С 1 по 3 сентября в Стамбуле
впервые в новейшей истории прошел собор предстоятелей
Константинопольского, Александрийского (Египет),
Антиохийского (Сирия) и Иерусалимского патриархатов, а
также Кипрской православной церкви. На нем пять древнейших
православных церквей, объединяющих до 10% православных
мира, призвали к прекращению межнациональных и
межрелигиозных столкновений и преследования христиан, а
также к скорому созыву Вселенского собора. Это событие не
вызвало бы столь большого внимания, если бы не тот факт,
что на собор не пригласили Московского патриарха —
главу самой большой православной церкви мира. Некоторые
аналитики увидели в этом попытку установить
«пентархию» — первенство пяти древнейших
церквей. За эту идею с радостью схватились раскольники, в
том числе так называемый Киевский патриархат, в надежде,
что «пентархия» признает их самостоятельность.
По просьбе «Известий» председатель Отдела
внешних церковных связей Московской патриархии митрополит
Иларион согласился прокомментировать коммюнике пяти
предстоятелей и сложившуюся ситуацию.
***
—
Насколько прошедшая встреча предстоятелей одних
церквей без приглашения других — в частности,
РПЦ — означает, что среди церквей есть главные
и подчиненные?
— Среди 15 поместных
православных церквей нет и не может быть первенствующих
или главенствующих, церквей первого или второго сорта, и
ни одна церковь не может что-либо диктовать другой. Это
напоминает принцип конфедерации: каждая автокефальная (то
есть самостоятельная. — «Известия»)
церковь административно независима от остальных, но
находится в молитвенном и каноническом единстве с
ними.
Православная церковь отличается от католической: у нас нет
папства, нет первого епископа, который может принимать
решения за всех. Константинопольский патриарх, имея титул
Вселенского, является первым среди равных. Встреча в
Стамбуле 1–3 сентября — не общеправославная, а
региональная, для обсуждения очень непростой ситуации на
Ближнем Востоке: в целом ряде стран христиане подвергаются
дискриминации и преследованиям.
— Следует ли ожидать
приглашения Московского патриарха на подобные
совещания?
— Думаю, что присутствие
Московского патриарха обязательно на всех общеправославных
совещаниях. Те или иные группы церквей могут по своему
усмотрению собираться для решения региональных вопросов.
Конечно, они, как мне сказал в беседе Иерусалимский
патриарх, могут обсуждать все, что их интересует. Но
решения и рекомендации, принимаемые частью церквей по
общеправославной тематике, не могут быть обязательными для
остальных.
— Насколько сегодня
близко и реально проведение Всеправославного собора?
Оправданы ли сообщения о том, что именно Московский
патриархат блокирует решения предсоборных совещаний,
демонстрируя тем самым свое эксклюзивное право определять
развитие мирового православия?
— Святой и Великий собор
готовится уже 50 лет. Время его проведения зависит от
того, когда нам удастся подготовиться. Сообщения, будто
Московский патриархат блокирует многие решения
предсоборных совещаний, абсолютно необоснованны: РПЦ
выступает за созыв такого Собора. Однако мы всегда
настаивали и будем настаивать, что и в подготовительном
процессе, и на самом Соборе необходимо строгое следование
принципу консенсуса. Позиция одной или нескольких церквей
не может быть проигнорирована путем
голосования.
— Однако в коммюнике
ближневосточных патриархов по итогам встречи 1–3
сентября есть предложение о пересмотре регламента соборных
совещаний — с целью отказа от принципа
консенсуса...
— Это меня удивило. Так можно
разрушить те механизмы, которые создавались на протяжении
50 лет, и поставить под угрозу единство мирового
православия. Если мы добились соблюдения этого принципа
даже во Всемирном совете церквей, куда входят не только
православные, но и протестантские церкви, то тем более мы
должны сохранить его в нашей собственной семье. Тогда
Собор станет не причиной нового раскола, чего опасаются
многие наши верующие, а фактором объединения и усилит
позиции православной церкви в современном мире. Уже по
восьми темам церкви сумели договориться — по этим
темам можно и провести Собор.
— Что это за
вопросы?
— Это, например, вопросы
календаря, унификации церковных постановлений о посте, о
препятствиях к браку, об отношении православия к
остальному христианскому миру и экуменизму (движению за
объединение всех христиан разных конфессий. —
«Известия»). Есть также тема о порядке
предоставления церковной автономии и достаточно широкий
вопрос об отношении православных церквей к современным
политическим и общественным реалиям.
Что касается остающихся пока вопросов
(например, о порядке предоставления церковной автокефалии,
то есть полной независимости), то я уверен, что при
наличии доброй воли церкви также вскоре договорятся. Это
можно сделать даже в послесоборный период.
Беседовала Александра Сопова