Сложности VIP-покаяния

Источник: Радонеж

На гитаре Бориса Гребенщикова видна фотография его умершего духовного наставника – известного йога Шри Чинмоя
На гитаре Бориса Гребенщикова видна фотография его умершего духовного наставника – известного йога Шри Чинмоя
На днях на сайте segodnya.ua появилось интервью с известным рок-музыкантом Борисом Гребенщиковым. Читая его, можно отметить, что после того, как некоторые, искренне благонамеренные, православные люди, взялись защищать православие Гребенщикова, сам герой позаботился о том, чтобы сделать их усилия тщетными. Он постоянно разъясняет свои взгляды таким образом, что никакой возможности считать их православными не остается. Например, он говорит:

“Незачем идти в церковь, когда Бог везде. Незачем слушать священника, когда можно спросить у Бога напрямую. Не нужны посредники. Поэтому, я в религиях, конечно же, ничего не понимаю.

— Но вы же сами говорили, что вы православный.

— Да, я православный. Я люблю приходить в церковь, там особая атмосфера. Православие — это чудо, которое я не могу объяснить. И свои собственные чувства я тоже объяснить не могу. Потому что, как мы только что говорили, Бог значительно больше меня.

— А как ваше православие сочетается с вашим буддизмом?

— Мне нравится буддизм, мне нравится суфизм, мне нравится индуизм, мне нравится даосизм, мне нравится конфуцианство. Мне почти все нравится”

Что же, другие люди совершенно не обязаны оправдывать наши ожидания. Если Борис Гребенщиков не хочет быть членом Церкви – значит не хочет, нам только остается проявить уважение к его личному произволению и признать этот факт. Однако казус Гребенщикова затрагивает две проблемы, о которых стоит поговорить подробнее. Первая – это проблема VIP – верующих. Мы все радуемся, когда человек известный по мирским меркам – певец, балерина, политик, актер – заявляют о своей приверженности Православной вере. Не только ради их личного спасения, но и ради предполагаемого миссионерского эффекта. Кажется, что человек известный многим и любимый многими может быть свидетелем веры для многих. Это отчасти верно, и мы должны быть благодарны за тех искренне и серьезно верующих людей, которые есть среди знаменитостей. Но у этого есть и другая сторона – мирская известность сопряжена с особыми искушениями, в частности, с тем, что человек склонен рассматривать себя не в качестве ученика, смиренно притекающего к Церкви, чтобы научиться у нее истинной вере, но именно в качестве VIPa и знаменитости, который еще делает большое одолжение Церкви, соглашаясь именоваться православным. Беда том, что понятное желание не оттолкнуть человека строгими требованиями в случае с VIPами становится слишком сильным. Из-за этого нам бывает трудно сказать «мы высоко ценим такого-то как актера, или композитора, или писателя – но он не является православным человеком». Однако, как показывает опыт, такая снисходительность не работает – нередко VIPы, хотя никто их и не отталкивает, вовсе не становятся свидетелями веры для многих, скорее источниками смущения.

Не только в России, но и в других странах бывает так, что знаменитости, перед камерами заявляющие о своей вере, потом либо также перед камерами с ней порывают, либо излагают взгляды, чрезвычайно далекие от здравого учения.

В балерине, поучающей Патриарха в промежутке между эротическими фотосессиями, нет ничего специфически российского – западные знаменитости нередко ведут себя также. Культ звезд требует от них определенного поведения – и знаменитость, не поставляющая скандальных новостей в глянцевые журналы, рискует скоро выпасть из поля зрения масс-медиа и быть вытесненной теми, кто такие новости обеспечивает.

Это, разумеется, не значит, что “звезды” не могут иметь подлинной веры – могут, конечно – но это значит, что они сталкиваются с некоторыми специфическими для этой среды соблазнами.

И подходить к этим людям с особыми, облегченными мерками – значит, непреднамеренно, помогать им пасть. Принадлежность к Церкви предполагает исполнение определенных как вероисповедных, так и этических требований – и они не могут быть другими для VIPов. Если знаменитость не желает разделить веру Церкви – что же, Богу было угодно наделить людей свободным произволением. Мы можем только выразить этому человеку нашу любовь, уважение и признательность за его или ее вклад в культуру и засвидетельствовать, что пока он (или она) находится вне Церкви.

Именно это нам и стоит сделать в отношении Бориса Гребенщикова – он не является православным человеком, и нам следует это просто отметить. Обозначение границ Церкви – тоже часть ее миссии.

Но слова музыканта интересны тем, что они отражают определённое непонимание между Церковью и внешними. В самом начале интервью ему ставят вопрос: “Борис Борисович, недавно вас, как Льва Толстого, отлучили от православной церкви. За что?” На что музыкант отвечает: “Со мной ведет борьбу часть тульской епархии. Они вдруг решили, что я черный маг. Невежественные люди готовы свое невежество проецировать вовне бесконечно. Они все время создают себе бесов, с которыми они борются. И из меня они просто создали себе очередного беса”.

Отлучение, вернее, просто свидетельство о том, что человек находится вне Церкви, вовсе не является карой за что-то или проявлением враждебности. Это констатация определенного факта – у Церкви есть определенные вероисповедные границы, человек пожелал остаться вне их. Это не значит что он черный маг, или бес, или еще что-нибудь в этом роде – множество людей находятся вне Церкви и при этом они, конечно, не маги и не бесы. И мы, православные христиане, вовсе не ведем борьбу с ними. Но в ситуации, когда люди желающие быть внешними по отношению к вере Церкви, в то же время желают называть себя православными, на нас лежит обязанность разъяснить это недоразумение.

Православие – это пребывание в завете с Господом нашим Иисусом Христом, в завете, в который мы вступаем через таинство Святого Крещения. Это очень серьезный выбор, подобный принятию гражданства или вступлению в брак. Верующий делается наследником величайших обетований – но также и принимает на себя серьезные обязательства. Вы не можете вступить в брак и наслаждаться холостяцкой свободой; Вы не можете принять гражданство и считать, что законы страны писаны не для Вас. Вы не можете быть православным человеком и заодно буддистом, суфистом и индуистом. В этой простой истине нет ничего странного, враждебного или оскорбительного. Хотите войти внутрь? Добро пожаловать! Не хотите? Тогда Вы остаетесь снаружи. Выбор за Вами.

Алексей Харитонов

Источник: Радонеж

28 июня 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
сергей 3 декабря 2017, 02:02
Вы, которые называете БГ бездарным . вам слон на ухо наступил. У него очень сложные вокальные партии. куда сложнее, чем у других рокеров--попробуйте напеть. А тексты--есть версия , что они оккультные.Это очень плохо, но называть их глупыми--дурость. А человек он, на мой взгляд неправославный --это другой вопрос.
Инна21 июля 2012, 19:39
анду.:
"Потому, эта публикация и похожие на неё, пытающаяся отделить "ненаших" от "наших",несёт в себе заряд пустопорожности."...

Не несет. Она именно о границах Церкви. Моряк, имеющий по жене в каждом порту - не является примерным семьянином. И это нужно знать тем, кто хочет понять, что такое семья. Также и человек, поклоняющийся всем "богам", не православный. Но широту взглядов этого человека никто не отрицает. Просто в Церкви подобной "широты" нет. У нее иная широта, и глубина, и высота...
Василий 9 мая 2012, 13:25
Надежда, боюсь, что вы не правы. Диалоги, где каждый только и делает, что осуждает, скорее, посеют в душах многих людей только отвражение к православию.
С-й 3 февраля 2012, 09:55
Да что вы все носитесь с этим бг , как курица с яйцом)) Смешно.. Ай-талант, ой- покаяться ему надо бы.. Да наплевать ему на все тут ваши охи-вздохи.. У него сейчас череп лысый череп и подбородок в бороде.. Нужно будет , то челюсть станет , как коленка, а на макушке - борода.. Не видите что-ли, его уже "несет" и давно..Он, что маленький ребенок, который не ведает, что творит?? Он не читал Евангелия разве?
С жиру беситься..О себе переживайте, о своей душе..Бог разберется и с бг, если возможно будет..
НАДЕЖДА13 декабря 2011, 13:49
РУСЛАНУ Вы немножко не понимаете,что через такие диалоги,до сознания людей доносится истинность и чистота веры Православной.
Руслан21 ноября 2011, 13:52
Почти всё что я вижу здесь - осуждение. Тот кто осуждает - не христианин. Чем вы можете похвалиться, принадлежностью к Православной Церкви? Вы не православные, вы судите своим судом человеческим и только. И я сейчас осуждаю, осуждаю вас, значит и я не достоит зваться православным, но лучше осуждая защищать чем наоборот, оправдывая себя, осуждать другого.
Ключников А.В13 ноября 2011, 15:02
У Гребня жуткая гордыня, жуткая мечтательность. Прошу, не принимайте это как осуждение, я это себе же говорю, чтобы спастись от его обольщения - гордыня человека талантливого и известного имеет огромную силу, надо молиться, чтобы не попасть под неё. Берегитесь Гребенщикова, молитесь за него в храмах, ибо он бесноватый, несчастный человек, имеющий огромную силу сами знаете от кого. Неординарный человек в очередной раз в этом мире попал под влияние сатаны.

Помните примеры ересеначальников Ария, Нестория, Евтихия, того же Толстого... Вот как бесы овладевают талантами через гордыню! И, вспоминая, я удивляюсь, что история-то повторяется, ничто тут в этом мире не ново, всё то же самое.
Илья17 июля 2011, 08:25
у Гребенщикова раз - N - ение личности =). Я бы на его месте задумался, когда "всё нравится"
Олег 3 июля 2011, 20:22
У меня было подобное в жизни. Крещёный в Православной Церкви, занимаясь единоборствами, усиленно читал восточную литературу, эзотерику, Рерихов, ОШО, индийскую литературу,
Буддизм и т.д. И, всё-равно тянуло в Правосланую Церковь.
Но настоящая жизнь началась, после первой исповеди и причастия в 2003 году, как долго я ней шёл, ведь очень стыдно было идти на первую исповедь!!! Все восточный книги, которые раньше читал, оказались в мусоропроводе, в них абсолютно ничего нет, даже для общего развития и кругозора, теперь эти книги, даже в руки брать не хочется, хотя там всё так красиво и воодушевлённо написано, после их чтения чувствовался какой-то прилив энергии и т.д. Но насколько я помню, в этих книгах, ничего не написано о покаянии, там сплошная путаница, ещё больше наводящая на грех. Да даже если посмотреть на фотографии различных гуру, трудно понять, куча прибамбасов на теле, в ушах, все разрисованные, борода странно заплетённая, толи обкуренные, толи грибов каких поели. Вот как им верить????? И взять образ Николая Чудотворца, как дедушка родной, хочется прижаться и поведать все свои проблемы!!!
Помоги нам Господи, стоять в Правосланой вере, до скончания дней своих!
Игорь 2 июля 2011, 00:02
Как-то один монах на Афоне спросил меня:
" Ну как,светят звёзды (в России)?"
- светят отче,ответил я,да не туда..
Александр 1 июля 2011, 21:29

3)."Не нужны посредники"(Борис Гребенщиков). "Наставник(пастырь) - это человек, который на земле представляет Спасителя, стал посредником между Богом и людьми и священнодействует перед Богом во спасение покорных ему.( Святитель Василий Великий).
4). "Поэтому, я в религиях, конечно же, ничего не понимаю"(Борис Гребенщиков).
"Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций (†330 г.) считает, что термин "религия" происходит от латинского глагола religare, означающего "связывать", "соединять". Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. "С тем условием, - говорит он, - мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия... Так имя "религия" произошло от союза благочестия, которым Бог соединил с Собою человека..."
Это определение Лактанция раскрывает самое существенное в религии - то живое единение духа человека с Богом, которое совершается в тайниках сердца человеческого".(профессор Московской Духовной академии Осипов.А.И).
Александр 1 июля 2011, 21:28
2)."Незачем слушать священника, когда можно спросить у Бога напрямую".(Борис Гребенщиков)
"Священство Православной Церкви делает по заповеди Господа дело бесконечной важности, безмерной благости, дело сверхъестественной силы, Божие: оно просвещает, очищает и обновляет людей чрез совершение Таинств и духовное управление. Обновить растленного грехом человека может только один Бог или те из людей, которым Сам Бог дает благодать и власть, и силу Свою самим обновиться и просветиться, и укрепиться в новом житии и других обновлять, освящать, руководить со властью Божией, со властью духовною". (Св.Иоанн Кронштадтский)
"Хороший пастырь врачует больную овцу; овца овцу врачевать не может". (Преподобный Макарий Египетский)
Александр 1 июля 2011, 21:27
При всем моем уважении к Борису Гребенщикову,очень удивлен этой его формулировкой:“Незачем идти в церковь, когда Бог везде. Незачем слушать священника, когда можно спросить у Бога напрямую. Не нужны посредники. Поэтому, я в религиях, конечно же, ничего не понимаю".Очень странно.Судя по всему он действительно ничего не понимает в религиях.Но дело все в том,что святые Православия говорили совсем другое:
1)."Незачем идти в церковь, когда Бог везде".(Борис Гребенщиков)
"Этот большой и безопасный корабль(Церковь) прообразован Ноевым ковчегом, по общему мнению святых отцов и учителей".(Святитель Тихон Задонский)
"В этом собрании (в Церкви) находимся не мы одни, но и пророки, и апостолы, и все святые, а что важнее всего - среди нас находится Сам Владыка всего Иисус Христос (Мф. 28, 20). (Святитель Иоанн Златоуст)
"Церковь соединяет Бога и человека Таинствами Христовой Церкви верующий соединяется с Богом, в чем и состоит спасение, запечатление веры - делом веры, принятие отсюда залога вечных благ". (Святитель Игнатий (Брянчанинов)
"Церковь есть духовная лечебница, и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда".(Преподобный Ефрем Сирин).
Алена30 июня 2011, 13:18
"Невозможно не прийти соблазнам,но горе тому,через кого они приходят;..."Говоря,что Бог един,такие люди,как БГ внушают нам,что все религии равны,все от одного Бога исходят.Знаю много людей,соблазнившихся этим.Бог един,только во СВЯТОЙ ТРОИЦЕ.И прийти к БОГУ ОТЦУ можно только приняв БОГА СЫНА.Многие сейчас красиво поют о Свете.Но сказано:"Итак,смотри:свет,который в тебе,не есть ли тьма?"По себе знаю,как труден Путь,но и награда Велика.Помогай всем Господь!
Михаил29 июня 2011, 16:03
А стоит - ли в коментах обсуждать творчество Бориса Гребенщикова? Статья ведь не про творчество, а про его принадлежность к вере. Гребенщикову нравится православие. Здесь ключевое слово "нравится". Он относится к вере, как к культурному явлению, как к искусству. Церковь для него - действующий музей. Он не понимает, что к вере можно и нужно относиться по-другому. Борис, видимо, не вдумывался в слова Символа Веры, а если и вдумывался, то не понял, что принятие Символа Веры (всех его 12 членов) без оговорок тождественно принятию Православия. Если его часть "претит твоему мировоззрению", извини, но православным ты не являешься. Рискну предположить, что понять это ему мешает именно его VIPость. Кому-то (и Гребенщикову в первую очередь) очень выгодно свести все к вопросу о "гонении со стороны Туляков". Я знаю многих людей, которые говорят, что они "православные", но для одних православие - это использование икон в колдовских обрядах, для других - хождение на Пасху на кладбище с крашенными яйцами, для третьих - поминание Имени Божьего перед каждой рюмкой... Проблема возникает тогда, когда в споре с подобными людьми на твои аргументы о православии тебе отвечают, "а как же Толстой", "а как же святая потомственная целительница Имеряк", " а как же Гребенщиков" - они, мол, православные. И задача статьи - не разбирать творчество Толстого или Гребенщикова, а объяснить, почему они не православные, несмотря на их уверения. Считаю, что Алексей Харитонов с этой задачей справился.
Наталья29 июня 2011, 11:44
да, слова хорошие

Сегодня самый замечательный день
О нём написано в тысяче книг
Слева небеса, справа пустота
А я иду по проволоке меж них.

Спетое вчера осталось вчера
В белой тишине белые поля
Нечего желать, и некем больше быть
Здравствуй, это я.

Господи, я твой, я ничей другой
Кроме тебя здесь никого нет
Пусть они берут всё, что хотят
А я хочу к тебе, туда, где свет.
Наталья29 июня 2011, 09:25
правильная статья.про Пугачеву еще забыли-во всех интервью рассказывает, какая она верующая, и какие у нее особые отношения с Господом, а поступки ее...никогда не забуду, как она со своей свитой концерт в Страстную Пятницу (!) устроила.

прости, Господи!
Serj29 июня 2011, 01:28
Очень рекомендую всем послушать песьню "обещанный день". Хотя БГ не защищаю.
Виктория28 июня 2011, 23:55
Статья правильная. Гребенщиков умница, талантище, ищущий Бога человек. Но злейший враг человеков таким людям на блюде непомерную гордыню преподносит, от которой невидимо страдают и многие православные (вот дескать мы какие, люди православные, истина с нами... и пухнут от этого), а видимо - люди от искусства, таланты, даровитые и ищущие. Им смириться трудно, а что такое православный без смирения?
Бог даст и БГ поймет, а пока он на самом деле вне Церкви, вне Таинств, значит и не православный по сути.
Александр28 июня 2011, 23:32
Б.Г. - художник. Значит - ищущий. НЕ фанатик. (что очень редко). Многие его песни о пережитом личном духовном опыте. И какой смысл анафематствовать человека, если он сам не желает быть причастным православной Церкви? Кому это выгодно? Герастрату?)))))))
Вячеслав28 июня 2011, 19:40
Ну БГ с Волочковой напрасно сравнили.
Виктор28 июня 2011, 18:25
Гребенщеков ОДАРЕННЫЙ? Вы что,люди белины объелись? в чем дар Гребенщикова? лабать на гитаре всякую муру без голоса и музыки? Божий дар есть у Хворостовского и композитора Крутого,певца Захарова Господь в лобик поцеловал, а Гребенщиков да и Шевчук и Кинчев -какой там Божий дар.У Высоцкого был дар поэта , но он и не претендовал на певца,просто бард и все.
Татьяна28 июня 2011, 18:10
как раз статья повторила мои соображения насчет религиозных соображений БГ, Признаюсь, прочитав статью о его отношении к православию, начала сомневаться в необходимости принимать крещение. Слава Отцу, я всё же передумала и приняла правильное решение
юрий28 июня 2011, 17:11
Я каждый раз убеждаюсь, что православным можно назвать только такого человека, который умер в мире с Богом... все остальные - хамелеоны, которые в моду называют себя православными. А БГ - пиарщик..., не понимаю, зачем он нам нужен?! Складывается такое ощущение, что истинность Церкви может обосновать то, что БГ назвал себя православным; то, что Волочкова (например) пришла в храм; то, что Жириновский (тоже для примера) поехал в монастырь, а как же многовековой опыт Церкви, а как же святые?!

"О времена, о нравы..."
Феодор28 июня 2011, 16:41
Человек, абсолютно бездарный и неталантливый, всю жизнь выезжает за счет скандалов. Петь он не умеет, так как голова нет, тексты его песен - полнейший бред. Как же еще привлечь к себе внимание. как не скандалами?
Димитрий28 июня 2011, 16:30
Господу Видней !
Наталия28 июня 2011, 16:22
Очень хорошая статья, достойный ответ для такого "случая". Всё предельно ясно, просто и чувствуется, что с любовью к человеку, пока ещё блуждающему...
Очень полезно для всех. Спаси Господи!
Aleksej28 июня 2011, 14:51
А мне Гребеньщиков никогда и не нравился. Тоже мне буревестник революции. Одна известная песня да и та на 50% плагиат.
Сергей28 июня 2011, 14:35
На первом курсе университета БГ был для меня певцом, несущим новое, необычное слово в русский рок. На пятом курсе стало окончательно понятно, что никакого сакрального смысла в песнях БГ нет. Обычный мистификатор, зарабатывающий на обмане слушателя деньги. Зачем называть его православным? Никогда не считал БГ православным и удивлен данной полемикой. Бог есть истина. А БГ - ложь.
Поэтому БГ не может быть православным пока не начнеть жить по Евангелию и участвовать в таинствах Церкви.
анд.28 июня 2011, 14:01
Гребенщиков - человек одарённый. Отрицать это возьмётся только слишком настроенный против него лично. И дар почти всегда бывает шире и глубже его носителя. БГ честно ищет и честно об этом говорит. Творя при этом поразительное. Послушайте песню "Обещанный день", такого не напишет ни адепт Чинмоя, ни буддист, ни суфий.
Считаю, что имеет смысл не широта культурных взглядов, а внутренний вектор. Высказывания могут быть какими угодно, а вера - дело сугубо личное. Этого Борис Борисович никогда на обзор не вынесет, может так и вернее. Потому, эта публикация и похожие на неё, пытающаяся отделить "ненаших" от "наших", несёт в себе заряд пустопорожности.
Либерман28 июня 2011, 13:26
это мода на религию, а не вера у "випарей"
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×