Москва, 14 июня 2011 г.
Перед освящением Большого зала митрополит Иларион совершил молебен и освящение воссозданного витража с изображением святой мученицы Цецилии — покровительницы музыкантов, установленного в фойе партера консерватори, сообщает служба коммуникации ОВЦС.
После церемонии освящения владыка Иларион обратился к присутствующим с речью. В частности, он рассказал об образе святой Цецилии, запечатленном на витраже. Святая мученица изображена сидящей перед музыкальным инструментом, в окружении ангелов, сопровождающих ее игру. «Это очень значимый образ, соответствующий месту, которое мы сегодня освящаем, — отметил архипастырь. — Концертный зал, в котором исполняется классическая музыка, например, произведения Баха, посвященные Богу, — это не просто место для развлечений, но своего рода храм, где совершается священнодействие: человеческие голоса и голоса музыкальных инструментов воспевают хвалу Богу». Митрополит Иларион подчеркнул, что музыкальные произведения, звучащие в Большом зале Консерватории, возвышают человеческую душу, изменяя к лучшему слушающих ее.
Митрополит Иларион выразил уверенность, что в Большом зале Консерватории, открывающемся после реставрации, состоится множество прекрасных концертов, что здесь будут выступать лучшие музыканты мира, выдающиеся хоровые и оркестровые коллективы, что не оскудеет поток людей, приходящих сюда послушать классическую музыку. «Сегодня, к сожалению, интерес к классической музыке у широкого слушателя не очень высок. Это связано с засильем массовой культуры и популярной музыки, которая легче для восприятия: она не требует от человека интеллектуальных или духовных усилий, но и не оказывает на него облагораживающего и очищающего воздействия. При исполнении такой музыки ангелы отсутствуют, а может быть, даже затыкают уши», — сказал митрополит Иларион. Архипастырь уверен, что классическая музыка никогда не потеряет свою актуальность, поскольку обладает глубоким воспитательным значением и смыслом. По словам владыки Илариона, очень важно, чтобы молодежь посещала концерты классической музыки, приобщаясь к духовному богатству, которое накоплено человечеством в музыкальном искусстве.
Владыка Иларион освятил переданную им в дар консерватории икону святой мученицы Кикилии Римской с частицей ее мощей.
После церемонии освящения в Большом зале состоялось выступление камерного хора Московской консерватории под управлением профессора, заведующего кафедрой хорового дирижирования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, лауреата государственных премий, народного артиста России Б.Г. Тевлина. Прозвучали произведения Д.С. Бортнянского, С.В. Рахманинова, П.Г. Чеснокова, С.С. Прокофьева.
На состоявшейся после этого пресс-конференции митрополит Иларион сообщил журналистам, что необходимость в реставрации Большого зала ощущалась давно: «Большой зал Консерватории на протяжении последних лет нуждался в ремонте, и все мы, посещая его, видели, что некоторые места пустуют, на балконы не допускались зрители и слушатели, чтобы не произошло обрушения». По свидетельству архиерея, отреставрированный зал не изменился с точки зрения убранства, здесь все сохранено, многое из ранее утраченного восстановлено в историческом виде: «Зал преобразился на наших глазах, и, не утратив ничего из тех замечательных свойств, которыми обладал, (прежде всего акустических), он приобрел ту новизну и парадный блеск, которые соответствует его значимости и величию».
Председатель ОВЦС пожелал А.С. Соколову помощи Божией в трудах на посту ректора Московской консерватории и пожелал, чтобы все люди, приходящие в этот зал, соприкасаясь с творениями композиторов-классиков, с искусством замечательных музыкантов, духовно преображались и воспитывались, потому что именно в этом заключается основное значение классической музыки: воспитывать человеческую душу, делать людей благороднее и чище.
Отвечая на вопросы журналистов, митрополит Иларион рассказал, что за последние четыре года в Большом зале неоднократно исполнялись написанные им музыкальные произведения, среди которых «Божественная литургия», «Всенощное бдение», «Страсти по Матфею», «Рождественская оратория», симфония «Песнь восхождения».
Он также отметил, что после реставрации Большого зала его уникальные акустические свойства полностью сохранены. «Мы видим, что строится много концертных залов, внешне очень красивых, но в них иногда непрофессионально осуществляется акустическое оформление: музыка исчезает, или есть акустические “дыры”. В Большом зале удивительная, живая акустика, — отметил владыка Иларион. — Это очень большой зал, но даже одинокий голос или одинокий инструмент здесь прекрасно слышен, он наполняет собой все пространство. С другой стороны, самый крупный симфонический оркестр при самом громком звучании никогда не оглушает слушателя, потому что стены впитывают избыток звука, который мог бы повредить нашим барабанным перепонкам».