Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.

Копие и Брынза.
Рассказ

Протоиерей Александр Авдюгин
Протоиерей Александр Авдюгин
Всё началось проще простого и обычней обычного. В храме у дежурного зазвонил телефон – просили пригласить священника. Женский голос объяснил, что вот есть-де престарелый дедушка, которого надо бы поисповедовать, но везти его в храм никак нельзя: слишком слаб, опасаются, что дорогу не перенесёт.

На вопрос: «Ходил ли дедушка в церковь, и надо ли, кроме исповеди, причащать?» – ответили, что ранее он никуда не ходил, но в Бога верил всю свою жизнь и что, кроме исповеди, ему пока ничего другого не надобно.

«Нет так нет, но исповедовать всё равно надо», – подумал я и приготовился обсудить, когда ехать, где они находятся и на чём добираться, но, услышав моё согласие, трубку тут же положили...

Не успел я сообразить, что это за странности такие, как в храме потемнело: весь проём двери загородили две мощные фигуры.

Помните 90-е годы века прошлого и внешний вид так называемых новых русских? Плотные, широкие, коротко остриженные, с лицами без выражения и с толстыми золотыми цепями, отделявшими головы от туловища, так как понятие «шея» у них практически отсутствовало... Именно таковые и стояли в дверном проёме, вглядываясь в ими же затемнённое пространство храма. Довершали эту композицию времён «распределения собственности» малиновые пиджаки, плотно обклеивающие могучие торсы, джинсы и кроссовки с прыгающей пумой.

Должен заметить, что я до дня нынешнего так и не могу понять, чем отличались эти два посланника друг от друга. Разница между ними заключалась только в том, что один из них обращался ко мне на «вы» и называл святым отцом, а другой говорил мне «ты» и «батя». Всё остальное существенных отличий не имело, а особые приметы отсутствовали.

– Собирайся, батя, – сказал один.

Второй добавил:

– Ничего не забудьте, святой отец, в лом возвращаться будет.

Пока я комплектовал требный чемоданчик, мне был задан вопрос, который всегда задают «захожане»:

– Святой отец, а о здравии куда свечки поставить?

Я указан на центральные подсвечники и добавил:

– Записку напишите с именем, чтобы знать, за кого молиться.

– Какую записку, батя? Сам напиши, за здравие Брынзы.

– Кого? – не понял я.

– Ну вы даёте, святой отец! К Брынзе вы сейчас с нами поедете. Он и сказал, чтобы свечки поставили. Самые большие.

– Такого нет имени – Брынза. Как его крестили, каким именем?

Вы когда-нибудь видели, как отблески мысли и тени задумчивости проявляются на подобных квадратных лицах? Интересные мгновенья. Но улыбка понимания всё равно радует, независимо от уровня образованности, красоты лица и образа жизни.

– Владимиром его зовут, – поняли наконец, что от них требуется, посланники.

Дежурный записал имя в синодик, а потом уставился на пятидесятидолларовую купюру. Пять свечей, хоть и самых дорогих, столько никак не стоили.

– Так много это... – в смущении сказал он, протягивая деньги обратно.

– На храм оставь, пацан, – хмыкнул через плечо один из приехавших, который, выполнив задание по свечкам, по всей видимости, уже успел забыть о нём.

Подобным образом из родной церкви я ещё никогда не выходил. Сопровождение было словно из киносериала про бандитов. Слава Богу, что они хоть руки под пиджаками не держали. Бабули, сидящие на скамеечке у храма, с тревогой перекрестились, заволновались-зашептались. Но, увидев мой добродушный кивок, кажется, успокоились, хотя и смотрели вслед настороженно.

В машинах я не разбираюсь, но так как эта была большая и высокая, с прилепленным сзади колесом, то, значит, «джип». Забрался, как указали, на заднее сиденье, справа и слева сели мои новоявленные телохранители, и поехали.

– Вы, святой отец, не волнуйтесь, всё по уму будет, – успокоил меня сидящий справа, а «левый» добавил:

– Бать, ты чего в кейс свой так вцепился? Никуда он не денется.

И действительно, только сейчас я заметил побелевшую от напряжения руку на ручке чемоданчика, как и обратил внимание на то, что мысли мои далеки от предстоящей исповеди.

Вообще-то, страхи страхами, но, глядя на экипированную по последнему слову техники дорогую машину, представителей охраны и водителя, невольно начинаешь строить в уме образ особняка, в который меня вот-вот доставят.

Однако домик оказался небольшим, постройки годов пятидесятых, правда с телевизионной тарелкой над крышей. А вдоль дорожки, ведущей от калитки до крыльца, журчал ручеёк. Учитывая донбасский дефицит воды, безусловно, не каждый мог себе подобное соорудить, да ещё украсить место на японский манер диковинными камнями и необычным кустарником. Всю остальную территорию занимал обычный сад с беседкой и колодцем.

На крыльце встретила молодая девушка.

«Внучка, наверное», – предположил я и не ошибся.

– Проходите, батюшка, дед вас ждёт.

В зале, то есть в центральной и самой светлой комнате дома, в кресле сидел худой как жердь старик в светлой спортивной майке, в аккуратных летних свободных брюках и наимоднейших дорогих красивых туфлях, на которых не раз невольно останавливался мой взгляд в продолжение всего нашего с ним общения.

Никак не вязались эти туфли с верхней одеждой и татуировкой, покрывающей грудь и руки деда. Не силён я в зэковской символике, но трёхкупольный собор на левом предплечье и набор разнообразных синих «перстней» на пальцах рук говорил о большой зоновской эпопее моего исповедника. Да и сам дед, от модных башмаков до седой, заострённой кверху головы, напоминал что-то тюремное, острое и бескомпромиссное.

«Не “Брынзой” бы тебя назвать, а “шилом” или “гвоздём”», – подумалось мне.

В разговоре же и в исповеди дед действительно был колючим и конкретным. Говорил он тихо, чётко отделяя слово от слова, и было видно, что обдумывал он свой разговор тщательно и заранее.

– Я вот дожил до девятого десятка, батюшка, хотя мне смерть кликали лет с пятнадцати. Да видно, хранил меня Бог, – начал без предисловий мой собеседник.

– Конечно, хранил, – поддакнул я.

– Ты помолчи, отец! Ты слушай. Мне тебе много сказать надо, а сил долго говорить нету.

Брынза говорил хрупким голосом, иногда соскакивая на старческий фальцет, и очень часто дышал.

– Зона из лёгких да из бронхов выходит, астма замучила, вот и устаю долго говорить, так что ты послухай, а потом своё слово иметь будешь, если будет что сказать.

И я слушал.

Поведал мне дед Владимир, в мире своём Брынзой называемый, что по воровским статьям просидел он двадцать восемь лет по тюрьмам и лагерям, был «коронован» в «воры в законе» на одной из ростовских зон, кормил комаров в Мордовии и на лесоповалах в Сибири, и грехов у него столько, что не хватит оставшейся жизни, чтобы перечесть.

– Давайте помолимся, – сказал я, открывая требник, – а там Господь поможет самое нужное вспомнить.

Говорят, что священник не должен вспоминать даже для себя чужие исповеди и тем более хранить их в памяти. Мне трудно это сделать, потому что предо мной, устами вора в законе, открылся иной мир, со своими отношениями, законами, образом мысли. В том мире нет просто радости, как и нет просто зла, там изменены понятия и принципы, которыми мы пользуемся, но там тоже есть боль и есть любовь. Для меня многое стало откровением...

Более трёх часов говорил старик.

Нам никто не мешал, даже из сада через открытые окна не доносилось ни звука. Брынза был конкретен: он говорил только о зле, которое причинил другим. И пусть понятие «зла» в его преломлении значительно отличалось от общепринятого, но ни разу он не пустился в оправдание себя. Он перебирал дни воли и года зоны, вспоминал давно ушедших и ещё живых. Речь его, прилично разбавленная воровским жаргоном, была чёткой, последовательной и придерживалась какой-то неуловимой для меня логики, в которой каждое действие имело предшествующую причину, а каждый поступок – конкретное завершение.

Мне даже не нужно было задавать каких-то наводящих вопросов. Лишь в конце, когда проскочило у деда слово «страсть», я спросил:

– А у вас есть или была страсть к чему-то?

– Есть такой грех, отец. Краги мне всё время хотелось иметь, дорогие и шикарные.

– Чего иметь? – не понял я.

– Краги. Туфли стильные. Вот теперь имею, когда ноги почти не ходят, – пошевелил туфлями дед.

И ещё один вопрос я задал. Спросил о том, почему он в Бога верит.

– Фраера веры не имеют да малолетки нынешние, вроде тех, что тебя везли,– отмахнулся Брынза. – Серьёзный человек без веры жить не может. Хоть и своя она у каждого, но справедливости всем хочется.

Мне нечего было ответить. Я просто прочитал разрешительную молитву и засобирался уходить...

– Ты подожди, отец. Я тут книжку вашу читал, – и дед указал на томик Слободского, лежащий на тумбочке под иконой и лампадой, – так там написано, что и причащаться надо. Дома можно?

– Вам можно, да и нужно.

Рассказал Брынзе, как готовиться к Таинству, да и раскланяться решил. Старик опять остановил:

– Погодь-ка. Читал я, что у вас там копьё на службе надобно, тут вот кореша с «девятки» подсуетились и сделали для церкви. Возьми.

Старик, как-то неожиданно, откуда-то сбоку достал копие, удивительное по красоте и мастерству исполнения, но немного не такое, каким мы его обычно привыкли видеть...

С тем и распрощались. Через день причастил я Брынзу-Владимира, а ещё через недельку он и отошёл ко Господу.

На жертвеннике теперь копие зоновское. Пользуюсь я им, хотя некоторых из коллег и смущает его внешний вид...

Рейтинг: 9.9 Голосов: 48 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Фаина23 мая 2012, 01:38
Но ведь Господь всех любит! И потом давайте не будем забывать, что первым в Рай вошел разбойник
и Господь сам разумеет, кто достоит Исповеди и Причастия перед смертью,а кто- нет

а священник не может отказать умирающему в Таинствах
Дерсу Узала 3 марта 2012, 20:45
Неправильно всё это. Этот старый вор ( дичь без бирки)всю свою СОЗНАТЕЛЬНУЮ жизнь причинял людям только ГОРЕ -отнимал последнее, убивал, и не исключено что насиловал как мужчин , так и женщин.Не должен с ним никто общаться, тем более священник. Я слышал ( в БИБЛИИ ) перед БОГОМ Все равны. Но на ряду с этим - если поискать, там должны быть и исключения. Поэтому уркагану прямая дорога в АД - по этапу.
Священник хочет быть добреньким за чужой счёт.Плеваться хочется. Я так думаю, если этот священник испытает что-либо подобное по отношению к своим близким, то вряд ли пойдёт исповедовать подобны типов.
Елена15 сентября 2011, 10:58
Спасибо, дорогой батюшка!
Очень добрый и остроумный рассказ!
Георгий14 сентября 2011, 23:47
Написано конечно неплохо, но есть ощущение недосказанности. Например то, что законы уголовного мира, про которые с умилением пишет автор, по сути прямо противоположны христианским. Про это если не ошибаюсь еще Солженицын писал - он то тему знал хорошо. И как-то чересчур уважительно относится священник к блатному, уголовному авторитету - прямо ВИП-покаяние какое-то. Не хочу ни в коем случае обидеть автора, рассказ по форме хороший, но вот такие мысли возникают по его сути.
Татьяна14 сентября 2011, 19:07
Спаси, Господи, отец Александр! Вы набросали очень живой портрет современного "благоразумного разбойника". Пишите, пожалуйста, больше - у Вас замечательное, легкое "перо"!
Лана14 сентября 2011, 14:34
Замечательный рассказ! Спасибо отцу Александру!
Ольга14 сентября 2011, 10:56
Какая хорошая статья.
Спаси Господи!
владимир14 сентября 2011, 10:04
Спаси Господи, отец Александр!

Лишнее подтверждение тому, что Господь пришел не к праведникам, а к грешникам.
У каждого в этой земной жизни свой путь, и уж точно не нам судить и рядить на эту тему.
Денис13 сентября 2011, 19:14
модно про зону. а зачем?
ната13 сентября 2011, 18:30
Удивительно. Суды Божии неиспроведимы. Сподобил Господь Причастия и покаяния перед вечностью...
Ника13 сентября 2011, 15:42
Спаси Вас Господь, отец Александр!
Плачу!
Анна13 сентября 2011, 13:49
Разбойник первым в Рай попал.... хорошая статья.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Александр Авдюгин

Новые материалы

Выбор читателей

×