Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 17 – 24 мая. – Вопросы единства. – Общая молитва. – Переговоры в Свято-Даниловом монастыре. – Вакханалия домыслов. – Купола Живоначальной. – Вознесение Господне. – Курс на уничтожение образования. – Каждой хате – свой эксклюзив. – Сын Адама у микрофона. – Религия и кино. – Памяти святителя Николая.
Визит делегации Русской Православной Зарубежной Церкви в Россию на прошлой неделе был самой обсуждаемой темой. Посещение московских святынь, переговоры с Патриархом Московским и всея Руси Алексием привлекали внимание как светских, так и церковных журналистов. Главный вопрос, который волновал всех наблюдателей, был о том, будет ли восстановлено единство Русской Православной Церкви и как быстро.
Сами представители Русской Православной Зарубежной Церкви говорили «о возможности более быстрого сближения с Русской Православной Церковью», сообщает агентство «Интерфакс». Об этом заявил «известный богослов и публицист Русской Зарубежной Церкви из США протоиерей Петр Перекрестов». В частности, он сказал: «Зачастую великие решения в истории Церкви принимались неожиданно». В свою очередь, специальный представитель Русской Зарубежной Церкви протоиерей Николай Артемов (Германия) «выразил недоумение попытками отдельных людей помешать объединению зарубежной и патриаршей частей Русской Церкви».
«За сближение Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом высказался Митрополит Лавр на встрече со студентами Московских духовных школ», - сообщает сайт «Newsru.com». «Обоюдное желание наших Церквей найти пути сближения», по словам Митрополита Лавра, необходимо, «чтобы и нам, находящимся за границей, принимать участие в церковной жизни России». Надежду на успех предстоящих переговоров Патриарха Алексия с первоиерархом Зарубежной Церкви выразили в Московской Патриархии. Как сообщают «Вести», Патриарх Московский и всея Руси Алексий «готов к диалогу с Зарубежной Церковью». В частности, Патриарх Алексий «отметил, что проблемы, разделявшие две части Русской Церкви, остались в прошлом. Он заявил о необходимости открытого диалога».
О взаимоотношениях с Русской Православной Церковью Зарубежом газете «Время новостей» рассказывает председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он отмечает, что причины разделений между Русской Православной Церкви и РПЦЗ были, в первую очередь, политическими, «но никаких принципиальных, непреодолимых препятствий для единства уже не осталось. Церковь, слава Богу, свободна, и теперь этот процесс будет развиваться на основании церковных канонических норм. Но значение вновь обретаемого единства выходит за границы внутрицерковного вопроса. Это ведь дело общенациональной важности -- восстановление духовного единства разделенного народа, окончательное преодоление наследства трагических лет революции и гражданской войны».
Много публикаций в прессе появилось после богослужения в Бутово, на котором присутствовала делегация РПЦЗ. Подробнее о самом событии рассказывает «Радонеж». Газета «Труд»в статье Валерия Коновалова «Молитва станет общей» также рассказывает о богослужении в Бутово, правда, в нескольких абзацах. Остальная статья посвящена рассказу об отношениях между Русской Православной Церковью и РПЦЗ, а также рассказу о подробностях визита зарубежной делегации.
По этому же пути пошла и автор «Газеты» Надежда Кеворкова в статье «Новомученики примиряют две Церкви». Автор кратко рассказывает о встрече зарубежной делегации в аэропорту, упоминает о богослужении в Бутово, где всего прочего цинично и пренебрежительно заявляет о том, что де, к приезду зарубежной делегации «явно была реанимирована» в общественном сознании. Так и кажется, что полностью одураченный народ идет на поводу у хитрых манипуляторов, которые, когда надо «реанимируют» темы массовых репрессий, а когда не надо вновь их вгоняют в кому. Подобные заявления обычно порождает мнимая искушенность журналистов в политике, которые везде начинают видеть пиар и политические манипуляции, чего не избежала и автор «Газеты».
Еще больше отличился автор издания «Время новостей» Кирилл Василенко. Он, рассказывая о богослужении в Бутово, просто заявил о том, что «Заокеанский Митрополит Лавр и Патриарх Алексий провели первое совместное богослужение». Не будем придираться к тому, что Митрополит Лавр назван «Заокенаским», хотя, как известно, он зовется «Восточно-Американским и Нью-Йоркским». Гораздо интереснее, что Кирилл Василенко заявил о том, что де, первоиерархи провели «совместное богослужение». Странный термин. Служить вместе Патриарх Алексий и Митрополит Лавр не могут, так как между нами пока нет евхаристического общения. На всех фотографиях с богослужения в Бутово видно, что все священники Русской Православной Церкви – в облачении и сослужат Патриарху, вся же делегация РПЦЗ – без праздничных облачений, зарубежные иерархи просто присутствуют за богослужением, молятся, но не служат. Автор совершил ошибку из-за незнания темы и специфики. А может быть, и сознательно написал так, чтобы вызвать лишний шум в стане тех зарубежников, которые опасаются возвращения в лоно Русской Православной Церкви. Об этом свидетельствует и следующий пассаж: «Несмотря на отсутствие официальной договоренности о молитвенном общении, в субботу главы двух церквей уже провели совместное богослужение».
Особой частью программы делегации РПЦЗ в России стало посещение Троице-Сергиевой Лавры. Вот как об этом рассказывает сайт «Богослов.Ru»: «В обители Живоначальной Троицы и преподобного Сергия Радонежского делегацию РПЦЗ встретили наместник Лавры епископ Сергиево-Посадский Феогност и ректор Московской духовной академии и семинарии, Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, архиепископ Верейский Евгений. После поклонения мощам игумена Русской земли делегация присутствовала за богослужением в Успенском соборе… В завершение пребывания в Троице-Сергиевой Лавре Митрополит Лавр и прочие члены зарубежной делегации встретились с учащими и учащимися Московских духовных школ». Стенограмма встречи делегации РПЦЗ со студентами и преподавателями МДА опубликована на том же сайте.
Автор «Российской газеты» Мария Хомякова в статье «Движение навстречу» рассказывая о визите делегации РПЦЗ в Россию, останавливается на посещении иерархами Троице-Сергиевой Лавры.
«18 мая 2004 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре начались переговоры делегации Русской Православной Церкви и делегации Русской Зарубежной Церкви, возглавляемой ее первоиерархом Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром», - сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви. В приветственном слове Патриарх Московский и всея Руси Алексий сказал, что «нынешняя наша встреча, первые шаги к начавшемуся сближению, являются … желанием сердца многих и многих из нас, потому что ныне устранены причины, прежде нас разделявшие», а также еще раз отметил, что «в современной России государство не вмешивается во внутреннюю жизнь Церкви» и «сегодня Русская Православная Церковь свободна». Также об этом сообщают РИА «Новости», сайты «Регионы России» и «Newsru.com».
Как передают «Вести» «встреча проходит в расширенном составе: помимо первоиерархов в ней принимают участие делегации обеих частей Русской Православной Церкви, которым предстоит совместно обсудить перспективы сближения». А агентство «Интерфакс» отмечает, что «первая в истории встреча глав Московского Патриархата и Зарубежной Церкви проходит в стенах древнейшей обители российской столицы, в монастыре, основанном благоверным князем Даниилом Московским. Как отметил сегодня Патриарх Алексий, именно с возвращения Даниловской обители Церкви в 1988 году, накануне 1000- летия Крещения Руси, началось возрождение храмов и монастырей не только Москвы, но и всей Русской Православной Церкви»
То же агентство несколько часов спустя сообщает: «Патриарх Московский и всея Руси Алексий и первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр заявили о намерении восстановить единство Русской Православной Церкви». Также на переговорах было решено «достигнуть восстановления евхаристического общения и канонического единства внутри единой поместной Русской Православной Церкви, неразрывной частью которой всегда осознавала себя Русская Зарубежная Церковь».
Более подробно об итогах переговоров можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви: «На состоявшихся собеседованиях было выражено общее желание Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви преодолеть трагическое разделение нашего народа, возникшее вследствие революции и Гражданской войны, и достигнуть восстановления евхаристического общения и канонического единства внутри единой Поместной Русской Православной Церкви... Наша цель - приблизить тот день, когда мы единеми усты и единем сердцем будем славить Бога». Далее в документе идет речь о работе комиссий, «ранее работавших по отдельности», которые в ближайшем будущем приступят к совместной работе. В частности, они будут изучать вопросы о принципах взаимоотношений Церкви и государства, о принципах взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, о статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляющейся части Русской Православной Церкви и о канонических условиях для установления евхаристического общения. Комиссия должна будет подготовить совместное заявление по упомянутым вопросам, «отражающее современное их понимание как Церковью в Отечестве, так и Зарубежной Церковью». Документ должен быть утвержден Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.
«По итогам собеседований состоялась пресс-конференция, в ходе которой на вопросы журналистов ответили участвовавшие в собеседованиях митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и архиепископ Берлинский и Германский Марк, председатель комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом», - сообщает тот же сайт. Представители российских и зарубежных СМИ спрашивали архиепископа Марка о том, какой он видит конечную цель развивающегося ныне процесса сближения с Церковью в России. Владыка Марк ответил: «Конечным итогом данного процесса должно стать единение Церкви. Мы, Зарубежная Церковь, всегда воспринимали себя как неотъемлемую часть Русской Православной Церкви, поэтому стремление к единению - естественное явление, к этому обязывает нас и Устав нашей Церкви». Отвечая на вопрос о предполагаемых сроках объединения, архиепископ Берлинский и Германский Марк сказал, «что процесс сближения может идти очень быстро, но посчитал безответственными попытки назвать какие-то конкретные сроки воссоединения двух частей Русской Церкви».
Митрополит Кирилл же особо подчеркнул, что, прежде всего, «следует договориться о самом главном: восстановить евхаристическое и каноническое общение». Он также сообщил, что, «согласно достигнутому соглашению, совместное заседание рабочих комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви состоится в конце июня нынешнего года в Москве».
Патриарх Московский и всея Руси Алексий считает, «что негативные последствия взаимного многолетнего отчуждения между Русской православной и Русской Зарубежной Церквами изжиты», - сообщает сайт «Newsru.com».
Также и в Русской Зарубежной Церкви «считают, что принципиальные препятствия для ее объединения с Московским Патриархатом на сегодня отпали», - сообщает тот же портал со ссылкой на слова официального представителя Зарубежной Церкви протоиерея Николая Артемова. О. Николай считает, что перед Русской Православной Церковью и РПЦЗ сейчас стоят только технические вопросы: «он напомнил, что впереди - решение конкретных вопросов, связанных с объединением. В частности, предстоит определить будущий статус Зарубежной Церкви. При этом священник высказал мнение, что по прибытии за границу к своим нынешним прихожанам представители зарубежного духовенства не встретят серьезного противодействия сближению с Московским Патриархатом».
Отчет о днях пребывания «делегации Русской Зарубежной Церкви в Первопрестольном граде Москве» опубликован на официальном сайте РПЦЗ. На сайте «Седмица.Ru» подготовлен большой обзорный материал, посвященный визиту первоиерарха РПЦЗ Митрополита Лавра в Россию. В нем также рассказывает о прошедших переговорах, о поездке иерархов в Троице-Сергиеву Лавру и о молитве за богослужением в Бутово.
В светской прессе итоги переговоров в Свято-Даниловом монастыре оценивают по-разному. Автор «Времени новостей» Кирилл Василенко в статье «Береженого Бог бережет» высказывает мнение, что «Православные Церкви осторожничают на переговорах по объединению» и сетует, что никакой конкретной информации дано не было: мол, «единственной конкретной информацией стало сообщение о запланированном на июнь этого года первом совместном заседании комиссий по объединению Русской Православной Церкви и РПЦЗ».
По мнению же обозревателя «РосБизнесКонсалтинга» Михаила Чернова, «Россия начинает новую экспансию». Автор пытается оценить результаты переговоров Русской Православной Церкви и РПЦЗ в свете внешней государственной политики России: «В долгосрочной перспективе сохранение нынешнего курса Русской Православной Церкви затормозит процессы государственного распада и даст толчок новому циклу российской культурной экспансии». Он отмечает, что «воссоединение с «западным» православием приведет к укреплению российского культурного влияния в США и Европе. Деятельность Русской Православной Церкви в ближнем и дальнем зарубежье заслуживает внимательного изучения, поскольку в своих внешних связях Церковь проводит гораздо более взвешенную и ответственную политику, нежели российское государство. Основной ее принцип – отказ от вмешательства во внутриполитические дела и навязывания своих ценностей и взглядов на актуальные политические вопросы. В результате создается атмосфера доверия, которая служит основой для расширения российского культурного присутствия в мире».
В статье «Динамика объединения определяется Богом» обозревателя «Газеты» Надежды Кеворковой приводится противоположное высказанному выше мнение. Автор цитирует слова главы Центра исследований религии и политики современного мира Максима Шевченко, который считает, что де, объединение «приведет к усилению крайне правого, фундаменталистского крыла епископата в Русской Православной Церкви, а в дальнейшем - к изоляции Церкви, превращению ее в маргинальное национальное образование». Между тем, можно усомниться в объективности «пугающих» комментариев Максима Шевченко. Так, например, по мнению пресс-секретаря Кирилла Фролова, «М. Шевченко ни в коем случае нельзя считать журналистом, отстаивающем интересы Русской Православной Церкви. Он занят совсем иным. Например, в начале мая 2003 г. появился спецвыпуск журнала «Смысл» (гл. редактор М. Шевченко), посвященного церковно-государственным отношениям, костяк авторов которого составили тенденциозные недоброжелатели Русской Православной Церкви … На фоне … попыток столкнуть и противопоставить ведущих иерархов с крупными православными общественными организациями Шевченко откровенно лоббирует радикальный ислам» и т.д. «Алармичный» комментарий М. Шевченко, скорее всего, сделан для того, чтобы привлечь к себе внимание.
Статья журналистки «Газеты.Ru» Эли Вермишевой «Русская объединенная Церковь» представляет собой отчет о пресс-конференции митрополитов Кирилла и Марка. Также о пресс-конференции пишет Даниил Щипков в статье «Русские Церкви готовы объединиться». Дмитрий Филимонов из газеты «Известия», оценивая встречу православных иерархов в Свято-Даниловом монастыре, называет ее «исторической», однако, затем пишет, что встреча «сенсаций не принесла», потому что, «несмотря на бодрые заявления, противоречия между двумя Церквями остаются».
Автор «Страны.Ru» Мария Свешникова в публикации «Уврачевание разобщений» считает, что сегодня главный вопрос, стоящий перед комиссиями по объединению, это вопрос сроков: «смогут ли комиссии быстро разрешить поставленные перед ними задачи, или «уврачевание разобщений» может погрязнуть в долгосрочном процессе». Автор считает, что, «первым будет решаться вопрос о евхаристическом общении». Далее Мария Свешникова останавливается на этом вопросе более подробно. В итоге автор высказывает мнение, что «переговорный процесс не затянется на неопределенное время, так как это не нужно ни Московскому Патриархату, ни РПЦЗ».
«Воссоединение Зарубежной Церкви с Московской Патриархией близко как никогда», - считает журналист «Первого канала» Илья Костин.
19 мая делегация РПЦЗ присутствовала на освящении Патриархом храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах. «Этот собор возведен в память тысячелетия Крещения Руси и считается вторым по значимости в Москве после Храма Христа Спасителя», - сообщают «Вести».
«Вчера, в День отдания праздника Пасхи Христовой, в небе над Орехово-Борисовом происходили настоящие чудеса. Верующие с изумлением увидели, что облака образовали множество крестов. И, несмотря на ветреную погоду, засияла радуга. Казалось, что Всевышний благословил то, что происходило на земле», - так описывает происходившее журналист «Гудка» Николай Головкин в статье «Купола Живоначальной».
«Мы должны беречь единство нашего народа, окончательно исцелить пагубную рознь, посеянную в годы национальной катастрофы России», - сказал Патриарх Алексий по окончании освящения московского храма Живоначальной Троицы. Также он призвал Русскую Зарубежную Церковь к совместным трудам по восстановлению единства русского народа в Отечестве и за границей. «После службы Митрополит Лавр и другие члены зарубежной делегации по православному обычаю приложились к кресту, который держал у себя в руках предстоятель Русской Церкви».
В то же время, в Америке в день своего 85-летия протоиерей Дмитрий Григорьев, настоятель Вашингтонского Свято-Николаевского кафедрального собора Православной Церкви, сказал, «что нельзя не приветствовать начало переговоров и появившуюся возможность установления нормальных отношений Русской Зарубежной Церкви с Русской Церковью-Матерью. Церковный раскол всегда трагичен, всегда ранит сердца верующих людей».
21 мая делегация Русской Православной Церкви Заграницей выехала в Екатеринбургскую епархию. Программу пребывания делегации РПЦЗ на Урале можно прочитать на сайте «Православной газеты» . В аэропорту Екатеринбурга делегацию встречали архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и духовенство епархии. «В соборном доме при кафедральном храме святого Иоанна Крестителя состоялась братская трапеза. Обращаясь к гостям, архиепископ Викентий подчеркнул важность визита в Россию делегации Русской Зарубежной Церкви именно в то время, когда сложились условия для объединения усилий в деле возрождения и укрепления православия в России», - сообщает «Благовест-Инфо». «В ответном слове Митрополит Лавр отметил, что визит официальной делегации и паломников Зарубежной Церкви в Россию свидетельствует об особом промысле Божием. «Мы почитаем за милость Господа возможность пребывать на месте, освященном кровью тысяч мучеников и исповедников и, в частности, святых царственных мучеников», – сказал он».
Вечером в тот же день члены делегации Русской Зарубежной Церкви молились в Храме-на-Крови. «По окончании богослужения состоялась встреча губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя с Митрополитом Лавром и сопровождающими его лицами», - пишет корреспондент «Страны.Ru».
Накануне Праздника Вознесения Господня «Глава Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр впервые в истории обратился с проповедью к прихожанам Московского Патриархата. Произошло это в храме Сретенского монастыря Москвы по окончании всенощного бдения», - сообщает сайт «Единое Отечество».
В четверг прошлой недели Русская Православная Церковь отмечала один из особо почитаемых праздников – Вознесение Господне. «Согласно Евангелию, по своем Воскресении Христос не раз являлся апостолам. В сороковой день во время своего последнего явления им Господь дал ученикам обещание о скором ниспослании миру Святого Духа, «и вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк 24: 50-52). «Церковь учит, что Вознесением завершилось земное служение Бога-Сына. «Искупив человечество», Он в своем лице вознес человеческую природу к престолу Бога-Отца и «предуготовил естество человека к принятию Святого Духа».
В этот день Патриарх Московский и Всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Храме Вознесения Господня у Никитских ворот. «Расположенный в самом центре столицы храм стал свидетелем многих событий, в которых отразилась история России. В нем венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Здесь служили самые известные святители», - сообщает программа «Вести».
Подробнее о празднике Вознесения рассказывается на сайте «Православной газеты». А на сайте «Победа.Ru» размещена проповедь святого праведного Иоанна Кронштадтского «Слово в день Преславного Вознесения Господа нашего Иисуса Христа». «Христос вознесся на небо, но и не оставил нас, чад Своих, но пребывает всегда и будет пребывать с нами до окончания века, — по Его слову. Он вознесся для того еще, чтобы вместо Себя ниспослать на землю, или на Церковь Свою Духа Святаго, третье лицо пресвятой Троицы, собезначальное соприсносущее, животворящее, равносильное, равнославное, всесвятое, всеблагое, всеправедное, всесильное, премудрое, всемогущее, — чтобы Он принял явно торжественноравное участие в спасении искупленнаго честною Кровию Христовою рода человеческаго. Прежде вознесения на небеса Он основал на земле Церковь Свою или Божественное общество людей, спасаемых во Христе, соединенных между собою единою верою, законом Божиим, Богослужением, священноначалием и таинствами… Церковь Христова на земле была и есть величайшее чудо; в ней совершилось и совершается дивное обновление человечества», - читаем мы в проповеди.
Другой темой прошлой недели была тема образования в России. В статье Ирины Березиной «Модернизация образования – современный троцкизм», опубликованной на сайте «Радонежа». Речь идет о стандартах современного образования. Автор отмечает, что « в школах пока что не только нет обязательного предмета «Основы православной культуры», но и стандарты основного, базового, профильного образования для средней школы носят сегодня ярко выраженный безрелигиозный характер». В федеральном компоненте стандарта общего образования есть и Конфуций, и Будда, есть и Мухаммед. «Угадайте, кого нет! Нет Христа! Той самой исторической Личности, которую в нашей-то стране положено знать всем!». Профессор Всеволод Троицкий считает, что «то, что в стандартах нет даже Христа, свидетельствует не о невежестве чиновников, а о том, что министерство выполняет чей-то заказ». Также в материале обсуждается проблема введения в школы предмета «Религии России» вместо «Основ православной культуры», а также учебников по гуманитарным и культурологическим предметам.
«Межрелигиозный совет России призвал министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко дать возможность школьникам изучать религиозную культуру с позиций религиозных организаций», - сообщает «Newsru.com». «Мы считаем, что содержащиеся в общегуманитарных курсах знания об истории и ценностях мировых религий очень фрагментарны, нередко тенденциозны и подаются в таком контексте, что ребенок получает фактически искаженную информацию», - говорится в письме министру. «Для разрешения этой проблемы Межрелигиозный совет предлагает преподавать религию в школах при участии религиозных организаций», - говорится в информации.
На сайте православного журнала «Глагол» в статье А. Любимовой «Пропаганда наркомании в отечественных СМИ» рассказывается о том, как современные телерепортажи пропагандируют наркотики. Автор рассматривает телепрограмму Елены Масюк «Караван». В частности, в программе «внедряется миф о том, что наркомания глубоко традиционное явление для общества», а также «другой миф, программирующий и разрушающий сознание: наркотики полезны для здоровья». Кроме того, Елена Масюк заставляет телезрителей поверить, что «наркомания - явление, созвучное морали и культуре». «Три упомянутых мифа укрепляются еще одним: наркомания не мешает нормальному образу жизни». «Скрытые приемы манипуляции сознанием соседствуют с открытыми, почти агитационной направленности. В передаче даются подробнейшие инструкции по производству и изготовлению наркотиков, соблазняющие зрителя перспективой огромных прибылей», а «перечисленные лингвистические приемы дополняются акустическими и визуальными».
На Украине остается нерешенным вопрос о будущем русского языка в этом государстве. Конституционный суд Украины «не будет рассматривать законопроект изменений в Конституцию, предусматривающий придание официального статуса русскому языку, передает «Корреспондент.net». «Определение КСУ является окончательным и не может быть обжаловано».
Интервью с главой миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископом Белгородским Иоанном, посетившим на прошлой неделе Крым, опубликовано на сайте «Соотечественники». В материале речь идет о том, как православным верующим Украины противостоять агрессивности раскольников и униатов, о нагнетании националистических настроений в Крыму.
Об особенностях национального украинского образования в статье «Историки-баснописцы» рассказывает корреспондент «Гудка» Татьяна Данилова. «Благодаря исследованиям историков и филологов Академии наук Украины мы наконец-то узнали, где зародилась цивилизация и кто был по национальности Иисус Христос. А что, собственно, такого, если даже вождь гуннов Аттила был... Богданом Готиллой – украинским казаком». Оказывается, и Севастополь «был основан славными украинскими казаками».
«К сожалению, вся национальная история Украины пропитана националистическим духом и базируется на лжи и ущемленной гордости какого-то галицийского меньшинства», - пишет автор. «В украинских учебниках истории выдающиеся личности и события замещаются их антиподами. Вместо Великой Отечественной войны и ее героев на первый план выходит Вторая мировая с «героями» ОУН-УПА, у которых, кстати, руки в крови от вырезанного ими на Волыни летом сорок третьего мирного польского населения. Богдану Хмельницкому – гетману, собирателю Украины – уже пришили ярлык «зрадника» (предателя), зато портреты шведского ставленника и иезуита по вере Ивана Мазепы мало того, что напечатали на украинских гривнах, так еще его назвали главным «державотворцем». В пятом классе школьники пишут сочинения на тему «Суд народа над Тарасом Бульбой», где сын старого казачьего полковника предатель Андрий провозглашается предтечей современных евроинтеграторов. Как просто: для этого надо только предать товарищей, брата, отца, родину и, наконец, веру... И вот уже ты – в Евросоюзе!». Татьяна Данилова отмечает, что украинская история сегодня пишется по принципу «в каждой хате своя правда», и «скоро в независимой украинской державной «хате» будет сплошной «эксклюзив», в том числе и своя история, писанная специально под заказ».
«При латвийском правительстве работает оперативная группа по противодействию расширению движения защитников русских школ», - сообщает тот же сайт. Задача группы «не допустить политическую консолидацию русской общины, используя для этого реформу образования» и «выяснить и проанализировать, почему люди в таком большом количестве посещают мероприятия штаба защиты русских школ». Немного подробнее об этом можно прочитать на сайте «Единое Отечество».
Вторую неделю наблюдается оживление и некоторое шевеление в стане псведоправозащитников из Сахаровского центра. «Группа товарищей» вновь принялась обсуждать проблемы религиозности. Их интеллектуальный штурм по выбранному вопросу увенчался заявлением Сергея Адамовича Ковалева о том, что «Традиционное русское Православие - это вообще антихристианская секта». При этом, полный текст заявления отличается повышенной истеричностью и выдает полную безграмотность правозащитника. Выступление этого сына Адама не поддается критике и вызывает вопрос: до каких пор подобный бред всяких ковалевых будут слушать и цитировать наши СМИ. Ведь не принято же в солидных изданиях цитировать слова чьей-то болящей соседки бабы Зины, которая хает все, что, видит вокруг. Также и заявления тех или иных деятелей должны оцениваться не по фамилии и имени того, кто их произносит, а по содержанию и смыслу высказываемого текста.
По сути, подобные заявления хорошо оценил на прошлой неделе митрополит Кирилл, который сказал, что «к самим этим обвинениям нужно относится скоре как к медицинскому факту», также он отметил, что ни для кого не секрет, что «в России существуют и действуют антицерковные силы».
Доктор исторических наук, профессор Наталия Нарочницкая в интервью газете «Гудок» отмечает, что нынешние либералы и их правозащитники имеют прямое родство с марксистами и большевиками: «пора развенчать заблуждение, что европейский либерализм является антиподом марксизма, который сегодня отождествляют с совокупностью идей коммунизма. Марксов марксизм – не что иное, как «кузен» европейского либерализма, оба они рождены рационалистической западноевропейской философией, основанной на критериях, не выходящих за пределы человеческого разума. Оба они – версии безрелигиозного «царства человеческого». Как похожи суждения первых пламенных большевиков и нынешних постсоветских либералов! Их объединяет яростный нигилизм к русской истории» и Церкви, добавим от себя.
Тема кинематографа обсуждалась на прошлой неделе в «Журнале «Самиздат». Материал «Религия в современном массовом кинематографе» анализирует «религиозные тенденций в таком явлении современной западной культуры, как т.н. массовый кинематограф». В частности, автор Юрий Максимов отмечает, что в массовом кинематографе «присутствует и некоторая память о едином Боге; …но из действенного мира Он удален. … Бог Творец же в сознании героев и в сознании авторов не присутствует как реальность. Все вышеописанные элементы религиозности идеологии массового кинематографа - акцентирование внимания на этой посюсторонней жизни, на тварном мире, представление об устраненности из него Бога-Творца, в связи с чем «наше счастье» оказывается «в наших руках»; утилизация духовной жизни - вполне укладываются в такое древнее религиозное мировоззрение, как «язычество».
Анализируя фантастические фильмы, автор делает вывод: «религия, по представлению массового кинематографа, в будущем должна умереть. … Все это является иллюстрацией той достаточно старой, если не устаревшей религиоведческой схемы, возникшей в XIX веке, согласно которой человек сам придумал себе религию», которую затем по этой теории должно сменить чистое знание, наука. И хотя теория эта уже лет 80 назад устарела, кинематограф продолжает жить ею.
«В массовом кинематографе, посвященном религии, можно выделить два течения: кинематограф, создающийся в качестве дани … перманентному общественному интересу к религии, и осмысляющий ее как явление культуры, а также кинематограф, созданный по заказу тех или иных религиозных объединений в целях популяризации религии». В целом же, современный массовый кинематограф «устанавливает свою, отличную от христианства, чаще всего борющуюся с ним систему ценностей».
Однако в России в последние годы создается новый – православный – кинематограф. Интервью с создателем фильма об истории Церкви «Земное и Небесное» Сергеем Мирошниченко, «искренне верующим, православным и любящим свою Родину человеком», можно прочитать на сайте «Сmnews.ru». Материал назван «Только русский человек может вместить в себя Россию».
На сайте «Русской линии» републикован материал из журнала «Фома» «Духовный отец – кто это?». Это интервью с протоиереем Владиславом Свешниковым, настоятелем московского храма Трех Святителей на Кулишках, в котором священник отвечает на поставленный в заглавии вопрос.
Неделя закончилась праздником: 22 мая Православная Церковь почитала память святителя Николая, угодника Божия и Чудотворца. Праздник установлен в честь перенесения мощей святого из Мир Ликийских в Барии в 1087 году. «Праздник перенесения мощей Николая Чудотворца установлен еще в конце XI века на основе глубокого почитания русским народом великого угодника Божия. Это почитание пришло из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудесах, явленных святым Николаем на земле и на море, была широко известна на Руси. Христиане верят, что и по сей день святитель совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям. Кроме того, святой Николай считается покровителем всех странствующих», - пишет корреспондент «Вестей». О святителе Николае кратко рассказывает РИА «Новости».
В газете «Труд» опубликована статья «На Кофу и в Бари», в которой автор Александр Богатырев рассказывает о паломничестве в итальянский город Барии, где покоятся мощи угодника Божия.
Большой материал Л. Беляева, рассказывающий о святом Николае Угоднике, опубликован на сайте «Седмицa.Ru». В нем рассказывается о перенесении мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, о строительстве базилики свт. Николая в Бари.
На сайте «Богослов.Ru» можно прочитать проповедь протоиерея Иоанна Сорокина, сказанную в день памяти святителя Николая. В частности, он говорит: «Во все дни своей земной жизни святитель Николай был образцом христианской кротости и смиренномудрия, преуспевал в посте и молитве и во всякой добродетели. Будучи же призван Христом Спасителем на высокое архипастырское служение христианскому народу, он стал, по апостолу Павлу, - «образцом для верных в слове, житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте…» (I Тим. 4, 12)… И во всех этих христианских добродетелях великий подвиг с терпением показали в своей жизни святые Божии и ныне нами прославляемый - святитель Христов Николай. Будем же, дорогие братья и сестры, всемерно возгревать в сердцах своих веру Христову и любовь к нашим ближним по примеру дивного угодника Божия святителя Николая… Да поможет всем нам, дорогие братья и сестры, ныне нами прославляемый и ублажаемый святитель Христов Николай в нашей земной жизни очиститься от грехов и твердо стать на путь веры и добродетели, а по смерти нашей да испросит он всем нам у Господа блаженное упокоение в Царстве Небесном».