В дни Страстной седмицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на самые серьезные вопросы, которые стоят перед Россией и каждым ее думающим гражданином, дал ответы обозревателю газеты "Известия" Борису Клину.
- Ваше Святейшество, как возродить в России любовь к ближнему, снять то ожесточение, которое сковало многих людей во время десятилетий безбожного режима? В чем вы видите силу возрождающейся России?
- Любовь к ближнему во все времена может возродить только нелицемерное, братское и терпимое отношение к своим близким и друзьям, коллегам по работе и просто незнакомым людям, с которыми нам приходится общаться каждый день. Священномученик Владимир, митрополит Киевский, один из первых пострадавших за Христа в XX веке иерархов Русской церкви, говорил: "Самое важное в жизни дело - то, которое Господь посылает сейчас, а самый важный человек - тот, кто встретился теперь". Важно помнить, что все мы - сыны и дочери единого народа. Отечество у нас одно, поэтому надо беречь его и любить друг друга. Апостол Иоанн пишет: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4. 16).
Носите бремена друг друга, и тем исполните закон Христов (Гал. 6. 2) - призывает христиан святой апостол Павел. В духе братской взаимопомощи и есть наша сила; именно на нем должно основываться духовное возрождение страны, ее путь к мирной и благоденственной жизни.
- В конце минувшего года в обществе обострилась давняя дискуссия: "Россия - православная страна или светское государство?". Одна сторона ссылается на историческое развитие России как православной страны, на традиции и вероисповедание большинства граждан, другая - на Конституцию, где указывается, что современная Россия - светское государство. Какова ваша позиция? Должно ли государство предоставить Русской православной церкви особый статус, и если да - в чем он может быть выражен и не вызовет ли это обиду у других традиционных для России конфессий или атеистов? Как вы оцениваете неоднократно звучавшие предложения по созданию федерального православного телевизионного канала? Нужен ли в России государственный орган по взаимодействию с религиозными организациями, а если да, то какой?
- Мне уже не раз приходилось отмечать тот очевидный факт, что светскость государства не противоречит христианскому представлению о призвании Церкви в обществе. Другое дело, какой смысл вкладывать в понятие светскости. Мировая практика показывает, что светское государство может признавать определяющий вклад той или иной религии в формирование духовного и культурного своеобразия народа. Хрестоматийными стали примеры таких стран, как Греция и Кипр, где православие является народной верой, особо признанной законом в этом качестве, в то время как государственное устройство носит светский характер.
В Основах социальной концепции Русской православной церкви говорится, что нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Светскость государства предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга. Исходя из подобного понимания разделения компетенций, мы активно сотрудничаем с государствами в самых разных областях общественной жизни. Создание общедоступного православного телеканала могло бы, несомненно, способствовать достижению этой благой цели.
Относительно гипотетической возможности появления в России специального государственного ведомства, отвечающего за "религиозную политику", следует сказать, что Русская православная церковь занимает в этом вопросе однозначную позицию: опыт создания подобных структур в нашей стране ничего доброго и полезного ни Церкви, ни государству не принес. Создание такого органа будет препятствовать прямому диалогу Церкви и власти, отягощать его, вновь вернет к жизни давно изжитые тенденции диктата и доминирования в церковно-государственных взаимоотношениях. Опыт дореволюционной России, в которой Церковь не по своей воле была сделана частью государственного механизма, и советского времени, в течение которого она находилась под унизительной опекой государства, заставляет нас с настороженностью относиться к такого рода инициативам. Думается, что сложившаяся в настоящее время модель свободных взаимоотношений государства и Церкви позволяет наилучшим образом решать возникающие между Церковью и властью проблемы и не нуждается в радикальном пересмотре.
- Вопрос о религиозном образовании в школах обсуждался неоднократно, и даже Совет Европы уже пришел к выводу о необходимости введения этого предмета. Однако в России официальные представители мусульманской и иудейской общины считают, что изучение религиозных дисциплин может осуществляться только на добровольных началах, факультативно или в частных учебных заведениях. Каким видится выход из этой ситуации? Есть ли возможность преодолеть противоречия в этой сфере?
- Вы затронули очень важную и вместе с тем непростую тему. Мы действительно благодарны Совету Европы за открытие дискуссии о роли, которую играют традиционные монотеистические религии в жизни современной Европы. В связи с этим хочу особо отметить прошедший не так давно в Казани семинар "Диалог, терпимость и образование: совместные действия Совета Европы и религиозных организаций", участники которого весьма обоснованно связали тему диалога религий с религиозным образованием. Тот факт, что Совет Европы поддерживает идею усиления религиозного образования в светской школе, имеет огромное значение.
Именно преодоление религиозного невежества, воспитание уважения к традиционным вероучениям и культурам даст основу для прочного мира в XXI веке, сузит пространство для проповеди псевдорелигиозных учений, в том числе экстремистских.
Образовательный потенциал традиционных религий поистине уникален. Именно поэтому мы считаем, что изучение курса основ православной культуры в общеобразовательной школе, которое дало бы подрастающему поколению возможность узнать о своих религиозных корнях и о духовных ценностях своего народа, необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения. Подобную возможность получения достоверных знаний о своей религии в общеобразовательных школах нужно обеспечить и для других традиционных религиозных общин страны. Убежден, что подобный подход разрешит возникшие противоречия, поскольку, в конечном счете, основы межрелигиозного диалога и веротерпимости должны закладываться уже в школе.
Нередко приходится слышать о том, что, настаивая на появлении в школах основ православной культуры, Церковь якобы стремится навязать свое мировоззрение людям, которые этого не хотят. Это - заблуждение, которое, однако, усиленно поддерживается в общественном мнении определенными силами. Хочу сказать со всей определенностью: Церковь никому не стремится навязать тот или иной мировоззренческий выбор. Мы умеем учиться у истории, поэтому твердо помним простую истину, гласящую: "Невольник - не богомольник", и считаем, что изучение основ православной культуры в общеобразовательных школах должно проходить исключительно на добровольных началах. Важно отметить, что наша позиция встречает понимание представителей многих других традиционных религиозных общин России.
Семья, школа и духовно-нравственное состояние общества - это очевидные приоритеты для нашей страны, поле для активного сотрудничества религиозных общин, государства, гражданских объединений, международных организаций. На наш взгляд, сегодня как никогда важно спланировать и осуществить совместные конкретные меры, ставящие целью возвращение детей и молодежи к вечным нравственным ценностям, ориентацию молодых людей на создание устойчивой многодетной семьи. Поэтому преподавание основ религиозной культуры в школах - это не вопрос миссии, не вопрос привлечения неофитов в храмы, но вопрос исторического выживания народа.
- Ваше Святейшество, вы лично неоднократно демонстрировали доброжелательное отношение к представителям иных конфессий. Как вы считаете, почему, несмотря на ваш высокий авторитет, авторитет Русской православной церкви, уровень нетолерантности в обществе не снижается? Ряд политических партий договорились об исключении экстремистов из своих рядов. Что еще, по вашему мнению, можно было бы предпринять для решения этой проблемы? Помогло бы добиться перелома ужесточение наказания за преступления, связанные с разжиганием межнациональной розни?
- Православная церковь рассматривает национальную нетерпимость и вражду как проявления греха ненависти. В то же время полагал бы, что лишь ужесточение наказаний за подобного рода преступления не способно решить проблему по существу. Преодоление ксенофобских настроений станет реальным, если мы будем бороться не только с симптомами этой болезни, но и с ее причинами. Необходимо с самого раннего возраста знакомить подрастающее поколение с традициями, обычаями и религиями народов России, прежде всего своего народа. Решить эту задачу во многом призваны школа и средства массовой информации. Убежден, что человек духовно просвещенный никогда не станет агрессивным националистом. Ведь экстремизм, как правило, есть попытка болезненного самоутверждения человека, неуверенного в своих силах и нетвердого в своем мировоззрении.
Существует и другая сторона вопроса, касающаяся поведения приезжающих в страну людей, создания ими замкнутых национальных и религиозных эксклавов, которые игнорируют окружающее общество, его традиции и образ жизни. Насколько опасен этот путь, уже показали недавние события во Франции и других европейских странах. Думается, что необходимо учесть этот печальный опыт, проводя более взвешенную миграционную политику, направленную на социальную адаптацию приезжающих в страну людей, которые зачастую не знакомы в должном объеме с ее историей, культурой и даже языком. Согласно мировой практике, прежде чем получить вид на жительство или гражданство, мигрант должен доказать свою полезность стране, способность адаптироваться к ней. В противном случае он сам вольно или невольно становится источником конфликта.
Важно также уделять внимание решению проблемы демографического кризиса коренного населения страны, а не уповать лишь на ввоз дешевой рабочей силы из-за рубежа, который может усугубить сложившуюся ситуацию, привести к необратимым и непредсказуемым изменениям этнокультурной картины, сложившейся в стране. Соблазн "конструирования" общества по лекалам, родившимся в кабинетной тиши западных университетов и исследовательских центров, должен быть отвергнут.
Наконец, нужно вернуть смысл жизни молодежи, особенно в малых и средних городах. Чтобы молодые люди не шли в "скинхеды", они должны иметь возможность творчески работать и достойно зарабатывать, занимать должное место в экономической и государственной жизни, в определении судьбы своего предприятия, района, города, всей России.
- "Карикатурная война" уже привела к гибели людей. А поскольку некоторые представители исламского духовенства выступили с призывом казнить авторов рисунков, опубликованных в датской газете, то не исключено, что число жертв может увеличиться. Как вы оцениваете эту ситуацию с позиций христианина? И где, по вашему мнению, проходит граница между искусством, художественным произведением и оскорблением чувств верующих? Допустимы ли вообще карикатуры на религиозную тематику и приходилось ли вам лично видеть достойные внимания, смешные и в то же время тактичные по отношению к верующим и вере?
- Не так давно Межрелигиозный совет России решительно осудил любые посягательства на религиозные чувства верующих, оскорбляющие их святыни и вероучения. Таким образом, была еще раз продемонстрирована единая позиция по данному вопросу всех традиционных религиозных общин страны. Русская православная церковь со своей стороны неоднократно заявляла о том, что кощунство и глумление над святынями - это одна из наиболее опасных форм экстремизма, нацеленного на внесение раскола в наше общество. Свобода слова по определению не должна попирать свободу совести и религии. В противном случае мы имеем дело уже не со свободой, а с произволом, который следует решительно пресечь.
Именно поэтому Межрелигиозный совет России в своем заявлении призвал всех, в первую очередь руководителей средств массовой информации и журналистов, исследователей, людей искусства и культуры, общественных и государственных деятелей, - воздерживаться от любых проявлений неуважения к религиозным чувствам, которые многие века составляют духовную основу жизни людей. Ибо слишком велика цена, которую может заплатить за это весь мир.
Важно отметить: единое мнение представителей разных религиозных общин о недопустимости глумления над предметами веры говорит о том, что подлинная линия напряженности, обострившейся в связи с "карикатурным скандалом", проходит не в сфере межрелигиозных отношений, а в сфере взаимоотношений традиционного религиозного мировоззрения и набирающего обороты агрессивного секуляризма. Печально, но мне думается, что эта напряженность будет еще долго определять жизнь современного мира.
- В последние годы мы видим, как возрождаются древние храмы и строятся новые, люди потянулись к Церкви. Как, по вашему мнению, изменилось наше общество? Стало ли оно религиозным? Многие ли действительно пришли к вере и ищут ответы на мировоззренческие вопросы или зачастую люди просто следуют интересу к непознанному, к обрядности?
- Пути Господни неисповедимы. Всякий верующий человек может сказать, что обращение ко Христу и Церкви - это чудо, благодатное действие Божие, тайное или явное. Внешние обстоятельства обращения могут быть различными - кто-то воспламеняется огнем веры сразу, кто-то долго и мучительно приходит к ней. Однако суть воссоединения человека с Богом остается неизменной: это личная встреча с Ним в глубине сердца.
По этой причине непросто оценить степень религиозности нашего общества. Различные опросы и социологические исследования могут лишь немного приоткрыть завесу тайны человеческой веры, лишь в малой степени отразить весь драматизм и глубину совершающегося в человеческих душах духовного выбора.
Однако тот факт, что наши храмы все более и более наполняются людьми, красноречиво свидетельствует о совершающемся воцерковлении народа. Уходит в прошлое культивировавшийся советской пропагандой образ Церкви как унылого собрания неудачников, престарелых и юродивых. К деятельной церковной жизни обращаются молодые, активные люди самого разного социального происхождения. Несмотря на материальные и иные сложности, в православных семьях обычно бывает много детей, в то время как люди неверующие или невоцерковленные зачастую ограничиваются одним ребенком либо вообще отказываются от радости материнства и отцовства.
Впрочем, думаю, что мы пока находимся лишь в самом начале пути, и не следует поддаваться соблазну триумфализма. Не все могут в одночасье преодолеть сложившиеся в сознании стереотипы, не все в силах противостоять мощному растлевающему потоку пропаганды греха, успеха любой ценой, консюмеризма, безответственного следования инстинктам.
Вопрос ставится уже даже не о нравственном облике народа, а о его выживании! Наш народ тает со скоростью миллион человек в год. Да, статистика свидетельствует о небольшом росте рождаемости. Но давайте вспомним, сколько детей не увидели Божий свет только потому, что им не дали этого сделать родители? Сколько человеческих жизней по-прежнему приносится на кровавый, иначе и не скажешь, алтарь комфорта и эгоизма? Сколько молодых, полных сил людей гибнет в алкогольном и наркотическом дурмане, к которым в последние годы прибавилась еще одна язва - игровая зависимость? Сколько судеб исковеркано буйно расцветшим насилием и преступностью?
Сейчас мы переживаем судьбоносное время, находимся на перепутье. Перед нашим народом стоит трудная задача самоопределения. Что мы выберем: самодовольную "жизнь для себя", не желающую считаться с ценностями другого, провозглашающую единственной целью все возрастающее потребление материальных благ, или же останемся верными нравственным традициям своего народа, ценностям соборности и любви к ближнему? Сохранимся ли мы как великий народ или уступим свое место под солнцем народам иным, которые будут отдавать Господу плоды во времена свои (Мф. 21. 41)?
- Часто человека приводит к религии личное горе либо просто трудные обстоятельства жизни. Религия дается в утешение, а как сделать так, чтобы человек приходил к вере в радости и оптимизме?
- У каждого свой путь к Богу. Одни обретают веру в лишениях. Другие же, напротив, после того как испытают все наслаждения мира, чувствуют недостаток чего-то важного, может быть, самого главного в жизни, мимо чего они прошли. Господь с любовью принимает каждого, кто приходит к Нему: в печали или в радости, в результате долгих раздумий или неожиданного озарения.
К сожалению, часто бывает так, что, пока вся внешняя жизнь складывается гладко, мы не задумываемся о других, наслаждаемся счастьем и не замечаем, что кто-то рядом нуждается в нашей заботе, внимании, любви. Когда же, оказываясь в похожих обстоятельствах, мы видим свое одиночество, свою беспомощность, то обращаемся к Небесному Отцу. В любом случае вопрос смысла жизни и отношений с Богом рано или поздно встает перед человеком.
- В современном мире искушений стало больше. Есть ли у вас личный рецепт преодоления их?
- Святой апостол Иаков обращается к христианам с такими словами: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1. 2-4).
Духовная жизнь подразумевает ежедневный труд над собой, ежедневное возделывание земли своего сердца. Жизненный путь христианина никогда не бывает легким - плыть по течению, опускаться в греховную бездну, повиноваться страстям и похотям гораздо проще. Но этот путь губителен. Грех, каким бы привлекательным он ни казался, неизбежно ведет к разрушению человеческой жизни, к распаду личности, к смерти прежде смерти. Стойкость в искушениях - это, в конце концов, залог сохранения жизни, душевного и телесного здоровья человека.
Однако нужно помнить, что противостоять греху одними лишь человеческими силами невозможно. Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15. 5), - говорит Господь. Поэтому призывание всесильной помощи Божией в искушениях, стремление не только устами, но и добрыми делами прославлять Господа, исполнять Его волю - вот это и есть самый лучший способ преодоления искушений.
- Россияне полюбили посещать храмы и монастыри с чисто познавательными целями. Если человек при этом не ходит регулярно в церковь, но, полюбовавшись красотой и величием храма, свечку поставит, перед иконой перекрестится, это добрый знак?
- Убежден, что если это делается от чистого сердца, то - да. Душа человека стремится к своему Создателю, ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17. 28). Считаю, что у тех, кто регулярно посещает богослужение, живет церковной жизнью, не должно быть высокомерия по отношению к людям, недавно пришедшим к Богу или только делающим первые шаги на пути к храму. Не надо уподобляться фарисеям, которые считали себя праведными перед Богом, исполняли религиозные обряды, но не имели главного: рассуждения, милосердия и веры (Мф. 23. 23). Всегда ли человек, проведший в Церкви много лет, так же горит любовью к Богу и ближнему, как его новообращенный собрат? Всегда ли такой человек так же горячо кается в своих согрешениях перед Богом, как тот, кто только вступил на путь христианской жизни?
Если же человек обращается к Богу неискренне, пытаясь кого-то ввести в заблуждение, то это рано или поздно обнаружится - жизнь не оставит и следа от лукавого и показного благочестия. Но мы не должны никого судить, ибо ведает сердце человека лишь Бог, который знает всякое ведение и прозирает в знамения века, возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного; не минует Его никакое помышление и не утаится от Него ни одно слово (Сир. 42. 18-20).
- Не хочется о греховном, но все же: увлечения россиян гороскопами, восточными практиками, магией, колдовством приобрело громадные масштабы. Что с этим делать?
- Да, к сожалению, такого рода увлечения стали побочным продуктом интереса к духовной жизни в нашем народе. Слишком сильным оказался соблазн получения духовных дарований "с черного хода", магическим путем. Во многом эта ситуация порождена банальным невежеством, неосведомленностью людей в вопросах духовной жизни.
Кроме того, эта проблема имеет весомую коммерческую составляющую: псевдорелигиозные и оккультные практики сейчас откровенно навязываются населению через активную и назойливую рекламу. Разного рода гороскопы, советы магов и колдунов, сомнительные "восточные мудрости" прочно обосновались даже на страницах серьезных газет и журналов.
Между тем доля людей, искренне верящих в оккультизм, не столь велика, как принято считать. Уровень религиозной грамотности россиян растет, и все меньше наших соотечественников верит в басни о "стопроцентных приворотах", "венце безбрачия" или населенной таинственными махатмами Шамбале. И поэтому с оккультизмом и колдовством нужно бороться прежде всего путем религиозного просвещения. Тогда эта "теневая духовность" будет просто вытеснена в область маргинальных явлений жизни.
- Мы наблюдаем сегодня во многих странах, в том числе и в России, активную деятельность представителей так называемых новых, нетрадиционных религий. Как вы оцениваете ситуацию? Удается ли общепризнанным мировым конфессиям удержать свою паству перед напором новых агрессивных миссионеров?
- Проблема экспансии псевдорелигиозных движений в нашей стране, безусловно, сохраняется, однако свою былую остроту она потеряла. Несмотря на то что действующее законодательство не позволяет эффективно противодействовать мошенникам от религии, их успехи становятся все скромнее, хотя время от времени тот или иной скандал, связанный с псевдорелигиозными группами, сотрясает общество.
Дело в том, что аудитория сектантов за последние годы резко сократилась, чему, помимо прочего, немало способствовала активная миссионерская и просветительская деятельность Церкви. Кроме того, люди понемногу учатся ориентироваться в религиозной жизни, приобретают опыт различения духов (1 Кор. 12. 10).
- Как вы оцениваете ситуацию в сфере развития благотворительности в России? Какова роль Русской православной церкви в этой области, какие благотворительные программы для Церкви сегодня носят приоритетный характер?
- Тема благотворительности, социального служения сохраняет свою актуальность. Более того, я убежден, что она будет актуальной всегда. Глубокое расслоение российского общества - одна из горьких примет нашего времени. По данным социологов, пропасть между наиболее богатыми и самыми бедными неуклонно расширяется. Да, богатство и бедность существовали всегда и, думаю, сохранятся и в будущем. Однако страшно, если имущественное расслоение общества приобретает черты противостояния, ожесточает людей, делает бедных злыми и завистливыми, а богатых - бессердечными и нравственно опустошенными. Церковь неоднократно напоминала: нельзя построить гармоничное стабильное общество, когда одни прозябают в чудовищной нищете, а другие купаются в роскоши.
Делать добро ближнему естественно для человека. При самом блестящем социальном устройстве неизбежно остаются люди, более других нуждающиеся в деятельной помощи, в сострадании. Значение благотворительности многократно возрастает в переломные эпохи истории, когда многие люди оказываются выброшенными из жизни, лишенными средств к существованию.
В советское время частная благотворительность была запрещена. Считалось, что государство само в силах обеспечить своих граждан всем необходимым, и могло казаться, что традиция жертвенного служения ближним пресеклась, отмерла за ненадобностью. Однако стремительные социальные и политические потрясения последних десятилетий показали, что наша земля не оскудела добрыми сердцами. Благодарение Богу, находятся люди, которые помогают социальным учреждениям, заключенным, немощным и обездоленным людям, вкладывают свои силы и средства в восстановление поруганных в годы лихолетья храмов и монастырей. Церковь молится о таких благодетелях, дающих взаймы самому Богу, прося Его воздать им вместо земного — небесное и вместо временного — вечное.
Важно помнить, что слово "благотворительность" на Руси понималось не только как исключительно материальная помощь, но и как любое доброе дело или даже доброе слово, сказанное ближнему, молитва за него.
Сегодня Русская православная церковь принимает посильное участие в благотворительной деятельности. Отрадно, что такая деятельность ведется не по указанию "сверху", не в порядке административного давления, а по велению сострадающего сердца, подчас стихийно, на вдохновении и энтузиазме людей. При монастырях и храмах открываются детские приюты, богадельни для престарелых и тяжелобольных, благотворительные столовые. Священнослужители посещают места заключения, больницы, социальные учреждения. Наши миряне помогают на улицах бездомным и нищим. Мы стремимся оказать помощь всем, кто в ней нуждается, но такая возможность представляется не всегда: не хватает людей, средств... Поэтому нам всем ныне необходимо объединить усилия ради помощи страждущим ближним.
- Идет мощное развитие науки, техники, философии, ученые, инженеры работают, обретая все новые знания. Кажется, что прагматизм всепобеждающ. Или это Бог нам дарит все современные знания и технологии в качестве чудес?
- Попытки абсолютизировать науку, человеческий разум, отделить или даже противопоставить человека Создателю — явление не новое. Достаточно вспомнить пример строительства вавилонской башни. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя (Быт. 11. 4). Горделивая попытка привела к тому, что люди перестали понимать друг друга и рассеялись по земле. Печально, если мы начинаем забывать, что всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1. 17).
Если же говорить о современных технологиях, то их использование может послужить благу человечества, но может обернуться и бедой, как обернулось бедой древнее столпотворение. Нравственная составляющая труда ученого, изобретателя, исследователя никогда не должна оказываться в пренебрежении. Поэтому в науке особенно востребованы мудрая рассудительность, чистая совесть и любящее сердце.
- И последний вопрос - что бы вы пожелали нашим читателям в преддверии праздника Светлого Христова Воскресения?
- Искренне желаю всем читателям встретить Праздник праздников и Торжество торжеств в мире и добром здравии. Да дарует Господь Свою милость всем взыскующим Его чистым сердцем. И да сподобит Он нас быть причастниками светлой радости, пронести эту радость через все дела нашей жизни.