "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ" В ПОСЛЕДНИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЛЬВА ТОЛСТОГО
Андрей Тарасов
""
 
В этом году исполняется 100 лет с того дня, как Священный Синод Русской Православной Церкви торжественно засвидетельствовал, казалось бы, очевидный факт: что граф Лев Николаевич Толстой "сам себя отлучил от Церкви". Однако споры об этом постановлении не утихают до сих пор. Потомки великого писателя даже призывают "реабилитировать" Толстого. К сожалению, такая "реабилитация" по отношению к позднему творчеству графа стала бы настоящим насилием...
далее...

САМОМУ МОЩНОМУ ЦЕРКОВНО-НАУЧНОМУ ПРОЕКТУ ИСПОЛНИЛОСЬ 10 ЛЕТ
""
 
Святейший Патриарх Алексий подчеркнул, что вышедшие в свет первые два тома заставили даже скептиков признать: "Православная энциклопедия" - свершивший факт культурной, научной и общественной жизни России. За это время на базе церковно-научного центра "Православная энциклопедия" собралась единая команда светских и церковных ученых из России и других государств.
далее...

СВЯТАЯ РУСЬ БОРИСА ЗАЙЦЕВА
Алексей Любомудров
10 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения православного писателя, классика русского Зарубежья Бориса Константиновича Зайцева "Светский, но православный" - вот точное самоопределение Зайцева, который действительно стал проповедником Евангелия в новую эпоху. Главными в "апостольской" работе были для Зайцева всегда положительные, созидательные начала. Всякой критике он предпочитал предложение добра, света и радости, которые дает людям Истина. Зайцев не обличает и не поучает. Неизменно кроткий, смиренный и благодушный, он приглашает собеседника - и читателя - войти в русский храм.
далее...

"ВЕСЬ ДОСТОЕВСКИЙ": В СТАРОЙ ОРФОГРАФИИ И В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
Виктор Фомин
""
 
9 февраля 2001 года мы отмечаем 120-летие со дня кончины Федора Михайловича Достоевского. Его художественное и интеллектуальное наследие настолько объемно и глубоко, что исследователи творчества Достоевского, не говоря уже о рядовых читателях, открывают все новые и новые сокровища его сочинений.
далее...

ТЕЛЕПЕРЕДАЧА ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ
Студия "Неофит"
Программа "Дело житейское" - это своего рода видео-сборник самых полезных советов в области "домашней педагогики". Всемирная история воспитания подрастающих поколений накопила немало ценных сведений для современных пап и мам о том, как правильно и в какой последовательности нужно помогать становиться на ноги своим чадам.
далее...

КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ: ФИЛОСОФ, ЭСТЕТ, ГЕОПОЛИТИК И МОНАХ
Сергей Лабанов
""
 
25 января 2001 года исполняется 170 лет со дня рождения великого русского мыслителя, публициста и писателя - Константина Леонтьева (в монашестве - Климента). Свою доктрину он называл "методом действительной жизни" и полагал, что философские идеи должны соответствовать религиозным представлениям о мире, обыденному здравому смыслу, требованиям непредвзятой науки, а также художественному видению бытия.
далее...

ДЖЕЙН МАККРЕКЕН - ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК
Арсений Миронов
""
 
Сибирский цирюльник в узком смысле слова - это железная дрянь, хитроумная заморская махина, вторгающаяся в прекрасный, мирный русский лес. Стальная каракатица не зря похожа на трехглавого Змея Горыныча. Она пожирает вековые деревья, несет горе и смерть всем обитателям тысячелетнего леса - живущим в гнездах, муравейниках, дуплах... Подобно адскому агрегату сумасшедшего профессора Маккрекена, заокеанская куртизанка Джейн вламывается в русскую жизнь стремительно и смертоносно, на всех парах - и начинает крушить человеческие судьбы. Легко и быстро, как лесопильный комбайн Маккрекена валит деревья.
далее...

"НЕТ НИЧЕГО ТОРЖЕСТВЕННЕЕ СМЕРТИ"
Владимир Воропаев
"Екатерина Михайловна Хомякова скончалась вопреки всем вероятностям вследствие необходимого стечения обстоятельств: Хомяков сам ясно понимал корень болезни и, зная твердо, какие средства должны были помочь, вопреки своей обыкновенной решительности усомнился употребить их. Два доктора, не узнав болезни, которой признаки, по его словам, были очевидны, впали в грубую ошибку и превратным лечением произвели болезнь новую, истощив все силы организма. Хомяков все это видел и уступил им..."
далее...

ЧААДАЕВ И ДОСТОЕВСКИЙ В ОДНОЙ КНИГЕ
Виктор Фомин
""
 
Чаадаев - ярчайший представитель западничества в России - не прочитан? Достоевский - в России давно признанный пророком, а на Западе самый читаемый русский писатель - не услышан? Столь же антиномичен, хотя и менее явно, подзаголовок: "Христианская мысль и современное сознание". Кто-то сформулировал бы его по-другому: "Христианская мысль в постхристианскую эпоху".
далее...

ПОЧЕМУ ГОГОЛЬ НЕ БЫЛ ЖЕНАТ
Владимир Воропаев
""  
Мы продолжаем публикацию цикла статей, посвященных мифам о русских писателях, в частности о Гоголе. О его личной жизни рассказывают самые странные небылицы. Даже в литературоведении сложилось убеждение, будто Гоголь был увлечен графиней Анной Михайловной Виельгорской, пытался сделать ей предложение, но, как сообщается в новейшем издании переписки Гоголя с Виельгорскими, "переговоры с родственниками сразу же убедили его, что неравенство их общественного положения исключает возможность такого брака"...
далее...

ВОСПРИЯТИЕ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МАССОВОМ КИНЕМАТОГРАФЕ
Юрий Максимов
""
 
Вызывает удивление столь однообразное использование образа священнослужителя, избегающее представлять его таким, каким он видится с религиозной точки зрения. При этом ничто не мешает тем же самым секулярным авторам показывать африканских или американских шаманов и буддийских монахов с почти религиозным уважением и признанием - так, как их видят верующие. Характер использования образа христианского священнослужителя авторами продукции массового кинематографа - это всегда попытка отражения чуждого образного ряда, глубинное содержание которого утрачено, вследствие чего сам он вызывает непонимание и внутреннее отторжение.
далее...

БРАТ ИОСИФ ПОСЕЩАЕТ РОССИЮ
Виктор Тростников
""

Фильм "Брат Иосиф" замечателен еще и тем, что он создан в результате тесного творческого сотрудничества представителей тех двух ветвей Русской Православной Церкви. Пока на околоцерковном и чисто политическом уровне разжигается распря, иногда провоцирующая на резкие заявления даже архиереев, "среднее звено" в лице настоятеля храма Иоанна Предтечи в Вашингтоне и настоятеля храма Всех Святых в Москве сняли прекрасный видеофильм о том, кто всегда считал паству Московской Патриархии и паству Православной Русской Церкви Заграницей единым "малым стадом", которое не должно ничего бояться, в частности той клеветы, которая выливается на обе ее части.   
далее...


ПРАВДА ПРАВОСЛАВНОГО ЖИТИЯ
Виталий Аверьянов
""

Жития Святых, чтимых Православной Церковью со сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах. В 6-ти томах. - Издание Сретенского монастыря, 2000.
Труд о православных святых, вышедший из-под пера Владыки Филарета - это не просто "житийная литература", это очень надежный исторический и духовный источник. Жития святых не легенды, но самые достоверные свидетельства.
  
далее...


"РОЗА ИЕРИХОНА" ИВАНА БУНИНА
Владислав Викторич
""

22 октября мы отмечаем 130-летие со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина. Писатель, воспитанный в дореволюционной православной семье, с молоком матери впитал в себя любовь к благолепию церковных служб и обрядов. Впоследствии на своем жизненном пути Бунин пережил многие увлечения, так или иначе отразившиеся в его творчестве. Но веру в Бога и любовь к России он пронес до конца своих дней.   
далее...


"ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ"
О ПРИЧИНАХ СМЕРТИ ГОГОЛЯ

Владимир Воропаев
""

Многие современники Гоголя, в том числе и близкие к нему, полагали, что умер он вследствие душевной болезни. Уже в наше вpемя ученый с миpовым именем пpофессоp Дмитрий Евгеньевич Мелехов (1899 - 1979) попытался ответить на этот вопрос с учетом православной точки зрения. Одну из глав своего неоконченного труда "Психиатрия и проблемы духовной жизни", предназначавшегося для студентов Духовных академий и священников, он посвятил Гоголю. Она была помещена в восьмом томе "Настольной книги священнослужителя" (М.: Издание Московской Патриархии, 1988. С. 316 - 319). Но правильного ответа по этой книге (и тем самым по труду Мелехова) дать нельзя.   
далее...


БУНИНСКИЕ "ЖИТИЯ"
РАССКАЗ "АГЛАЯ" И "ЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ"

Владислав Викторич
""

Русские писатели всегда проявляли особый интерес к Житиям святых. Их не только с удовольствием читали, но и активно использовали в своем творчестве Пушкин, Лесков, Достоевский и другие гении нашей литературы. Исключением не стал и признанный классик XX века Иван Алексеевич Бунин. 130-летие со дня его рождения праздуется 22 октября этого года. К этому юбилею приурочено издание Сретенским монастырем сборника Бунина "Роза Иерихона" в серии "Библиотека духовной прозы".   
далее...


ДОМ ПОД РУССКИМ НЕБОМ
Елена Дементьева
""

В марте 2001 года исполнится 250 лет со дня рождения Николая Александровича Львова, выдающегося русского архитектора, энциклопедиста, мыслителя, поэта. Огромный вклад Львова в русскую государственную жизнь и культуру, еще только предстоит оценить. Время и люди жестоко обошлись с его творческим наследием, но его влияние на вкусы, на само течение русской архитектуры оказалось крепче построенных им стен.   
далее...


НИ БОГ, НИ ЦАРЬ И НИ ГЕРОЙ...
Юрий Нечипоренко
""

Под напевы Интернационала с европейской валюты исчезли человеческие лица, теперь, как и на российской валюте, там одна архитектура. Нельзя сказать, что это плохо уже само по себе, однако складывается впечатление, что лица Европы не просто уходят с банкнот, а уходят вообще.   
далее...


В ТРЕТЬЕМ РИМЕ - КАТАКОМБЫ РИМА ПЕРВОГО
Евгений Шунк
"" Нам предоставляется возможность взглянуть на мир глазами первых исповедников Христа, живших почти два тысячелетия назад. Впервые в России с 9 февраля по 9 мая проводится выставка "Под сводами Римских катакомб". На ней представлены раннехристианские фрески в 114 акварелях Федора Реймана из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.   далее...

 АЛЕКСАНДР СЕРГЕИЧ, ПИШИ ПО-РУССКИ!
Павел Иннокентьев
"И тут меня, как говорится, осенило: я решил сделать Сергеича понятным для людей, современным, то есть чтоб шел в ногу со временем. Ну, думаю, брат Пушкин, держись! Переводами я уже занимался: с английского переводил астрологические прогнозы для тещи. Так что опыт имеется. Начал, натурально, с «Памятника»."   далее...

СТУДЕНТ - ЭТО СОСТОЯНИЕ ДУШИ
Владислав Томачинский
Наверное, не будет преувеличением сказать, что рассказ Антона Павловича Чехова "Студент" является одним из ключей ко всему творчеству писателя. Пошлость, бесчеловечность, скука и уныние в окружающем мире - вот преобладающие темы чеховских произведений. Но у него же мы порой находим достижение той цели творчества, о которой говорил Борис Пастернак, - преображение мира. И в "Студенте" это выражено как никогда определенно.   далее...

СВОБОДА ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ?
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Существует ли ограничение в творчестве? Это личный вопрос каждого человека, который считает, что занимается творчеством. далее...

СПОРЫ О ТОЛСТОМ
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Ясным июльским днем 1989 года мы со скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым и его помощником Георгием Трошиным возвращались из Дивеева. Дорога была пустая. Я вел «Ниву», Вячеслав Михайлович сидел рядом, Георгий сзади.   далее...

КТО ПРОГРАММИРУЕТ МАТРИЦУ
Дмитрий Сапрыкин
""Что такое «Матрица»? Главный образ на котором построен новый голливудский шедевр заставляет задавать философские вопросы. Ведь фильм-то философский. И даже богословский.   далее...

ЛЕОНТЬЕВСКИЙ РЕНЕССАНС
Сергей Лобанов
Для Константина Леонтьева эпоха, в которой он жил, ассоциировалась с глобальным цивилизационным ненастьем. Его хроника "начала зимы" в Европе и "конца осени" в России наполнена яркими иллюстрациями "вторичного упрощения". Предсказания Леонтьева оказались в большей степени правильными, нежели ошибочными. Ненастье XIX столетия вылилось в бурю XX столетия: западная цивилизация в страшных корчах убивала на протяжении двух мировых войн всё лучшее, что в ней было. Константин Николаевич если в чём-то и ошибся, то в масштабе катаклизма. Недооценил.
далее...

ВРЕМЯ ПЛАТОНОВА
Сергей Федякин
"" Вышло в свет академическое издание
записных книжек Андрея Платонова.   
далее...

"ГОСПОДИ, СПАСИ РОССИЮ"... И УСМИРИ РАДЗИНСКИХ!
Владимир Невярович
Чем талантливый историк может отличаться от бездарного? На первый взгляд уровень его квалификации прямо связан с количеством фактов, которыми он способен оперировать, и кажется, что здесь все решает только трудолюбие. Однако можно говорить об особенном таланте историка, который связан с его способностью понять тех людей, с которыми он имеет дело как с историческими лицами. Заниматься историей, конечно, может всякий, но, к сожалению, не всем при этом хватает, чуткости или даже порядочности. С мнением нашего автора о деятельности историка Радзинского можно ознакомиться здесь.

КАК ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ СТАЛ ХАНОМ БАТЫЕМ
Александр Портнов
Эпохи смут, распадов государств и страшных бедствий народных — лучшее время для процветания воров, предателей и бесчисленных шарлатанов. В эти эпохи никто не мешает им заниматься своим привычным делом, и поэтому воры безнаказанно воруют, предатели — предают, и с ними все вроде ясно. А чем пробавляются шарлатаны?..
далее...

МЫ ЖИВЕМ В НЕРУССКОМ ГОРОДЕ
Владимир Махнач
Мы хорошо знаем западный город и мусульманский, весьма неплохо - античный. Да, что античный! Мы и Вавилон недурно себе представляем. А был ли русский город? Или, хотя бы, восточноевропейский, общий с нашими братьями, восточными христианами? Или всегда были лишь большие деревни?
далее...

1 января 2000 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×