Православный календарьПравославный календарь
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

Василий Анисимов: Опять нужны прорабы духа

Источник: Радонеж

В.С. Анисимов, глава пресс-службы Украинской Православной Церкви, заслуженный журналист Украины
В.С. Анисимов, глава пресс-службы Украинской Православной Церкви, заслуженный журналист Украины
- Василий Семенович, намеченный на 8 июля Собор УПЦ вызвал традиционную бурю споров, страхов, версий. Чем ты можешь это объяснить?

- Тем, что Православная Церковь в Украине пользуется огромным авторитетом и влиянием, поэтому многим интересно, что в ней происходит. С другой стороны, к Церкви продолжают относиться, как к политической партии или общественно-политической организации, где в руководстве идет постоянная борьба влиятельных группировок, плетутся интриги, молодые и алчные пытаются проглотить великих и мудрых и т.д. По этой матрице светские СМИ и «раскатывают» церковную проблематику. Но ведь понятно, что законы политики к Церкви непреложны. Уже на следующий день после Синода я двадцать комментариев дал о нелепости избрания местоблюстителя, замены старших членов Синода молодыми и т.д., но ведь мало кто слушает, и море конспиралогических версий гуляет в сети.

- Я имею в виду не светские СМИ, а верующих, причем, из многих епархий. Почему всякое подобное собрание вызывает страхи и опасения, что на них примут что-то непоправимое и опасное для Церкви, разрывающее ее единство. Откуда это недоверие к священноначалию? Ведь опять мы видим обращения, призывы к стояниям.

- Ты знаешь, до прихода к власти оранжевых таких опасений не было. А потом появился страх, что наши епископы дрогнут, их переломают, и он был небезоснователен, поскольку власть при Викторе Ющенко много и основательно интриговала против Церкви, о чем сегодня глава его тогдашнего секретариата Виктор Балога сам не без удовольствия рассказывает журналистам. И вот эта инерция страха продолжается, множество звонков поступают в пресс-службу, даже факсы длиннющие с подписями прислали верующие Запорожской, Черниговской и еще каких-то епархий: не допустите автокефалии! Хотя это вообще не предмет соборного обсуждения. Да и власть ныне проправославная, правда, с некоторыми досадными униато-раскольничьими вкраплениями. Она понимает Церковь, уважает ее единство и никакого давления на нее не оказывает. По крайней мере, до сих пор. Что же касается Собора, то архиепископы Митрофан и Александр провели пресс-конференцию, на которой изложили его программу.

- Но многие вопросы остались открытыми. Скажем, если это второй Собор за 19 лет, то почему о нем заявлено за неделю до проведения? Это ведь надо провести епархиальные собрания, избрать делегатов, которые будут выражать мнение своей епархии по соборным вопросам, которые еще и не сформулированы. Или заявлено, что Собор утвердит решения всех и Архиерейских Соборов и Священных Синодов УПЦ за 19 лет. Как это возможно сделать за пару соборных часов, если на их зачитку уйдет не один день? Очевидно, что кто-то и для чего-то гонит коней.

- А почему бы не принять вполне логичное объяснение: юбилей Блаженнейшего, приедут поздравлять все архиереи, представители епархий, монастырей. Можно воспользоваться этим и провести собор, где Блаженнейший Митрополит, как объявлено, выступит с анализом жизнедеятельности Церкви за 19 лет, подведет некоторые итоги, определит перспективы. Уже ради этого стоило Собор созывать. Думаю, это будет самой главной его частью. Я знаком с Блаженнейшим с первых дней его пребывания в должности Предстоятеля, сам написал не одну сотню материалов по церковной проблематике, и мне очень интересны оценки самого Блаженнейшего Митрополита пройденному пути и нынешней ситуации. А все остальное не столь актуально. То же утверждение решений Архиерейских соборов и Синодов УПЦ. Разве их кто-то не признает или подвергает ревизии? По практике любого управления последующие решения поглощают предыдущие, так что нет особой необходимости все предыдущие решения утверждать.

- А почему собор назван юбилейным? В обосновании говориться о 20-летии Томоса о независимости в управлении, которое отмечалось в прошлом году, 20-летии Харьковского собора, который будем отмечать в будущем году, 45-летие архиерейской хиротонии Блаженнейшего Владимира и 20-летие независимости Украины, которые выпадают на этот год, а также 1150-летие Киевской Митрополии, которое намечено опять-таки на будущий год. О последнем юбилее, кстати, вообще ничего неведомо.

- Юбилейным Собор можно назвать потому, что он приурочен к 45-летию архиерейской хиротонии Блаженнейшего Митрополита Владимира и состоится во время юбилея. Что касается 1150-летия Киевской митрополии, то это какая-то ошибка. Я звонил матушке Серафиме, которая возглавляет у нас синодальную комиссию по культурно-историческим вопросам, она тоже не знает, о чем идет речь. Крестил Русь и основал Киевскую митрополию святой равноапостольный князь Владимир, и он, естественно, никак не мог этого сделать за сто лет до своего рождения. Очевидно, вкралась какая-то ошибках в формулировках.

- Большинство споров касаются готовящихся изменений в Устав УПЦ, что обосновывается изменениями в церковной жизни, в законодательстве Украины. Ты эти споры тоже считаешь неактуальными?

- Надо решать главные вопросы, а они заключаются в том, что мы продолжаем жить по атеистическому Закону «О свободе совести и религиозных организациях», принятому в 1992 году. Согласное ему Церковь лишена статуса юридического лица, поэтому юридически нет никакого «Устава УПЦ», а есть уставы Киевской Митрополии, епархий, монастырей, приходов, синодальных отделов и т.д. На недавней встречи религиозных лидеров с президентом Украины Блаженнейший Владимир предоставление Церкви статуса юридического лица обозначил, как главное требование Украинской Православной Церкви к государственной власти. Надо добиваться принятия европейского религиозного законодательства, которое действует и в России, а под него уже переформатировать уставы церковные.

А в рамках действующего законодательства, признаться, я и не знаю, что так уж мешает Церкви выполнять свою миссию. Об этом Блаженнейший Митрополит говорил священнослужителям и при оранжевых: кто вам препятствует служить, нести Слово Божие человеку, в приюты, больницы, тюрьмы, старым и молодым, сеять доброе и вечное?

- Насколько я понимаю, в изменениях к Уставу речь идет не о церковно-государственных отношениях, а о внутрицерковных. Говорят, что окружение Блаженнейшего этими изменениями хочет при любых раскладах сохранить себя при власти.

- Мало ли что говорят. Мы не знаем ни изменений к Уставу, ни их обоснований. К сожалению, их пока не знают и в епархиях, которые делегируют своих представителей для решения судьбы этих изменений. Так что это пока споры «не о чем». Конечно, делегаты могут ставить любые вопросы и принимать любые решения. И обосновывать их в букве и духе Церкви Христовой.

Я думаю, что в любой организации, а тем более в Церкви, люди должны сохранятся при власти, благодаря своему высокому духовному авторитету, профессионализму, выдающимся трудам, а не уставными должностями. Как Блаженнейший Митрополит, Святейший Патриарх, наши старшие архиереи-подвижники. У кого-то возникают сомнения или даже мысли, а могут ли они в свете каких-то уставных изменений нами руководить?

Вот анафематствованный Михаил Денисенко (Филарет), понимая, что никакого духовного и нравственного авторитета в Церкви у него нет, пытался с Евгением Петровной навечно юридически узурпировать власть в Церкви, чтобы продолжать самодурствовать, роскошествовать и безобразничать. Запрещал несогласных, бесился, чем, кстати, вынудил людей бежать в раскол. Я говорил с родоначальником автокефалистов Димитрием Яремой, их первым «епископом» Боднарчуком и многими другими, все называли моральный облик и поведение Филарета с Евгенией Петровной главной причиной своего ухода. И сколько властолюбцы сил не прилагали, чтобы «юридически» обезопасить себя, все закончилось Харьковским собором и отлучением от Церкви.

- Но, судя по всему, Филарет не очень-то и бедствует?

- А что, кто-то завидует его небедному «счастью»? Кстати, на Соборе планируется принять и обращение к раскольникам. Важно, не оставлять усилий и призывать людей к Богу и правде.

- Однако украинская власть, вопреки прогнозам, решила оставить расколы в покое, и даже «тайно» их поддерживает.

- Власть и не должна заниматься раскольниками, для это есть правоохранительные органы. А они и впрямь не перестают удивлять. Ты знаешь, я много лет вел в газете правоохранительную тематику, встречался с руководителями СБУ, МВД. Генпрокуратуры, на коллегиях присутствовал. И сколько помню, на всех совещания давалась установка: в борьбе с оргпреступностью действовать на опережение. У нас же правоохранители как пасли задних, так и пасут. Вот очередной раскольничий «архиерей», какой-то филаретовец из Луганска объявлен в розыск. Прибыл на дорогущим кабриолете, пустил пыль в глаза, обвел вокруг пальца «луганских пацанов», что, говорят, в принципе невозможно, «кинул» их на несколько сот тысяч долларов и смылся. Вот ищут теперь. До этого в международный розыск объявили коллегу Филарета – «патриарха Киевского и всея Руси-Украины» Моисея Кулика. И так они скоро все разбегутся с наворованным, а потом ищи-свищи. Правоохранители же и не чешутся, хотя прекрасно знают, что в раскольничьей самозваной паразитической «иерархии» каждый второй – проходимец, каждый первый – аферист. И начинать надо с самого Михаила Антоновича Денисенко(Филарета), пока он еще жив-здоров, при памяти и не в бегах. Помочь ему все скелетики из шкафов подоставать, а там уже все так запущено, что без Генпрокуратуры и нечистый ногу сломает. Довести до конца дело о гибели его предшественника – Романюка, выяснить, наконец, где Филарет спрятал церковную кассу, «золото партии» и прочее. А то ведь сбежит – будем искать ворованное, как янтарную комнату, десятилетиями. И нам надо подвигать правоохранителей к этой мысли. Неплохо было бы и обращение на Соборе по этому поводу принять.

- Ты упомянул филаретовского «архиерея», пустившего пыль в глаза дорогой иномаркой, но ведь молодой житомирский архиерей УПЦ тоже поразил всех, прибыв на кафедру на трех новеньких «Лексусах», причем цена одного больше 110 тысяч евро. Это все горячо обсуждали в Интернете. Указывалось, что машина местного губернатора чуть ли не в десять раз дешевле. Чем ты это объяснишь?

- Можно было бы пошутить, что хоть в чем-то мы сблизились с раскольниками. На самом деле это беда. Понимаешь, тот гигантский авторитет, который Церковь за 19 лет обрела в обществе, и у простых людей, и у элиты, и у власть имущих, складывался кропотливыми трудами, скромностью, интеллигентностью, подвижничеством Блаженнейшего и очень многих людей старшего поколения. А вот Лексусоманией, роскошеством, чванством, леностью, глупостью можно пустить его по ветру в считанные годы. Это как в жизни: одни вкалывают, недоедают, недосыпают, зарабатывают, скапливают, а другие это проматывают и транжирят. И даже не ценят того, что транжирят, ибо не ими заработано. Одни привлекали людей к Церкви и Богу, другие своим поведением и отношением, напротив, отворачивают.

Справедливости ради надо отметить, что это не один архиерей прибыл в Житомир на трех «Лексасах», а несколько. А региональные руководители стали ездить на дешевых иномарках не потому, что ударились в скромность, а потому, что есть негласная рекомендация украинской власти не раздражать свой бедствующий народ чиновничьей роскошью. И житомирские журналисты должны бы это знать. Кстати, и на Соборе можно было бы тоже какое-то решение принять, осуждающее лексусоманию.

- Но ведь это, согласись, не решение проблемы.

- Есть некие сквозные умонастроения, одинаковые для церковных и нецерковных людей, с которыми, по моим наблюдениям, сложно бороться. У меня сосед в селе – богатый человек: отгрохал настоящее поместье, с замком, теннисными кортами, полем для гольфа, нарыл озера с фонтанами, как в Версале, детей обучил в Англии, квартиры им купил на Прорезной. Он мог запросто полететь с женой на выездной матч киевлян в Рим, задержаться на недельку, заехать на несколько дней в Париж, Вену, и вернуться с новыми идеями обустройства того же поместья. Однажды привез какие-то диковинные лилии из Голландии для своих прудов. Он лет на пять меня старше, очень устремленный. Я его как-то спросил, чего он так роскошествует? Он мне очень интересно объяснил: его родители были простыми людьми, всю жизнь вкалывали от рассвета до заката, и моря-то никогда не видели, - словом, не располагали и мизерной долей его возможностей ездить, покупать, возводить, удовлетворять любопытство и желания. Такими же были и их родители и т.д. А вот он располагает гигантскими возможностями, и за весь свой род отыграется. Так и наши иные священнослужители пока за всех новомучеников, невыездных, преследуемых предшественников не откатаются, не отоварятся, не наотдыхаются, не налечаться, пыль в глаза не пустят, и не пресытятся – не остановятся.

Вот даже наши информационные проблемы взять. Разговорился как-то с одним владыкой, но какой темы не коснусь – он ничего не знает, ни церковных событий, ни новостей, ни выступлений Блаженнейшего, ни актуальных речей Патриарха. Я даже как-то раздосадовался. А он говорит, что ты хочешь – ты тут в Киеве, все знаешь, в курсе всего, а мы-то далеко в провинциальной глуши. Я отвечаю, что ежемесячно высылаю ему информационный журнал, где все это собрано и изложено. А он так простодушно говорит: так у нас этого никто читать не хочет! Ни информацию, ни богословов, ни Блаженнейшего, ни Патриарха.

Читать, знать, быть информированными, умными, просвещенными, культурными, образованными – не хотят, это не престижно, а вот «Лексус» - другое дело, на него не жаль ни сил, ни времени, ни средств. Но это какое-то всеобщее наваждение. Я бываю в наших творческих союзах, культурных учреждениях, в Академии наук и т.д.– везде невостребованность, непрестижность, заброшенность. Таковы ныне наши культура, наука и творчество. И это реальные проблемы, которыми никакими уставными изменениями не решить ни Церкви, ни обществу. Здесь опять нужны прорабы духа.

Василий Анисимов

Источник: Радонеж

7 июля 2011 г.

Рейтинг: 1 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×