Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Язык

Кто не слышал об Эзопе? Чьего уха не касалось выражение «эзопов язык»? Кто не знает басни позднейших писателей, написанные по мотивам притч, придуманных злоязычным и уродливым, но остроумным и хитрым рабом?

Даже если вы не любите читать, вы могли видеть телевизионный фильм об Эзопе с А. Калягиным в главной роли. Там есть следующий эпизод.

Хозяин Эзопа, туповатый и высокомерный Ксанф, числящийся философом, просит принести для своего друга из угощений самое лучшее. Эзоп уходит на кухню и возвращается с языком. «Почему язык?» – спрашивает Ксанф. «Потому что нет на свете ничего лучшего, – отвечает раб. – Языком благословляем богов, признаемся в любви, декламируем стихи, произносим мудрые речи. Нет ничего лучше языка».

«Хорошо, – говорит хозяин. – Принеси нам теперь самое худшее, что у нас есть».

Как вы уже догадались или вспомнили, Эзоп опять приносит язык и объясняет туповатому и подвыпившему хозяину почему: языком лжем и клевещем, проклинаем и разносим сплетни – нет ничего хуже языка.

Гость Ксанфа выражает удивление мудростью раба, сам Ксанф не до конца понимает, как это нечто может быть и худшим, и лучшим из существующего одновременно, а мы, зрители, получаем важнейший урок. Язык действительно есть уникальный по значению орган человеческого тела, и тема, представленная киношным Эзопом, вплотную примыкает ко многим библейским текстам.

Изображая древних греков, мы никогда не изображаем их такими, какими они были. Скорее всего, мы даже не стараемся это сделать, да и вряд ли мы на это способны. Тот Эзоп в исполнении Калягина был скорее похож на христианина до Христа, чем на циничного мудреца-уродца. Сквозь призму последующего торжества христианства и сквозь ренессансные мечты об идеальном человеке мы видим древних греков. Оно и хорошо.

Посмотришь подобный фильм и сразу можешь искать в Библии соответствующие параллели. Долго искать не придется. Притчи Соломоновы и послание Иакова вспыхнут ярким блеском ассоциаций.

Человек более всего грешит устами и языком. По слову Господа, это то, что действительно оскверняет человека – не в пример чему-либо, употребленному в пищу. «Входящее в уста проходит во чрево и извергается вон. А исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека» (Мф. 15: 17–18). Далее Господь поясняет, что исходит из сердца: злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи…

Видно, чувствовали это мудрые люди древности, даже не слыша Писаний Божественных, раз вводили, подобно спартанцам, «валюту слова» и учились говорить мало, но точно и по делу. Бесконтрольно открытый человеческий рот – это помойка, заражающая воздух, а то и разрытый радиационный могильник. Все, что живет в сердце (Боже, чего там только ни живет!), выходит наружу и оскверняет как говорящего, так и слушающих.

Теперь гляньте, прошу вас, под этим углом зрения на «свободу слова», и вам станет не по себе.

Когда Исаия в год смерти царя Озии видел Господа Саваофа на престоле высоком и превознесенном (см.: Ис. 6), то первой реакцией пророка на это видение был странный возглас: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6: 5).

Надо думать, что среди грехов Израиля были не только клевета и сквернословие. Были и убийства, и притеснения бедняков, и осуждение невинных за взятки, и все виды разврата, от бытового до ритуального. То, что все это было, ясно из гневных речей пророков, да и самого Исаии. Но здесь пророк называет себя и весь народ людьми «с нечистыми устами», и эта характеристика охватывает все стороны греховности.

Действительно, «язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3: 6).

Мы соблазняем и соблазняемся, обманываем и обманываемся посредством слова. По сути, мы попадаем и запутываемся в тонких сетях, сплетенных лукавыми устами – нашими в том числе. Ни один грех человек не совершает бессловесно. Человек блудит, ворует, грабит, убивает, помогая себе языком. И без этого «весла» «лодка беззаконий» стояла бы на месте. И если «при многословии не миновать греха» (Притч. 10: 19), то есть не хочешь грешить, но болтаешь – значит, согрешишь, то что же говорить о намеренном совершении зла? Ему, по необходимости, сопутствует согрешение в слове. В этом случае язык – «прикраса неправды» (Иак. 3: 6).

Очевидно, что исцеление придет со стороны воздержания. Мы под воздержанием понимаем все чаще лишь постные труды, то есть «в уста, а не из уст», то есть переворачиваем Евангелие. А оказывается, что воздержание языка – корень целостного исправления человека. «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3: 2).

Можно не есть, но раздраженно кудахтать как курица. Или можно, как говорил Димитрий Ростовский, поститься по образу медведя. Тот лапу сосет и урчит недовольно в берлоге. Подобны ему все ропотники и любители побурчать во время поста.

Нет, мысль Господня и мысль мудрых совершенно ясны. Надо начинать с языка.

Мы начинающим ходить в церковь чего только не советуем, и все – по части внешнего. Юбку длинную надень. Акафист читай. Курить брось. Еще чего-то…

А можно начинать с третьей главы послания Иакова. «На вот, почитай и затверди хорошенько. А хочешь, наизусть выучи. Если не поймешь того, что здесь, никуда не двинешься».

«Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий» (Иак.3: 3–4).

То есть если хочешь стать хозяином своей жизни, то стань сперва хозяином своего языка. Совет в высшей степени творческий и многоплодный, влияющий на всю дальнейшую жизнь в случае исполнения.

Вернемся к Эзопу. Он говорил, что языком мы совершаем самые хорошие дела и вместе с тем самые плохие. Говорили также, что Эзоп в кино больше похож на христианского проповедника, чем на себя исторического и что это хорошо. Правда – хорошо. А вот и христианская проповедь, прозвучавшая почти шесть столетий после тех дней, когда Эзоп жил на этой земле.

«Им (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Так же и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3: 9–12).

Как видим, мысль апостола тождественна словам мудреца-невольника. Это потому, что Евангелие в советские годы пробивало себе нехоженые пути и приходило к человеку в необычной одежде, например в речах киногероев. Ведь нужно людям знать и думать об этом, даже если они насильно лишены возможности читать слово Божие.

Нужно, поскольку «жизнь и смерть во власти языка» (Притч. 18: 22).

Эзоп, Исаия, Иаков, наконец – Христос, Сущий над всеми Бог.

Кажется, достаточно для того, чтобы приложить к сердцу услышанное и начать обуздание собственного тела с обуздания не самого большого по размеру, но самого важного по значению члена тела – языка.

Протоиерей Андрей Ткачев

27 октября 2011 г.

Рейтинг: 8.2 Голосов: 46 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александр Владимирович13 января 2012, 14:59
"...Евангелие в советские годы пробивало себе нехоженые пути и приходило к человеку в необычной одежде, например в речах киногероев. Ведь нужно людям знать и думать об этом, даже если они насильно лишены возможности читать слово Божие.

Нужно, поскольку «жизнь и смерть во власти языка» (Притч. 18: 22)."
Все верно.
Будем и это считать, батюшка, продолжением нашей беседы о советской интеллигенции. О ее "смысле".
Арутюнян А.В.
Ирина 8 ноября 2011, 08:49
Благодарю, отче Андрей !
Еще в детстве, когда я смотрела телеспектакль о Эзопе, я никак не могла понять, чем он так интересен и исключителен (игра актёров не в счёт), а теперь, после прочтения Вашей статьи, действительно - "Евангелие в советские годы пробивало себе нехоженые пути и приходило к человеку в необычной одежде, например в речах киногероев". Спаси Бог.
Ольга 6 ноября 2011, 14:35
Ларисе:рекомендую прочитать "Миссионерские записки" о.Андрея (это к вопросу о поучении для коллег).О.Андрею - спасибо за статью.
Александр 5 ноября 2011, 23:21
Отличная статья! Большое спасибо! К сожалению, сам часто грешу сквернословием - нужно исправляться!
Евгения 5 ноября 2011, 10:44
Спасибо большое. Ещё раз вразумили.
Юрий 1 ноября 2011, 10:51
Благодарю за напоминание!
Сергей31 октября 2011, 21:45
Как все просто и красиво, спасибо огромное.
Светлана30 октября 2011, 21:42
Да! Как бывает богат, язык. И как беден. Это сразу чувствуеться. Жаль таких, что даже простой сюжет с фильма повторить не могут. Одни слова паразиты. Может - это упущение школьного образования. Не учат, как выразить мысль, как ее выстроить, как преподать. От сюда и костность мысли и слова, а за ним и поступков. И как итог - убогая, бедная духовно жизнь. Спасибо. И Спаси Вас Госсподи!
Людмила30 октября 2011, 20:19
Ну и чего Вы напали на Ларису?Человек высказал свое мнение,или все должны,как при союзе-все под одну гребенку.Не знаю насчет водопроводчиков,а в тетках ничего обидного не нахожу.Обиднее,если на тетку скажут дядька.Не нахожу ничего плохого в общении людей(обычно после литургии домой идем вместе,кому по пути, и с удовольствием общаемся).Необщительнвй человек,как правило,отталкивает от себя.И не всегда молчаливый человек "сходит за умного".А порой,человеку просто необходимо "выговорится" и,счастье,если найдется человек,который выслушает и утешит,разве это плохо?Согласна с о.Андреем,что хорошо,когда умная мысль бежит быстрее словесного потока.
Андрей30 октября 2011, 11:07
Спасибо.
Мария29 октября 2011, 21:54
Сильная статья. Спаси Вас Бог, батюшка.
Татьяна 29 октября 2011, 13:15
Я с большим удовольствием читаю ваши лекции. Спаси Вас Господи
Елена29 октября 2011, 07:21
Ларисе. Вы знаете много необразованных и при этом недобрых слесарей и водителей, которые стали священниками?
Странно... А я вот недавно зашла на сайт нашей местной епархии и была потрясена: у священников не просто высшее богословское образование, но зачастую их 2 (богословских, либо светское и богословское), у некоторых еще всякие курсы, которые уже к служению отношения не имеют, но отражают круг интересов личности. А кичливости своим саном или своими достоинствами я не встречала.
Милая Лариса, своими словами мы осудимся или спасемся, о. Андрей об этом нам напомнил.
А статьи о. Андрея лично я никогда не комментирую. Это как моя подружка в выпускном сочинении написала "Я считаю, что Толстому удался роман "Война и мир"!" ))) Это уж само собой )
Таисия28 октября 2011, 21:23
Батюшка, как будьто про меня написано,аж стыдно стало.Спаси Господи очень мудрая статья,в школе детям на классном часе нужно почаще освещать.
Валентин.28 октября 2011, 18:25
Да, можно "глаглом жечь сердца людей",
а можно устами зловония вокруг себя распростронять,
калечить души слушателей...
Однако, прежде чем проговорить что-то, надо это "что-то" подумать (вспомним Оруэлла) и уж точно молчуны
с гадкими мыслями и намерениями не намного лучше
болтунов, эти мысли озвучивающие.
И хотя "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо,
и одежда, и душа, и мысли", но умница Чехов тут же добавляет,
что и этого не достаточно для того, чтобы быть добродетельным и "...праздная жизнь не может быть чистою".
Вот и получается, что только истинный православный человек
(а не просто "хороший", чего уж там), да еще в нашем "совершенном мире" только и может быть добродетельным и нести людям веру, надежду, любовь.
Anna28 октября 2011, 12:51
Amin.
Наталия28 октября 2011, 07:25
Спасибо большое.
Максим28 октября 2011, 00:41
Спасибо отец Андрей за это напоминание!
Виктор 28 октября 2011, 00:06
о.Андрей, у меня к вам прямой вопрос, КАК МЫ ПОЕМ" БОГА ЧЕЛОВЕКАМ НЕ ВОЗМОЖНО ВИДЕТИ, НА НЕГО И ЧИНИ АНГЕЛЬСКИИ НЕ ВЗИРАЮТ" а Исаия видел Бога,Моисей видел Бога?????????????
Сеня27 октября 2011, 22:17
Есть ещё такй фактор, как темперамент народа. Если взять "южан": испанцев, итльянцев, евреев, арабов и т.д., то у них по сравнению с нами, вообще рот не закрывается.
А если взять "северян": норежцев, финнов, датчан и т.д., то они заметнее малословны.
А мы как раз находимся в золотой середине, поэтому нам должно быть проще удерживать свои уста от глупости.
Елена27 октября 2011, 22:10
Ларисе:Лариса, резанули Ваши слова про "приходских несчастных теток" -- нельзя так о людях, милая, нельзя. Тоже вот словечко -- "тётки", да ещё и несчастные...Помоги нам всем, Господи.
Наталья27 октября 2011, 21:57
Присоединяюсь к Михаилу. Прослушали (прочитали) проповедь - и... ничего не вынесли?
православный27 октября 2011, 20:51
Спаси,Господи!
Михаил27 октября 2011, 19:31
Друзья!
Ну может быть хоть в этот раз помолчим?
Sheriff Henry27 октября 2011, 17:47
....Статья? Если не "входитть в схоластику". "Правильная"(?!). Но?...Если по "существу". Всё "дело" в том. Что 80 лет "совка". "приучили" жителей бывшего СССР, "глаголить" так(?!). Что "Мощнее" русскоко мата и "вранья". На Свете, ничего "греховнее"- таки и нет..
Поэтому...В бывшем СССР в нынешних межах.. Слова(!?). Утратили, в большинствн своём, тот "сакральный"смысл, что был во времена Израиля.
...Так что. "Слова", в отличии от "Дела". "По просту"....Кроме "Вываливания" "накопившейся грязи". "Пустота". Не имеющая, да и не несущая, не токмо. "Смысла". Но и малейшей "сокральности"....


Ирина27 октября 2011, 16:26
НЕ ДАЛЕЕ, КАК ВЧЕРА, ОБСУЖДАЛИ С МУЖЕМ ТЕМУ ВРЕДА МНОГОГОВОРЕНИЯ. КАЖЕТСЯ, ЗВОНИШЬ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ РАССКАЗАТЬ ЧТО НИБУДЬ ХОРОШЕЕ, ГОВОРИШЬ, А ПОТОМ МАЛО ПО МАЛУ УХОДИШЬ В СТОРОНУ, НАЧИНАЕШЬ ДАВАТЬ ОЦЕНКУ ПОСТУПКАМ ЗНАКОМЫХ И ДРУЗЕЙ, ПРИ ЭТОМ ПОДСОЗНАТЕЛЬНО ОЩУЩАЯ СЕБЯ ЛУЧШЕ. БЕЗУМЦЫ! ЯЗЫКОМ ОТРАЩИВАЕМ СЕБЕ РОГА И КОПЫТА. А ВРАГ СМЕЁТСЯ. ВЕЛИКИЙ ДАР БОЖИЙ - ГОВОРИТЬ МАЛО И НИКОГО НЕ ОСУЖДАТЬ, РАЗВЕ ЧТО СЕБЯ.
Людмила27 октября 2011, 16:14
Прочитав эту статью,трудно давать комментарии.Не будет ли это лишним словоблудием?
Лариса27 октября 2011, 15:54
О.Андрей, ваша статья довольно пространно повествует о пользе словесного воздержания. И вообще, судя по тому, сколь часто Ваше имя мелькает в печати, Вы - довольно плодовитый автор. Вывод - молчание не всегда возможно? Плетение словес - не всегда грех? Было бы замечательно, если бы вместо экспрессии было больше конкретики - когда и как, о чем и с кем можно и полезно рассуждать? Ибо прекратить внешнюю речь можно, но дальше - что? Научиться дисциплинировать речь внутреннюю? Научиться пользоваться словом как инструментом - правильно и безопасно? Как? И еще. Замечательные древние греки, как всегда, мудро и лаконически, советовали: не навреди. У нас слишком много бывших слесарей и водителей, необразованных, не очень умных и не слишком добрых, но возмечтавших о себе, что с принятием сана они автоматически стали новыми Иоаннами Лествичниками и теперь могут затыкать рот тем, кто много кудахчет. Это, как правило, приходские несчастные тетки, обделенные вниманием и уважением в семье и на работе. Хорошо бы в Вашей статье было и для таких коллег поучение. Призывы к молчанию должны от любви к человеку идти, а не от высокомерного презрения и нетерпения.
Ганна27 октября 2011, 15:40
Благодарю, отец Андрей!
Лера27 октября 2011, 15:39
Может не совсем по теме, но ...
У меня вопрос к отцу Андрею.
Правда ли, что только в трех языках- арамейском, древнегреческом и церковнославянском цифры обозачаются буквами и, что каждое слово в священном писании на каждом из этих трех языках имеет одинаковое численное значение?
Владимир27 октября 2011, 13:18
Кажется, для понимания, значит недостаточно. Прочитал и забыл, если вообще прочитал. Но прежде цветок, затем плод. Но плод зеленый вяжет во рту, но когда этот же плод падает перезревшим, то становится черным, как финиковые плоды, но и тут нашли выход, если не надкусили и не выбросили, то обмакнули в сиропе, посыпали сахаром и в довесок продали в пищу, как экзотически фрукт. Но такой плод одному становится приторным, а другому всласть и не насытится. Жизнь и смерть во «власти» языка, но там где смерть, там, на физическом видимом уровне развивается удушье, опустим, как она развивается в медицинском понимании, кому необходимо приложится. А на духовном уровне это самые коварные и злейшие враги человечества. Уловляющие не только в слове, но и создающие условия, чтобы уловить и в деле, а затем самим решить несуществующую проблему, стать во главе угла чистым ангелом и мироносцем, а если не получается, тогда сами крутятся вокруг своей оси и как в водоворот пытаются затянуть ближних. Но когда книга открыта, пусть и через тусклое стекло, остается только терпение, скорбь и печаль, но Богом оправдывается всякая тварь, тогда и приложим к сердцу услышанное, тогда и мусор начнем выметать прежде из своего дома, а в каждом доме свой мусор скапливается. Как вымести, кто ищет, тот всегда найдет. Путей к совершенству , что море песка, тогда и плод зрелый.
Александр из Од.27 октября 2011, 12:43
Хорошая и глубокая статья.Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×