В опубликованном 31 августа 2011 года в сербской газете «Политика» интервью председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона были затронуты вопросы межправославных и межхристианских отношений, тема свидетельства Церкви современному миру, ситуация в Косовском крае.
–
В чём Вам видится решение проблем в отношениях между
Сербской Православной Церковью и правительством
Черногории?
– Роль Православия в жизни черногорского общества всегда была очень велика. Сегодня Черногория является независимым государством, 80% жителей которого исповедуют Православие.
Черногорское Православие связано тесными духовными узами с историческим Печским Патриархатом, в составе которого оно было представлено Зетской митрополией. И ныне оно составляет очень важную часть Сербского Патриархата, каноническая территория которого охватывает несколько независимых государств. То же можно сказать о большинстве Патриархатов: Константинопольском, Александрийском, Иерусалимском, Московском. Александрийский Патриархат, в частности, охватывает весь Африканский континент.
Очевидно, что проблемы, накопившиеся в церковно-государственных отношениях в стране, должны решаться в ходе терпеливого, внимательного и уважительного диалога властей суверенного Черногорского государства с представителями Сербской Православной Церкви. Решение данных вопросов немыслимо без серьезного внимания к каноническим основам Православной Церкви, имеющим многовековую давность, отражающим ее духовную природу и соответствующим ее высокому призванию. Вместе с тем, канонический строй Православной Церкви обладает достаточной гибкостью и позволяет, при наличии доброй воли, находить компромиссные варианты при решении самых острых вопросов.
В ходе недавних встреч с представителями государственного руководства Черногории я не раз слышал о том, что курс на создание единой черногорской Православной Церкви не предполагает вмешательства в канонические вопросы. Однако следует признать, что реальный успех в осуществлении такого рода реформ может быть достигнут только с учетом мнения Сербского Патриархата, в компетенции которого исторически находятся вопросы церковной жизни православных христиан на территории Черногории.
– После Вашего визита в Сербию в начале апреля этого года сербская пресса писала, что в ходе состоявшихся встреч Вами было донесено негативное отношение Русской Православной Церкви к возможному приглашению Папы Римского в Сербию в 2013 году. Обсуждался ли Вами этот вопрос с представителями Сербской Православной Церкви?
– В ходе встреч с иерархами Сербской Православной Церкви эта тема специально не обсуждалась. Это – внутреннее дело Сербского Патриархата. Насколько мне известно из СМИ, среди архипастырей Сербской Православной Церкви нет единого мнения по вопросу приглашения Папы.
Пока характер предстоящих торжеств по случаю 1700-летия Миланского эдикта остается не вполне ясным – задумываются ли они как свидетельство значимости этого исторического юбилея для представителей различных христианских конфессий или же как возможность выражения братского единства Поместных Православных Церквей.
– Опасение, что Европа теряет свой христианский характер, неоднократно подчеркивалось со стороны православных и католических церковных чиновников. Вы подчеркивали, что православные с католиками должны вместе встать на защиту традиционных христианских ценностей в Европе. Каким способом две христианские Церкви могли бы совместно выполнить эту большую задачу и считаете ли Вы, что такое сотрудничество может иметь и пагубные последствия для одной из двух Церквей, как и опасаются некоторые в определенных церковных кругах, воспринимающие такой диалог как способ унии?
– В последнее время становится все более очевидной необходимость сотрудничества православных и католиков в деле отстаивания традиционных христианских ценностей в современном секулярном обществе. Позиции наших Церквей близки по многим темам, которые мир сегодня ставит перед христианством – это процессы либеральной секуляризации, глобализация, размывание семейных ценностей, подрыв норм традиционной морали. Наши Церкви вместе выступают против абортов, эвтаназии, медико-биологических экспериментов, несовместимых с нравственным принципом уважения человеческой личности, и т. п.
Все более актуальной становится проблема христианофобии – ущемления прав христиан из-за их религиозной принадлежности. К сожалению, проявления откровенно антирелигиозной позиции мы наблюдаем и в современной Европе, где определенные политические силы стараются вытеснить религию из общественной в исключительно индивидуальную сферу жизни. И здесь согласованная позиция двух Церквей может иметь важное значение.
Православно-католическое сотрудничество может развиваться в различных формах. Это могут быть совместные культурные проекты, общественные акции, активное взаимодействие на уровне представительств при международных организациях. Положительные примеры такого сотрудничества уже есть. Благодаря согласованным и последовательным действиям православных и католиков удалось, например, добиться положительного решения Европейского суда по правам человека по делу «Лаутси против Италии» о распятиях в итальянских государственных школах.
При этом совершенно необоснованны опасения, что подобное сотрудничество может привести к какой-то унии. Уния – это объединение на основе компромисса в вопросах веры. В то время как сотрудничество, о котором я говорю, не затрагивает области вероучения. Православная и Римско-Католическая Церкви, не находясь в полном вероучительном и каноническом единстве, могут взаимодействовать в сфере социальной проблематики, в которой позиции двух Церквей очень близки.
– Борьба за выживание Сербской Церкви в Косово не останавливается, и её миссия по-прежнему находится под угрозой. Вами была озвучена идея направить в обители Косова и Метохии монахов из Русской Православной Церкви для усиления православного присутствия в крае. Какова судьба этого замысла?
– Данный вопрос находится в стадии изучения, а его окончательное решение будет определяться пожеланиями и потребностями наших сербских братьев. По благословению Священноначалия Сербской Православной Церкви мы обсуждаем нашу возможную помощь с Преосвященным епископом Рашско-Призренским Феодосием. Мы также положительно оцениваем тот факт, что российское государство в рамках участия в программе UNESCO оказало существенную финансовую поддержку в деле реставрации православных святынь Косовского края.
– Определением Священного Синода от 5 мая 2003 года Вы были назначены представителем Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе и занимали эту должность до 2009 года. Насколько важно православным иметь своего представителя в этих учреждениях и выгодно ли это для Русской Православной Церкви?
– По решению Священного Синода моя деятельность в качестве представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях началась ещё в июле 2002 года и продолжалась вплоть до 2009-го, когда я возглавил Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. В этот период Представительство вело активную работу с институтами Европейского союза по обширному кругу вопросов, участвуя в обсуждении проблем, представляющих интерес для христиан Европы. Тогда же сформировалась традиция ежегодных встреч религиозных лидеров Европы с руководством ЕС. Встречи стали продуктивной формой диалога религиозных общин с этим интеграционным объединением, позволив представлять интересы верующих на высоком политическом уровне. Диалог с ЕС является одним из доказательств важности функционирования представительств Русской Православной Церкви за рубежом.
Что касается содержания церковной дипломатической работы, то, как и века назад, сейчас в ее основе лежит, прежде всего, свидетельство о непреходящей Истине Христовой. Выражением этого призвания в наши дни является забота о сохранении нравственных ориентиров в международном сотрудничестве. Это особенно важно для диалога с международными организациями, занимающимися вопросами прав человека и межкультурного диалога. Церковь, предлагая пути решения общественных проблем, опирается на многовековой опыт человечества и на духовное наследие Европы, которые дают человеку и социуму в целом убедительные мотивы для добродетельной жизни. Для большинства народов Европы подобные мотивы немыслимы вне христианской веры, об идеалах которой мы свидетельствуем во всей нашей внешнецерковной работе.