Возможно, все дело в плохих учителях литературы, ведь уже в самой школьной программе упоминается, как минимум, одно произведение Достоевского, которое могло бы дать надежную идеологическую защиту от подобных провокаций.
В романе «Идиот» роковая красавица Петербурга Настасья Филипповна не на шутку влюбляется в князя Льва Николаевича Мышкина. Это один из самых ярких и красивых героев Достоевского: даже идейные враги и любовные соперники испытывают к нему обезоруживающую симпатию. Помимо прочего князь оказывается наследником миллионного состояния и делает Настасье Филипповне серьезное личное предложение. Казалось бы, минута нечаянной радости открывает женщине перспективу заветного жизненного счастья. Но сцена оканчивается страшным скандалом. «Именно в эту минуту, – говорит Достоевский устами одного из своих героев, – Настасья Филипповна помешалась». Она отказывается от предложения любимого человека и связывает свою судбу с ревнивым купцом Парфеном Рогожиным, мрачным фанатиком, который в конце концов и убьет ее.
Причины помешательства и самоубийственного шага невесты сначала не понятны никому, включая и князя Мышкина: «Кто же добровольно идет в воду или под нож?» Его недоумение позже рассеивает сам Рогожин: «Ей не под силу у тебя стало, князь, потому и ко мне убежала... Да не было б меня, она давно бы уж в воду кинулась. Потому и идет за меня, что я ей, может, похуже воды, потому что наверное за мною нож ожидает».
«Я известно какая, – говорит о себе Настасья Филипповна. – Я у Тоцкого в наложницах жила. И ты, князь, хочешь меня такую за себя взять?» Любой женщине знакомо особого рода смущение, возникающее при встрече с красивым и блистательным незнакомцем, если сама она не наряжена и не приукрашена. Для того чтобы понять Настасью Филипповну, нужно умножить это ощущение в десятки раз, помня о том, на какую высоту ее любовь подняла князя Мышкина, и учесть то обстоятельство, что принарядиться и приукраситься ей уже невозможно: ее брачные одежды давно украдены сластолюбивым Тоцким. Забыть любовь невозможно. Разделить с любимым бытие во всей полноте «не под силу». Должно быть, это и есть вечная адская мука, от которой остается разве что «под нож или в воду», повторяя иссохшими губами фразу Вальсингама из трагедии «Пир во время чумы»: «Где я? Святое чадо света! Тебя я вижу там, куда мой падший дух уже не досягнет».
В Евангелии можно найти обратный пример. Здесь значение девства проявляется во всей полноте. Тот, кто уяснил суть психологической проблемы Настасьи Филипповны, не может не поразиться той ясности и легкости, с которой Богоматерь отвечала архангелу Гавриилу: «Я раба Господня. Да будет мне по слову твоему». А ведь Ей было объявлено, что не просто некий святой человек, но Сам Предвечный Бог желает разделить с Ней бытие в качестве Ее Сына. И ничто в Ней не препятствует этому. Так что следует признать правоту Церкви, почитающей Марию как «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим». И можно понять благоговейный страх перед Нею апостолов, ведь даже первый из них – Симон Петр – на первый призыв Христа смущенно ответил: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный».
Кто-то возразит: в культуре, где девство не имеет никакой ценности, в принципе невозможно столкнуться с проблемой Настасьи Филипповны. Сегодня женщина, имевшая пять мужей, не склонна чувствовать себя недостойной настоящей любви. Однако не трудно заметить, что закон девства сказывается в движениях самой человеческой души вне зависимости от культурной конъюнктуры. И отчаяние Настасьи Филипповны вызвано отнюдь не чувством стыда перед кем бы то ни было.
Книга Бытия, рассказывая о жизни первых людей в раю, упоминает о том, что они были наги и не стыдились. Лишь в результате грехопадения стыд наготы побудил их сделать себе одеяния из листьев и скрыться от Бога за деревьями рая. Расколотая грехом душа человека, наподобие треснувшей линзы объектива, стала давать странную картинку: мир разделился на чистое и нечистое. Именно так представляли мироздание гностики: все материальное связывалось в их ощущении с греховным и скверным; все духовное – с чистым и святым. Отцы Церкви опознали здесь ересь – слишком очевидны были причины подобного нарушения духовной оптики. Чистому – все чисто, и лишь нецеломудрие мыслей побуждает человека испытывать скопческое отвращение или стыд перед брачными отношениями. К слову, можно предположить, что и «Крейцерова соната» Льва Николаевича Толстого появилась как духовное следствие его собственного юношеского невоздержания.
Всякий человек, утративший целомудрие, то есть целостность души, в той или иной степени сочувствует гностицизму. Либо он видит в женщине, по слову Марины Цветаевой, «всего лишь животное, кем-то раненное в живот», и упивается блудом, либо глядит на нее с застенчивостью Александра Блока, бубнящего про какую-то незнакомку, с которой даже мысленно невозможно познакомиться.
Для обозначения двух граней нецеломудрия Пушкин предлагал ввести в русский язык заимствованное из французского слово «прюдство», антонимичное «кокетству». «Слово это, – писал он, – означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о женской чести, – недотрогу. Таковое свойство предполагает нечистоту воображения, отвратительную в женщине, особенно молодой. Пожилой женщине позволяется многое знать и многого опасаться, но невинность есть лучшее украшение молодости. Во всяком случае, прюдство или смешно, или несносно».
Предложенный поэтом термин так и не прижился, но его место занял другой – «синий чулок». Как видно, отнюдь не девство порождает подобный тип женщин. У этого явления прямо обратные причины. «Я никогда не целуюсь с парнем, который мне по-настоящему нравится», – признается сменившая пять мужей героиня популярного сериала. И в ней нельзя не заметить гностической болезни Настасьи Филипповны, которая любит, но не может разделить с любимым бытие во всей его полноте. Это неудивительно, ибо мир для нее уже раскололся: с одной стороны трещины поместилось «нечистое», куда она относит поцелуи и брачные отношения, с другой осталась подлинная любовь и «парень, который по-настоящему нравится».
Мимолётное удовольствие - главная цель. Поэтому так много растленных женщин и поэтому весьма трудно (практически невозможно) найти себе невесту...
А я вот живу целомудренно, имею массу душевных сил, радуюсь и цвету, и все слетаются ко мне погостить у моей души как пчела на цвету.
Но только не находиться муж.
Может Господь меня бережет от таких вот современных мужчин.
Я для них-слишком духовная.
А те мужчины что ревнуют жен к прошлому-так им и надо и дай Бог еще им подбавить зла (в благих целях).
Сами то они я уверена накуролесили в прошлом вдоволь, путь теперь покушают.
Я имела отношения с мужчинами до брака. И сейчас, будучи замужем и любя своего мужа, ничего хорошего в этом не вижу. Тоже маялась - а вдруг упущу свое счастье, вдруг не найдет меня тот самый единственный. А теперь понимаю, что к замужеству подрастеряла добрую половину своей внутренней энергии, готовности любить, которую я могла бы отдать своему мужу, отдала ее каким-то чужим мужчинам. Мне не жаль ее для них (может, она тоже была очень нужна их необогретым душам, не хочу осуждать), но мне жаль теперь моего любимого мужа, которому мне мало что есть отдать. Конечно, я, как могу, стараюсь находить в себе силы любить его, отдавать ему как можно больше тепла, любви, ласки. Но сил этих сейчас меньше. Любить, любив в прошлом других, сложнее.
А сейчас у нас родился сын, и мне стало еще труднее. Но я очень стараюсь не унывать - понимаю, что раз уж так случилось, то не должны страдать мои любимые люди. Учусь любить. Через боль, через пустоту.
Девушки, помните об этом. Берегите свою главную женскую силу - силу готовности любить - для мужа, ведь он не виновен в ваших грехах, но ему придется разделить их с вами и страдать от них.
Мужчина при совершении блуда словно бы и не присутствует, а если и присутствует, то ответственности не несёт.
Многие дамы думают что это некая мужская привилегия.
Какая привилегия в том, что человек приравнивается к скоту, который руководствуется только животной похотью?
Вроде бы у мужчины даже выбора нет, как у кобеля на случке.
Если мне плохо вспоминаю из Библии:"Живём ли мы, для Господа живём, умираем ли, для Господа умираем".
Я тоже была в вашей ситуации, когда молодые люди проходили мимо, не ценили моего желания сохранить целомудрие, теперь я уверена, что просто это не была любовь, пока не появился именно тот человек, посланный мне. А чувство ненужности и отчаяние это дьявол искушает, надо бороться. "Ищите прежде Царства Божия,а остальное к вам приложиться".
понятий,что муж-глава семьи,жена-хранительница очега,вот тогда то и получаются дети,которым по-сути мало чего нужно объяснять,как нужно действовать,став взрослыми...Ведь дети впитывают все,закладывается в подкорки память,как папа любил маму,как мама ухаживала за папой...Не нарушаются простые понятия,как быть и что делать...Все просто.Так что нужно одуматься,включить голову,и посмотреть на себя со стороны.Что видит ваш ребенок,как он относится к вам,как вы относитесь к нему.Ведь очень важно постараться помочь вырастить из малыша-достойного человека.И тогда не нужно будет сетовать и переживать,а ГЛАВНОЕ:перекладывать всю ответственность на плечи своего дитя.Мол он таким родился,мы его воспитывали...и прочее...Люди забываются,и свое детство забывают...Как им было тяжело,не хватало нежности и ласки...Трезво оценивать свои действия и слова,а главное,отвечать за них.
Только (ИМХО), о самых девицах как-то никто не вспомнил. Нет ни одного доброго примечания или слов поддержки. Я девственница. Мне 30 лет. Господь не дал радости брачных уз. Я не чувствую себя особенной, лучше или чище. Не вижу в этом подвига или испытания.
А вот одиночество, разочарование, неуместность, ненужность – это да, это обо мне. Иногда думаю: это такое наказание. Знать что огромная часть жизни навсегда закрыта для меня, чувствовать как превращаешься в «старую деву» и все-таки отказывать себе в этом…
Это было уже тысячи лет и сейчас навряд ли получиться втиснуть в брак этот изъян, обосновать его (по глупости, молодости или влюбленности) и стоять перед священником на Венчании в ослепительно белом платье со спокойной совестью.
Призываю всех не исправлять друг друга, а исправлять себя, если согрешили – каяться и просить Бога дать супруга того самого единственного, любимого по себе. А когда даст Бог просимое, тогда и писать не захочется сюда, не до того будет, а если и случиться свободная минутка от семейных забот написать, то уже напишите только доброе и благодарное
Из комментариев к статье ми видим как задевается то что уже не вернуть, раздаются по церковному сдержанное, раздраженное мол – уже вроде забыли про это, ну что он опять, автор плохой, или простите - «однобокий».
Конечно, Господь врачует и конечно прощает по вере, находится «хороший мужчина», который принимает эту прошлую связь, за спиной которого все скроется. Но какой бы он не был, устроен так мужчина – в нем природой заложен механизм защиты своей крови. Ведь разговоры о телегонии и чистоте белого брачного наряда, наверное не безпочвенны, как бы мы их не хотели отодвинуть подальше и забыть их, или просто не говорить про ЭТО, ан нет – жгет, болит сердечко, прочитали статью и пошло шуршание. Дело наверное не в статье и не авторе, наверное где-то в совести.
Почему бы вам не посмотреть на эту проблему с другой стороны и не узреть иную причину- виноваты мужчины! Как часто я слышу- "на вид девочка, а уже женщина, позор!", и обратное отношение по поводу парней. Мальчиков то никто в этом не упрекает!
Как же меня разочаровывает это лицемерие со стороны сильного пола. Ведь это правда-лишь бы в постель затащить, а пройдет какое-то время, пора жениться-и тут оп!- в жены только младую деву.
Так получилось, что я нравлюсь парням и мне часто доводилось пресекать их уговоры перейти в горизонтальные отношения. Вот только после этого, зачастую, рвутся всякие отношения. И я не верю ни в какую любовь В НАШЕ ВРЕМЯ.
Так что мой Вам совет, Автор: лучше не про девичью чистоту пишите(я понимаю, очень глубокая тема), а про моральное воспитание наших мужчин. И если у Вас, Автор, такое великонравственное представление об отношениях, то Вы должны понимать-мужчины ответственны за поведение женщин.
Вы такие статьи пишите о женщинах замечательные!!
И заступлюсь за Блока: его Прекрасная Дама это Россия, он больше всего любил Россию.
Это очень верно, т.к. сила Божия такова, что Ему возможно все, часто вспоминаю Марию Египетскую.
Светлане о невозможности счастья -слова Антония Сурожского: "поступки могут быть страшные, но они могут изгладиться до конца настоящим покаянием. Святой Никита Стифат, ученик святого Симеона Нового Богослова, говорит: Слезы истинного покаяния могут вернуть нам даже утраченную девственность нашу… И святой Варсонофий Великий говорит, что если мы действительно покаялись перед Богом и знаем, что вернуться к тому, что случилось, нам больше невозможно, потому что покаянием что-то сожжено в нас, уничтожено и не может больше породить того зла, которое мы совершили, тогда мы можем сказать, что мы прощены и случившееся изглажено из книги жизни. Прошлое стало прошедшим." (это из беседы в Лондоне во время великопостного говения, 1987 г.
Грех и покаяние). Все дело в силе веры и покаяния!
1) Ваш комментарий вызвал у меня недоумение в высшей степени, больше у меня никаких эмоций и не возникло;
2) рассуждение считается у святых отцов высшим даром от Бога, поэтому Ваше "... я чувствовала Настасью Филипповну..." является слишком поверхностным впечатлением о персонаже, рассуждать необходимо не только о словах, но в большей степени о поступках, совершаемых людьми или персонажами;
3) Вашу поучающую позицию, даже если она и была, я не заметила, поэтому Вам передо мной в этой ситуации извиняться не за что;
4)попробуйте привести в моих высказываниях что-то конкретное, что было бы хотя бы отдаленно похожим переходом на личности, я так понимаю на Вашу личность ( тема поднятая автором в статье слишком ВАЖНАЯ чтобы уходить от ее осмысления к чему-то другому, не имеющему ни значения, ни ценности), а Ваш довод «… Я ПОЧУВСТВОВАЛА…» (как в случае с Настасьей Филипповной) для меня НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТИВНЫМ, так как я высказывалась о Настасье Филипповне, а не о Вас (важно это понять) и кроме того Вы "... любите обсуждать прочитанное...";
Не думала, что мой комментарий вызовет столько эмоций. Я чувствовала Настасью Филипповну так, как человека не только приносящего страдания, но и страдающего, ну и конечно, неверующего, иначе бы ее жизнь завершилась иначе.
По правде говоря, я люблю обсуждать прочитанное, естественно случаются и споры, но не припомню, чтобы до перехода на личности.
И второе, на Ваше: "Но она себя за него (за растление) всю жизнь наказывала еще большими падениями, не видя возможности изменить свою жизнь" НЕ ВИДЯ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ???????????????????????????? Мой Вам ответ, Елена: ОНА НЕ ВИДЕЛА СВОЕЙ ВИНЫ, потому что считала виноватыми других. ЕСТЬ потрясающий по своей глубине и очистительной силе покаянный путь Святой Преподобной Марии египетской по которому могут пойти и те, кто ЖАЖДЕТ изменить свою жизнь.
Не в силе Бог, но в ПРАВДЕ.
То, что Блок ни на ком не женился, читал в статье какой-то, где автор доказывал, что платоноческая любовь - это признак полового бессилия и приводил Блока в пример (извиняюсь за подробности). Стихи этой даме, по-моему, это вообще нечто, но я, возможно, ещё не дорос =)
Меня, по правде, всегда поражало, как далеко готовы уйти от истины многие журналисты ради того, чтобы донести свои идеи.
"Охотники на ведьм" и "рафинованные праведники" отличаются особым пренебрежением к фактам по моим наблюдениям, буду следить теперь ещё внимательнее. И всем советую.
Но статья хорошая всё равно, что-то такое, что автор описывает, есть на самом деле.
"Кто из вас без греха, первый брось в нее камень".(почему-то это вспомнилось).
Есть раскаявшаяся блудница, отершая волосами ноги Спасителя, и слезами своими омывшая их. А есть фарисеи, или те, у кого тело чистое, а душа не очень.
Главное в жизни никого не осуждать, а всех любить и уважать. А Судья один. Это БОГ наш ИИСУС ХРИСТОС."
Дамы, разве никто не сталкивался с "соблазнителями", а вернее, обычными мальчишками, которые, то ли по незнанию, то ли по неумению совладать с собой, то ли по науськиванию "друзей" начинают добиваться от обычных девочек близких отношений. Знаете, какими назойливыми и настойчивыми они могут быть?
Мало того, что у девочки должен быть стержень, который не даст ей согласиться подарить своё девичество первому, кто этого потребует, но и мальчики должны понимать, что добиваться этого элементарно нехорошо.
Иллюстрация связи телесной любви и уважения есть у Драйзера в "Американской трагедии". Главный герой добивался близости с девушкой, на которой никогда не собирался жениться, но, встретив ту, с которой решил связать свою жизнь, не посмел оскорбить её такими посягательствами: не посмел оскорбить ту, на которой захотел жениться. (Правда, у Драйзера ещё замешаны положение в обществе и богатство, но это сейчас опустим).
Дело не " в плохих учителях литературы". Автор что, всерьёз думает, что будушее народа определяется подготовкой литературоведов ?
Дело в том , о чём писал Н.В.Гоголь в "Мёртвых душах".
Наши патриоты надеются, что русский народ всего лишь "спит". НЕТ, ОН НЕ СПИТ, ЕГО ДУША УЖЕ ДАВНО УМЕРЛА.
Просто только сейчас демократы это ВДРУГ ЗАМЕТИЛИ.
Автор никого не хотел задеть, тут как с сатирой - поднимается острая социальная проблема в целом, а какой-то совершенно конкретный Иван Ивановия Иванов ярится - это в чей огород камень, в мой???
Это камень в болото нечистоты, растления и мнимой вседозволенности. Мы уже склонны целомудрие до брака и верность одному партнеру вменять в святость и считать необязательным. Но душу-то не обманешь, черное никогда не будет белым, а душа света хочет! Простите.
Ирине: Настасья Филипповна бравировала бесстыдством от крайнего отчаяния. Не она была виновата в своем растлении. Но она себя за него всю жизнь наказывала еще большими падениями, не видя возможности изменить свою жизнь, себя же приговорила и к смерти. В наше время мало бы кто "заморочился" в такой ситуации и никакой трагедии у Федора Михайловича не получилось бы. Так, постепенное и добровольное погружение в вышеупомянутое болото...
А вот с Юлей согласна, подтверждаю каждое её слово. Все мы платим и за всё, а за глупость и цинизм, мне кажется, в первую очередь. Общество действительно испачкано "гноем мира современного" и Сергей Мазаев пытается объяснить это. Очень жаль, что некоторые этого не понимают или не хотят понять?!
в современном мире сохранить целомудрие (а не девство) невероятно сложно.
Илье: Блок как раз и женился на дочери Менделеева Любови Дмитриевне)
Любопытная мысль в конце статьи, в одном рассказе Андрея Платонова это хорошо показано: герой так сильно любил свою жену, что был не способен к плотской близости с ней; она очень переживала, пробовала топиться, и только когда он почувствовал, что любовь к ней стала немного слабее, у них всё получилось. У Н.Бердяева есть похожая мысль: любовь и плотская связь – полярные, взаимоисключающие друг друга вещи.
P.S.: Блок стихов незнакомке (это была, согласно известной гипотезе, дочка Д. И. Менделеева) написал много, но не женился ни на ней ни на ком другом. На дочке Менделеева женился его друг, Андрей Белый, поэзия которого мне больше нравится, хотя он и менее известен.
P.P.S.: Статья, безусловно, хорошая
этим искромётным опусом?
Очередная статья из серии "горе от ума".
Есть раскаявшаяся блудница, отершая волосами ноги Спасителя, и слезами своими омывшая их. А есть фарисеи, или те, у кого тело чистое, а душа не очень.
Главное в жизни никого не осуждать, а всех любить и уважать. А Судья один. Это БОГ наш ИИСУС ХРИСТОС.
... одна надежда - на милость Божью.