Православный календарьПравославный календарь
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

Быть священнику в школе, не быть ему там?
That is the question.

Источник: Радонеж

Для начала нужно спросить самого священника: он хочет ходить в школу для работы, для бесед с учениками, или это ему нужно, как зайцу пятая нога? Всегда довольно людей, готовых сказать: нас не зовут – мы и не движемся; нас не пускают – так тому и быть.

Священник Анатолий Денисов проводит занятия с детьми. Село Спас-Водога. 1990-е гг.
Священник Анатолий Денисов проводит занятия с детьми. Село Спас-Водога. 1990-е гг.
У детей нужды в священнике не может быть по определению. Вся школьная система воспринимается ими, как аппарат насилия над счастьем детства. Чтобы понять, насколько эти мысли неверны, нужно повзрослеть. Польза от священника в школе может быть осознана самими учениками лишь со временем. Поначалу нужду в священнике ощущают взрослые.

Взрослые видят сатанеющий мир. Если они и не понимают, то непременно чувствуют, что надо укреплять берега. Иначе скоро всех смоет. Вот они и просят прийти к ним в классы, поговорить по душам, наставить, разъяснить. Просят те, кто сам нашел дорогу к храму и ощутил, насколько спасительно и освежающе действие Бога на измученную душу. Те из преподавателей, кто этого не пережил, священника в школу звать будут вряд ли. А те, кто пережил, будут звать, но не всякого.

Мы уже довольно сказали, что изобразить сказанное графически.

Рисуем мысленно равнобедренный треугольник с высокой и острой вершиной. Эдакую фигуру, похожую на острый небоскреб. Углы сторон при основании чуть меньше, чем 90 градусов.

Основание треугольника, это – тезис о необходимости присутствия священника в школе. Это фундамент. Но, как мы ранее сказали, дети нужду в священнике еще не чувствуют. Чувствуют те из взрослых, которые «вкусили и видели, яко благ Господь».

Отступаем несколько от основания вверх и проводим черту, параллельную бывшему основанию. Треугольник становится «острее» и уменьшается в размерах, словно усаживается.

Горькая правда в том, что не всякого священника позовут. Смиренный наш народ любит всех пастырей, но, обладая здравым смыслом и начатками умения анализировать ситуацию, в разведку хочет ходить не со всеми подряд.

Пора уменьшать еще уже и без того уменьшенный треугольник. Отступаем от нового основания вверх и проводим новую черту. Точно так же уменьшается в размерах возносящаяся в небо ракета. Она отбрасывает отработанные ступени.

Из тех, кого позовут, не все пойдут. Вот вам и новая причина для сокращения треугольника в размерах.

Есть требы, и здесь активность понятна всем. А есть апостольский труд, когда «красны ноги благовествующих мир», но эта деятельность не всем понятна. Многие в ответ на просьбу прийти, ответят, что недосуг, что работы полон рот, что сами, мол, пусть в храм приходят, и так далее. Пришла опять пора сокращать размеры однажды нарисованного треугольника.

Но те, что согласились, тоже попадают в царство необходимости. Там, с детьми, нельзя разговаривать так, как священник привык говорить с прихожанами. Там нужно втолковывать азы, там нужно прислушиваться, там нельзя командовать. К этой специфике, опять же, готовы не все.

В своем предельном урезывании треугольник стремится стать одной лишь вершиной, то есть точкой. От изначально большой геометрической фигуры он умаляется до размеров геометрической аксиомы. И снова впору задавать схоластический вопрос: сколько Ангелов может уместиться на конце иглы? Этот вопрос несправедливо осмеян. В нем – бездна смысла, и бытового, и умозрительного.

Мне хочется сказать несколько слов тем «ангелам», которые уместились на конце иглы. То есть тем священникам, которые таки пойдут в школу, и будут там трудиться.

Мы не идем в классы, чтобы читать катехизис.

Нам нужно научиться простым языком говорить с детьми о непростой жизни. Что мы расскажем им?

Мы расскажем о том, что если ты стал посвященным в чужую тайну, то, Боже тебя упаси, разболтать эту тайну кому бы то ни было.

Мы расскажем о том, что слабых обижать нельзя. Это не красит человека. И смеяться над увечьями и недостатками других людей нельзя. Неровен час, и ты в наказание станешь калекой, и придется тебе увидеть свои прежние усмешки на чужих устах. Подумай об этом заранее.

Мы скажем о том, что завтрак, принесенный в школу, нужно делить с другом на перемене. И что нельзя есть втихаря и в одиночку.

Скажем о том, что все, чем мы пользуемся сегодня, есть плод чужого труда. Свет в лампочке, пиджак на плечах, цветы на клумбе стоили денег, и пота, и труда. А значит, нам нужно беречь чужой труд из чувства благодарности. Много таких тем, ох, много!

Символ веры мы объясним потом. Потом, чуть позже заведем с детьми речь о молитве. Для начала нам будет нужно убедить их сердца в том, что мы учим их не сверху вниз, а лицом к лицу. И говорим мы с ними не об умозрениях, на которые многие просто по возрасту не способны, а самой жизни, о самой гуще ее, где растворены и смешаны вопросы этики и эстетики, совести и традиции.

Об этом, мнится мне, должны говорить с детьми те «последние из могикан», которых позвали, которые согласились идти и общаться с нашим будущим в лице детей, сидящих за партами.

**

Некто однажды похвалялся показать последнего попа по телевизору. Думал устроить шоу, думал явить миру «динозавра» с бородой и в рясе. Но вот, «погибе память его с шумом».

Впору последнего атеиста по телевизору показывать.

Это я к тому, что попам в школе быть. Как бы кто ни дергался и ни извивался.

Только не всем попам там быть, и это хорошо. Это даже естественно.

А тем, которым быть, нужно заранее готовиться к тому, чтобы быть детям не ментором, а старшим другом. Быть честным человеком, пришедшим от сердца к сердцу передать крупицы смысла и опыта. И не столько лекции нужно читать, сколько разговаривать с детьми о сложной человеческой жизни; разговаривать в режиме сострадания и большего, по возрасту, опыта.

Если будет это, то все остальное будет. И неважно то, что изначальный наш треугольник измельчился до одной лишь вершины, похожей на точку. На этой точке, на этом кончике иглы, не тесно будет многим и многим Ангелам, каждый из которых способен совершить работу великую и неоценимую.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

12 июля 2011 г.

Рейтинг: 9.3 Голосов: 33 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александр 1 сентября 2011, 02:44
Людям, посвящённым в сан, православным монахам или просто верующим никто не запрещает преподавать в школе. Учителей не хватает, тем более мужчин. Получайте соответствующее образование и милости просим. А так, "в школу мы пойдём, но при условии...". Никто этих условий никогда создавать не будет.
Вера24 июля 2011, 12:10
а мне понравился образ с треугольником) Говорить иносказательно - это не изобретение отца Андрея, все же знают, кто излагал притчами.
Когда к нам в школу пришел отец Александр к самому бешеному классу, конечно же, это было по инициативе учителя и частично родителей. Вначале он очень долго объяснял детям, зачем они должны учиться. И дети слушали, разинув рты и затаив дыхание. Только один мальчик, из самых задиристых, молча крутился и извивался за партой. Мне почему-то подумалось, что ребенка мучают бесы, которым очень некомфортно рядом со священником. Ребята задавали очень много вопросов, но в основном о каких-то внешних церковных обрядах.
Единичные беседы - это мало. Православие должно быть в школе как предмет. Как учитель и мама бывшей школьницы, особенно остро ощущаю, насколько нужны священники в школах, особенно такие, как наш отец Александр и отец Андрей.
Людмила Кюхкюнен19 июля 2011, 10:24
Почему же в дореволюционной России урок "Закон Божий" в учебных заведениях существовал, и не вызывал никаких проблем и возражений - быть ему или не быть? Так было должно. Несмотря на то, что страна и то время была многоконфессиональной. Находили выход для детей других конфессий. Так сейчас происходит в частности в Финляндии, мне нравится, как у них решено это дело. Я понимаю, что речь шла немного о другой стороне дела в данном случае, но найдутся священники могущие преподавать детям Божие Слово в нужной трактовке. А почему не создать преподавательскую программу по этому предмету? ( Как по другим предметам к примеру.) Что то слишком большую проблему взрослые люди создают.... Мне думается, что это потому, что существует слишком много противников этого нужного дела. Я конечно не знаю (я не педагог), как начинать преподавание 6-7летним деткам (особенно учитывая, если дети из невоцерковленной семьи), но грамотные люди могут решить. с чего начинать и как. У нас в семье произошло, так, что у 10-летнего внука начиналась депрессия(ребенок грамотный много читает к примеру, но все эти "Гарри Потеры" очень плохо действуют на детскую психику). Так я поговорив с ним о Боге, предложила сходить в церковь, исповедоваться, причаститься. Он на это согласился, и после первой же исповеди следов от депрессии не осталось. Он теперь сам просит меня взять его с собой в церковь, в школе , где он учится есть уроки Православия.
р.б.Сергий15 июля 2011, 18:41
Мир Вашему дому . В 2009\2010 уч.году в Риге , в школе им.М.Ломоносова , была попытка внедрить в начальной школе факультатив православного обучения. Все было принято в штыки - и многими учителями , и родителями . В итоге митрополит Александр снял благословение с этой программы и в этом году школа прекратила свое существование ( старейшая русская школа в Прибалтике ) . Детям было бы и интересно , и полезно , но --- взрослые живут в другом мире ...
Вера14 июля 2011, 23:31
За плечами - жизнь. НИКОГДА в детстве, юности или во взрослой жизни (почти до 50 лет) не имела счастья духовного наставления. Сейчас только с помощью таких наставников, как отец Андрей, или Василий Ирзабеков, - потихоньку -помаленьку идем по тропиночке к храму.
И еще спасибо родителям, они веру не забывали, да мы не хотели в юности ее воспринимать. Думаю их молитвами и у нас сердца не совсем очерствели. Все-таки поняли, что без Бога жизни-то и нет.
А священник в школе - сейчас самое первое лицо должен стать. Иначе - гибель. Нынешние дети своих родителей молящимися видят ли? Может благодаря школьному батюшке и родители спасены будут?
священник Григорий13 июля 2011, 19:27
Говорить о молитве и о многих других религиозных вопросах с детьми нужно обязательно! Без сомнения необходимо коснуться и указаных о.Андреем тем. Но если рассматривать их вне религии, то священник превратится в еще одного социального педагога. Этим путем пошли многие, если не все, протестанты и мы видим до чего докатилась в моральном плане Европа.
В былые времена моральные поучения освящались духовными основаниями: детей учили бояться Бога и это сдерживало их от аморальных поступков, когда ум (а у детей он не сильный помощник) не справлялся с искушением.
(Божьей милостию 4 года занимаюсь с детьми в школе изучением Православия)
Любовь13 июля 2011, 14:27
Дай,Вам о.Андрей терпения и примите низкий поклон за Ваши труды на многих поприщах!Помогай,Вам, Господи!!!
Социальный педагог12 июля 2011, 23:45
Спаси Господи, отец Андрей! Всё сказанное - в точку, в десяточку! Ничего заумного не вижу, всё очень наглядно и предельно ясно. Просто имела опыт общения со священниками, которые приходили в школу для встреч с детьми. Порой складывалось впечатление, что они боятся подростков. И манера общения выбиралась та, с помощью которой читаются прекрасные проповеди с амвона, но, к сожалению, для современных подростком это не годится. Слишком далеки от Бога! И школа здесь тоже очень виновата, имея в штатном расписании 90 процентов православных (по крайней мере, крещенных) педагогов, но оооооочень далеких от истинной веры. Да, священник должен стать собеседником, старшим умным, добрым, ЛЮБЯЩИМ наставником! Дай вам Бог здоровья! А нам всем, чтобы на конце иглы умещалось бесконечное множество Ангелов!
Людмила12 июля 2011, 21:28
Детское сердце очень восприимчиво,оно сразу чувствует фальшь,когда к ним относятся "поверхностно",без искренней заинтересованности.Поэтому быстро "закрывается".Но оно очень ищет и ждет настоящего друга,которому можно доверить самое сокровенное.Увы,часто встречаются "не те" друзья.Когда в лице духовного отца ребенок увидит старшего друга,наставника,человека,которому можно доверять,он обязательно и к Богу прилепится сердцем.
Марина12 июля 2011, 20:58
Как всегда очень разумно и по существу. И горько от понимания, что, действительно, бесконечно мало сейчас опытных, владеющих детской психологией, скорых на искреннюю реакцию (а дети фальшь чувствуют моментально) священников, которые, придя в школы, не оттолкнут детей от Бога и от всего, что связано с религией и с церковью,а наоборот привлекут. Например, я таких вообще не знаю. Наверное, мне не повезло.
P.S.Если кто-то не понял текст, это вовсе не означает, что текст "заумный". Скорее, этот "кто-то" не "дотягивает".
Елена12 июля 2011, 18:11
Священник обязательно должен идти в школу.Идти самому, не ожидая приглашения.Отец Андрей,как всегда прав,только без менторства.По моему школа ждет священника, может быть сама не осознавая этого.Нашей школе не хватает мужчин,а священник-это мужчина штучный и этим уже заинтересует детей,нередко лишенных отеческого участия в семьях.Отцы, ваша любовь нужна детям не только в стенах Храма.Помоги вам,Господь!
Александр12 июля 2011, 16:47
Слишком заумно
Михаил12 июля 2011, 16:38
Олегу:
Это такой образ. Это публицистика.

Смысл в том, что не многие хотят работать в школе, и лишь у немногих это получится.

В общем, согласен. На мой взгляд, лучше пусть не будет в школе "уроков православия", чем они будут, но скучными, неумелыми, сомнительными, и в итоге бесполезными.

А чтобы они были полезными, нужны хорошие священники и, возможно, грамотные миряне. Их нужно искать, образовывать, поддерживать...
Олег12 июля 2011, 12:43
интересно, а с каким он интервалом отрезал треугольник и почему именно с таким, что получилась точка?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Андрей Ткачев

Новые материалы

Выбор читателей

×