Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

60% россиян считают, что научное изучение религиозной жизни приносит пользу обществу

Москва, 23 июня 2011 г.

74% российских граждан уверены, что мир познаваем, 85% опрошенных верят в науку, сообщает интернет-издание "Татьянин день". На этом фоне россияне в целом позитивно настроены по отношению к религии: 60% опрошенных считают, что научной изучение религии приносит пользу обществу, а 56% респондентов не согласны с утверждением, будто религия служит задаче манипулирования людьми. Такие результаты социологического опроса предоставила служба социально-религиозных данных «СРЕДА».

60% россиян считают, что научное изучение религиозной жизни приносит пользу обществу. Чаще, чем в среднем, об этом говорят образованные респонденты, предприниматели и руководители, а также городские жители. Россияне, проживающие в селах, реже думают, что от изучения религиозной жизни возможна польза обществу. Также чаще говорят о пользе изучения религиозной жизни мусульмане и воцерковленные христиане, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А вот россияне, считающие себя православными, не принадлежащими к Русской Православной Церкви, наоборот, несколько реже считают изучение религиозной жизни благом для общества.

16% от числа всех опрошенных не видят пользы в изучении религиозной жизни. Причем мужчины заявляют об этом чаще, чем женщины. Чаще отрицательный ответ дают неверующие россияне и респонденты, считающие себя несуеверными.

Не имеют конкретной точки зрения по вопросу о том, полезно ли изучать религиозную жизнь 24% граждан России. Чаще затрудняются с ответом россияне старше 65 лет, малообразованные респонденты и граждане, имеющие низкий материальный достаток.

56% россиян не согласны с утверждением, что религия служит задаче манипулирования людьми, вводя в обман и заблуждение.Чаще заявляют о том, что религия вовсе не является средством манипулирования, респонденты, имеющие высшее (неполное высшее) образование, граждане, работающие в сфере науки и образования, многодетные родители и люди старше 65 лет. Чаще не считают религию средством манипулирования верующие россияне: православные христиане, не православные христиане, мусульмане. Наоборот, чаще видят в религии средство манипулирования людьми неверующие респонденты, и те, кто верит в Бога, но конкретную религию не исповедует.

Всего же 27% россиян думают, что религия служит задаче манипулирования людьми. Чаще всех говорят об этом молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет и наиболее обеспеченные респонденты. Женщины реже, чем мужчины, соглашаются с утверждением, будто религия служит задаче манипулирования людьми.

17% от числа всех опрошенных не имеют определенного мнения по поводу того, является ли религия средством манипулирования людьми или нет. Чаще затрудняются с ответом малообеспеченные и малообразованные граждане.

В ходе опроса выяснилось: 74% от числа всех опрошенных считают, что мир познаваем.Точку зрения о познаваемости мира чаще разделяют представители наиболее активных социальный групп: люди моложе 35 лет, студенты и учащиеся, предприниматели и руководители.

Что интересно, суеверные респонденты также чаще говорят о том, что мир познаваем.

Реже всех соглашаются с тем, что мир можно познать, россияне, работающие в сфере науки и образования, а также регулярно причащающиеся православные христиане.

Затруднились с ответом 10% респондентов. Чаще не могли решить, познаваем или не познаваем мир, люди старше 65 лет и граждане, имеющие образование ниже среднего.

Респонденты, утверждающие, что мир познаваем, чаще живут в Центральном, Приволжском и Дальневосточном федеральных округах, в городах от 250 тысяч жителей до 1 млн., а также в Москве. Опрошенные, проживающие в Уральском, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах и сельские жители, наоборот, несколько реже говорили о познаваемости мира.

Подавляющее большинство респондентов (85%) согласны (или скорее согласны) с утверждением «Я верю в науку».Чаще о своей вере в науку сообщают респонденты, имеющие высшее или незаконченное высшее образование, наиболее обеспеченные граждане, молодые люди в возрасте 25-34 лет и россияне, считающие себя счастливыми.

Также чаще говорят, что верят в науку, - мусульмане и граждане, которые считают себя православными, но никогда не подходят к Причастию.

Несколько реже заявляют о своей вере в науку малообеспеченные респонденты и родители, воспитывающие трех и более детей.

Всего 9% российских граждан признаются в том, что они не верят в науку. Причем мужчины думают так несколько чаще, чем женщины. О своем неверии в науку заявляют и россияне, имеющие низкий уровень образования.

7% от числа всех опрошенных не смогли дать какой-то конкретный ответ. Чаще затруднялись с ответом респонденты старше 65 лет и малообеспеченные пенсионеры.

***

Итоги опроса прокомментировали доктор философских наук Константин Антонов, профессор ПСТГУ, и Михаил Тюренков, главный редактор интернет-портала «Правкнига.Ру», заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Константин Антонов: Сама идея, что религия служит задаче манипулирования людьми, вводя их в обман и заблуждение, восходит к античности и получает популярность в эпоху Просвещения. И по сегодняшний день она зачастую транслируется через различные образовательные институты, в той или иной форме присутствует как в высокой, так и в массовой культуре… В нашей стране она особенно навязывалась в советское время. Поскольку с того момента, когда советского режима не стало, прошло не так много времени, не трудно понять, что и многие традиции того времени не ушли в прошлое.

Вместе с тем, история приучила нас к систематическому недоверию к власти, к знанию, которое эта власть нам навязывает, к любым институтам и структурам, на которые власть смотрит положительно. Таким образом вырабатывалась своего рода априорная подозрительность, когда за любым явлением, за любым событием, хоть каким-то боком связанным с официальной линией, человек видел подвох и задавал себе вопросы: «Кому это выгодно? Каким способом меня тут хотят обмануть?» И чем ближе к власти и официозу, тем эти вопросы вставали острее. В советское время Церковь государством не поддерживалась и даже наоборот, и после падения советской власти она получила большой кредит доверия, который сохранился до сегодняшнего дня. Возможно поэтому пожилые люди, пережившие падение советской власти и ее идеологии чаще говорят о том, что религия средством манипулирования не является.

Напротив, молодые люди, которые восприняли эти практики подозрения, переносят их на религию и на Церковь, поскольку религия последнее время с властью у нас дружит… Это видно даже, например, по Живому Журналу, где имеет место активная полемика по религиозным вопросам, в том числе и среди молодежи и где зачастую всплывает в том или ином виде именно этот аргумент. Вообще то, что молодые люди чаще говорят о религии как о средстве манипулирования людьми – тревожный для Церкви факт.

То, что образованные люди чаще не считают религию средством манипулирования, вероятно можно объяснить тем, что они способны относиться критично к каким-то своей собственной подозрительности, особенно, если они имеют больший жизненный опыт.

То, что затруднялись с ответом чаще малообразованные и малообеспеченные мне не очень понятно. Возможно, это говорит о том, что вопрос находится вне их жизненного пространства: им не до высоких материй. Впрочем, я, скорее всего, тоже бы затруднился с ответом на этот вопрос: существует много нюансов и я не знаю, как ответить, если тебе задают его сходу, в лоб.

Например, возникает вопрос: что такое «манипулирование»? Идет ли речь о банальном вымогательстве денег, о стремлении заставить думать так, а не иначе, о манипулировании в смысле этической дрессировки и воспитания? В каком-то еще? Что здесь имел в виду спрашивающий и что – респонденты? Все ли респонденты были уверены, что манипулировать – это плохо? Возможно, что заложенные в вопрос двусмысленности как-то сказались на результате.

Михаил Тюренков: Вопрос о познаваемости/непознаваемости мира далек от большинства из тех, которые предлагаются среднестатистическим респондентам даже в ходе проведения опросов в области социологии религии. Однако, несмотря на его кажущуюся сложность, именно он позволяет вскрыть некоторые стороны развития общественного сознания, которые в ходе прежних социологических исследований продемонстрированы не были. И, в первую очередь, это, пожалуй, выявление сохранившейся с советских лет тотальной веры в науку, под которой в данном случае, как мне кажется, для большинства людей в первую очередь понимается эмпирический, естественнонаучный способ познания.

С другой стороны, показанная опросом вера людей в науку, сопряженная с пусть в меньшей степени, но все же доминирующим уважительным отношением к религии, по сути, является неким «народным подтверждением» глубокой мысли великого русского религиозного философа Семена Франка о том, что «...религия и наука суть два способа объяснения одной и той же реальности...» притом, что «...религия и наука не противоречат и не могут противоречить одна другой по той простой причине, что они говорят о совершенно разных вещах, противоречие же возможно только там, где два противоположных утверждения высказываются об одном и том же предмете...»". При этом столь спорное, с точки зрения верующего человека, утверждение, как «мир познаваем» - категорически разделяют лишь 39% опрошенных. Относительная же познаваемость мира отнюдь не противоречит религиозному мировоззрению. Таким образом, большинство респондентов, по сути, разделяют точку зрения о религии и науке как о непротиворечивых, но коррелирующих формах познания (и осознания!) мира, которая в той или иной форме очень часто звучит из уст современных православных мыслителей и экспертов.

В то же время лично меня удручает отдельный пункт исследования, в котором утверждается, что средством манипулирования религию считают «говорили об этом молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет и наиболее обеспеченные респонденты», т.е., с одной стороны, те, кто в нашем, сугубо коммерциализированном, обществе подменяют подлинную национальную элиту, а с другой, те, кто таковой элитой потенциально должен стать в обозримом будущем. Понятно, что и в прежние века молодежь и богатые в силу естественных причин, в целом, были наиболее далекими от религии категориями населения. Однако в данном случае, особенно, если учитывать то, как был сформулирован вопрос, вполне возможно имеет место тенденция, которую я в одной из своих недавних статей назвал «неосекуляризацией». Полагаю, что последнему феномену службе «СРЕДА» стоит уделить наиболее пристальное внимание.

23 июня 2011 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×