Великий Новгород, 28 июня 2011 г.
Реставраторы смонтировали фреску с изображением Мельхиседека площадью более трех квадратных метров в верхней части предалтарной арки - там, где она находилась до обрушения. В понедельник специалисты сняли раму, удерживавшую фреску на арке на время высыхания материала, которым она крепилась к стене.
"Мы всегда волнуемся, снимая раму, поскольку не знаем, что там, под ней, но пока кажется, что (монтаж фрески на стене) прошел удачно", - сказала руководитель работ, заслуженный работник культуры РФ, реставратор первой категории Тамара Анисимова.
Как рассказала Анисимова, специалисты мастерской постепенно собирали фреску с изображением Мельхиседека с 2002 года. "Последние полгода перед монтажом этой фреской занималась вся наша команда", - сообщила реставратор. Она не исключила, что впоследствии к фреске Мельхиседека реставраторы подберут еще один фрагмент. Собеседница отметила, что с годами растет сложность подборки разрушенных монументальных композиций. "Хорошо складывающиеся фрагменты уже, в основном, подобраны, остались, главным образом, мелкие фрагменты, но (темпы сборки) не падают - за счет опыта, приобретенного реставраторами", - пояснила руководитель мастерской. По мнению Анисимовой, уникальный коллектив "Фрески" можно было бы назвать "достоянием Великого Новгорода".
Монтаж на стену фрески с изображением Мельхиседека новгородские специалисты проводили вместе с германскими коллегами.
В ходе совместной работы немецкие реставраторы высказали восхищение трудом новгородских мастеров и уникальностью разработанных ими методик.
"Больше приезжать к нам по российско-германской программе они не смогут, финансирование программы полностью завершилось, однако немцы, уезжая, сказали, что приедут к нам за свой счет, как туристы, чтобы и дальше следить за тем, как будут идти наши дела", - пояснила руководитель мастерской.
В качестве последнего подарка германские реставраторы оставили коллегам высококачественные материалы, при помощи которых фрески крепятся к стенам.
"Подарок (зарубежных коллег) позволит нам некоторое время (в этом отношении) жить безбедно", - сказала Анисимова.
Уже в текущем году реставраторы планируют вернуть на стены церкви уже собранные фрагменты орнаментов и фреску "Служба святых отцов", которая разместится на своем месте за алтарным престолом. Площадь композиции составит около восьми квадратных метров.
"Это один древнейших кусочков монументальной живописи в церкви Успения Богоматери", - отметила Анисимова. Руководитель мастерской добавила, что специалисты "Фрески" "делом убеждают (в своей правоте) противников возвращения в храмы восстановленных фресок".
Церковь Успения была построена в окрестностях Великого Новгорода в 1352 году. Храм был почти уничтожен в годы Великой Отечественной войны, почти все средневековые фрески, написанные неизвестным автором на площади около 350 квадратных метров, обрушились. Несмотря на консервацию фрагментов, монументальная живопись считалась утерянной. Реставрация храма началась в 2001 году по российско-германскому проекту. В 2003 году церковь была восстановлена, после этого начались работы по возрождению ее живописи. Реставраторы заново собирают фрески из 1,7 миллиона обломков различных размеров. В работе у реставраторов находятся более половины из 195 композиций, некоторые из них восстановлены в значительной степени, другие находятся на начальных этапах реставрации. Мастера надеются возродить от 50 до 80% монументальной живописи. Первые спасенные специалистами фрески были возвращены в храм летом 2008 года. В настоящий момент в храме смонтированы фрески "Христос во гробе" и "Сон Иакова", композиции с изображениями архангела Михаила, пророка Захарии, мученика Прокопия, а также двух неизвестных мучениц, фрагменты храмового "полотенца" (орнамента), "медальоны" с изображениями мучеников Никиты и Иосафа.