Расширенная версия доклада на секции «Информационные технологии, интернет и мультимедиа для православной культуры», состоявшейся 26 января 2005 г. в рамках XIII Рождественских образовательных чтений в Сергиевском зале комплекса храма Христа Спасителя
Совокупная аудитория религиозных сайтов рунета (русскоязычного сектора мировой сети интернет) невелика. Связано это, главным образом, с тем, что интересы пользователей «всемирной паутины», к сожалению, лежат далеко вне религиозной сферы. По данным портала Rambler (проект «RUметрика»), пользователей в сети интересуют, главным образом, компьютеры и интернет (32%); развлечения (23%); новости и СМИ (8%); бизнес (7%) и автомобили (5%). Совокупная дневная аудитория религиозных сайтов рунета, по данным Rambler, составляет лишь около 60 тысяч посетителей (или около 0.3% от общей аудитории рунета).
Мы попробовали оценить, сколько посетителей религиозного сектора рунета посещает православные сайты. Сделать это точно не представляется возможным, потому что не все православные сайты используют системы интернет-статистики. Однако, поскольку подавляющее большинство религиозных сайтов включено в раздел «Религия» рейтинга Rambler, это позволяет получить требуемую приближенную оценку с достаточно высокой точностью. Наш анализ статистики сайтов раздела «Религия» показал, что посещаемость религиозных сайтов распределяется следующим образом: православные – 51%, инославные (протестанты, межконфессиональные проекты) – 19%, восточные культы и оккультизм – 11%, исламские – 9%, тоталитарные и псевдорелигиозные секты – 6%, иудейские – 4%. Показательно, что в число 50 самых посещаемых религиозных сайтов рунета не входит ни одного католического сайта, а совокупная посещаемость сайтов «русских католиков» составляет менее 1%. Это, на наш взгляд, вполне соответствует реальной численности и влиянию католической общины в религиозном пространстве России.
Как уже отмечалось выше, большинство посетителей религиозных сайтов рунета (51%) читают православные сайты. Каково же число религиозных и православных сайтов в русском интернет-пространстве? Точно ответить на этот вопрос сложно, поскольку, во-первых, понятие интернет-сайта весьма условно, во-вторых, как уже говорилось выше, не все религиозные интернет-проекты включены в классификаторы, позволяющие получить открытый доступ к требуемой нам статистике.
Попробуем произвести простые арифметические расчеты. Общее количество сайтов рунета составляет около 1,670,000 (по данным поисковой системы Yandex, январь 2005 г.), а количество православных сайтов рунета, по данным нашего каталога – около 2000 (январь 2005 г.). Таким образом, примерно каждый тысячный сайт в интернете (0.11%) - православный. Оценить текущий объем православного интернета можно и иным способом. Известно, что наиболее крупные и посещаемые интернет-проекты используют в качестве адреса домены второго уровня в зоне.ru (www.pravoslavie.ru, www.mospat.ru и т.п.). Общее количество доменов в зоне .ru составляет сейчас около 280,000 (по данным RU-center на январь 2005 г.), а количество православных доменов в зоне .ru (по данным нашего каталога) - 310. Таким образом получаем, что число православных доменов второго уровня в зоне .ru составляет около 0.11% от общего их числа, что дает в точности такую же оценку.
Религиозные сайты рунета (1262 сайта, по данным Rambler Top 100 за январь 2005 г.) составляют примерно 0.19% от общего числа сайтов рунета.
Таким образом, сравнив доли числа православных (0.11%) и религиозных (0.19%) сайтов рунета, можно сделать вывод о том, что около 60% религиозных сайтов русского интернета - православные.
Полученные цифры позволяют сделать один важный вывод. Авторы инославных сайтов на русском языке действуют более активно, чем православные, ибо условный показатель эффективности православных сайтов (доля числа сайтов/доля числа посетителей) меньше 1 (он равен примерно 0.86). Объясняется это, видимо, тем, что инославные сайты имеют, по большей части, миссионерскую направленность, в то время как большинство православных проектов носят пока информационно-справочный характер.
Тройка самых посещаемых православных ресурсов рунета осталась в минувшем году неизменной - это проект «Православный календарь», портал «Православие.RU» и Официальный сайт Русской Православной Церкви. В десятку наиболее посещаемых проектов вошли также: Каталог «Православное христианство.RU», личный сайт диакона Андрея Кураева, сайт радиостанции «Радонеж», сайт информационного агентства «Русская линия», проект центра «Православная энциклопедия» «Седмица.RU», библиотека православного христианина «Благовещение» и интернет-портал Союза писателей России «Русское воскресение».
В 2004 году в рунете появилось несколько новых интенсивно развивающихся проектов. К числу наиболее интересных можно отнести ресурсы Православие и мир, Милосердие.RU, Библион, Русское православное телевидение, Доброе слово, Благочестие.RU, магазин Сретение, Русская цивилизация, Слово, Правая.RU, Благословение и др.
В нашем прошлогоднем докладе на интернет-секции Рождественских чтений была приведена кривая, показывающая характер роста числа православных сайтов рунета. Как показывал анализ истории развития православных ресурсов в русском интернете, рост этот носил нелинейный характер. Если в 1997-1999 годах, по данным Виктора Сударикова, число православных сайтов не превышало и 100-150, то к 2000 году их было уже (по нашим данным) 300, в 2001 - 500, в 2003 - 1100, а в январе 2004 года - не менее 1600. Экспоненциальный рост числа православных сайтов позволил нам сделать предположение, что к январю 2005 года, если тенденция сохранится, число православных сайтов на русском языке может достигнуть 2500. Однако, темпы развития православного интернета в прошлом году несколько снизились, и к январю 2005 года, по данным нашего каталога, в православном интернете насчитывается лишь около 2000 действующих православных сайтов.
С чем может быть связано такое изменение динамики числа православных русских сайтов? Можно назвать следующие возможные причины этих изменений:
С сентября 2000 года, когда открылся наш каталог православных ресурсов, мы ведем подробный мониторинг православного сектора рунета. Ежедневно все сайты, включенные в каталог, автоматически проверяются на доступность. Недоступные ресурсы проходят дополнительную проверку редакторами каталога, и, если сайт временно или окончательно прекратил свое существование, отмечаются в нашей базе данных как закрытые. Часто бывает, что проекты, закрывшись на короткое время, возобновляют свою работу, что немедленно становится известным нашим редакторам благодаря той же системе мониторинга.
Накопленная за 4 года работы каталога статистика позволяет нам оценить время жизни многих прекративших существование православных проектов. Общая статистика, дающее распределение числа закрытых за эти годы православных сайтов, приведена на следующей диаграмме:
Диаграмма показывает, что многие православные сайты (главным образом это - личные авторские проекты) закрываются в течение первых 5 месяцев после открытия. Эту группу сайтов можно условно назвать сайты-однодневки. Следующая категория сайтов - это типичные православные сайты, среднее время жизни которых составляет от 10 месяцев до года. Как показывает статистика, 1 год существования - это важный рубеж для православного сайта. Большинство проектов не выдерживают, увы, испытание временем и закрываются. Те проекты, которым удается преодолеть данный критический рубеж (сайты-долгожители), могут существовать 2 и даже 3 года и больше.
На основе опыта работы редакции нашего каталога и переписки с авторами сайтов, мы можем назвать следующие причины, которые обычно приводят к закрытию православных проектов:
На основе анализа числа сайтов, отнесенных к различным рубрикам каталога «Православное христианство.ru», можно составить представление о тематической структуре православного рунета. Из приведенной здесь диаграммы видно, что каждый четвертый православный узел рунета представляет собой официальную страницу - храма, епархии, благочиния, иного учреждения Русской Православной Церкви, или официальный сайт церковно-общественной организации. Другая четверть православного рунета состоит из ресурсов, посвященных православному искусству и научным вопросам. Далее идут, в порядке уменьшения числа сайтов, такие тематические группы, как «Православное вероучение» (9%), «Семья, жизнь в миру» (7%), «Образование» (7%), «СМИ» (6%), «Интернет-службы» (6%), «Политика и идеология» (5%), «Церковь и общество» (5%), «Личные странички» (3%) и сайты, посвященные хозяйственной деятельности православных христиан (3%).
Тематическая структура официальных церковных сайтов представлена на второй круговой диаграмме. Половину официальных интернет-узлов составляют храмовые странички, 17% - страницы церковно-общественных организаций, 15% - монастырские сайты, 12% - официальные епархиальные сайты.
Распределение посетителей православных страниц по странам не сильно отличается от картины, характерной для русского интернета в целом. Три четверти пользователей читают православные страницы на русском языке из России и других стран бывшего СССР, а подавляющее большинство остальных читателей проживают в странах Запада.
Если рассматривать такую характеристику, как посещаемость сайтов, то имеется естественная обратно пропорациональная зависимость между числом сайтов и средним числом их посетителей. Следующая гистограмма иллюстрирует эту зависимость (по горизонтали отложено число уникальных посетителей в сутки, по вертикали - число сайтов с такой посещаемостью):
Среди всех посетителей православного рунета около трети приходится на небольшие сайты (с аудиторией до 250 человек в сутки), другая треть - на самые посещаемые православные порталы (с числом уникальных посетителей более 500 в сутки), остальные посещают сайты с суточной аудиторией от 250 до 500 посетителей:
В мае 2004 года в каталоге «Православное христианство.ru» произошла реорганизация. Идя навстречу предложениям наших читателей, авторы проекта изменили программное обеспечение каталога, что стало возможным задавать и читать описания сайтов не только по-русски, но и на любом из языков, на котором сделан включаемый в каталог сайт. После этого редакция обратилась к читателям каталога с просьбой помочь нам в создании интерфейсов доступа к собранной нами базе данных ссылок на различных языках мира. Поначалу нам не верилось, что задуманное возможно реализовать силами добровольцев, обычных православных пользователей сети. Однако, с Божьей помощью, за прошедшее полугодие удалось многое. В каталоге были открыты и частично заполнены ссылками английская, румынская, французская, сербская, болгарская, немецкая, польская, норвежская и итальянская версии интерфейса, готовятся к открытию грузинская, японская, греческая, венгерская, латышская и другие языковые версии.
С открытием иностранных версий интерфейса каталога авторы проекта поставили перед собой глобальную цель: собрать, описать и систематизировать в единой базе данных ссылки на возможно большее число православных сайтов мировой сети интернет, вне зависимости от языка, на котором эти сайты выполнены. Частично эта задача уже решена сегодня, что позволяет сделать некоторые выводы о языковой структуре мирового православного интернета. Ниже приведена диаграмма, показывающая распределение православных сайтов по языкам мира:
Поскольку работа по наполнению каталога ссылками продолжается, приведенная статистика не для всех языков соответствует реальному числу православных сайтов. Так, например, число англоязычных, сербских, болгарских, греческих, румынских, грузинских, арабских сайтов значительно больше, чем в настоящее время включено в наш каталог (число англоязычных православных сайтов, по нашим оценкам, сравнимо с числом сайтов на русском языке или даже превышает это количество). Поэтому на диаграмме дополнительно стрелками обозначена наша оценка реального числа православных сайтов, выполненных на том или ином языке.
Мы также ввели в каталоге привязку включенных в базу данных сайтов к странам мира, что позволило для каждой страны произвести оценку числа православных сайтов, к ней относящихся:
Одновременно с появлением в русском интернете первых православных страничек стали появляться и сайты со списками ссылок на эти ресурсы. Вначале, когда число православных ресурсов сети исчислялось десятками, это были обычные разделы ссылок на православных сайтах. С ростом православного интернета, когда православные страницы стали исчисляться уже сотнями, появились первые систематизированные каталоги. Одними из таких каталогов были «Koinonia» Виктора Сударикова, «Ортодокс», г. Санкт-Петербург и тамбовский проект «Истина Православия», ТГТУ. Каждый из этих проектов привносил в православный интернет новые идеи: в каталоге Виктора Сударикова все ресурсы проходили предварительную проверку автором, в каталоге на сервере «Ортодокс» было реализовано автоматическое добавление ссылок пользователями, а также сопровождение описаний ссылок изображениями-баннерами; подборка ссылок на сервере Тамбовского университета была дополнена системой распределенного поиска по описаниям ссылок в каталоге. В появившемся чуть позже каталоге «Соборность» была впервые в православном рунете реализована идея многоуровневого рубрикатора.
В настоящее время в Российском интернете реально действуют три каталога православных ресурсов. Это - личная подборка ссылок Николая Ардабьевского на его авторском сайте, собрание ссылок на сайте Андрея Лебедева и каталог «Православное христианство.ru», поддерживаемый группой редакторов-добровольцев.
В мировом православном интернете также немало каталогов и подборок ссылок на православные сайты. Однако, следует отметить, что русский интернет отличается в этом плане от иноязычного в лучшую сторону. Пожалуй, наиболее крупным «светским» собранием православных ресурсов сети интернет являются православные разделы всемирного универсального каталога DMOZ, создающегося интернет-сообществом добровольных модераторов. DMOZ содержит около 780 ссылок на православные ресурсы на английском языке и примерно столько же - на русском, более 400 ссылок на румынские сайты, около 120 ссылок на православные сайты на французском языке, около 50 немецких сайтов и др. - всего 17 языковых православных разделов. Каталог DMOZ используется поисковыми системами Google, Yahoo, Altavista, что делает его важным для православного интернет-сообщества. Однако, необходимо отметить, что далеко не все ссылки в православных разделах DMOZ относятся к каноническому Православию.
Наиболее известным англоязычных православным каталогом сайтов является проект «Orthodox Word Links», однако он фактически приостановил свою работу в 2001-2002 годах. Есть в православном интернете и ныне действующие каталоги интернет-ресурсов. К таковым, в первую очередь, следует отнести раздел ссылок на сайте Белостокско-Гданьской епархии Польской Православной Церкви. Замечательной особенностью этого каталога, являющегося одним из крупнейших в сети, является то, что он выполнен одновременно на русском, польском и английском языках. Все ссылки каталога регулярно проверяются на доступность и соответствие каноническому Православию. Другой ныне действующий англоязычный каталог православных ресурсов расположен на сайте Карпато-русского прихода св. Иоанна Предтечи в Нью-Джерси (США) (Константинопольский Патриархат).
Широкой популярностью в англоязычном интернете пользуются также базы данных сайтов, приходов, монастырей и церковно-общественных организаций, собранных по географическому, юрисдикционному или тематическому признаку. К этой группе можно отнести такие проекты, как Каталог приходов и церковных учреждений Северной Америки, База данных монастырей Северной Америки, проект Православные монастыри мира, каталог приходов и клира Русской Православной Церкви Зарубежом и другие. Есть каталоги ресурсов и в других языковых секторах православного интернета, например, в румынском интернете.
Наиболее удачную подборку ссылок на официальные интернет-ресурсы Поместных Православных Церквей, на наш взгляд, содержит проект «Поместные Церкви» портала «Православие.Ru».
Первым прототипом системы поиска в православном рунете можно считать проект Тамбовского госудерственного технического университета http://orthodox.tstu.ru/search/. Данная поисковая система позволяет осуществлять поиск в базе данных описаний ссылок, включенных в каталог ТГТУ. Аналогичным проектом можно назвать систему поиска в каталоге «Русское воскресение», которая, дополнительно, позволяла учитывать при поиске особенности русской морфологии.
Настоящим этапом в становлении православного русского интернета можно назвать открытие первой полнотекстовой поисковой системы ИСКОМОЕ.ru, ставшей результатом сотрудничества каталога «Православное христианство.ru» с российской поисковой системой «Яндекс». Используя готовый индекс системы «Яндекс», система ИСКОМОЕ.ru позволяет осуществлять поиск на всех страницах сайтов, включенных в каталог «Православное христианство.ru», и только на них. Это обеспечивает одновременно полноту и адекватность результатов поиска.
В 2004 году в рунете появилась принципиально новая поисковая система - НИКА. Этот поисковый проект, как заявлено авторами, имеет собственный поисковый индекс, что делает его независимым от работы других поисковых систем. Однако, остается неизвестным, как и по какому принципу отбираются сайты для их последующей индексации системой НИКА, сколько сайтов включает в себя в настоящее время поисковый индекс «НИКИ» и насколько соответствует Православию содержание включенных в эту систему сайтов.
Другие действующие в настоящее время системы поиска в мировом православном интернете нам не известны.
Важной составной частью православного интернета являются интернет-сервисы, призванные объединить православные сайты в единую сеть и способствовать поднятию посещаемости православных сайтов. Традиционно к этой группе ресурсов относятся: классификаторы (каталоги, рейтинги), системы обмена баннерами и системы обмена ссылками.
Классификаторы. О православных каталогах было подробно рассказано выше. Рейтинг православных сайтов в интернете в настоящее время существует, видимо, только один (это проект каталога «Православное христианство.ru»). Условием участия сайта в этом рейтинге является размещение на страницах этого православного ресурса баннера-кнопки размером 88x31 точки или одной из поисковых форм.
Баннерные системы. В православном секторе рунета в настояшее время действует несколько систем баннерного обмена Это, в первую очередь, временно приостановивший расширение баннерной сети проект обмена баннерами размера 88x31 на сервере «Россия Православная», система Благочестие.RU обмена баннерами размера 468x60 и система «Богохранимая Отчизна» обмена баннерами размера 120x240. Православные иноязычные баннерные систем нам не известны. Вместо них в некоторых странах практикуется широкий взаимообмен баннерами между православными сайтами, причем если в Сербии это, как правило, баннеры больших размеров, то в других странах для баннерного обмена чаще всего используются баннеры-«кнопки». Широко распространен обмен «баннерами-кнопками» и в русском интернете.
Обмен ссылками. Системы автоматического обмена ссылками, или, иначе говоря, веб-кольца, более распространены в иноязычном православном интернете. Одним из примеров такой системы может быть названо Кольцо англоязычных сайтов православных храмов на сайте храма св. Иоанна Богослова (Антиохийский Патриархат). В русском интернете православные веб-кольца распространения пока не получили, хотя работает несколько подобных систем околоправославной направленности.
На основе анализа обозначенных в настоящем обзоре тенденций можно дать приближенный прогноз развития православного интернета на ближайшую перспективу.
Надеемся , что в 2005 году продолжится стабилизация скорости роста числа православных сайтов всемирной сети. Будет наблюдаться переход количества православных сайтов в качество, что выльется в создание новых крупных православных порталов; объединение существующих интернет-проектов; создание православных информационных ресурсов принципиально новых типов, отвечающих вызовам времени; дальнейшее объединение православного интернета в единую православную интернет-сеть путем обмена ссылками и баннерами между православными сайтами; создание баз данных и каталогов, структурирующих мировое православное интернет-пространство. Навигация в православном интернете станет более удобной за счет развития поисковых систем и классификаторов, роль которых будет расти с ростом объемов православного сектора сети. Значительно вырастет доля видео-, аудио- и других типов мультимедиа-ресурсов в православном интернете. Возникнут новые православные интернет-сервисы типа «установи на своем сайте ...», будут развиты уже существующие проекты этого направления.
Уповая на помощь Божию, будем надеяться, что православная миссия в сети будет в новом году еще более активной и действенной. Хотелось бы, чтобы, подводя итоги развития православного интернета на следующих Рождественских чтениях, мы говорили не только о росте числа баннерных сетей и интернет-сайтов, но и о появлении новых миссионерских проектов, обращенных прежде всего к невоцерковленной, но интересующейся Православием молодежи.