Фото: Седмица.Ru
- Ваше Святейшество, в последние годы и даже месяцы отношения между Русской Православной Церковью и Ватиканом широко обсуждаются в СМИ многих стран, вызывают повышенный интерес политиков. Например, недавно премьер-министр Италии Сильвио Берлускони заявил о готовности сделать все возможное для улучшения этих отношений. На Ваш взгляд, происходят какие-то реальные подвижки в диалоге между нашими Церквами?
- О существенных положительных сдвигах в официальных отношениях между Русской Православной Церковью и Ватиканом говорить пока не приходится. К сожалению, события этого года - учреждение новых католических епархий в Казахстане и создание Одесско-Крымского экзархата греко-католиков на Украине - свидетельствуют об обратном.
Ватикан продолжает осуществлять экспансию на пространстве бывшего Советского Союза, где крупнейшей христианской Церковью является Православная, и это не может не вызывать у нас серьезной озабоченности.
Для кардинального улучшения отношений между двумя Церквами требуется воля и решимость реально исправить существующее положение. За словами о необходимости примирения неизбежно должны следовать дела. Однако католические миссионеры продолжают действовать в регионах, где католиков ничтожное меньшинство. На Западной Украине положение православных верующих, пострадавших от притеснений со стороны греко-католиков, так и не улучшилось. Вот проблемы, которые требуют срочного разрешения.
Поскольку это трудности межцерковных отношений, то и преодолеваться они должны самими Церквами. Усилия, предпринимаемые в данной сфере светскими политиками, пока никак не повлияли на ситуацию, поскольку ни на йоту не изменили позицию Ватикана.
Должен заметить: несмотря на существующие сложности, отношения между Русской Православной и Римско-Католической Церквами никогда полностью не прерывались. Мы имеем возможность прямого разговора с Ватиканом. Более того, и сегодня существует множество примеров добрых взаимосвязей и конструктивного сотрудничества православных и католиков в самых различных областях: культуре, образовании, благотворительности. Нам хочется надеяться, что взаимопонимание будет достигнуто и на высшем уровне.
- Одной из главных тем российской общественной жизни стали выборы в Государственную Думу, а затем и президентские выборы. Что бы Вы пожелали участникам предвыборной гонки? Собирается ли Русская Православная Церковь каким-то образом принимать участие в выборах депутатов Госдумы?
- Хотелось бы пожелать им вести честную дискуссию, уважительно относясь к своим оппонентам. Всегда надо помнить о том, что политическая борьба не должна приводить к духовной деградации ее участников, и нет таких целей, которые бы оправдали любые средства. Русская Православная Церковь не разделяет своих верующих по политическому признаку, в связи с чем не может оказывать поддержку какой-либо одной партии или движению.
"Старайтесь иметь мир со всеми (Евр. 12. 14)", - призывал святой апостол Павел. Следуя его завету, перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов.
- Как продвигается вопрос о преподавании религии в общеобразовательных школах?
- В настоящее время этот вопрос широко обсуждается, высказываются разные точки зрения. Еще в 1997 году в Законе "О свободе совести и религиозных объединениях" было закреплено положение о том, что в государственных и муниципальных школах преподавать религию можно, но факультативно, вне рамок образовательной программы. Против этого никто не возражает, и во многих местах это делается, но такой способ религиозного образования показал свою недостаточность и неэффективность, поскольку все преподавание перекладывается на плечи религиозных организаций, а школа только предоставляет им свои помещения. Во многих регионах России сложилась иная практика, инициатива которой принадлежала светским педагогам и ученым. Изучение религиозной культуры было введено в образовательную программу в рамках регионального компонента. Светскими же авторами были написаны программы и учебники по предмету "Основы православной культуры". Имеются первые неплохие результаты такого преподавания, и ни в одном регионе оно не привело к межрелигиозным конфликтам в школах.
Убежден, что преподавание знаний о религии должно оставаться добровольным. Но очень важно, чтобы дети имели реальную возможность получения таких знаний. Для этого нужно создавать пособия, готовить педагогов, продумывать методы обучения. В данной области мы делаем только первые шаги. Пока в подавляющем большинстве школ безальтернативно предлагают образование, основанное на материалистическом мировоззрении, исключающем религию. Надеюсь, что вскоре такому подходу будет предложена альтернатива, и православные родители и их дети смогут осуществить свое право на образование, которое соответствовало бы их убеждениям.
- В последнее время вновь активизировалась дискуссия вокруг проблемы кряшен, которым не дают статус самостоятельного народа. Недавно они обратились к Вашему Святейшеству с просьбой помочь в получении этого статуса. Каково Ваше личное отношение к этому вопросу?
- Действительно, кряшены уже давно добиваются возвращения им статуса самостоятельного этноса, который был утерян в сталинское время. За последние два года общественные лидеры кряшен дважды обращались ко мне с просьбой о поддержке в этом вопросе. Церковь оказала им посильную помощь. В преддверии Всероссийской переписи населения 2002 года "кряшенский вопрос", казалось, был благополучно решен. Однако этим летом он вновь обострился. Русская Православная Церковь, безусловно, не может решать, достаточен ли уровень этнического самосознания кряшен для придания им статуса отдельного народа, однако убедительные аргументы выступающих за это ведущих этнологов России видятся нам заслуживающими внимания. К тому же сейчас принято с уважением относиться к выбору национальной принадлежности, который делают сами люди.
Хотелось бы надеяться, что при обнародовании результатов переписи населения пожелания этнологов и самих кряшен будут учтены.