Православный календарьПравославный календарь
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.

Видеть Творца в твари

В полотнах ярославского художника и священника Василия Шиханова очень много солнца. Так много и такое оно ослепительное, что перед иной картиной хочется зажмуриться и немного постоять с закрытыми глазами. Но глаза открываются, и свет проникает внутрь, заполняя всего человека. Это добрый Свет. Он пронизывает человека радостью: его можно вбирать и вбирать в себя. Столько, сколько хочется.

Селение Хорепископское (о. Корфу)
Селение Хорепископское (о. Корфу)
Это солнце и этот свет — для тех, кто приходит смотреть полотна художника­священника. Последняя выставка имела место в мае, в Москве, в здании Совета Федерации. И называлась она — «Паломничество русского художника».

Паломнические поездки отец Василий предпринимает часто, но его паломничество — это не только посещение святых мест. Это изучение мира как Божьего творения, поиск Творца во всем, что предстает перед глазами: в море, в узкой улочке ночного Иерусалима, в освещенной веранде гостиничного номера в Киотари, в привычных и бесконечно родных избах ярославских деревень. Взгляд художника и взгляд священника совмещены таинственным образом. Их совмещает Тот, Кто создал то солнце, которым наполнены полотна протоиерея Василия Шиханова.

Ему часто задают вопрос, насколько совместимы живопись (светское искусство) и церковное служение. В Церкви ведь есть люди, склонные воспринимать художественное творчество как некий соблазн. Но отец Василий считает, что порывы отказаться от творчества свойственны неофитам: чем дальше человек идет по пути воцерковления, по пути веры, тем меньше подобных сомнений у него возникает. И с благодарностью вспоминает своего духовника, отца Иоанна Миронова: «Слава Богу, отец Иоанн, когда у меня возникали неофитские мысли: "Все, надо завязывать с этим искусством", пресекал мое чрезмерное усердие».

При этом отец Василий утверждает, что его «настоящее счастье — вовсе не в живописи». Он — прежде всего священник, и его счастье — в служении Богу. А живопись — это Божий дар, возможность еще и так прославить Творца.

— Отец Василий, какое направление в живописи вам духовно (именно духовно!) ближе, если вообще есть смысл говорить о направлениях? Где, за какой чертой искусство перестает быть делом богоугодным и превращается в нечто совершенно иное — может быть, деструктивное, может быть, греховное?

— Мне думается, что о направлениях действительно нет смысла говорить. Я особо никогда не симпатизировал авангарду или какому-то формальному искусству. Но как профессионал могу рассматривать и находить художественно­технические достоинства в любых работах. Что касается духовной составляющей — здесь экспертом и, как мне представляется, наиболее точным экспертом, если только мы сами не лукавим, всегда является наше сердце. Для самого художника самым важным в творчестве должны стать его искренность и честность.

Рассматривая любую работу, можно сразу увидеть, что являлось источником вдохновения в данном случае: то ли одолевала гордыня, то ли примешивались конъюнктурные задачи… или все­таки камертон художника был настроен на восприятие и отражение красоты Божьего мира. Вообще, дарование художника, его видение и умение отобразить, в моем понимании — тонкий и сложный инструмент, позволяющий многим стать соучастниками его творчества и вместе с автором участвовать в созерцании красоты Божественного творения.

Протоиерей Василий Шиханов, настоятель храма Софии Премудрости Божией в Ярославле, родился в 1969 г. в Мантурово Костромской области. Окончил Ярославское художественное училище. Служил в армии. Уволившись в запас, вернулся в Ярославль и принял Крещение. Затем уехал в Санкт-Петербург. Продавал свои работы на Невском проспекте, дежурил в вооруженной охране склада боеприпасов ЛенВО, жил в общежитии в Мурино, где и познакомился с будущим духовником — отцом Иоанном Мироновым. Именно отец Иоанн первым увидел в молодом художнике из Ярославля будущего священника.

Полуостров Конони. Монастырь Влахерна
Полуостров Конони. Монастырь Влахерна
В 1997 г. Василий Шиханов окончил Санкт-Петербургскую художественно­промышленную академию имени Веры Мухиной, в 1998 г. стал членом Союза художников России. В том же году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) рукоположил его в сан диакона, а затем — священника.

Протоиерей Василий Шиханов — отец четверых детей.

Улица в Керкире (о. Корфу)
Улица в Керкире (о. Корфу)
Безусловно, существует и совершенно деструктивное искусство, но ведь это тоже сразу же видно, и ничего объяснять здесь не надо. Как-то видел буклет одной московской выставки, где экспонировались какие­то компьютерные голограммы с кощунственно обработанными изображениями «апостолов», «спасителя» и т. д. Я не говорю о том, что это просто была хула на Бога; но даже если бы это не называли святыми именами, все равно это были изображения внутренне безобразные, демонические. Причем этот буклет мне показал человек не воцерковленный, но художник хороший, и он был очень возмущен этим «искусством».

* * *

Я брожу по галерее Совета Федерации, смотрю и смотрю на полотна отца Василия… и вспоминаю слова Патриарха Кирилла, сказанные им совсем недавно в Петербурге, в Духовной Академии: «Красота формирует внутреннее состояние человека… Очень важно, чтобы внешняя красота и гармония сопровождали особенно молодых людей, детей, юношество, потому что гармония формирует человеческую личность. Никогда нельзя пренебрегать эстетическим началом жизни человек

Богоявленская площадь (г. Ярославль)
Богоявленская площадь (г. Ярославль)
Рейтинг: 6.4 Голосов: 9 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×