– Владыко, Вы пришли к вере,
будучи ребенком или уже взрослым?
– Взрослым, в тридцать три года. После окончания физического факультета Иркутского государственного университета и службы в армии я работал инженером в Восточно-Сибирском энергетическом институте города Иркутска. Потом заведовал лабораторией медицинской кибернетики во Всесоюзном научном центре хирургии. В 1988 году я принял крещение, и моя жизнь изменилась. Мне было очень близко монашество. Через два года владыка Хризостом, архиепископ Виленский и Литовский, позвал меня к себе в Литву в Свято-Духов монастырь, где я за восемь лет прошел путь от послушника до архимандрита. Конечно, я связывал свою дальнейшую жизнь именно с этим монастырем.
Но в 1997 году нашу епархию впервые в ее истории посетил предстоятель Русской Православной Церкви. Тогда-то я и получил от Святейшего Патриарха Алексия II благословение возглавить Камчатскую епархию. Для меня это было совершенно неожиданное и, откровенно говоря, нежелательное решение. Но мой духовник – отец Иоанн (Крестьянкин), Царствие ему Небесное, посоветовал мне подчиниться решению Его Святейшества. Естественно, как монах и как чадо своего духовного отца, я послушался.
– До этого Вы что-то знали о Камчатке?
– Почти ничего. За тот месяц, что братия монастыря собирала меня сюда, в Камчатскую епархию, я успел лишь прочесть книгу митрополита Нестора (Анисимова) «Моя Камчатка». Перед ним раскрывалось такое большое, замечательное поле для миссионерской деятельности… Я представлял, что и у меня будет нечто подобное. Эта книга произвела на меня сильное впечатление.
Когда 16 апреля 1998 года я ступил на Камчатскую землю, меня встретила слякотная погода – снег с дождем. Вокруг царили серость, грязь, разруха. И то самое помещение, где мы с вами сейчас находимся, – наше епархиальное управление, было в соответствующем состоянии. Я был потрясен: как же здесь можно жить, молиться, поддерживать православную веру? У меня это в голове не укладывалось. Я ожидал совершенно другого.
Но молитвами моего духовного отца и постоянной поддержкой Святейшего Патриарха я смог довольно быстро освоиться на Камчатке и начать свою деятельность. И теперь я не вижу себя в ином качестве, кроме как служащим здесь, на самом восточном форпосте нашего Отечества.
– Что изменилось в жизни епархии со времени Вашего приезда?
– Наверное, я не могу говорить о качественных изменениях, это было бы нескромно. А вот о количественных кое-что могу сказать. Прежде всего, когда Святейший Патриарх отправлял меня на Камчатку, он сказал, что моя главная задача – укрепление церковной и приходской жизни. Я абсолютно согласен с его словами и, чем дольше здесь служу, тем больше убеждаюсь в его правоте. Для этого было сделано все, что в наших силах. Крепкая Церковь и активная приходская жизнь, серьезное внутрицерковное и внешнецерковное образование, миссионерство – все это епархия. Как на крепкой семье держится государство, так на крепком приходе держится Церковь. Когда я приехал сюда, здесь было 18 приходов, сейчас их 44. Почти в каждом поселке появилась церковная община. За всю историю Камчатки здесь не было ни одного монастыря. Сейчас их два – мужской и женский. Также у нас открылся филиал Свято-Тихоновского университета, это было мое горячее желание. У нас очень добрые отношения с его ректором протоиереем Владимиром Воробьевым, мы чада одного духовного отца.
– Вы сроднились с Камчатской землей?
– Да, конечно. Хотя святые отцы говорят, что нельзя пускать корни там, где ты живешь, потому что в любой момент Господь может отправить тебя на другое послушание.
– Что, на Ваш взгляд, самое трудное в служении здесь?
– Думаю, это недостаток числа священнослужителей. Когда Святейший Патриарх благословлял меня служить здесь, он напомнил мне слова апостола Павла о том, чтобы рук поспешно ни на кого не возлагать. Когда я приехал, здесь было десять священнослужителей, сейчас их более двадцати. Я очень долго присматриваюсь к будущему пастырю, долго готовлю его. И только потом, когда он пройдет соответствующие испытания на предмет своей образованности, культурного уровня и, конечно же, глубокой нравственной подготовки, только после этого он рукополагается. Как сказал Господь, «жатвы много, делателей мало». Пастырское служение очень напряженное, каждый из священнослужителей несет по четыре–пять послушаний. Это огромный труд, поэтому люди должны быть хорошо подготовлены.
– Расскажите, пожалуйста, об особых традициях этого края.
Cтроительство нового собора |
Особое торжество в Петропавловске – это День города, который носит имя святых апостолов Петра и Павла. Надо сказать, что в 30-е годы ХХ века Камчатка была первым регионом, который доложил в центр России о том, что здесь с Православием покончено. Но при этом город не поменял своего названия, апостолы Петр и Павел продолжали свое святое покровительство. Так вот, по традиции праздник начинается с Божественной литургии, на которую собираются все жители нашего города. Потом большой крестный ход проходит к памятнику апостолам Петру и Павлу, там служится молебен. В прошлом году мы совершили в День города венчание нескольких пар у этого памятника. Одна пара – это военные, другая – артисты, третья – труженики нашей администрации, а четвертая как раз в этот день справляла свою золотую свадьбу. Причем муж, пожилой мужчина 70 лет, в то время лежал в больнице и на этот день специально отпросился у врачей. Венчание состоялось вечером на виду у всего города и осталось в памяти людей. В этом году было очень много заявок: венчание в День города стало традицией.
Уже восемь лет мы проводим большой телерадиомарафон, с помощью которого собираем пожертвования на строительство большого собора. Телерадиомарафон проводится в октябре, когда заканчивается работа на огородах и в садах, подходит к концу сезон рыбной ловли, люди возвращаются из отпусков. Приглашение принять участие в этом мероприятии творческие коллективы считают высокой оценкой своей работы.
– То есть местные жители, даже неверующие, в целом относятся к Церкви положительно?
Подо льдами Северного Ледовитого океана на атомном подводном крейсере «Томск» |
У нас очень крепкие, доброжелательные отношения с армией. Было много сказано и написано о походе подо льдами Северного Ледовитого океана на атомном подводном крейсере «Томск», во время которого я выполнял обязанности духовника и корабельного священника. Кто-то, возможно, оценил это событие как популистскую акцию, но оно до сих пор имеет огромные последствия. У нас нет ни одного подводника, который не то что отрицательно, а равнодушно относился бы к вере. Для них очень важна духовная поддержка, так как их служение очень опасное, ведь подводники постоянно находятся на грани жизни и смерти. Каждый корабль уходит в плавание после напутственного молебна. Два корабля Русская Православная Церковь взяла под свое покровительство. Моряки-подводники венчаются, крестят своих детей. И это, я считаю, в традициях нашего воинства, которые идут через века от князя Владимира.