Стряхнуть пыль

Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 19-26 января. - Крещение Господне. – Политическое купание. – Православное единство. - Покончить с внешним управлением. – Дискредитировать монастырь. – Провокация и ложь. – Вера – не музейный экспонат. – Мэрия + кришнаиты. – Титульная латвийская нация. – Платок и борода. – Татьянин день.

19 января, в понедельник, Русская Православная Церковь отметила одно из величайших событий в истории христианства – Крещение Господне. В сообщении сайта «Регионы России» кратко изложена история вспоминаемого в этот день события: «в возрасте 30 лет Иисус из Галилеи пришел к реке Иордан, чтобы принять крещение водою от Иоанна Предтечи. Евангелие сообщает, что когда Иисус вышел из вод Иордана, небеса разверзлись, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него: «И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так миру была явлена Пресвятая Троица… Поэтому праздник Крещения называется также Богоявлением».

В другой информации этого же портала отмечено, что христиане празднуют Крещение Господне еще с апостольских времен: «Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского от II века о ночном бдении, совершаемом перед праздником Крещения Господня. Начиная с III века, Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и все великие отцы Церкви проводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли его смысл».

На сайте Казанской епархии подробно рассказывается о богослужении в праздник Крещения Господня: «Его особенность - великое освящение воды. Православная Церковь совершает великое освящение воды дважды – накануне праздника (в навечерие) и в сам праздник Крещения; благодать освящения подается одна и та же. В навечерие освящение воды совершается в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество водное, а также и крещения оглашенных, которое совершалось в этот день; в самый же праздник – собственно в воспоминание Крещения Спасителя. Вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви «великой агиасмой» – великой святыней. К ней христиане с древних времен имеют особое благоговение. … Святость этой воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время остается свежей и неповрежденной».

Накануне праздника, 18 января, и в сам день Крещения во всех православных храмах прошло Великое освящение воды. «В Храме Христа Спасителя его совершил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй», - сообщает сайт «Вести».

О том, как совершается Великое освящение воды, рассказывает сайт «Регионы России»: «В чин Великого освящения воды входят тропари и стихиры, ветхозаветные паремии, чтение Апостола и Евангелия. Поднявшись по лестнице к вершине большого сосуда со специальной системой циркуляции воды, при пении Крещенского тропаря предстоятель совершил троекратное погружение Честнаго и Животворящего Креста в воду. Затем Патриарх Алексий окропил народ Божий освященной водой». Там же можно прочитать и слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия, сказанное им по окончании богослужения.

Как сообщает «Эхо Москвы» в Санкт-Петербурге «издавна в Крещение освящалась Нева». В этом году традиция освящения  Невы возрождается, также было «освящено озеро Разлив».

О том, как проходит праздник в Спасо-Преображенском монастыре на Валааме рассказывает репортаж «Вестей». А на официальном сайте Украинской Православной Церкви можно узнать о том, что «в день Богоявления освящались воды Черного моря». Как сообщает «Российская газета» в Воронеже за купанием в прорубях следили сотрудники МЧС: «Особую тревогу силовых структур вызывала толщина льда на водохранилище – этой зимой ледяной покров довольно тонкий». Однако, как отмечает корреспондент Антон Иванов, все обошлось без эксцессов.

 На сайте «Мир религий»  говорится о том, что «в древности существовал обычай совершать в праздник Богоявления крещение оглашенных». Автор газеты «Труд» Александр Королев в статье «...И еще более очищайтесь» рассказывает о значении праздника: «В праздничных проповедях священники напоминали верующим, в частности, «крещенское» поучение святого Григория Богослова: «Будьте совершенно чистыми и еще более очищайтесь, ибо ничему так не радуется Бог, как исправлению и спасению человека: для этого - всякое слово и всякое таинство». Крещение, говорил святой Григорий, есть завет с Богом о вступлении в новую жизнь и о соблюдении большей чистоты. Диавол бессилен перед человеком, принявшим крещение: он отступает от него, как некогда отступил от Христа, «первого Света».

По мнению корреспондентов сайта «Религия в гражданском обществе», «Крещение для российских политиков стало поводом продемонстрировать собственную религиозность». О традиции купания в крещенских прорубях, в том числе и российских политиков, статья Надежды Кеворковой «Окунулись» в «Газете». Говоря о свойствах святой воды, автор приводит слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о том, что «крещенская вода - это святыня и что употреблять ее следует «для исцеления и для укрепления душевных и телесных сил нас и наших близких и родных». Однако далее отмечает Надежда Кеворкова, «окунаться в прорубь - дело добровольное. Но именно прорубь привлекает все больше участников и становится делом государственным».

О традиционной поездке сестер Гефсиманской обители в Иерусалиме в Галилею к истоку Иордана рассказывается на официальном сайте Русской Православной Церкви заграницей: «Как известно, место крещения Спасителя в Вифаваре близ Иерихона находится на военной израильской зоне и открыто для православных лишь раз в году в крещенский сочельник. … В этом году разделить с нами богоявленское торжество приехал из Германии Архиепископ Марк. … Владыка совершил чин водоосвящения в сослужении иеромонаха Никона. Пели сестры двух обителей. Над водой вместо голубя летали белые чайки».

На сайте «Православной газеты» опубликован материал «О святости крещенской воды». В ней рассказывается об освещении воды, а также поясняется, для чего освящается вода и как после этого она должна хранится и употребляться.

Статью протоиерея Максима Козлова «Тайна явления Бога» о празднике Крещения можно прочитать на сайте «Богослов.Ru». В числе прочего, о. Максим отмечает: «В одной из церковных стихир этого праздника поётся: «Днесь вод освящается естество». И освящается не только вода, но и весь окружающий нас тварный материальный мир, а вода лишь как самая чистая, прозрачная его стихия. И то, что прежде было или казалось нейтральным и внешним по отношению к человеку, а иной раз опасным и бурным, становится преображённой Богом, животворящей, чудесной, напояющей, утешающей, освящающей и омывающей нас стихией, становится не просто физической материей, но теми водами, в которых мы возрождаемся в купели Крещения для вечной жизни. И это есть залог того будущего преображенного состояния мира, который увидят праведники, когда по Втором пришествии Бог будет «все во всем» (1 Кор. 15, 28) и когда не будет уже ни молекулы, ни атома, которые не были бы преображены, изменены и восстановлены Божественной благодатью. И как напоминание о действительности этого Божиего обетования, ныне изымается из естественного течения физических законов освящаемая во дни Крещения Святая вода. Она не подвержена присущим обычной воде процессам распада и гниения… Крещенская вода есть одно из, наряду со множеством других, свидетельств неотмирной природы Церкви. Церковь Божия уже здесь на земле причастна Церкви Небесной».

Другой темой прошедшей недели, прозвучавшей в СМИ, стали слова Патриарха Московского и всея Руси Алексий о необходимости «скорейшего проведения Великого Собора Православных Церквей». Как цитирует РИА «Новости», Патриарх Алексий убежден в том, что «в наше время необходимо укреплять православное единство - это настоятельное требование времени». «При этом Патриарх Алексий высказал сожаление, что «подготовка к Святому Великому Собору Православных Церквей не осуществляется, хотя на нее было потрачено много сил в 60-е годы». Об этом же сообщает НТВ, «Страна.Ru» и «Newsru.com».

Эту же проблему Патриарх Алексий обсуждал и с Патриархом Александрийским и всей Африки Петром VII, который прибыл в Москву 20 января. Как сообщает «Newsru.com», «Петр VII - 115-й предстоятель древнейшей христианской церкви, основанной в первом веке на севере Африки апостолом и евангелистом Марком. Он был избран на престол в 1997 году. Главной задачей Александрийской церкви всегда была миссионерская деятельность среди африканских народов. История взаимоотношений православных церквей России и Африки уходит в глубь веков, традиционно их связи отличались взаимопониманием и сотрудничеством. Петр VII уже посещал Россию в 1999 году в связи с открытием представительства Александрийской церкви в Москве». В материале Марии Свешниковой, автора «Страны.Ru», содержится подробный экскурс в историю Александрийской Православной Церкви.

21 января в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Петр VII ответили на вопросы журналистов. Текст их ответов приводит "Седмица.Ru". В частности, говоря о единстве православных народов, Патриарх Петр VII отмечает, что Александрийский Патриархат заботится о миссионерском служении на Африканском континенте, но при этом «не навязывает другим свою веру, не занимается прозелитизмом».

Патриарх Алексий, отвечая на вопросы журналистов, рассказывает о предстоящем Очередном Всемирном Русском Народном Соборе, который состоится 3-4 февраля в Троице-Сергиевой Лавре и в Свято-Даниловом монастыре: «тема Собора – «Россия и православный мир». Международное межправославное взаимодействие, вызовы динамично меняющегося мира, происходящие в разных регионах конфликты, угрозы терроризма и экстремизма, - все это побуждает нас думать о месте России в мире, о ее роли как одного из центров православной цивилизации».

С Патриархами - Всея Руси Алексием и Александрийским Петром VII, встретился президент России Владимир Путин - сообщает сайт «Первого канала». Подробно на этой теме останавливаются авторы «Независимой газеты» Олег Недумов и Даниил Щипков в материале «Президент встретился с патриархами». По мнению авторов, «не исключено, что Путин обсуждал с ними вопрос о созыве Всеправославного Собора». При этом - собственно фамилия Путина в материале нужна, видимо, исключительно для привлечения читательского внимания к проблеме, так как в статье больше о нем не упоминается.

Приближение президентских выборов, естественно, отражается и на материалах в прессе. Появляются материалы-рассуждения, исследования мировоззренческого характера, в которых авторы пытаются проанализировать сложившуюся в стране ситуацию и в какой-то мере спрогнозировать дальнейшее ее развитие. К таким материалам можно отнести статью политолога Станислава Белковского «России пора распрощаться с Внешним управляющим». Автор отмечает, что «Владимир Путин … уже выиграл очередные президентские выборы»,  но, говорит он далее, пока неясно, «чем обернется для страны эта заблаговременная победа». По сути, сегодня перед аналитиками стоит вопрос о том, каким будет «второй срок правления Путина».

Критически оценив попытки многих современных аналитиков спрогнозировать будущее России, исходя исключительно из ложных экономических посылок и еще больше - обманчивых экономических ожиданий, автор отмечает, что вопрос о цели почему-то не ставится. А между тем, «второй срок Путина – это … годы определения участи огромного бездомного куска суши, на котором когда-то располагалась - и, может быть, куда еще вернется – Империя».

В связи с этим, Станислав Белковский выделяет следующие предпосылки «Второго Срока»: «во-первых, России как полноценного субъекта политики, носителя суверенной воли уже – и пока что - не существует. На протяжении минувших 12 лет территория, обозначаемая на политической карте мира как «Российская Федерация», находилась под внешним управлением» «кредиторов» – США и транснациональных корпораций». «Во-вторых, до сих пор не сформирована российская нация как народ, связуемый воедино судьбой и общим кругом врагов». «В-третьих, … превозносимая многими наблюдателями стабильность России абсолютно иллюзорна». «В-четвёртых, за минувшие 12 лет разрушены религиозные основания бытия русского народа и, соответственно, национального единства». «В-пятых, - и надо это признать со всей моментальной смелостью, - русский либеральный проект 90-х годов XX века потерпел крах». «В-шестых, Россия, несмотря на слабость и расплывчатость ее национального образа, остаётся участником мировой политики, где в последние годы зреют роковые перемены, набирают силу поистине тектонические процессы. И никакая стратегия развития страны не может быть выстроена, если от этих процессов абстрагироваться».

Эти предпосылки «придают второму сроку Владимира Путина … катастрофическое содержание»: «повестка бытия и действия лидера определяется перефразированной кантианской тетрадой: что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое Россия?», где «последний вопрос – самый сложный. Но … ответить на него придётся в первую очередь».

Далее автор останавливается на том, что такое – «внешнее управление» в масштабах страны, и как появился и закрепился «внешний управляющий»: «США согласились на роспуск СССР при условии, что Россия как номинальный правопреемник сверхдержавы признает свою историческую несостоятельность и согласится с передачей механизма принятия стратегических решений Комитету Кредиторов (КК). КК, в свою очередь, нуждался в полностью лояльном Внешнем Управляющем (ВУ), который руководил бы Россией в стратегических интересах Вашингтона. Таким коллективным Внешним Управляющим стала наша элита девяностых годов – совместное предприятие Б. Н. Ельцина и американской администрации (с контрольным пакетом у последней). … Был определен и гонорар за Внешнее Управление – легализация собственности ВУ на Западе и право безмятежно существовать в «цивилизованном мире» после окончания службы».

Все это привело к тому, что «элита 90-х сознательно пошла на создание пропасти между собою и 99% населения России. Пропасти, которая периодически заполняется трупами. И эти трупы, в отличие от немногочисленных бизнес-узников элитных СИЗО, никто прилюдно не оплакивает. И братские могилы не поливает дорогим коньяком». А, следовательно, «важнейшая задача второго срока Путина – прекращение внешнего управления, периода гетерономного существования страны. Россия должна обрести свою национально-государственную субъектность и, как следствие, те самые национальные интересы. Восстановление субъектности, в свою очередь, невозможно без возвращения к основополагающим историческим и духовным ценностям России, вытесненным и придавленным девяностыми годами, Комитетом Кредиторов и Внешним Управляющим. Мы должны постановить и понять, что центр принятия решений о судьбах России находится в самой России – и нигде больше. Это страшное постановление, потому что оно предполагает совершенно новый уровень ответственности за самих себя, которой нет и не могло быть в знойных тропических кущах американского проекта». По мнению автора, именно «в 2004-2008 должны быть заложены основы российской нации. У этой нации есть единая судьба – имперская».

Однако, для того, чтобы «выйти из режима внешнего управления» страна должна распрощаться с внешним управляющим – элитой девяностых годов: «Поскольку эта элита не считает сохранение России как единой этнокультурной и геостратегической сущности самоценным. Страна для неё – лишь набор материальных ресурсов, эксплуатируемых с той или иной коммерческой эффективностью». Соответственно, стране нужна новая элита: «Разбудить дремлющие силы российского народа, преодолеть его разрозненность и сплотить во имя реализации национального проекта – центральный вопрос повестки дня второго срока нынешнего президента страны».

Далее автор рассуждает о проблеме симуляции политики в политике, когда через выхолащивание языка происходило создание некоей понятийной завесы, смыслового тумана, призванного оправдать все действия внешнего управления: «Рассуждение о «демократии и свободе» в исполнении типового представителя элиты девяностых имеет не больше отношения к либеральным ценностям, чем В. И. Ленин – к освобождению рабочего класса, а И. В. Сталин – к созданию «высшей формы демократии»… То, что до сих пор именовалось у нас либерализмом, было на самом деле реализацией концентрированной воли Америки в отношении России».

А потому сейчас уместно говорить не о кризисе либерализма,  а о «кризисе американской экспансии», о «крахе смысловой базы режима Внешнего Управления». Чтобы окончательно перешагнуть за черту временного управления, нынешний лидер страны должен, в первую очередь, «расстаться с языком девяностых», и, тем самым, «отказаться от взаимодействия с политической гиперреальностью, в которой существуют, изображая жизнь и действие, одни лишь фантомы»: «Первый шаг к реальному, шаг одновременно вперёд и назад будет для Путина самым трудным… Первое столкновение с реальной реальностью – почти всегда трагедия». Однако, «президент не должен бояться не подконтрольных ему напрямую политических сил», - считает автор, так как «исторически природа верховной (в данном случае – президентской) власти в России такова, что глава государства как общенациональный лидер всегда стоит над партиями. Ибо источник его власти носит трансцендентный характер».

Вторая важная задача президентского правления – после смены языка и элит – это «демократизация медиа-среды». «Еще один важный фрагмент повестки дня – возрождение полноценной интеллектуальной, научной, литературной среды. Медиа-сообщество должно утратить эксклюзивный статус учителя нации. Необходимо создать альтернативные каналы коммуникации между новой элитой и народом».

 Естественно, что «режим Внешнего Управления во имя собственной стабильности потребовал расправы над потенциальными источниками энергии возмущения - российской историей и российской традицией»: «Итак, на протяжении очень короткого исторического отрезка … российский народ понял, что все его святыни не стоят выеденного яйца, всё, чему его учили много столетий подряд – полная и к тому же злокозненная ерунда, и нет у него теперь ни истории, ни Бога, ни Царя, ни Отечества». Чтобы преодолеть последствия этого «кризиса судьбы», сегодня необходимо: «возрождение России как Империи»; «возрождение Православия как ключевого политико-социального фактора бытия и развития нации»; «возрождение роли и статуса Верховной Власти как защитника и гаранта интересов российского народа»; «возрождение Российской Империи как геополитического субъекта, способного сыграть существенную роль в борьбе против глобального господства антихристианских сил». В целом же, «национальный проект как система действий по формированию российской нации как стержня Империи не может не быть мессианским», где «Империя – понятие, в первую очередь, цивилизационно-культурное, а не административное или военное».

Тем более это становится актуально в связи с той внешней политикой, которая проводится в мире США: «Соединённые Штаты несут миру уже не просто Кока-Колу и Мэрилин Монро – новую религию. И религия эта – отнюдь не христианство. Это - учение о растворении человека во всемогущей техносфере, председателем верховного совета которой и является новый бог – антропоморфное существо с американским паспортом, бесконечно высоким IQ и знанием секретных Кодов Доступа… Новую религию Америки (назовём ее Религией Матрицы) можно считать и своего рода результатом радикальной модернизации протестантизма, приведшей в конце концов, как и следовало ожидать, к развенчанию Единого Бога... Итак, во чреве мира зарождается мощное антихристианское (шире – антимонотеистическое) восстание... Какова же здесь роль России? Есть ли у неё шанс выжить и выстоять?». Автор уверено, что такой шанс есть, «но лишь при условии, что в международной политике мы тоже вернёмся из виртуального в реальное и прекратим попытки экспорта русской гиперреальности – откажемся от привычки к псевдодействиям, которые мир не воспринимает всерьёз в силу их изначальной неискренности и стратегической бессмысленности».  

«Гарантами же того, что Россия окажется готова к реализации миссии, могут быть только её внутренние институции. В первую очередь, Церковь и армия», - отмечает Станислав Белковский. Однако пока время внешнего управления еще продолжается: «Второй срок может оказаться последним. Или первым. Вы будете смеяться, но это зависит от одного единственного человека – Владимира Путина. Страшно, Владимир Владимирович?».

Внезапно и - явно спланировано – в прессе появились статьи, направленные на дискредитацию Сретенского монастыря и его настоятеля. Это и материал Анны Рудницкой «Школьное братство» и статья Александра Солдатова «Первый срок «президентского духовника» о. Тихона (Шевкунова) подходит к концу», и публикация Надежды Кеворковой «Сретенский монастырь требует закрытия французской школы», и другие. Часть публикаций конкретно посвящена конфликту вокруг французской школы, расположенной во дворе Сретенского монастыря. Публикации полны искажений и очевидной лжи. Так, например, в статье Анны Рудницкой утверждается, что мол, монахи еще в 1992 году не пускали учащихся в школу и сталкивали детей с крыльца, хотя возрождение монастыря началось лишь в 1994 году.

Г-н Солдатов в своей статье старательно пытается стравить наместника Сретенского монастыря с митрополитом Кириллом, у которого, де «отнимают хлеб». Также, оказывается, о. Тихон изгнал (!) «модернистскую общину о. Георгия Кочеткова» и преследовал «кочетковцев» до конца»… Видимо, в больном воображении автора, наместник Сретенского монастыря избил в алтаре священнослужителя, а потом, свалив всю вину на непричастных «кочетковцев», добился запрещения в служении о. Георгия. В общем, натяжки и домыслы сменяют друг друга, с головой выдавая намерения автора, – одного из приспешников суздальских раскольников, давно и активно выступающих против Православной Церкви.

По мнению одного из авторов «Единого Отечества» Александра Державина, высказанного в статье «Кого они боятся? Создание видимости внутрицерковного конфликта, как необходимый компонент современного антиклерикализма», истерия вокруг Сретенского монастыря связывается и с попытками восстановить литургическое общение с Русской Православной Церковью Заграницей: «Мы видим, что те же «специалисты по религии», для которых критика любой инициативы Церкви - профессиональная обязанность, прилагают немало усилий для того, чтобы тем или иным способом доказать светскому обществу, а если возможно - и верующим бесперспективность, опасность и невозможность преодоления разделения между Патриаршей и Зарубежной частями Русской Церкви, а также - наличия внутреннего конфликта среди его активных сторонников».

К разряду статей, направленных на разрушение наметившегося объединения между Русской Православной Церковью и РПЦЗ относит другой автор этого же сайта Иван Федоров материал, появившийся в «НГ-Религиях» «Под колпаком» у Мюллера». Иван Федоров уверен, что «противники восстановления единства РПЦ и РПЦЗ пытаются раскрутить карту «нацистского коллаборационизма» Зарубежной Церкви».

Проблема освещения жизни православной Церкви в СМИ поднималась на прошлой неделе митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в передаче «Страна и мир». Материал «Православие - это не фольклор, не лубочная картинка, не сусальное изображение «под старину» републикован позднее на официальном сайте Русской Православной Церкви. Митрополит Кирилл отмечает, что «Православие дает огромный интеллектуальный и духовный заряд человеку, определяя его жизненный выбор, мотивацию его поступков. Собственно, главная задача Церкви заключается в том, чтобы воспитывать людей в системе духовно-нравственных ценностей, которые принес человечеству Спаситель, и дай Бог, чтобы российские средства массовой информации, говоря о Православии, наконец, обратили внимание на эту сторону дела». Кроме того, в интервью другому изданию, митрополит Кирилл «призвал журналистов пересмотреть подход к освещению религиозной жизни. «Вера - не музейный экспонат, не археологическая находка, с которой стряхнули пыль, - это движущая сила общества, и задача сегодня заключается в том, чтобы объяснить это людям».

На сайте «Религия и СМИ» опубликовано интервью с журналистом Аркадием Мамонтовым, в котором автор Филипп Щипков также поднимает вопросы веры и работы в СМИ. На вопрос «возможна ли проповедь на государственном телеканале, и в какой форме?», аркадий Мамонтов отвечает: «Россия действительно светское государство и останется таким. Но в проповеди религии нет ничего плохого, даже когда она произносится с экрана телевизора. Она призывает только к любви и милосердию. Что в этом плохого? Что лучше – отдать эфирное время эстрадной группе с полуобнажёнными телесами, на которую будет смотреть молодёжь, или дать слово людям, которые скажут какие-то умные слова». Также заходит речь и о влиянии убеждений, веры на работу журналиста, на отношение СМИ и зрителей к религиозным убеждениям политиков, на недостатки работы СМИ на религиозную тематику: «Человек – подобие Божье. Его надо убеждать в том, что он не подобен зверю. Нужно человеку рассказывать о его душе, о том, что можно вести не только аморальный образ жизни. Рассказ о жизни святых, о жизни церкви, об её истории должен воспитывать не звериное, а человеческое и божественное в людях. Такой работы очень мало, её не хватает. Молодёжь не знает, что при советской власти нельзя было даже зайти в храм, за это могли выгнать из института, могли посадить, нельзя было носить крестик, креститься было опасно. Молодёжь стоит на распутье, с одной стороны ей показывают голые тела, а с другой стороны есть другая Россия, другое понимание жизни».

Другой темой прошлой недели стала новость из московской мэрии -  Столичные власти решили предоставить религиозной организации - Московское общество сознания Кришны земельный участок площадью около 1,05 га на Ходынском поле, сообщает сайт «Newsru.com». Оказывается, «власти Москвы приняли это решение, «учитывая потребность в поддержке религиозных организаций» и «в целях обеспечения реализации городских социальных программ». Постановление подписал мэр Москвы Юрий Лужков.  Почему в качестве «поддерживаемых» оказались кришнаиты, не совсем ясно. Также как и непонятно, о каких «социальных программах» идет речь. О программах обращения в ведическую веру? По мнению «Коммерсанта» «Юрий Лужков проникся сознанием Кришны».

Как полагает «Союз Православных Граждан», «мы вновь видим двойственную политику московских властей». «Земля выделена в престижнейшем районе, рядом с Дворцом Приемов мэрии Москвы, в районе элитного жилья и престижных гостиниц. Прицел кришнаитов ясен - вести свою работу среди жителей этого престижного района. Одновременно мы не видим никакого прогресса в вопросе строительства православного храма в районе м. «Аэропорт», неясно до сих пор и с приходом на Ходынском поле. Мы сталкиваемся с многочисленными проблемами с возведением новых храмов в спальных районах Москвы, где церквей практически нет. … Вот таково подлинное отношение к Церкви». К сожалению, больше никакой реакции – ни от депутатов, ни от журналистов не последовало. Зачем? Ведь выборы уже прошли…

О приюте в Марфо-Мариинской обители Москвы рассказывает «Московский комсомолец» в материале «Заплаканная Жизель». Автор Ольга Богуславская подробно останавливается на «уникальном человеческом опыте». В обители сегодня – 20 детей. И могло бы быть больше, но «главной проблемой приюта является невозможность набирать детей, потому что половина территории обители до сих пор занята»  поликлиникой №68 и центром имени Грабаря, которому много лет власти Москвы не могут предоставить помещение. Потому, видимо, что их не финансирует Центр Форда, как финансирует он кришнаитский комплекс. А значит, будут сироты, поликлиника и уникальный реставрационный центр существовать вместе. 

Министерство образования РФ выступает за введение в школах основы православной культуры в обязательную программу. А в «русских школах Латвии запретили преподавание на русском языке», сообщает РИА «Новости». «Следовательно, как отмечают наблюдатели и эксперты, фактически восстановлена изъятая в прошлом году под давлением русскоязычных жителей Латвии и международных организаций из закона «Об образовании» формулировка о ведении преподавания в школах нацменьшинств «только на государственном языке». Лейтмотивом «выступлений с трибуны сейма стало утверждение, что в Латвии решения принимают представители «титульной нации», а всем другим следует их выполнять. Депутат от Народной партии Александр Фирштейн посоветовал тем, что хочет учиться на русском языке, уехать в Россию».

На сайте журнала «Фома» опубликованы воспоминания о Сурожской епархии митрополита Сурожского Антония. Они названы «Быть православным в Англии». А на сайте «Русь едина» рассказывается о русской церкви в Перу.

В то же время, «во Франции не утихают религиозно-политические страсти», отмечает автор издания «Время Новостей» Петр Розварин  в статье «Игры с платком». «Обострение религиозных страстей во Франции вызвано подготовленным правительством проектом закона о светском обществе». По мнению автора «самое опасное то, что на этой ситуации спекулируют экстремисты -- как правые и левые «ультра», так и исламские фанатики». Как утверждает «Седмица.Ru», «Франция может запретить мусульманским студентам носить бороду», так как они могут являться «явным религиозным символом».

Весьма интересное сообщение появилось на сайте «Радонежа»: «Посол Израиля в Швеции разгромил инсталляцию на тему палестинского терроризма».  Заметим, разгромил на выставке в историческом музее Стокгольма: «Инсталляцию увидел посол Израиля в Швеции и пришел в бешенство. Это не искусство, сказал он, это чудовищно. И чтобы выразить свое отношение к инсталляции, он бросил в нее осветительную лампу. … Между тем премьер-министр Израиля Ариэль Шарон позвонил по телефону послу Израиля в Швеции Цви Мазелю и одобрил его действия». Так что, в следующий раз, когда сторонники «свободного искусства» типа Марата Гельмана или Самодурова надумают возмутиться тем, что их анти-православные выставки далеко не всем нравятся, пусть вспомнят, что посол Израиля, равно как и президент этой страны не посчитал «мракобесием» и «варварством» разгромить антиизраильскую экспозицию. И, заметьте, на него никто не подал в суд, никто не призвал его «цивилизовано решать конфликт», никто не попенял ему за такую «невоспитанность».

«Вопросу о прославлении Ивана Грозного, Григория Распутина, Сталина и т.д.» посвящена передача «Православная энциклопедия». Материал еще раз касается вопросов канонизации некоторых исторических деятелей, а также  того, кто и почему добивается ее.

Неделя закончилась Татьяниным днем. «По преданию, святая Татьяна родилась в знатной римской семье. С малых лет она воспитывалась в духе христианской веры. Все свои силы святая отдавала служению Богу, много молилась, помогала бедным и была избрана диаконисой. Во время гонений на христиан святая Татьяна была схвачена и приведена в храм для принесения жертвы. Однако когда она молилась перед смертью, внезапно произошло землетрясение: идол развалился на куски, а храм разрушился. В 235 году Татьяна приняла мученическую кончину. В 1755 году в день святой мученицы Татьяны был основан Московский университет, в ее честь была освящена и университетская церковь. С тех пор Татьянин день считается студенческим праздником».

Анна Гальперина

29 января 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×