Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 13-20 октября. – Покров Богородицы. – На духовных рубежах. – Эффективные посредники. – Необъяснимое строительство. – Земля и Дума. – Безальтернативная толерантность. – Феномен религиозности. – Заказная любовь. – Человек из Церкви. – 130-летие Ивана Шмелева.
Во вторник на прошлой неделе Русская Православная Церковь отмечала один из самых любимых в народе праздников – Покрова Пресвятой Богородицы. Кратко история этого праздника изложена в сообщении РИА «Новости»: «Этот праздник установлен в память о чудесном явлении Божией Матери в середине Х веке во Влахернской церкви Константинополя. По церковному преданию, в ту ночь собравшиеся в храме усердно молились об избавлении Константинополя от угрозы нашествия мусульман. Среди молившихся был и блаженный юродивый Андрей /славянин, плененный и проданный в Константинополь в рабство/. Подняв глаза к небу, святой Андрей вдруг увидел идущую по воздуху Пречистую Деву, окруженную сонмом Ангелов и святых. Увидел Ее и ученик блаженного, Епифаний. Преклонив колена, Богородица долго молилась. Затем сняла со Своей головы омофор /покров, покрывало/ и распростерла его над молившимися в храме, знаменуя тем самым защиту от врагов видимых и невидимых, подаваемую по Ее молитвам христианскому миру. Изумленные Андрей и его ученик Епифаний поведали народу о чудесном видении. А враги без кровопролития отступили от Константинополя».
Как сообщает агентство «Регионы России», «на Руси этот праздник был установлен в XII веке заботами святого князя Андрея Боголюбского. При нем же в 1165 году был построен знаменитый храм Покрова-на-Нерли. Покрову Божией Матери посвящен собор, возведенный Иваном Грозным на Красной Площади и известный также под названием собора Василия Блаженного». Сообщение «Интерфакса» сдобрено фольклорными и этнографическими данными: «На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров - предвестник снежной и холодной зимы».
В сообщении информационного портала «Страна.Ru» указано, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, совершив в этот день праздничное богослужение, отправился в Троице-Сергиеву лавру поздравить с престольным праздником воспитанников Московских духовных школ. Также сообщение о празднике размещено на сайте «Newsru.com».
На сайте «Православной газеты» можно прочитать более подробный рассказ о том событии, в честь которого установлен праздник. Кроме этого отмечается, что праздник Покрова Божией Матери – «один из самых утешительных для нас. Владычица мира вместе с пророками, апостолами, святителями, мучениками и всеми святыми молится за весь христианский мир и покрывает всех христиан Своим божественным покровом».
В эти же дни Курильская епархия отметила свой 10-летний юбилей. В этот день в Южно-Сахалинске «после реконструкции открыл свои двери прихожанам Воскресенский кафедральный собор — его освятил епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил. На празднование собрались сотни верующие и видные деятели русской православной церкви», - говорится в сообщении официального сайта Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Освящение Воскресенского храма — особый праздник для сахалинской церкви, это своего рода итог первых десяти лет деятельности на острове: «Сегодняшнее событие епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил называет геополитическим, говорит, что оно помогает сохранить целостность всего Дальнего востока России. «У нас совпадают государственные и духовные границы, и построение храма на острове — это, прежде всего, укрепление этих самых границ», - считает владыка Даниил. На сайте «Вестей» также размещен репортаж, посвященный этому событию.
«Объединить усилия светской и духовной власти в возрождении Отечества, созидании великой России призвал сегодня Патриарх Московский и всея Руси Алексий II», - сообщает сайт «Newsru.com» со ссылкой на «ИТАР-ТАСС». Об этом говорится в патриаршем послании в связи с 10-летием образования Южно-Сахалинской и Курильской епархии. Задача Церкви и государства, отмечает Святейший Патриарх Алексий II, заключается в том, чтобы «духовное, нравственное очищение и возрождение России стало общенародным делом». «Если наш народ вернется на стезю отечественной веры, обновит свою приверженность вечным нравственным принципам, тогда наладятся дела и в политике, и в экономике, и в любой сфере нашей жизни», - отметил в послании предстоятель Русской Православной Церкви. «Говоря о сегодняшнем стремлении народа к духовному возрождению, он высказал мнение, что в этом надежда на лучшее будущее нашей страны. На примере Южно-Сахалинской и Курильской епархии Патриарх указал, как церковь помогает этому процессу, возрождая миссионерскую, просветительскую, благотворительную деятельность», - отмечено в информации. Полностью текст «Приветственного послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю 10-летия образования Южно-Сахалинской и Курильской епархии» можно прочитать на сайте «Седмица.ру».
На сайте Курильской епархии также можно прочитать интервью с начальником отдела регистрации общественных и религиозных объединений управления министерства юстиции по Сахалинской области Екатериной Лейник «Религиозный экстремизм - угроза национальной безопасности». Она отмечает, что весь потенциал мер правового противодействия религиозному экстремизму не всегда использовался эффективно по причине «пробелов в законодательном регулировании». Однако в настоящее время «все эти вопросы решены Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», который принят в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации». Говоря конкретно о ситуации на Южном Сахалине, юрист отмечает «плодотворную работу нового епископа»: «Например, в Горнозаводске православный приход превратился в единственный, по сути, культурный центр, поскольку остальные культурно-просветительские учреждения закрыты более пяти лет. На территории области действует 85 культовых зданий».
Через два года, в 2005 году, Дальний Восток будет праздновать 300-летие Православия на Камчатке. Как сообщает РИА «Новости», «Патриарх Московский и всея Руси Алексий II войдет в оргомитет» праздника. Отмечено, что «губернаторы и церковные иерархи выражают надежду, что предстоящему юбилею будет придан всероссийский статус».
На сайте РИА «Новости» в сообщении, посвященной этой встрече, отмечено, что «Владимир Путин со своей стороны отметил, что государство по линии министерства иностранных дел пытается обеспечивать интересы Русской Православной Церкви во многих странах, в том числе и в Эстонии».
В информации «Радонежа» рассказывается, что «Владимир Путин передал Святейшему Патриарху послание от Русской Православной Церкви за рубежом. Президент о своей встрече с руководством РПЦЗ. Глава российского государства оценил состоявшуюся встречу как позитивную. … «У меня сложилось впечатление, что происходит осознание перемен в мире», - сказал Владимир Путин об изменении позиции Русской Православной Церкви за рубежом».
Кстати, Чикагско-Детройтская епархия Русской Православной Церкви за рубежом поддерживает процесс сближения двух частей Русской Церкви, отмечено в сообщении того же сайта. «Мы благодарим Господа Бога за эти новые, плодотворные контакты и надеемся, что они приведут, наконец, к примирению в Русской Церкви», - заявили представители епархии, оценивая итоги встречи митрополита Лавра и Архиерейского Синода РПЦЗ с президентом РФ Владимиром Путиным в Нью-Йорке. Будучи уверенными, что «это примирение пойдет этапами для всех явными, с назидательным оповещением верующих», они выразили полное доверие к своим иерархам, которые, по их мнению, «будут активно преодолевать всякие препятствия к примирению».
Также на встрече с президентом Владимиром Путиным, прошедшей в среду, Святейший Патриарх Алексий «отметил важность и необходимость поддерживать добрые отношения с представителями всех конфессий, подчеркнув, что такие взаимоотношения сложились у него с верховным муфтием мусульман России «Необходимо поддерживать отношения со всеми конфессиями, так как от этого зависит укрепление мира и сотрудничества между конфессиями», - заявил Алексий II, когда речь зашла об участии Президента России в саммите ОИК.
Тем более что сегодня вопрос идет не только о сохранении самостоятельности России и ее роли на международной арене, но и о возможном усилении позиций нашего государства: Россия «в состоянии усилить свою роль как страны на стыке христианской и мусульманской цивилизаций», - такое мнение высказал Владимир Путин в беседе с журналистами на саммите Организации Исламская конференция в Малайзии. Как цитирует РИА «Новости»: «Конечно, процессы в этом мире происходят достаточно сложно, но должен отметить, что наша страна всегда была на стыке христианской и мусульманской цивилизаций, всегда развивалась как многоконфессиональная страна, в значительной степени была связующим звеном между Востоком и Западом. Сегодня, в стремительно меняющихся условиях, Россия вполне в состоянии не только поддерживать эту свою роль, но и в значительной степени ее усилить»,- сказал Владимир Путин.
«В Русской православной церкви считают, что Россия может стать одним из самых эффективных посредников между западным и исламским миром», - отмечает «Интерфакс». Об этом агентству заявил официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. «Стоит иметь в виду, что Россия вряд ли удовлетворяет основным критериям членства в этой организации», - заметил представитель Церкви, - «В то же время, - добавил он, - никто не подвергал критике то обстоятельство, что Россия является членом международных организаций основанных на западной политической философии, в частности, Совета Европы». Напомнив, что Россия исторически имела активные связи, как с Западном, так и с Востоком, представитель Церкви подчеркнул, что «она может быть одним из самых эффективных посредников между западным и исламским миром, которые сегодня переживают опасность глобального столкновения».
«Одновременно представитель РПЦ призвал «подумать и том, как укрепить сотрудничество с православными странами, такими как Греция, Болгария, Румыния, Кипр, Сербия и Черногория». По его словам, Россия, в которой до 80% населения крещено в Православной Церкви, всегда была одним из центров особой православной цивилизации. «Настала пора найти новые формы систематизированного межгосударственного сотрудничества, которые сплотили бы эту цивилизацию, укрепили в ней роль России, дали бы развиться ее исторической миссии», - цитирует слова о. Всеволода сайт общества «Радонеж».
Однако, похоже, Москве собралась становиться не только посредником между западным и исламским миром, но и включить в эту кампанию кришнаитов. «В Москве зачем-то будет построен «Ведический культурный центр», сообщается на патриаршем сайте. Под строительство мэрией Москвы выделена (не продана, повторяем, выделена) земля в довольно престижном Хорошевском районе на Ходынском поле. При этом кришнаиты как-то все время забывают сказать, что собственно к многовековой ведической культуре они имеют очень опосредованное отношение, а являются возникшей в Америке в 70-80-ых годах сектой. Подробнее об этом можно прочитать в материале на сайте Центра св. Иринея Лионского. Однако в Москве представители международного общества сознания Кришны чувствуют себя вполне комфортно: «проект центра по размаху превосходит все существующие подобные центры за пределами Индии. Общая площадь сооружения будет составлять 10 тыс. кв. м, в нем будут планетарий, несколько музеев, выставочный зал, библиотека, оздоровительный комплекс, рестораны и кафе индийской кухни. Невероятный и мало объяснимый размах для всего лишь 15 тысяч индусов, живущих в России», который, видимо, можно объяснить либо тем, что само правительство Москвы состоит в этой организации, либо некими денежными вливаниями, осуществляемыми со стороны благотворителей общества в карманы чиновников. О чем, правда, никому не известно…Также на прошлой неделе Государственная дума устранила противоречие в российском законодательстве по вопросу землепользования религиозных организаций, - сообщает сайт «Мир религий». Депутаты приняли в первом чтении законопроект, который дополняет Земельный кодекс РФ статьей о том, что «религиозные организации, обладающие земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления сельскохозяйственного производства на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность бесплатно, а в случаях запрета на приватизацию таких земельных участков, установленных федеральными законами, - в безвозмездное бессрочное пользование». По словам главы думского аграрного комитета Геннадия Кулика, «по новому Земельному кодексу религиозные организации устраняются от решения вопросов, связанных с использованием земли и подготовкой соответствующих решений, в том числе касающихся предоставления земельных участков для нового строительства (такое право оставлено только за гражданами и общественными объединениями)». Думскому комитету по собственности поручено готовить законопроект ко второму чтению.
Этой же темы касается и репортаж НТВ «Госдума готова передать землю Церкви». Как отмечено в тексте, «принятый в первом чтении законопроект позволит урегулировать оборот земель религиозных организаций, включая порядок безвозмездной передачи им в собственность земельных участков под храмовыми и иными объектами религиозного назначения. Предусматривается, что соответствующие положения будут внесены в Земельный кодекс РФ».
«Союз православных граждан» будет участвовать в выборах в Госдуму, сообщает агентство «Благовест-инфо» об этом заявил руководитель организации, главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев. Выступая на пресс-конференции, он отметил, что «религиозное большинство страны оказывается объектом для манипуляций со стороны»: «Православные верующие должны иметь возможность защищать свои гражданские права, вести прямой диалог с государством, участвовать в социально-значимых процессах, считают участники пресс-конференции», - считает председатель СПГ. «Основные задачи, ради которых СПГ идет на выборы -- это «окончательное урегулирование» взаимоотношений между государством и Церковью, открытие для Церкви возможностей полноценного социального служения и законодательная защита общественной нравственности и традиционных духовных ценностей», - говорится в информации агентства.
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии» сообщает о том, что воспитанники пяти детских садов одного из районо Екатеринбурга будут заниматься по предмету «Основы православной культуры».
Тема введения в школы «Основ православной культуры» уже давно переросла в дискуссию о том, стоит ли преподавать в принципе историю мировых религий или, к примеру, религиоведение, в школе. И если преподавать, то как. В этом вопросе встречается несколько позиций: одна из них выражена в статье на сайте «Полит.Ru». Материал «Быть ли Истине в школе?» написан Натальей Конрадовой и Борисом Долгиным и является своеобразным отчетом заседания Межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории», посвященного проблеме преподавания мировых религий на уроках истории в школе. Безапелляционное заявление авторов о том, что «рассказывать о христианстве и исламе без иудаизма, а о буддизме – без индуизма (или праиндуизма) – занятие глупое. Обходить стороной языческие верования – тем более» по причине полной безосновательности, даже не стоит комментировать.
Вопрос в другом: сегодня школе пытаются навязать так называемый религиоведческий подход к изучению религии. В частности, это должно выглядеть примерно так: «обязательное включение в религиоведение (существующее как отдельный курс или совокупность разделов в рамках других курсов – не важно) изучение истории «свободомыслия». То есть школе пытаются навязать некий политкорректный и универсальный курс, который будет написан по принципу «обо всем и ни о чем», где главное – не изучение истории (в том числе и религиозной) своей страны, а ненужная информатизация и универсализация. По сути, такая история – ничто иное, как лишение тех самых исторических корней, о возвращении к которым так любят говорить те же историки. Но, как считают авторы, «альтернативы религиозной толерантности в обществе, пытающемся быть либеральным, нет». Естественен и итог прошедшего заседания: «Конечно, никаких конкретных результатов в виде согласованных общих оснований и конкретных методик преподавания «религиозных» сюжетов участники круглого стола не добились».
Вопрос введения неких религиозно-культруологических основ в школьное образование является частью другого – более объемного и сложного вопроса – отношений государства и религии. О том, какой может быть модель церковно-государственных отношений, - статья Александра Журавского и Александра Кырлежева «Российское государство перед феноменом религиозности». По мнению авторов, политика власти в отношении конфессий должна строиться на концептуальных основаниях. «Ее общую цель можно обозначить как создание благоприятных условий для позитивного неконфликтного развития религиозной жизни в стране. Для этого, в свою очередь, следует создать (имея в виду среднесрочную и долгосрочную перспективу) систему эффективных реакций на возможные вызовы со стороны религиозной среды и наметить превентивные действия государства, позволяющие избежать конфликтных ситуаций». При этом, «управляемость в данном случае следует понимать не в смысле манипуляции конфессиональным фактором, а в смысле обеспечения позитивного участия религиозных объединений в жизни гражданского общества, частью которого они являются… В противном случае государство будет иметь дело со стихийно развивающимися религиозными сообществами, преследующими исключительно свои корпоративные цели, что неизбежно будет приводить к конфликтам как с другими конфессиями, так и с обществом в целом».
Автор уверены, что «одной из важнейших задач государственной религиозной политики является социализация религиозности, социальная адаптация конфессий». При этом они отмечают, что одним из концептуальных оснований религиозной политики государства является «выстраивание отношений с представителями религиозных традиций по принципу различения доминанты (большинства) и меньшинства», что является вполне демократическим принципом, «суть которого заключается в том, чтобы, учитывая права большинства граждан, в то же время защищать и права меньшинств». Как указывают Александр Журавский и Александр Кырлежев, с точки зрения государства «религиозное поле не ограничивается сферой жизни религиозных объединений и их социально-политической активностью, оно гораздо шире». Для того, чтобы четко себе представлять это поле и создать нормальные взаимоотношения между религиозным обществом и государством, необходимо использовать различные подходы. В частности, авторы выделяют три взаимодополнительных подхода: правовой, социально-политической и культурологической.
«Правовой подход - это восприятие религии с точки зрения светского права, которое понимает религиозность как право граждан исповедовать религию индивидуально или совместно с другими. …Правовой подход является наиболее очевидным и поэтому преобладающим, но в то же время недостаточным для формирования эффективной религиозной политики».
Социально-политический подход заключается в том, чтобы «различить присутствие религиозного в общественном пространстве за пределами собственно религиозных общин». Иными словами, речь идет о проблеме взаимоотношения секулярного и религиозного в современном обществе. Авторы выявляют существующее в обществе противоречие: «Социологические опросы дают большой процент «верующих» и незначительный процент «атеистов». В то же время, по негласно принятому определению, общество в целом является светским, секулярным». То есть «происходит смешение или даже отождествление светскости государства и светскости общества, что неправомерно». В статье указано, «религия должна иметь возможность «работать» в пространстве гражданского общества, ее нельзя ни игнорировать, ни сознательно исключать из него». «Именно в рамках социально-политического подхода уместно говорить о социальном партнерстве конфессий и государства, а также о насущной необходимости социального же партнерства религиозных конфессий друг с другом и с обществом в целом».
Культурологический подход дополняет два других: «Он позволяет государству опознать религию как культурную традицию или, наоборот, культурную инновацию». «В рамках культурологического подхода государство учитывает сложную иерархию идентичностей человеческой личности, поскольку государству важно понимать, каков культурный код граждан России». По мнению Александра Кырлежева и Александра Журавского, «использование указанных подходов к пониманию государством того, как религия присутствует в обществе и в сознании его граждан, позволяет вырабатывать механизмы и институты религиозной политики государства, а также содействовать формированию системы действий государства».
На Урале открывается Православный университет правовых знаний, - сообщает «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Занятия будут проводить ведущие преподаватели юридической академии: «Предполагается обучение по следующим предметам: конституционное, административное право; земельное право; экологическое право; гражданское и предпринимательское право; гражданский и арбитражный процесс; уголовное право и уголовный процесс; трудовое право и право социального обеспечения; церковное право. Основы православного вероучения будет преподавать кандидат богословия Высокопреосвященнейший Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский».
Другой темой недели, которую активно развивали светские СМИ, стало 25-летие понтификата Папы Римского. Активность светских журналистов в освещении темы кажется, на первый взгляд странной: с чего бы им, жителям исторически православной России, зачастую мало знакомым не только с католичеством, но и с Православием, так интересен Папа Римский? По-видимому, обилие появившихся материалов, в том числе и хвалебных, и откровенно пропагандистских, свидетельствует о спланированной информационной кампании. Ее целью было, во-первых, ознакомление читателей с таким политическим персонажем как римский понтифик, создание его позитивного образа. Также нельзя не отметить подспудно намерение сформировать у читателей совершено определенный стереотип, что, де, христианство – это такой своеобразный «религиозный комплекс», состоящий из православия и католичества как минимум. Так, например, материал в «МН» был озаглавлен «У христианства – два легких». (С тем же успехом можно продолжить аналогию – две руки, две ноги. Вот только голова одна… Чья она, видимо, автор статьи решил умолчать). А потому, прохладные отношения с папой Римским – ничто иное, как свидетельство узости и ограниченности православных верующих.
О чужом юбилее написали: автор «Газеты» Надежда Кеворкова, статья «Все мое государство видно из окна»; сайт «Вести» «Папа римский: четверть века на посту», Владимир Малышев «18 миллионов слов»; «СМИ.Ru» - статья «Бог меня призвал - Бог меня и отзовет», автор «Известий» Наталья Бабасян – статья «Затянувшийся понтификат»; автор «Журнала» Александр Туров - статья «Пилигрим свободы» и другие. Причем, эти публикации сопровождались многочисленными радио- и теле -вздохами и газетными охами по тому поводу, что Папе Римскому не дали Нобелевскую премию.
Статьи о римском понтифике шли одновременно с «программными» идеологическими материалами. Один из них – «Господу до амбиций дела нет» в «Московских новостях». Журналист газеты спрашивает нескольких российских политиков (?) о необходимости встречи Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Папы Римского. При этом материал заканчивается совершенно бредовой фразой Жириновского: «итак, необходимо помириться. И пусть из Рима идут циркуляры для христиан всей планеты». То есть, оказывается, надо не только «помириться», но и признать главенство Папы. И здесь не важно, что высказывание звучит из уст, мягко скажем, неадекватного Жириновского, важно подогревать тему и постоянно держать ее в активе. Чтобы в нужный момент заявить, что «Папа Римский желает посетить Россию». Причем, об этом желании известно давно и всем, и сообщение нужно, повторимся, лишь для реанимации темы. Другим «программным» заявлением можно считать и публикацию «Российские католики улучшили отношения с РПЦ».
По мнению авторов общества «Радонеж», подобные заявления связаны с улучшением отношений между Русской Православной Церковью и РПЦЗ: «перспектива восстановления единства православных русских людей в России и за рубежом стала вдруг реальной, и это вызвало как комментарии «аналитиков», так и спешные акции PR-технологов. Если аналитики в основном занялись самоуговариванием – мол, ничего из этого не выйдет, не помирятся зарубежники с Москвой, то технологи просто взяли да запустили в Интернет, газеты и радиоэфир пару уток на тему о якобы готовящемся сближении Русской Церкви с Ватиканом – авось, «зарубежники» услышат, примут всерьез и, в свою очередь, откажутся сближаться с Патриархией. Дешево и сердито. А главное, никакой ответственности – всегда можно сказать, что не так поняли или неправильно перевели (с русского на русский)». В материале «Вера или «клубы по интересам» анализируется ряд провокационных публикаций в СМИ, появившихся за последние две недели.Интервью с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием опубликовано в «Московском комсомольце». Автор Елена Михайлина назвала этот материал «Человек из церкви». В интервью владыка Ювеналий вспоминает, как сам пришел к Православию, размышляет об исторических событиях, о том, как строить жизнь, касается вопроса пастырского служения.
На сайте «Седмица.Ru» опубликован большой материал Николая Головкина, приуроченный у 130-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Шмелева. В статье рассказывается о детстве писателя, о его дальнейшей судьбе, анализируется его творчество. «Крест фигурировал в жизни Шмелева с самого детства: «Как-то приехала матушка от Троицы. Была она у батюшки Варнавы, и он сказал ей: «А моему... - имя мое назвал, крестик, крестик...» Это показалось знаменательным: раза три повторил, словно втолковывал... «а моему... крестик, крестик!» ... – «А тебе вот крестик велел, да все повторял. Тяжелая тебе жизнь будет, к Богу прибегай!» - не раз говорила матушка. И мне делалось грустно и даже страшно. Сбылось ли это? Сбылось».
Пережитые скорби – революция, голод, эмиграция – «дали Шмелеву не отчаяние и озлобление, а почти апостольскую радость. Через показ размеренной, светлой жизни глубоко религиозной семьи писателя в «Лете Господнем» и «Богомолье» нам явлена ушедшая эпоха. Эти описания стали свидетельствами духовного и душевного здоровья нашего народа, его искренней веры, приверженности к правде и красоте. Неслучайно современники признавались, что эти книги хранятся в их доме рядом со Святым Евангелием». «Где бы Шмелев ни работал, он всегда писал о России, для русского народа, в духовную силу которого верил безмерно… Почти все русские эмигранты буквально до конца своей жизни не могли смириться с тем, что они уехали из России навсегда. Они верили, что обязательно вернутся на Родину. Такой посмертной судьбы удостоился Иван Сергеевич Шмелев. В начале 1990-х его книги, большая часть которых, написанных в изгнании, были известны на Родине лишь единицам, окончательно вернулись в Россию. Но сейчас они стали неотъемлемой частью духовного возрождения нашего общества. А 30 мая 2000 года, спустя полвека после кончины во Франции, останки Шмелева упокоились, как и его предки, в родной Московской земле. Во исполнение последней воли Ивана Сергеевича в некрополе Донского монастыря состоялось перезахоронение с кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем праха писателя и его супруги Ольги Александровны. Как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем Слове после панихиды, совершенной в Большом соборе Донского монастыря, «настало время, когда мы можем воздать должное этому прекрасному человеку, православному писателю и истинному русскому патриоту; прежде казалось, что это время никогда не наступит».