Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 12-19 мая. - Обращение к СМИ. - Информационные "ягодки". - Корыстное миротворчество. - На паспорт - в ушанке. - Национальная идея. - Большая семья. - Чудотворные иконы. - Святитель Игнатий.
На прошлой неделе, с 12 по 14 мая, в Москве проходил VIII всероссийский фестиваль "Православие на телевидении и телевещании". В нынешнем году традиционный фестиваль посвящен 100-летию прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, обращаясь с приветствием к участникам фестиваля, "призвал журналистов поставить заслон пропаганде насилия в теле- и радиоэфире", сообщает агентство "Регионы России". "Влияние СМИ на все сферы жизни чрезвычайно велико. И от того, на какие нравственные принципы опираются руководители СМИ, журналисты, авторы теле- и радиопрограмм, во многом зависит духовный климат в нашей стране, наше общее будущее, нравственный облик новых поколений", - говорится в обращении Патриарха к участникам. "Возможность поставить заслон пропаганде насилия, вседозволенности, нравственного растления личности основана на христианской позиции каждого человека, в том числе и журналиста", - подчеркнул Патриарх. Полный текст приветствия святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам и организаторам VIII всероссийского фестиваля "Православие на телевидении и телевещании" можно прочесть на официальном сайте Русской Православной Церкви.
Между тем, большинство СМИ мало задумывается о том духовном климате, который создается их усилиями в стране. Все внимание таких изданий поглощено сплетнями, домыслами, жареными фактами и слухами категории "погорячее". Именно в этом ключе и по этому принципу развивалась информационная подача темы прошедшего две недели назад заседания Священного Синода Русской Православной Церкви. Информации, появившиеся сразу после Синода, можно назвать "цветочками". "Ягодки" дозрели только на прошлой неделе. Несмотря на официальное опровержение со стороны Русской Православной Церкви разного рода слухов о внутрицерковной борьбе, российские СМИ активно продолжали "комментировать" решения Синода, находя в них подтверждения собственным фантазиям.
Большая статья Дмитрия Всехсвятского "Прогнивший храм" появилась в газете "Версия". Как следует из названия, да и из пафоса статьи, Русская Православная Церковь находится на грани раскола, причем, не одного, а сразу многих, то есть, фактически дробления. Автор обосновывает свою оригинальную мысль рядом утверждений, апеллирующих как к финансовой, так и к духовной сторонам жизни Церкви. При этом, всячески изображая неравнодушие и боль за Церковь, автор с трагической интонацией, должной свидетельствовать о полной безнадежности будущего Церкви, рассказывает о здоровье Патриарха Алексия II, о беспорядках в епархиях и прочее. По мнению Дмитрия Всехсвятского, именно сегодня решается судьба Церкви, "крупнейшей религиозной организации России": "Либо она сумеет адаптироваться к условиям демократического общества - и тогда сможет претендовать на почётное и пока пустующее место морального арбитра нашего общества. Либо покажет свою полную нежизнеспособность и зависимость от государства. Лучшее, что ждёт тогда церковь, - роль винтика в набирающей обороты идеологической машине, вынужденного, как когда-то, "колебаться вместе с линией" В этих словах высказаны, на самом деле, истинные надежды и чаяния автора, равно как и его заблуждения. К последним можно отнести утверждение о Церкви как общественной организации. По сути, для светских авторов она и является чем-то таким, вроде пионерии и комсомола. А потому и живет Церковь, в их представлении, по законам общества, светским, мирским принципам. А потому, как считает Дмитрий Всехсвятский, должна "адаптироваться к условиям демократического общества". Что значат эти слова? Дальше в статье это, довольно стандартное, заявление автора не поясняется, но именно оно - поставленное в начале статьи, задает для читателя параметры, с которыми и нужно "мерить" жизнь церкви: мол, это устаревшая организация, полностью развалившаяся, руководство которой близко к "маразму" и проч. именно для этого и писался этот материал, возможно, специально заказанный. В общем, лицемерные пожелания здоровья в статье, как и вся деланная тревога автора, выглядят безусловным издевательством и насмешкой.
Автор "Газеты" Надежда Кеворкова рассматривает результаты решения Синода в свете борьбы за Патриарший Престол между двумя кандидатами и именно в этом ключе называет свой материал - "Кирилл поборол Мефодия". По сути, весь этот материал состоит из пересказа решений Синода, а также повествования автора о безуспешных попытках получить какие-либо комментарии у официальных представителей Церкви по результатам заседания Синода. В итоге, автор делает вывод самостоятельно: "...митрополиту Кириллу удалось победить в сложной партии и продвинуть на важные посты свои креатуры. Так, на пустующую Ставропольскую и Владикавказскую кафедру Синод перевел епископа Магаданского Феофана, бывшего заместителя митрополита Кирилла (еще в бытность того просто архимандритом) по финансовой части". Собственно, ради этого, заметим, авторского, утверждения и писался весь остальной материал, после которого автор не преминула пересказать уже устаревшие сплетни об обсуждаемых митрополитах.
В том же аспекте написаны и материалы в "Независимой газете". Автор Артем Пухов сочинил целых две статьи, касающихся прошедшего заседания Священного Синода. Первый материал назван "Игры митрополитов". В нем автор утверждает, что якобы "кадровые решения в отношении митрополита Мефодия можно считать большой победой его давнего соперника в борьбе за влияние в РПЦ - председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева)". Во второй статье "Битвы у патриаршего престола" автор развивает тему и пытается "заглянуть в будущее": "следующей жертвой подковерной борьбы в руководстве РПЦ станет управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин)", - утверждает Артем Пухов.
На сайте "Регионы России" в материале "Воронеж. Митрополита Мефодия повысили в статусе, лишив возможности стать патриархом" пересказываются уже известные читателю итоги заседания Синода от 7 мая, а также цитируется материал газеты "Коммерсант-Черноземье".
Развернувшаяся в СМИ шумиха вокруг решений Синода, на первый взгляд, вызывает удивление. С чего бы это светские СМИ так заинтересовались внутрицерковными кадровыми решениями? Какое значение для них может иметь, где будет служить владыка Мефодий? На самом же деле, заседание Синода - не более, чем информационный повод, который дает возможность сказать что угодно, пусть даже совершенно не имеющее отношения к заседанию Синода, про Церковь и в адрес Церкви, естественно, недоброе, грязное. Это один из составляющих принципов информационной политики сегодняшнего дня: убедить читателя в некой "нужной" (заказчику, например, или автору) трактовке. При этом, все делают вид, что именно они осведомлены и информированы лучше других: и примеривают мирские стандарты и свои предположения к жизни Церкви, судят ее по собственным принципам и на собственном уровне. Они не знают главного "секрета" - не человек управляет Церковью, а Господь. А потому и все рассуждения о "подковерной борьбе" выдают с головой только самих авторов: "чистому все чисто", грязному же - наоборот.
Другой, также показательной темой прошлой недели стали намерения президента Татарстана Шаймиева примирить Русскую Православную Церковь с католической: "Передача иконы Казанской Божьей Матери России могла бы стать хорошим началом для диалога между Православной и Католической Церквами, считает президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Этот шаг доброй воли со стороны Ватикана мог бы стать прекрасным поводом для такого необходимого и, по сути, неизбежного диалога между двумя крупнейшими Церквами... По его словам, несмотря на противоречия, которые имеются между двумя Церквами, в основе Православной и Католической Церквей лежит единая вера - христианство. "Мне в данном случае удобнее об этом говорить. Потому что я не являюсь человеком этой веры", - добавил М. Шаймиев". Интересно, о чем бы именно стал говорить Шаймиев? И почему так "неизбежен" этот диалог?
Подробнее об этом статья Сергея Михеева "Шаймиев озаботился судьбой христианства". Забота о примирении двух конфессий, на самом деле, считает автор, продиктована весьма корыстными целями: "президент Татарстана просто хотел бы подтвердить свой особый статус, первым приняв Папу Римского в Казани, и утерев, таким образом, нос Кремлю. Вообще, отношения между РПЦ и Ватиканом в последнее время стали хорошим информационным поводом для собственной раскрутки людей, не имеющих никакого отношения к данному вопросу. Уважающие себя средства массовой информации также считают своим долгом отметиться по данной теме. Все кому не лень рассуждают о "необходимости диалога", при этом весьма слабо разбираясь в данном вопросе и по большому счёту даже не представляя, а что вообще должно стать предметом этого диалога. В самом деле - что должно обсуждаться в ходе пресловутого диалога, который якобы так "жизненно необходим"? И что, хотя бы примерно, должно было бы стать итогом такого диалога? Уверен, более или менее внятно ответить на данный вопрос не смог бы ни один из светских журналистов, политологов и общественных деятелей, периодически касающихся данной темы". "Какое дело президенту Татарстана до этого диалога, не ясно. Если Шаймиеву так дорог межконфессиональный мир, то он мог бы, скажем, посодействовать православным в Набережных Челнах, где мусульманские экстремисты, по совместительству являющиеся и сторонниками отделения Татарстана от России, уже не первый год притесняют православных. К примеру, неоднократно разрушали строящийся православный храм. Или Шаймиев как мусульманин мог бы активно выступить за диалог между суннитами и шиитами, противоречия между которыми в исторической ретроспективе не раз приводили к кровавым конфликтам. Скорее всего, Шаймиев в очередной раз пытается играть в свою особую политику, используя религиозную тему как разменную монету".
Однако, руководители мусульман уже идеологически готовы принять Папу Римского. А чтобы простые мусульмане не удивлялись, чем объясняется любовь к понтифику, первый заместитель председателя ДУМ Валиулла Якупов подготовил и идеологическую базу: "Мы Папу очень уважаем, потому что он в Рамазан публично держит пост". В интервью с господином Якуповым встречаются достойные внимания перлы вроде "мы всегда рады, что у наших коллег по вере в Единого Бога случаются радостные события" или "конечно, приезд Папы - это престиж" и т.д.
О политической подоплеке активности президента Татарстана - материал "Мусульманин Шаймиев играет на противоречиях между христианами". "Запутанная ситуация вокруг предполагаемого визита Папы Римского показалась Минтимеру Шаймиеву подходящим случаем заработать политический капитал... Отметим, что межконфессиональные отношения в самом Татарстане оставляют желать лучшего. На фоне экстремистских антихристианских выходок вроде разрушения часовни в Набережных Челнах, на фоне административного давления на православных кряшен экуменические амбиции Шаймиева выглядят циничной попыткой половить рыбку в мутной воде. При том, что президент Путин в православно-католических отношениях последовательно и подчеркнуто занимает нейтральную позицию, вмешательство в эти отношения Шаймиева - одного из столпов пропрезидентской "Единой России" - кажется более чем странным".
Особенно сейчас, когда ситуация в Татарстане именно в межконфессиональном отношении вновь начинает накаляться: "Группа деятелей культуры и религии встали на защиту Рафиса Кашапова", лидера националистической организации. В письме, направленном в адрес Шаймиева, говорится, что "Братья Кашаповы Рафис и Нафис из отделения ТОЦ города Набережные Челны, известны, прежде всего, своей многоплановой и широко разветвленной благотворительной деятельностью... Будучи председателем Набережно-Челнинского отделения ТОЦ, Рафис Кашапов допускал в своей практике запальчивость и некоторую критику в адрес местной, республиканской и центральной власти, что в правовом цивилизованном государстве могло быть оценено как естественный нормальный процесс, способствующие прогрессу и совершенствованию общества". Напомним, именно усилиями Кашапова и его приближенных была разрушена строящаяся церковь святой мученицы Татианы в Набережных Челнах.
Однако не исключено, что активность, как самого Шаймиева, так и татарских националистов объясняется другими причинами. "Россия становится исламским государством", - считает автор статьи на сайте "Globalrus.ru", посвященной разрешению Верховного Суда фотографироваться на паспорт в хиджабе. По мнению автора, событие это - "знаменательное": "на фоне многочисленных разговоров о засилье православия вообще и РПЦ в частности государство вдруг пасует перед требованиями ортодоксов, причём мусульманских".
Этой же теме посвящена заметка "Должно ли российское законодательство основываться на нормах шариата? Удивительное решение Верховного суда", появившаяся на сайте "Радонежа". "Правозащитники заявляют, что "в России мусульмане являются коренными и составляют значительную часть граждан России. Не учитывать их религиозные, культурные и национальные права - значит игнорировать международное право и Конституцию РФ". Все призывы учитывать интересы православного большинства граждан России ранее вызывали, однако, резко отрицательную реакцию правозащитников и заявления о нерушимости конституционного принципа отделения религии от государства. Как соотносится с этим принципом нынешнее решение Верховного суда, представители правозащитного движения не поясняют".
Возможно, что подобные решения - еще одна попытка государства, показать, кто в государстве хозяин и поставить Русскую Православную Церковь "на место". Мысль о том, что на Русскую Православную Церковь оказывается давление, прослеживается в статье Кирилла Василенко "Путин и Патриарх" на сайте "Время.ru". После рассказа о встрече Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, автор делает следующий вывод: "в последнее время форма взаимодействия Кремля и Патриархии несколько меняется. Если раньше церковь выступала в роли почтенного декоративного старца, к мнению которого прислушивались ради поддержания образа российской исторической идентичности, то теперь власти хотят строить с духовными лидерами единую политику - как внутреннюю, так и внешнюю. Недавний визит Михаила Касьянова в Италию и последовавшие за этим призывы к налаживанию отношений Патриархии с Ватиканом позволяют сделать предположение о попытках Владимира Путина немного подкорректировать внешнюю политику РПЦ в сторону российских государственных интересов".
Говоря о будущем России как государства, так или иначе, возникает вопрос о национальной идее: нужна ли она в современном мире и если да, то как она должна выглядеть. "Ещё раз о русской национальной идее" пишет автор "Радонежа" М. М. Дунаев. Автор, рассматривая вышеупомянутые вопросы, рассуждает о том, что в поиске экономически верных решений и путей борьбы за душевное и физическое здоровье народа, мы забываем о том, что "это необходимые средства, а не цель". Какова же цель? "Мы всё время озабочены тем, как бы нам в этом времени устроиться поудобнее. Мы забываем о вечности, которая только и должна дать нам верную точку воззрения на наше бытие. Сказано же и повторяется многажды: "Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам" (Мф.6,33). Мы же об этом всём печёмся, его ищем. То же и в размышлениях о национальной идее". По мнению автора, "служение Православию, сохранение его полноты, смирение перед Истиной - вот русская национальная идея... Всё остальное - историческая суета, на путях которой мы не преуспеем, будем блуждать, пасомые тайной беззакония, слепо служа её вожделениям... Назначение России - нести в себе удерживающее начало и противостоять тайне беззакония. Ибо в том решаются судьбы мира".
Автор отмечает, что "часть западнически настроенных русских интеллигентов осмысляет национальную идею как необходимость скорейшего растворения в процессе глобализации, присоединения к общечеловеческим ценностям, то есть к полному обезличиванию нации, хотя большинство из них до этого крайнего, но неизбежного логического вывода не дерзает дойти... Весь смысл нынешней эпохи в стремлении сил беззакония уничтожить Православие, хотя бы ослабить его на первых порах, низвести до уровня малой этнической религии, а после и вовсе искоренить вкупе с русским народом. Всё остальное, творящееся в мире, - лишь исторический антураж, нередко отвлекающий от сути". Также М, Дунаев отмечает, что не только западники, но и нынешние "патриоты" видят будущее России в укреплении материальной и военной мощи России. "Многие "патриоты" винят во всех бедах разного рода внешние силы. И только внешние. Вывод делается простой: устранить чужеродные воздействия - и всё устроится само собою. Забывается: дьявол силён только там, где человек удаляется от Бога. Не избывши внутренней вины, исправить ничего не удастся: взамен одних недругов, даже если их удастся одолеть, придут иные - и всё начнётся сначала. На это и рассчитывает враг, заставляя русских играть по своим правилам. А поскольку "патриоты" отвергают Православие и соблазняются язычеством, понять такой простой истины они просто не в состоянии". "Нужно следовать воле Промысла, а не ставить собственную волю превыше всего. Вот и вся национальная идея", - заканчивает свой обширный материал автор.
Между тем, понятие национальной идеи в России вырождается до уровня языческой обрядовости: "Нижегородские язычники совершили обряд "раскрещивания" - сообщается в новостной колонке сайта "Sedmitza.ru". "Мероприятие прошло на Щелоковском хуторе близ Нижнего Новгорода, где, как полагают язычники, находится старейшее в крае капище бога Триглава. Обряд прошли два человека, а всего в церемонии участвовали аж 10 активистов нижегородского "славянского единения"... Накануне в тот же день последователи язычества заложили кузницу на территории Государственного музея архитектуры и быта народов Поволжья, который также располагается на Щелоковском хуторе. Участок, где будет воздвигнуто сооружение, почему-то передан этому религиозному объединению в пользование".
По сообщению "Русской линии", "Ученые нашли еще одно доказательство лживости "обезьяньей" версии происхождения человека". "Согласно исследованиям, проведенным специалистами Университета Феррары, ДНК кроманьонцев, проживавших на территории Европы 25 тысяч лет назад, и ДНК нынешних европейцев схожи во многих генетических вариациях, присущих человеку вообще. В то же время, в ДНК неандертальцев, обитавших в этих же районах и стоявших хронологически гораздо ближе к ранним кроманьонцам, ученые обнаружили существенные отличия. Ученые делают вывод, что эти данные позволяют усомниться в существующей гипотезе о том, что в формировании генофонда современной европеоидной расы принимали участие обе группы. Но эти данные позволяют говорить и о более существенных выводах. Дело в том, что согласно детально разработанной "обезьяньей" версии происхождения человека неандертальцы или иначе палеоантропы (древние люди) являются необходимым элементом движения от обезьяны к человеку. Как утверждают сторонники этой версии сначала древние обезьяны эволюционировали в архантропов (древнейших людей), которые превратились в палеоантропов, а тем на смену пришли неоантропы (современные люди), или кроманьонцы. Названия "неандертальцы" и "кроманьонцы" происходят от мест, где были найдены ископаемые останки. И вот итальянские ученые нанесли очередной (очень серьезный) удар по этой версии".
Тема прав религиозных организаций на землю поднята на сайте "Радонежа": на вопросы, касающиеся этой темы, отвечают члены межведомственной рабочей группы по отработке механизма передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения юрист ОВЦС Ильичев М. В. и юрист Отдела религиозного образования и катехизации Чернега К. А.
"Парламентская газета" публикует статью Галины Романовой "Большая семья отца Николая", в которой рассказывает о семье священника Николая и матушки Галины из поселка Саракташ, в семье которых - 55 человек: "Началось все с того, что десять лет назад супруги взяли на воспитание девочку, потом им стали приводить других брошенных детей. Отец Николай усыновил 26 подростков. А как-то, поехав крестить ребятишек в местный детдом, не удержался и взял в свою обитель еще десятерых. Целый городок у него образовался - всех надо накормить, напоить, обстирать, обучить, в том числе музыке, чтению. Здесь они все делают сами: выращивают и пекут хлеб, занимаются промыслами, содержат скот. На попечении отца Николая еще и 30 старушек. Живут достойно, в достатке... Вот и хочет "Российский национальный Олимп", чтобы о таких отцах Николаях узнала страна. Они достойны титула "Кавалер ордена Гражданской чести".
Такое отношение к детям, к ближним сегодня, к сожалению, редкость. Но, может быть, знакомство с православной культурой сегодня приоткроет детям другой, противоположный насаждаемому современной идеологией, взгляд на мир? Именно об этом публикация на сайте "Правда.Ru" "Уроки православной культуры в школах: зачем это нужно?".
На сайте газеты "Труд" опубликована статья Анатолия Недавнего и Марины Корец "Гоголь рожден по молитве", которая посвящена историям, "случившимся близ Миргорода и Диканьки благодаря чудотворным иконам". В статье рассказывается о трех чудотворных иконах, прославившихся в этих местах: образе святителя Николая, образе Рождества Богородицы и Владимирской иконе Божией Матери"
А "Комсомольская правда" посвятила материал иконе Божией Матери "Троеручица": "Церковь Преображения Господня расположена в Кишиневе в старом храме, который в советские времена приспособили под планетарий. Не так давно в отреставрированную церковь привезли со святой горы Афон икону Богоматери с младенцем. Через некоторое время священнослужители стали замечать - икона творит чудеса. Даже завели журнал, куда вписывают удивительные события, произошедшие в жизни людей, молившихся перед образом".
13 мая Православная церковь почитала память святителя Игнатия (Брянчанинова). Краткий материал о нем можно прочитать на сайте "Православной газеты". "Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился в 1807 году в родовом имении отца, селе Покровском Вологодской губернии... Детство мальчик провел в уединении сельской жизни; с ранних лет его безотчетно влекло к иноческой жизни. Дмитрий был особенно расположен к молитве и чтению духовных книг. Отец мечтал видеть Дмитрия на государственной службе и определил его в Петербург в Главное инженерное училище. Желание сына уйти в монастырь всерьез не воспринималось. Учился Дмитрий превосходно, был разносторонне одарен, имел знакомство с А. С. Пушкиным, И. Крыловым, президентом Академии художеств А. И. Оленевым. Однако шум и суета столичной жизни не изменили душевных стремлений юноши. Он посещал богослужения Невской Лавры и там нашел истинных духовных наставников. Окончательный перелом в его жизни наступил после знакомства со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Дмитрий Брянчанинов в 20 лет оставляет блеск и роскошь "света", несмотря на глубочайшее недоумение знакомых и недовольство родителей. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом Монастыре. Уже через несколько лет молодой архимандрит Игнатий по рекомендации императора Николая I и по распоряжению Священного Синода становится настоятелем Сергиевой пустыни... Его идеалом было древнее египетское монашество, значение которого, а также сущность монашеского жития вообще он стремился выявить в своих духовных сочинениях (среди них особенно известны "Аскетические опыты")... Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. В 1857 году он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. Однако тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала его новым большим планам и трудам. Преосвященный попросился на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни (1867) он отдал работе над духовными сочинениями". Одно из них - "Слово о человеке" - можно прочитать в интернете на сайте "Православной беседы". В другой же своей книге "Аскетические опыты" в статье "Житейское море" святитель Игнатий пишет: "Будем же подобны кораблям, стройно плывущим по морю! И их значительная часть в воде; но они не погружены всецело в воду, как погружены в нее рыбы и прочие морские животные. Невозможно, невозможно переплывающему житейское море не омочится водами его: не должно погрязать в водах его".