Дмитрий Быков, - известный писатель и публицист,
посетовал недавно, что изданные лет десять тому назад
письма старца о. Иоанна Крестьянкина – тривиальны.
Что ж, если рассудить, так и жизнь сама по себе –
штука довольно тривиальная. И уж, тем более –
смерть. А также спасение или погибель в вечности. И не
поэтому ль они, как правило, остаются где-то за скобками
сознания современного (да и несовременного тоже) так
любящего сложность российского интеллигента.
Дмитрий Львович Быков |
И что тут скажешь? Для начала б в терминах
определиться… Уж коль скоро обновленец и критикует,
то слева, а не справа. Но, а насчёт сложности…
«Там, где просто, там ангелов со ста, а где –
мудрено, там ни одного». Это уже из преподобного
Амвросия Оптинского, которому почему-то больше
доверятся... Равно как и о. Иоанну, среди
«тривиальных» писем которого есть одно особо
тривиальное, помогшее мне, тем не менее, в своё время в
отнюдь не тривиальной ситуации избежать если не
окончательной погибели, то роковой ошибки.
Вообще-то, в Церкви должно быть трудно, а не сложно. И уже
по одной простой причине: Царство Небесное силою берётся
(Мф. 11:12). А не абстрактными рассуждениями. И хоть
человек – существо преимущественно словесное,
понимание реальной опасности собственной гибели, а значит
необходимости Спасителя, - не от слов одних появляется.
Равно как и истина, которая вопреки расхожему мнению в
спорах не рождается. А если и рождается, то крайне редко.
Тогда обычно, когда больше слушают, чем говорят, - что,
увы, в интеллигентской среде почти что нонсенс.
Впрочем, не хочется быть невежливым и ругать новоявленного
«обновленца» уж как-то слишком. И не потому
только, что среди того, что он пишет и говорит немало
такого, с чем трудно не согласится. Тут ещё и личное.
Вспоминается собственное обретение христианства, далёкий
1983 год, когда я – молодой послушник, лишь год
назад крестившийся, не поверил наместнику нашего тогда
только открывшегося Данилова монастыря, что главное в
жизни христианина – молитва. Окончательное понимание
этого пришло гораздо позже, лишь через десять лет, уже в
Оптиной Пустыни, на Пасху, когда хоронили наших убитых
братьев. Когда нёс гроб самого молчаливого из них –
инока Ферапонта, оно пришло как дар, как всё подлинное,
что от Бога приходит.
А ведь и до того много чего было… И подпольные
встречи на квартирах с замечательным батюшкой –
отцом Дмитрием Дудко, и молодёжная община вокруг него, и
первая духовные книги на неразборчивом ксероксе. Это были
авва Дорофей и Иоанн Лествичник, а не Александр Мень и
Сергий Желудков, но, странно, - несмотря на имеющееся
высшее образование, они от Бога не отталкивали, а
привлекали. Тем не менее, тогда на самой заре
воцерковления казалось то, что, может быть, Дмитрию Быкову
кажется и сейчас, - главное в Церкви – разговоры
разговаривать, а не сокровенный сердца человек в истинной
красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред
Богом (1Пет. 3:4).
Много сейчас говорят о миссии… Но, опять же, -
удивительное дело, самое «миссионерское», с
чем приходилось встречаться в последнее время –
книга прописного консерватора и традиционалиста -
сретенского архимандрита Тихона (Шевкунова). Оттого ли,
что её герои – настоящие? Но именно настоящее влекло
рафинированных московских интеллигентов четверть века
назад в глушь, в какую-то дыру в псковских болотах, к
батюшке, который и проповеди толком сказать не умел.
Однако ж, не будем обольщаться, - и подлинное не на всех
действует равно. И если не слушали Христа, - что говорить
о Его немощных последователях… Есть у Бродского
строчка в одном стихотворении – «неверье
– слепота, а чаще – свинство». Так вот
первое из второго, как правило, проистекает. Можно,
конечно, проповедовать и среди указанных малосимпатичных
животных, но, увы, результат бывает все тот же, что и в
известной евангельской притче о жемчуге.
И поэтому, пожалуйста, - «не стреляйте в тапёра, -
он играет, как может»… В конце концов,
«толоконные лбы» могут ещё и пригодится. Ведь
как не крути, а помирать-то всем придётся…
Сам он из тех, кто очень ярко и нетривиально пишет о чем угодно, но очень редко - о жизни души человеческой. А ведь это и есть единственное, что делает дар писателя ненапрасным.
Они как МАЯКИ светят мне!!! И реально помогают жить!!!
Жаль, что это не открылось Дмитрию Быкову. Храни его Господь!
S uvajeniem, Renata. New York.
Помогай Вам Бог!