Православный календарьПравославный календарь
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

Интервью с царем Болгарским

Источник: Радонеж

Болгарский царь Симеон и протоиерей Александр Новопашин
Болгарский царь Симеон и протоиерей Александр Новопашин
В 2003 году Господь сподобил меня посетить Болгарию. Во время пребывания на этой благословенной земле я посетил один из монастырей. Ко мне подошли насельницы и попросили расписаться в памятной книге монастыря. Я открыл книгу, и увидел в ней запись. Она принадлежала 36-му Болгарскому Царю Симеону II. Зная по опыту, что ничего случайного не бывает и, будучи в душе своей убежденным монархистом, я расценил это как милость Божию ко мне, грешному.

Об интервью тогда мыслей не было. Они появилась значительно позже. Они не могли не появиться, потому что все эти годы я мысленно постоянно возвращался к этому незабываемому событию. Тем более что трагедия наших, российских, святых Царственных Страстотерпцев близка к трагедии семьи Болгарского Царя Симеона II. Коммунисты – мы это хорошо знаем – могли с легкостью уничтожить и его, пусть и совсем еще ребенка, и его мать, и его родственников, как они уничтожили его регентов, среди которых был дядя Симеона II Князь Кирилл. Весьма узнаваемый почерк.

Царь Болгарский был вынужден покинуть Родину и пятьдесят семь лет провести в изгнании. Пятьдесят семь лет… Милостью Божией Православный Царь Симеон II вернулся к своему народу.

Как встретили болгары своего Царя? Как относятся к нему сегодня? По-прежнему ли сильна оболганная и в нашей стране, и в Болгарии монархическая идея? Кто такой вообще Православный Царь? И что Его Величество сам думает обо всем этом?

По моей просьбе мой добрый друг Иван Желев Димитров, профессор богословия, в прошлом министр вероисповедания Болгарии, рассказал Его Величеству о моем замысле, и испросил Его разрешения на встречу с нами. Симеон II, не смотря на большую занятость, весьма благосклонно отнесся к этому предложению.

– Ваше Величество, Вам было всего шесть лет, когда умер Ваш отец Царь Борис III (30 января 1894 — 28 августа 1943). Помните ли Вы эти дни?

– Да, конечно. В 1943 году, в конце августа мы с моей старшей сестрой были за пределами Софии. Неожиданно к нам подошел адъютант моего отца и обратился ко мне со словами «Ваше Величество», как к царю, вместо обычного «Ваше Высочество», как положено обращаться к сыну здравствующего Императора. Мы поняли, что наш отец умер. Старшая сестра расплакалась, начал плакать и я. Для нас это было сильным потрясением. Этот момент является одним из наиболее ярких воспоминаний моего детства.

– В те трагические годы говорили, что Вашего отца отравили гитлеровцы за его категорический отказ послать болгарские войска на Восточный Фронт и, тем более, объявить войну СССР. Так думали многие болгары. А что думаете Вы об этом?

– Это сложный вопрос, и его действительно вот уже столько лет задают себе многие люди. Но нет доказательств, что отца отравили. Об этом ничего не говорится ни в немецких, ни в английских, ни в американских архивах. Я запрашивал и российскую сторону – у вас сейчас много рассекреченных материалов. Но не нашел ничего, что могло бы указывать на возможную насильственную смерть отца. Поэтому не известно, будет ли когда-нибудь определена истина. Но как сын, я предпочитаю думать, что мой отец умер от болезни, вызванной тяжелейшим психо-эмоциональным напряжением, которое ему пришлось испытать в последние месяцы перед смертью.

– Экзарх Болгарской Православной Церкви митрополит Стефан благословил Вас на царство. Вы вступили на Престол! Была ли совершена какая-то церемония? Вы помните, что происходило? Ваши ощущения в тот момент?

Парламент провозгласил престолонаследника Царем. В Церкви прошло торжественное богослужение. Но я вспоминаю иное. К нам с матерью пришел Софийский митрополит Стефан, облаченный в белые одежды болгарского Экзарха, и рассказал нам о том, что происходило, в частности сказал и о прошедшей в честь этого события продолжительной Литургии. Замечательно то, что мы сейчас говорим об Экзархе в том самом помещении, в котором мы с матерью разговаривали с ним 70 лет назад!

– В 1946 году, пришедшие к власти коммунисты ликвидировали монархию и учредили республиканский строй. 15 сентября страну объявили «народной республикой», а уже 16 сентября Вы вместе с матерью и другими родственниками покинули Болгарию. Стали Царем в изгнании. Вам тогда было уже 9 лет… Что Вам запомнилось? Может быть, что-то об этих ужасных днях рассказывала Ваша мама – Царица Иоанна? Было ли страшно? Ведь коммунисты могли расстрелять Вас, Ваших родных, как это они уже поступили однажды в России со святыми царственными страстотерпцами Царем Николаем II, Царицей Александрой, царевичем Алексием и великими княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией?

– Я думаю, что это было самое ужасное для моей матери! Зная об этом страшном прецеденте – о трагической кончине российской царской семьи – и имея на руках двух несовершеннолетних детей, она, наверняка, сильно переживала. Мы же, дети, имели иное представление о том, что происходило вокруг нас. Время это было очень бурное, время незаконного плебисцита. Представьте, 94 процента болгар высказались в пользу республики, не зная, что это такое. Ведь Болгария никогда прежде не была республикой. Совершенно ясно, что 94 процента – это искусственный результат.

Когда новая власть узнала, что моя мать хочет покинуть Болгарию и выехать в Египет, где жили ее родители Король Италии Виктор Эммануил III и Королева, нам предложили через двадцать дней отплыть в Египет на корабле из Варны через Одессу. Другой же корабль – турецкий, выходил из Стамбула в Египет намного раньше. Мать, услышав об Одессе, испугалась, так как подумала, что нас вполне могут в этом городе оставить и наотрез отказалась от этого маршрута. «Нет! – сказала она, – уезжаем через 48 часов!». Так мы покинули Болгарию – моя мать, моя сестра, я, и моя тетя, которую в Болгарии даже арестовывали, но она все равно смогла выехать с нами.

– Вы, православный человек, оказались в стране, господствующей религией в которой является ислам. Однако и в Египте есть христианские святыни, православные храмы.

– В Александрии была русская церковь, в которой молились преимущественно русские эмигранты. Здесь мы сошлись с членами семьи Романовых – нашими родственниками по линии моей черногорской бабушки. По большим православным праздникам мы посещали греческий православный кафедральный собор.

– Вы начали получать образование в Болгарии, продолжили – в Египте, затем в Мадриде, учились в военной школе США, изучали юриспруденцию…

– В Египте я учился в английском колледже. В Мадриде продолжить обучение на английском языке в то время было проблематично, и поэтому я учился во французском лицее. Моя мать и наше болгарское окружение за границей считали, что молодой человек обязан пройти военную службу. В связи с этим я поступил в одну из наиболее крупных военных академий США «Валли Фордж», где, несмотря на строгую дисциплину, мне было очень интересно учиться[1]. После возвращения в Мадрид я поступил в Мадридский университет на факультет международных отношений и права. Потом стал заниматься частным делом, в котором мне помогало знание сразу нескольких иностранных языков.

– Простите Ваше Величество, но в интернете Вас иной раз называют «бывшим царем». Но ведь Вы не отрекались от Престола, а были изгнаны богоборческой властью. В 1955, когда Вам исполнилось 18 лет, согласно определенной процедуре Вы провозгласили себя действующим Царем.

– На этом настаивал мой дядя – Король Итальянский Умберто II. К этому обязывало и соблюдение Тырновской Конституции. Причем дядя считал, что эта процедура должна была быть проведена особенно торжественно, обязательно с молебном. Так все и было. Я зачитал Манифест в присутствии русского архимандрита Пантелеимона, моей матери Царицы Иоанны, Короля Умберто II, многочисленных болгарских эмигрантов, испанских министров и дипломатов. Это событие произошло 16 июня 1955 года.

– Сегодня Вы единственный Православный Царь в мире?

– Да. Короля Михая I Румынского считают королем, а не царем. Королем был и Петр II Югославский. Царь – монархический титул, который в Болгарии был испокон веков.

– Однажды Вы назвали Болгарию «православной страной с традициями, отличающими ее от римско-католического сердца Европы». Однако эти отличия не помешали Вам полюбить девушку католической веры. Нам известно, что перед свадьбой вы дважды или даже трижды, встречались с папой Римским и разговаривали с ним на эту тему. Нам известно также из встреч с болгарами, что ваша супруга, Ее Величество Царица Болгарская Маргарита, исповедующая католичество, бывает с вами на православных богослужениях, точно также как и Вы сопровождаете ее в католический костел. Является ли для Вас это проблемой

– Да, благодарю Вас. – Как вы, наверное, знаете, я происхожу от смешанного брака: мой отец был православным христианином, мать – католичкой. Однако (вот они – парадоксы нашей жизни!) не смотря на это, моя мать очень энергично внушала мне и сестре Православную веру. То есть в том, что мы стали православными христианами, несомненно есть и ее немалая заслуга.

Перед тем как вступить в брак, я должен был обратиться в Ватикан с вопросом, могут ли мне разрешить не подписывать специальный документ, обязывающий родителей, один из которых католик, а другой не-католик, крестить будущих детей в католическую веру. Я трижды встречался с папой Иоанном XXIII, мы много говорили об этой проблеме, и он отнесся с пониманием к моему прошению. Тем более что в прошлом он представлял интересы Святого Престола в Болгарии при Царе Борисе III, и это при нем мою сестру крестили в Православии вопреки всем ожиданиям католиков. То есть он знал, что есть такая проблема, наверное, ему было непросто решиться на это, но он пошел мне навстречу. Венчание по православному чину состоялось в русской православной церкви во имя святой великомученицы Варвары в Виве, а венчали нас болгарский и русский владыки – митрополит Андрей из Нью-Йорка и архиепископ Женевский и Западноевропейский Антоний.

Первых двух наших сыновей мы вопреки всему крестили в Православии, при этом супруга вовсе не была против, и даже сама предложила, чтобы второй сын тоже был православным христианином. Однако мы жили в католической Испании, в которой к вере относятся особенно щепетильно, особенно когда речь заходит о бракосочетании. Поэтому во избежание возможных недоразумений и по просьбе супруги следующих детей мы крестили в католическую веру. Когда дети подросли, они говорили, что в одно воскресенье они идут «в храм нашего папы», в другое воскресенье – «в храм нашей мамы». Кстати, у моего старшего сына дети тоже православные, его супруга стала православной полтора года назад, она – родом из Испании. Сын моей дочери-католички тоже православный. Никаких проблем между нами не возникало и не возникает до сих пор. Важно верить в Бога – для меня это главное.

– Вы много лет провели в изгнании. Легко предположить, как Вам было непросто, сколько за эти годы чувств и мыслей у Вас возникало в связи с тем, что Вас лишили возможности общаться со своим народом… Но это время наступило! Вы вернулись в Болгарию. Расскажите, как происходило Ваше возвращение на Родину? Когда именно было принято Вами такое решение? Думали ли Вы когда-нибудь, что такое вообще может случиться?

– Первые 30 или 40 лет, наблюдая за тем, как развиваются политические взаимоотношения между Востоком и Западом, мы не видели никакой возможности вернуться в Болгарию. Но позднее, к концу 70-х – началу 80-х годов начались некоторые позитивные изменения, но я все равно даже не думал о том, что доживу до того дня, когда вновь увижу Болгарию, тем более вернусь на Родину таким волнующим образом, как это произошло в мае 1996 года. Никакие эксперты-»кремлеологи» и предположить не могли такое развитие политических событий, особенно то, что происходило в 1989-м году[2]. Потому что эти вещи не зависят от человека. Так распорядился Бог, и я бесконечно благодарен Господу за то, что Он дал мне дожить до этого времени.

– Примите наше глубокое сочувствие в связи с теми переживаниями, которые вы испытали в изгнании. Но вот Вы вернулись на Родину, вернулись с триумфом. И тогда Вы создаете политическую партию, побеждаете на выборах, становитесь премьер-министром, приняв на себя полномочия одного из первых лиц Болгарского государства. В то же время Вы являетесь Православным Царем. В вашей деятельности в качестве премьер-министра страны были ли моменты… сложные, опасные, щекотливые, когда ваше православное сознание оказывалось в конфликте с теми обязанностями, которые вы должны были исполнять на посту государственного деятеля?

– Меня с детства учили, что Царь находится вне политики, его деятельность – надпартийная, и поэтому принять решение о создании партии и вхождении в политику было очень не просто. Но если человек хочет и может внести свой вклад в жизнь страны, послужить Родине, то он должен чем-то жертвовать. Были ли у меня какие-то внутренние конфликты, связанные с моим православным сознанием и обязанностью исполнять свою работу на посту премьер-министра? Нет, не было. Но я очень тяжело переносил известные события, связанные с церковным расколом в Болгарии. Это подтвердит присутствующий здесь профессор богословия Иван Желев. И когда, наконец, был положен конец расколу, я был невероятно благодарен Господу, Который сохранил единство нашей Болгарской Православной Церкви.

– Какое отношение у Вас сейчас с Болгарской Православной Церковью и лично с Его Святейшеством Патриархом Максимом которому исполнилось в этом году 40 лет патриаршества? Еще одна удивительная фигура в жизни Болгарского государства.

– Абсолютно! Я испытываю бесконечное уважение и к Патриаршеству как таковому, и к нашему Патриарху. Те же чувства присущи и каждому болгарину. Когда я встречаюсь с Его Святейшеством, для меня это всегда особый день!

– Вы говорили, что вопросы различного вероисповедания умеете решать в масштабах своей семьи известно также, что за время Вашего правления на посту Премьер-министра Вам удалось свести на нет церковный раскол! Это было связано с Вашим православным верованием? Возникла такая потребность у Вас лично или это была общая ситуация в стране?

– Я думаю, что настроение было общее: не только у духовенства и мирян, но и в обществе, потому что всегда, когда имеются расколы, страшно страдает народ. Но лично я был твердо убежден с самого начала, что раскол прекратится, и – благодарение Богу! – так и произошло.

– Ваше Величество, Расскажите о царственном наследнике.

– К большому сожалению, сын перенес страшную автомобильную аварию три года назад, и все еще находится в очень тяжелом состоянии. Это большая боль для нас, родителей. Но на все воля Божия. Это надо принять, но не терять при этом веру и надежду.

– В 1968 году Вы сказали: «Быть Царем – это посвящение, спокойствие и умеренность, самоограничение, умение управлять государством, быть олицетворением национального единства и веры в человека». На дворе 2011 год. Какие коррективы Вы внесли бы в свои слова сегодня?

– Могу еще подчеркнуть, что нужно обладать большим терпением и всегда тепло относиться к людям, невзирая на их политические взгляды. Каждый из нас имеет право на свободу мышления. Я не могу считать своим врагом человека, который рассуждает иначе, ставит перед собой иные цели. Тем более что в честном, открытом диалоге при желании всегда можно найти точки соприкосновения. Есть много способов добиться этого, но без терпения здесь не обойтись. Я верю в созидательную силу такой добродетели, как терпение. Когда мы ставим перед собой великую цель – благоденствие нашего общества, без этой добродетели нам не обойтись.

– Между болгарами и русскими много общего. Нас связывает давняя история. Какими Вам видятся ближайшие перспективы сближения наших народов. Что нужно сделать, чтобы эти сближение было более теплым и душевным?

– Да, у нас есть много общего – и в истории, и в языке. У нас общая религия! Но процесс познавания должен продолжаться. Мы должны еще лучше узнать друг друга, мы должны научиться дружить. В XXI веке есть немало для этого возможностей: туристические поездки, телевидение, интернет и прочие средства массовой информации. Все это не вопрос политики, это вопрос взаимоуважения наций.

– Я Вас очень прошу, Ваше Величество, сказать несколько напутственных читателям!

– Сначала я хочу извиниться перед зрителями: интервью было длительным, зрители могли утомиться. А в заключение хочу пожелать русским людям, очень личное – сохранить нашу общую Православную Веру. Это особенно важно именно сейчас, в эти трудные времена. Сохраняя Православную Веру, мы тем самым способствуем тому, чтобы как можно больше людей обращались к Господу. В этом смысле люди всегда могут рассчитывать на мою готовность в любой момент привнести все свои силы в дело преумножения нашей Веры.

[1] Одновременно Его Величество посещает курсы по политическим наукам и праву в Университете „Комплутенсе”. Он обучается под фамилией Рыльский. Никто из студентов не подозревал, что скромный кадет Рыльский – болгарский Царь. Прим автора

[2] Крушение коммунистического режима в Болгарии – прим. автора.

Рейтинг: 10 Голосов: 55 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
иерей Емил27 февраля 2013, 11:20
Боже,будь милостив к нам,грешным.Царя храни...но и он должен сам остерегаться от католики-еретики.Царь болгарский должен быть только Православным...как его отец (а не как его дед Фердинанд).Простите!
Василий26 сентября 2012, 14:19
Все же я против самодержавия. Власть монарха должна быть ограничена. А кто остановит самодержца, если он тиран?
Константину Рыбникову: а без ярлыков можно? Вы считаете, что царей вообще нельзя критиковать? Любая критика - это непременно плевок?
Wolfess 3 сентября 2011, 23:20
Он какой-то не совсем наш. И Болгария в НАТО. Горько и обидно. Но в каждом городе у них до сих пор стоит памятник Алеше...
Константин Рыбников 3 сентября 2011, 21:22
Всякие Михайло-коммунисты так и норовят плюнуть в помазанника Божия. Кто вы такой, чтобы лапку на Царя поднимать?
Из Болгарии 2 сентября 2011, 16:34
Болгарский народ с большим воодушевлением и большой надеждой воспринял это возвращение. И никак не ожидал встретить западного человека с западными, прагматичными интересами к своей стране. Не продолжаю. Скажу только что история эта весьма поучительна для России.
Михаил 1 сентября 2011, 15:26
Честная статья.
Беспринципность своих предков в вере и политике (частичный переход на Григорианский календарь, вражда с Православными державами) и как следствие– заслуженная бесславная история независимой Болгарии, привели последнего «православного» царя к экуменизму и вырождению. Это же надо, с какой гордостью «православный» царь рассказывает о том, что не все дети у него католики, а жена хоть и католичка, но захаживает в православный храм?! Так и хочется вменить в достоинство, что он сам все еще все-таки православный.
НАДЕЖДА31 августа 2011, 10:43
ГОСПОДИ!Пошли и нам Царя,вместо думы!
чтец Дмитрий30 августа 2011, 22:23
Не прикасайтесь к помазанным Моим...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×