Кормить бездомных на улице недостаточно. Это поддерживает их, но не решает ту проблему, из-за которой они оказались на улице. Часто бездомные так называются по образу жизни, который ведут. На самом же деле у многих из них где-то есть дом и даже ждущие их родственники. Если жизненная ситуация бездомного удовлетворяет двум этим условиям, помочь ему изменить образ жизни сравнительно просто.
Как показал опыт социальных работников автобуса «Милосердие», который с 2004 года оказывает медицинскую и социальную помощь бездомным, - самое важное выслушать собеседника и понять его. Попытки уговорить человека покинуть столичный вокзал и отправить домой в родной город или деревню, не выслушав его позицию, его обстоятельств – чаще всего остаются бесплодными. Нет никаких волшебных слов и стандартных приемов, которые тут же вразумят собеседника и беседа завершится успехом. «Человек, который пытается помочь бездомному, должен уметь общаться с людьми: слушать собеседника, понимать, чего от него хотят, вести сократическую беседу, уметь корректно сформулировать наводящий вопрос, чтобы подвести человека к своему собственному решению, - говорит диакон Олег Вышинский, руководитель автобуса «Милосердие». - Человек должен сам с помощью собеседника сделать какой-то вывод, например о том, что ему лучше не жить на вокзале, а вернуться домой».
Сотрудники автобуса «Милосердие» беседуют с теми бездомными, которые сами обращаются в службу. «Человек приходит и просит о чем-то. И мы начинаем беседовать, в том числе спрашиваем, есть ли у него родственники, какие с ними отношения. И человек рассказывает свою историю», - описывает принцип работы диакон Олег Вышинский.
Узнав ситуацию, социальный работник может дать какой-то совет, при чем не всегда надо настаивать на возвращении домой любой ценой. Например, недавно приходил молодой человек, который рассказывал, что отец его выгнал из дома. Стали выяснять. Оказалось, что сын нигде не работает и отец ему сказал: «Пока работу не найдешь – не приходи». И теперь этот молодой человек не едет домой, потому что у него нет работы. Сотрудники автобуса «Милосердие» позвонили его отцу и он, конечно же, ответил, что это была попытка педагогической беседы, и он не хочет, чтобы сын жил на улице. Молодого человека отправили домой к отцу и настоятельно рекомендовали устроиться на работу, а не сидеть на шее у родителей.
Есть случаи, когда отправить человека на родину невозможно. Например, недавно к диакону Олегу подошел человек, который покинул родной город из-за того, что жена изменяла ему, он ее застал за этим и теперь боится убить. При этому у них трое детей. Было решено, что мужчина устроится на работу и будет высылать деньги для детей. А возвращаться домой ему не стоит, тем более измена – серьезное основание для расторжения брака.
Также не стоит отправлять людей домой, если родственники не готовы принять человека. «Бывает так, что сам бездомный уверяет нас, что его примут, но на самом деле это не так: ему дома брат или отчим по морде дадут и он вернется обратно. Когда мы начали работать, такое бывало часто, - рассказывает отец Олег Вышинский. - Столкнувшись с этим, мы стараемся перед отправкой подтверждать наличие актуальных социальных связей. Это делается простым телефонным звонком, если человек дает контактные данные. Но человек может их не давать, сказав, тогда приходится проверять это косвенными методами, а иногда и верить на слово. В отличие от группы помощи бездомным в московских больницах нам приходится действовать в более оперативном режиме и более рискованно. У группы помощи бездонным есть возможность больше узнать о человек, поскольку он лежит в больнице, у него есть какая-то крыша над головой и известно, когда планируется выписка, нам же надо помочь человеку как можно скорее». Впрочем, от беседы до отправки домой может пройти несколько месяцев. Например, если у человека потеряны документы.
Далеко не все бездомные готовы к переменам. В таком случае
обычно они просто отказываются от диалога. «На
вопросы такой человек отвечает уклончиво, - описывает
такого подопечного диакон Олег Вышинский. - Он может не
врать, а просто что-то не рассказать, что-то не упомянуть,
может видимым образом соглашаться с доводами собеседника,
но при этом оставаться при своем мнении. Это можно понять
по отсутствию заинтересованности в глазах собеседника.
Вообще, это нормально, если человек не желает посвящать
вас в свою судьбу, во все ее подробности. И укорять их за
это не стоит».