Весть о гибели самолета, упавшего в красивой Карелии, вдруг неожиданно открыла для меня другую весть. Рядом с нами живут богатыри, те самые, о которых слагались легенды и песни. Слава о них шла из уст в уста. За их поступки и дела помощи ближним и Отчизны ради. Мне всегда казалось, что богатыри – физически крепкие люди, с окладистой бородой, как на картинах Васнецова. Не обязательно на владимирских тяжеловозах, но обязательно в кольчуге и при сабле. Таков был мой стереотип представления этих людей, о которых читал сказки и которых видел в фильме «Александр Невский». И вдруг – они рядом. Живут в одном измерении, времени, и есть возможность даже с ними говорить. Только... сложи руки на благословение, и их богатырская рука коснется твоей головы. Неожиданностью стало для меня то, что эти самые богатыри – хорошо знакомые священники, у них нет сабли и кольчуги, и они вооружены только крестом, молитвой и верой. Они продолжатели традиций богатыря Пересвета – монаха, бившегося за Cвятую Русь с Челубеем, тюркским богатырем из войска темника Мамая. Традиций богатыря, принявшего вызов и смерть, по благословению святого Сергия Радонежского.
Я попытался посмотреть в интернете упоминания этого слова – богатырь – и обнаружил два поселка в Смоленской и Самарской областях, несколько сел на Украине. Сорт яблок. Но оказывается, что богатыри живут рядом. И их не надо искать – они живут среди нас. И продолжают славные подвиги предков. Причем они никак не отличаются внешне от других людей, просто они богатыри внутри, дух в них богатырский. Хотя один из них физически очень похож на богатыря с картины, а другой – тихий, тонкий и всегда улыбчивый. Разные по физической фактуре, но крепкие духом, практически босиком пошедшие в огонь. В людскую беду, которая всегда объединяла людей на Руси. Будь то пожары, глады и моры, болезни. Люди сплачивались вокруг общего горя. И всегда были люди, которые первыми шли на поле брани, битву с врагом или вытаскивание из пожара детей и стариков. Никогда не оскудевала земля Русская силой богатырского духа. Не скудеет и сейчас.
Священники, которые первыми пришли на помощь людям, летевшим в упавшем самолете, мне знакомы очень близко. Не только потому, что работал в приходе под их духовным началом, но и потому, что был с ними в разных ситуациях, где требуется действительно другое отношение к людям, делу и служению Богу. Мне, социальному работнику, самому часто соприкасающемуся с людской бедой, не всегда хватает слов, чтобы внести в жизнь человека новый смысл. Священники-богатыри посещают те места, куда многие не идут и за деньги: тюрьмы, больницы, детские дома, роддома. Говорят с теми, кто оказался в труднейшей жизненной ситуации. Особенно желанны священники в тех местах, где люди оказались, потому что совершили преступления, и теперь ищут пути покаяния. Просто говорить с ними об их будущем без покаянного разговора со священником бесполезно. И они идут туда, чтоб и утешить, и обнадежить, и вселить веру в изменение сердца и духа. Потому что сами люди сердца и духа. Богатыри.
И когда прочитал в одной газете, что они отказались сниматься в шоу-программе, а один из них вообще отказался от награды (и отказывался и ранее), потому что не ищет, кроме жизни вечной, иной награды, мне захотелось приехать к ним и поклониться им в ноги – за истинное ношение своего жизненного креста. Осмотритесь, может и рядом с вами живут богатыри. Их так нам не хватает. Но то, что они есть, вот вам крест!
Вот с таких богатырей и начинается возрождение Отчизны.
От всей дущи желаю отыскать каждому из нас такого богатыря в себе.