Девство

Современная культура не дает подрастающей девушке ясной идеи, способной достойно противостоять граду насмешливых вопросов, призванных оболгать добродетель девства: «Для кого ты себя бережешь?», «Ты хочешь быть женщиной или "синим чулком"?» Чувствуя себя уязвленной в самой сути своего бытия, девушка начинает ломать естественную стыдливость, переживает что-то вроде раскаяния пассажира, отставшего от поезда, и потому торопится любой ценой познать брачные тайны.

Возможно, все дело в плохих учителях литературы, ведь уже в самой школьной программе упоминается, как минимум, одно произведение Достоевского, которое могло бы дать надежную идеологическую защиту от подобных провокаций.

В романе «Идиот» роковая красавица Петербурга Настасья Филипповна не на шутку влюбляется в князя Льва Николаевича Мышкина. Это один из самых ярких и красивых героев Достоевского: даже идейные враги и любовные соперники испытывают к нему обезоруживающую симпатию. Помимо прочего князь оказывается наследником миллионного состояния и делает Настасье Филипповне серьезное личное предложение. Казалось бы, минута нечаянной радости открывает женщине перспективу заветного жизненного счастья. Но сцена оканчивается страшным скандалом. «Именно в эту минуту, – говорит Достоевский устами одного из своих героев, – Настасья Филипповна помешалась». Она отказывается от предложения любимого человека и связывает свою судбу с ревнивым купцом Парфеном Рогожиным, мрачным фанатиком, который в конце концов и убьет ее.

Причины помешательства и самоубийственного шага невесты сначала не понятны никому, включая и князя Мышкина: «Кто же добровольно идет в воду или под нож?» Его недоумение позже рассеивает сам Рогожин: «Ей не под силу у тебя стало, князь, потому и ко мне убежала... Да не было б меня, она давно бы уж в воду кинулась. Потому и идет за меня, что я ей, может, похуже воды, потому что наверное за мною нож ожидает».

«Я известно какая, – говорит о себе Настасья Филипповна. – Я у Тоцкого в наложницах жила. И ты, князь, хочешь меня такую за себя взять?» Любой женщине знакомо особого рода смущение, возникающее при встрече с красивым и блистательным незнакомцем, если сама она не наряжена и не приукрашена. Для того чтобы понять Настасью Филипповну, нужно умножить это ощущение в десятки раз, помня о том, на какую высоту ее любовь подняла князя Мышкина, и учесть то обстоятельство, что принарядиться и приукраситься ей уже невозможно: ее брачные одежды давно украдены сластолюбивым Тоцким. Забыть любовь невозможно. Разделить с любимым бытие во всей полноте «не под силу». Должно быть, это и есть вечная адская мука, от которой остается разве что «под нож или в воду», повторяя иссохшими губами фразу Вальсингама из трагедии «Пир во время чумы»: «Где я? Святое чадо света! Тебя я вижу там, куда мой падший дух уже не досягнет».

В Евангелии можно найти обратный пример. Здесь значение девства проявляется во всей полноте. Тот, кто уяснил суть психологической проблемы Настасьи Филипповны, не может не поразиться той ясности и легкости, с которой Богоматерь отвечала архангелу Гавриилу: «Я раба Господня. Да будет мне по слову твоему». А ведь Ей было объявлено, что не просто некий святой человек, но Сам Предвечный Бог желает разделить с Ней бытие в качестве Ее Сына. И ничто в Ней не препятствует этому. Так что следует признать правоту Церкви, почитающей Марию как «Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим». И можно понять благоговейный страх перед Нею апостолов, ведь даже первый из них – Симон Петр – на первый призыв Христа смущенно ответил: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный».

Кто-то возразит: в культуре, где девство не имеет никакой ценности, в принципе невозможно столкнуться с проблемой Настасьи Филипповны. Сегодня женщина, имевшая пять мужей, не склонна чувствовать себя недостойной настоящей любви. Однако не трудно заметить, что закон девства сказывается в движениях самой человеческой души вне зависимости от культурной конъюнктуры. И отчаяние Настасьи Филипповны вызвано отнюдь не чувством стыда перед кем бы то ни было.

Книга Бытия, рассказывая о жизни первых людей в раю, упоминает о том, что они были наги и не стыдились. Лишь в результате грехопадения стыд наготы побудил их сделать себе одеяния из листьев и скрыться от Бога за деревьями рая. Расколотая грехом душа человека, наподобие треснувшей линзы объектива, стала давать странную картинку: мир разделился на чистое и нечистое. Именно так представляли мироздание гностики: все материальное связывалось в их ощущении с греховным и скверным; все духовное – с чистым и святым. Отцы Церкви опознали здесь ересь – слишком очевидны были причины подобного нарушения духовной оптики. Чистому – все чисто, и лишь нецеломудрие мыслей побуждает человека испытывать скопческое отвращение или стыд перед брачными отношениями. К слову, можно предположить, что и «Крейцерова соната» Льва Николаевича Толстого появилась как духовное следствие его собственного юношеского невоздержания.

Всякий человек, утративший целомудрие, то есть целостность души, в той или иной степени сочувствует гностицизму. Либо он видит в женщине, по слову Марины Цветаевой, «всего лишь животное, кем-то раненное в живот», и упивается блудом, либо глядит на нее с застенчивостью Александра Блока, бубнящего про какую-то незнакомку, с которой даже мысленно невозможно познакомиться.

Для обозначения двух граней нецеломудрия Пушкин предлагал ввести в русский язык заимствованное из французского слово «прюдство», антонимичное «кокетству». «Слово это, – писал он, – означает женщину, чрезмерно щекотливую в своих понятиях о женской чести, – недотрогу. Таковое свойство предполагает нечистоту воображения, отвратительную в женщине, особенно молодой. Пожилой женщине позволяется многое знать и многого опасаться, но невинность есть лучшее украшение молодости. Во всяком случае, прюдство или смешно, или несносно».

Предложенный поэтом термин так и не прижился, но его место занял другой – «синий чулок». Как видно, отнюдь не девство порождает подобный тип женщин. У этого явления прямо обратные причины. «Я никогда не целуюсь с парнем, который мне по-настоящему нравится», – признается сменившая пять мужей героиня популярного сериала. И в ней нельзя не заметить гностической болезни Настасьи Филипповны, которая любит, но не может разделить с любимым бытие во всей его полноте. Это неудивительно, ибо мир для нее уже раскололся: с одной стороны трещины поместилось «нечистое», куда она относит поцелуи и брачные отношения, с другой осталась подлинная любовь и «парень, который по-настоящему нравится».

Сергей Мазаев

8 ноября 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Владимир13 августа 2018, 21:54
Весь современный мир пропитан блудом. Блуд преподносится как добродетель. А всё потому, что люди забыли Бога и превратились в похотливых животных.
Мимолётное удовольствие - главная цель. Поэтому так много растленных женщин и поэтому весьма трудно (практически невозможно) найти себе невесту...
Марина13 августа 2018, 18:16
Любопытные комментарии к статье. Те, кто так рьяно осуждают неверие и нераскаяние Настасьи Филипповны аж капслоком, к счастью, сами никогда не испытывали ничего подобного на себе. Они препарируют чувства НФ, начитавшись святоотеческой литературы и поразмыслив мозгами. Но не тут то было. Никогда не понять (соответственно, не простить) таким людям, почему так себя вела Настасья Филипповна. Слава Богу, прощает и понимает полностью только Он.
Виктория Нарбечкина15 июня 2014, 02:06
да,девственность-великая вещь,особенно у девушек!
Мила28 ноября 2013, 19:10
И я хочу прокомментировать ситуацию, в ответ на правду Галины.

А я вот живу целомудренно, имею массу душевных сил, радуюсь и цвету, и все слетаются ко мне погостить у моей души как пчела на цвету.


Но только не находиться муж.

Может Господь меня бережет от таких вот современных мужчин.

Я для них-слишком духовная.

А те мужчины что ревнуют жен к прошлому-так им и надо и дай Бог еще им подбавить зла (в благих целях).

Сами то они я уверена накуролесили в прошлом вдоволь, путь теперь покушают.
Галина21 ноября 2013, 19:19
Хочу прокомментировать ситуацию, которая многих задела, с другой стороны, хоть и рискую нарваться на осуждение. Пусть так.
Я имела отношения с мужчинами до брака. И сейчас, будучи замужем и любя своего мужа, ничего хорошего в этом не вижу. Тоже маялась - а вдруг упущу свое счастье, вдруг не найдет меня тот самый единственный. А теперь понимаю, что к замужеству подрастеряла добрую половину своей внутренней энергии, готовности любить, которую я могла бы отдать своему мужу, отдала ее каким-то чужим мужчинам. Мне не жаль ее для них (может, она тоже была очень нужна их необогретым душам, не хочу осуждать), но мне жаль теперь моего любимого мужа, которому мне мало что есть отдать. Конечно, я, как могу, стараюсь находить в себе силы любить его, отдавать ему как можно больше тепла, любви, ласки. Но сил этих сейчас меньше. Любить, любив в прошлом других, сложнее.
А сейчас у нас родился сын, и мне стало еще труднее. Но я очень стараюсь не унывать - понимаю, что раз уж так случилось, то не должны страдать мои любимые люди. Учусь любить. Через боль, через пустоту.
Девушки, помните об этом. Берегите свою главную женскую силу - силу готовности любить - для мужа, ведь он не виновен в ваших грехах, но ему придется разделить их с вами и страдать от них.
Александр30 марта 2013, 05:15
Автор рассуждает о целомудрии, словно о добродетели, которая может быть присуща (или не присуща) только женщине.
Мужчина при совершении блуда словно бы и не присутствует, а если и присутствует, то ответственности не несёт.
Многие дамы думают что это некая мужская привилегия.
Какая привилегия в том, что человек приравнивается к скоту, который руководствуется только животной похотью?
Вроде бы у мужчины даже выбора нет, как у кобеля на случке.
Мари29 марта 2013, 15:25
Про женскую "честь" всегда говорилось и будет говориться много. А что касается мужской... Хм... Мужчина, конечно, тоже блудовать (прости Господи) не должен. Но Библия писалась ещё в те стародавние времена, когда женщина была "никто, и звать её никак". И составляли её, в основном, мужчины. А с биологической точки зрения, мужчины всегда или почти всегда полигамны. Прошу простить, если кого обидела.
Катя13 марта 2013, 20:47
Да... Если б еще от мужчин требовали жениться на каждой с кем вступают в близкие отношения, девственниц было бы гораздо больше!
Юлия17 февраля 2013, 14:09
Ксения молитесь и всё у вас будет хорошо, и веру надо не оставлять, что по Божьей Воле всё в нашей жизни случается.
Если мне плохо вспоминаю из Библии:"Живём ли мы, для Господа живём, умираем ли, для Господа умираем".
Я тоже была в вашей ситуации, когда молодые люди проходили мимо, не ценили моего желания сохранить целомудрие, теперь я уверена, что просто это не была любовь, пока не появился именно тот человек, посланный мне. А чувство ненужности и отчаяние это дьявол искушает, надо бороться. "Ищите прежде Царства Божия,а остальное к вам приложиться".
Ирина15 февраля 2013, 09:58
Кристен, если Вы позволите, то я не буду опускаться до обсуждения Вашей личности (ЭТО ГЛУПО, как минимум), отвечу словами из Евангелия: “Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” (Матф.7:4–5). И еще, я напомню Вам, что Вы ничего не знаете ни обо мне, ни о моем муже, ни о моих детях, ни о моих родителях, ни о моих бабушках и дедушках. Если Вам так интересно, какие у меня отношения с моим мужем, то возможно я и отвечу на Ваши вопросы в другом месте, сайт создан не для этих целей.
Елена17 декабря 2012, 01:37
Ксении, не отчаивайтесь у меня знакомая в 31 вышла замуж девственнецей. Муж её очень любит.
Кристен12 декабря 2012, 09:36
Ирина, и Вы ещё себя православной называете? Бедный Ваш муж если он у Вас есть, даже по сообщения видно, что Вы хотите, что б всё было по Вашему и мысли второй стороны не слушаете , считаете себя правее всех.Лечите нервы.
Вячеслав 9 октября 2012, 10:36
Ксения, прошу вас посмотреть на свою жизнь как на свой, единственный и промыслительный Богом путь. То что вы себя "..не считаете чище или лучше" не смотря на то, что не были с мужчиной, начало личного, покаянного пути к Богу.В каждой женщине есть задатки и жены, матери, хозяйки и задатки святой,посвященной только Богу жизни.
Вячеслав 9 октября 2012, 10:25
Согласен с Аленой по большей части, даже складывается впечатление, что мы знакомы.Хотя этот вопрос многогранен, но принципиально решается в семье. Алена,простите, а вы смогли дождаться того единственного, сохранить девичью честь? Если да, то скажите, что на вас повлияло, как спокойно и естественно подчеркнуть ребенку важность этого.
Алёна29 сентября 2012, 00:48
Я не соглашусь,что дело в "злых" мужчинах,которым бы только затащить девушку в постель...И не соглашусь что дело только в "легких" девушках.Как многие знают,все идет от семьи.Если жена уважает мужа,и муж оберегает жену,получается полное совпадение
понятий,что муж-глава семьи,жена-хранительница очега,вот тогда то и получаются дети,которым по-сути мало чего нужно объяснять,как нужно действовать,став взрослыми...Ведь дети впитывают все,закладывается в подкорки память,как папа любил маму,как мама ухаживала за папой...Не нарушаются простые понятия,как быть и что делать...Все просто.Так что нужно одуматься,включить голову,и посмотреть на себя со стороны.Что видит ваш ребенок,как он относится к вам,как вы относитесь к нему.Ведь очень важно постараться помочь вырастить из малыша-достойного человека.И тогда не нужно будет сетовать и переживать,а ГЛАВНОЕ:перекладывать всю ответственность на плечи своего дитя.Мол он таким родился,мы его воспитывали...и прочее...Люди забываются,и свое детство забывают...Как им было тяжело,не хватало нежности и ласки...Трезво оценивать свои действия и слова,а главное,отвечать за них.
вячеслав 8 июня 2012, 23:34
Задело,задело Татьяну.видать заболело.значит есть. не переживайте ни блудники, не прелюбодеи не войдут... все будет хорощо
еще одна Татьяна 8 июня 2012, 21:49
Требование целомудрия в Священном писании относится и к мужчинам и к женщинам. Апостол Павел пишет своим ученикам-коринфянам:"Не обманывайтесь: ни блудники,...ни прелюбодеи... - Царства Божия не наследуют" (1 Кор.6.9.)
Татьяна 1 июня 2012, 03:07
Все как всегда: женщина должна хранить девство, а про мужчину так - два слова(( Как же я мечтаю найти статью, посвященную мужской девственности. Наверное, такие не существуют((
Ксения30 мая 2012, 15:36
Порадовало количество комментариев. Вспомнили и литературные примеры, племенных кобыл и породистых сучек для которых установлено явление телегонии, подумали о здоровых детях. Есть и сочувственные отзывы терпимым мужчинам, которым досталась испорченные (б/у) женщины. Всё правильно… «женщины у которых в жизни все правильно … живут себе спокойно, благодарят автора».
Только (ИМХО), о самых девицах как-то никто не вспомнил. Нет ни одного доброго примечания или слов поддержки. Я девственница. Мне 30 лет. Господь не дал радости брачных уз. Я не чувствую себя особенной, лучше или чище. Не вижу в этом подвига или испытания.
А вот одиночество, разочарование, неуместность, ненужность – это да, это обо мне. Иногда думаю: это такое наказание. Знать что огромная часть жизни навсегда закрыта для меня, чувствовать как превращаешься в «старую деву» и все-таки отказывать себе в этом…
Вячеслав19 марта 2012, 06:23
Все мои знакомые мужчины(даже имеющие семью и детей, даже самые терпимые) в один голос говорят, что ревнуют к постельному прошлому жены, как будто незримо тот, третий в постели, который был первым и т.д. И в глаза это с годами не говорится, но скрытое, глубокое раздражение копится и выливается в ссоры по совершенно другим причинам. Как бы не объяснялась некоторыми женщинами причины, природа этого греха, способы его врачевания, все просто: как сказал один священник, выходя за муж девушка должна быть девушкой, а мужчина не должен быть «кобелем». Поддерживаю Юлию, сказавшую здесь: «это крепкое здоровье женских нервов, здоровая семья и ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ», конечно для тех кто избрал путь супружества, девство невесты станет твердым основанием семьи – домашней церкви.
Это было уже тысячи лет и сейчас навряд ли получиться втиснуть в брак этот изъян, обосновать его (по глупости, молодости или влюбленности) и стоять перед священником на Венчании в ослепительно белом платье со спокойной совестью.
Призываю всех не исправлять друг друга, а исправлять себя, если согрешили – каяться и просить Бога дать супруга того самого единственного, любимого по себе. А когда даст Бог просимое, тогда и писать не захочется сюда, не до того будет, а если и случиться свободная минутка от семейных забот написать, то уже напишите только доброе и благодарное
Вячеслав19 марта 2012, 06:20
Здесь в комментариях к статье слышно мнение разумных, даже разведенных женщин(спасибо Светлане), но имеющих мужество преодолеть свою боль и объективно оценить старания автора, девушки и женщины у которых в жизни все правильно, законно с точки зрения церковного брака, живут себе спокойно, благодарят автора, и это спокойствие тоже от них слышно. Но смешно конечно читать задетые, болезненные комментарии.

Из комментариев к статье ми видим как задевается то что уже не вернуть, раздаются по церковному сдержанное, раздраженное мол – уже вроде забыли про это, ну что он опять, автор плохой, или простите - «однобокий».
Конечно, Господь врачует и конечно прощает по вере, находится «хороший мужчина», который принимает эту прошлую связь, за спиной которого все скроется. Но какой бы он не был, устроен так мужчина – в нем природой заложен механизм защиты своей крови. Ведь разговоры о телегонии и чистоте белого брачного наряда, наверное не безпочвенны, как бы мы их не хотели отодвинуть подальше и забыть их, или просто не говорить про ЭТО, ан нет – жгет, болит сердечко, прочитали статью и пошло шуршание. Дело наверное не в статье и не авторе, наверное где-то в совести.

Вячеслав19 марта 2012, 06:18
Да успокойтесь, эта статья не стремится задеть тех особ женского пола, у кого уже все случилось и которым ничего вернуть, а для тех девушек, которых еще можно уберечь от беды и для их мам.. сам далеко не девственник, и тоже грешил, но рассуждать смотреть на эту тему нужно честно, как бы ни было неприятно. Я понимаю что не могу по правде претендовать на невинную супругу, только по милости Божей, как и другие участники форума, потерявшие свое девство незаконно. Но если Бог даст такого супруга, то нужно хранить его целомудрие как драгоценный сосуд, всегда помня в душе свое недостоинство.
Анастасия11 марта 2012, 15:43
Дорогой автор!
Почему бы вам не посмотреть на эту проблему с другой стороны и не узреть иную причину- виноваты мужчины! Как часто я слышу- "на вид девочка, а уже женщина, позор!", и обратное отношение по поводу парней. Мальчиков то никто в этом не упрекает!
Как же меня разочаровывает это лицемерие со стороны сильного пола. Ведь это правда-лишь бы в постель затащить, а пройдет какое-то время, пора жениться-и тут оп!- в жены только младую деву.
Так получилось, что я нравлюсь парням и мне часто доводилось пресекать их уговоры перейти в горизонтальные отношения. Вот только после этого, зачастую, рвутся всякие отношения. И я не верю ни в какую любовь В НАШЕ ВРЕМЯ.
Так что мой Вам совет, Автор: лучше не про девичью чистоту пишите(я понимаю, очень глубокая тема), а про моральное воспитание наших мужчин. И если у Вас, Автор, такое великонравственное представление об отношениях, то Вы должны понимать-мужчины ответственны за поведение женщин.
Пелагея 1 марта 2012, 18:49
Спасибо большое.
Вы такие статьи пишите о женщинах замечательные!!
гость 2 февраля 2012, 17:00
Цветаева описала логическую ловушку язычников, созданную в римской демагогии: что позволено юпитеру, то не позволено быку, - к Посланиям Апостола Павла и Евангелию, вполне достижимо сохранение целомудрия многими подрастающими детьми - в РПЦ
Елена23 ноября 2011, 12:04
Абсолютно все возможно стереть. Есть и пример царя Давида. Господь может все стереть. Антоний Сурожский: "Есть вещи, которые случились в прошлом и вместе с прошлым вымерли, как бы отпали, словно листья с дерева опадают осенью; вещи, которые случились, но которые изжились, которые в нашем настоящем больше не существуют. Так бывает с раскаянным грехом: человек поступает плохо, словом ли, делом, помышлением, желанием, поступком – и вдруг приходит в ужас от себя и обращается к Богу, и кричит свою боль, свой стыд, и кается перед Ним, и отрекается от того строя души, который мог произвести такой поступок, вызвать такие чувства, такие слова. Иногда большой грех, страшный поступок как бы изглаживается; он оставляет рубец – больше как напоминание, чем воспоминание, – напоминание о нашей хрупкости, о том, как надо осторожно жить, чтобы не случилось то же самое."
И заступлюсь за Блока: его Прекрасная Дама это Россия, он больше всего любил Россию.
Елена23 ноября 2011, 12:04
Спасибо за дискуссию, она дополняет статью. Присоединяюсь к постам Ирины, особенно: Поэтому и выход у Настасьи Филипповны Достоевского был один, как у ветхозаветных блудниц, - насильственная смерть, впрочем чего могло не быть, если у нее было спасительное покаяние, как у новозаветной блудницы.
Это очень верно, т.к. сила Божия такова, что Ему возможно все, часто вспоминаю Марию Египетскую.
Светлане о невозможности счастья -слова Антония Сурожского: "поступки могут быть страшные, но они могут изгладиться до конца настоящим покаянием. Святой Никита Стифат, ученик святого Симеона Нового Богослова, говорит: Слезы истинного покаяния могут вернуть нам даже утраченную девственность нашу… И святой Варсонофий Великий говорит, что если мы действительно покаялись перед Богом и знаем, что вернуться к тому, что случилось, нам больше невозможно, потому что покаянием что-то сожжено в нас, уничтожено и не может больше породить того зла, которое мы совершили, тогда мы можем сказать, что мы прощены и случившееся изглажено из книги жизни. Прошлое стало прошедшим." (это из беседы в Лондоне во время великопостного говения, 1987 г.
Грех и покаяние). Все дело в силе веры и покаяния!
Ирина22 ноября 2011, 06:37
5)в одном могу с Вами согласиться, ВЫ ПОНИМАЕТЕ, что Настасья Филипповна была НЕВЕРУЮЩИМ человеком, однако она не страдает, потому что страдает только раскаивающийся. Настасья Филипповна не потерпит к себе ни жалости, ни сочувствия, ни даже любви, потому что ОНА НЕ ВЕРИТ НИ БОГУ, НИ ЛЮДЯМ. Настасья Филипповна – это человек РАЗРУШАЮЩИЙ не только себя, но и всех вокруг себя. Такое поведение может вызвать печаль, но не может вызвать СОЧУВСТВИЯ, об этом я и написала автору Мазаеву С. (Настасья Филипповна не испытывает отчаяния).
Ирина22 ноября 2011, 06:37
Елене:
1) Ваш комментарий вызвал у меня недоумение в высшей степени, больше у меня никаких эмоций и не возникло;
2) рассуждение считается у святых отцов высшим даром от Бога, поэтому Ваше "... я чувствовала Настасью Филипповну..." является слишком поверхностным впечатлением о персонаже, рассуждать необходимо не только о словах, но в большей степени о поступках, совершаемых людьми или персонажами;
3) Вашу поучающую позицию, даже если она и была, я не заметила, поэтому Вам передо мной в этой ситуации извиняться не за что;
4)попробуйте привести в моих высказываниях что-то конкретное, что было бы хотя бы отдаленно похожим переходом на личности, я так понимаю на Вашу личность ( тема поднятая автором в статье слишком ВАЖНАЯ чтобы уходить от ее осмысления к чему-то другому, не имеющему ни значения, ни ценности), а Ваш довод «… Я ПОЧУВСТВОВАЛА…» (как в случае с Настасьей Филипповной) для меня НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТИВНЫМ, так как я высказывалась о Настасье Филипповне, а не о Вас (важно это понять) и кроме того Вы "... любите обсуждать прочитанное...";
игорь20 ноября 2011, 18:25
В наш век всеобщей распущенности о целомудрии говорят как о пережитке прошлого.Радует только,что хоть на православных сайтах не все так считают.Истинно верующий не должен прогибаться под современность,наоборот ,мы должны своим примером показать ,что не все готовы вот так просто раствориться в этой садомской массе,что есть ещё люди ,для которых Божьи Заповеди-не пустой звук.Иначе чем мы,верящие во Христа,лучше тех кто отвергает Его.Исповедовать одни заповеди,а жить по неписанным законам толпы,по-моему называется лицемерие.
Елена17 ноября 2011, 07:13
Ирине. Простите меня, Ирина, видно я написала обращение к вам с неуместной поучающей позиции, со мной это бывает.
Не думала, что мой комментарий вызовет столько эмоций. Я чувствовала Настасью Филипповну так, как человека не только приносящего страдания, но и страдающего, ну и конечно, неверующего, иначе бы ее жизнь завершилась иначе.
По правде говоря, я люблю обсуждать прочитанное, естественно случаются и споры, но не припомню, чтобы до перехода на личности.



георгий асеев16 ноября 2011, 22:30
Непорочно тело, коль чиста душа!
Ирина16 ноября 2011, 10:54
Елене на: "Настасья Филипповна бравировала бесстыдством от крайнего отчаяния. Не она была виновата в своем растлении." - ??????????????????????????????????????? МОЙ ВАМ ОТВЕТ, ЕЛЕНА: так и хочется вставить слова из фильма "Бриллиантовая рука": "Не виноватая я, он сам ко мне пришел", а если серьезно, то Настасья Филипповна ВИНОВАТА САМА в своем растлении, потому что если человек не считает СЕБЯ ВИНОВАТЫМ, то ему не в чем каяться. Настасья Филипповна думала так же, как и Вы, что она не несет ответственности за то, что с ней случилось, отсюда эта вызывающая, точнее издевательская, наглость и злоба, которая описывается как помешательство. Она жила в грехе и СВЫКЛАСЬ СО ГРЕХОМ, ПОНИМАЕТЕ СВЫКЛАСЬ?! И вот Господь посылает ей любовь настоящую, чистую и что же? А то, что она, увидев себя рядом с Мышкиным, как бы со стороны, поняла, что ОНА ЕМУ НЕ ПАРА. УЯЗВЛЕННОЕ САМОЛЮБИЕ породило в ней злобу и издевательскую наглость.
И второе, на Ваше: "Но она себя за него (за растление) всю жизнь наказывала еще большими падениями, не видя возможности изменить свою жизнь" НЕ ВИДЯ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ???????????????????????????? Мой Вам ответ, Елена: ОНА НЕ ВИДЕЛА СВОЕЙ ВИНЫ, потому что считала виноватыми других. ЕСТЬ потрясающий по своей глубине и очистительной силе покаянный путь Святой Преподобной Марии египетской по которому могут пойти и те, кто ЖАЖДЕТ изменить свою жизнь.
Не в силе Бог, но в ПРАВДЕ.
Илья14 ноября 2011, 14:15
Анастасия: странно, ничему нельзя верить, особенно рафинированным праведникам и прочим охотникам на ведьм. Они хуже грешников (может опять ошибаюсь).

То, что Блок ни на ком не женился, читал в статье какой-то, где автор доказывал, что платоноческая любовь - это признак полового бессилия и приводил Блока в пример (извиняюсь за подробности). Стихи этой даме, по-моему, это вообще нечто, но я, возможно, ещё не дорос =)

Меня, по правде, всегда поражало, как далеко готовы уйти от истины многие журналисты ради того, чтобы донести свои идеи.

"Охотники на ведьм" и "рафинованные праведники" отличаются особым пренебрежением к фактам по моим наблюдениям, буду следить теперь ещё внимательнее. И всем советую.

Но статья хорошая всё равно, что-то такое, что автор описывает, есть на самом деле.
Диана14 ноября 2011, 01:10
Всё-таки дело не только в СМИ, но и в воспитании. Как объяснить детям, надо самим иметь чистоту помыслов, а это уже не слова, а работа.
Юлия13 ноября 2011, 23:20
Лера,которая УМЕЕТ читать,почему вы решили,что в статье речь не о девстве в физическом смысле? В первой половине статьи четко говорится и о физическом и о духовном девстве.Другое дело ,что о Настасье Филипповне и о том ,какие нынче стали девушки -две трети текста,а о мужском целомудрии так, между прочим.В конце статьи опять возвращаемся к женщинам.Почему же не писать о молодых людях и девушках в РАВНОЙ степени.По-моему,автор не только не "поставил вопрос шире",а рассмотрел его весьма однобоко.Если Вы пишете,что в святоотеческой традиции девство является видом целомудрия,то не мешает оставить ссылку,на литературу,в которой Вы вычитали такое определение.
Федоров Андрей13 ноября 2011, 14:49
На мой взгляд статья направлена не на осуждение (призыв к совести) нас "взрослых", а скорее к показывает направление воспитания наших детей. Списобо за статью.
Надежда12 ноября 2011, 23:19
пишу честно, я не поняла этой статьи, в особенности её вторую половину
Юлия12 ноября 2011, 17:58
Я рада за Леру,которая,в отличии от "некоторых" читать умеет.Может быть она ссылочку оставит на святоотеческую литературу,в которой указывается,что девство является видом целомудрия?Не понятно, почему вы решили,что автор не пишет о девстве в физическом смысле,в первой половине статьи четко видно,что он имеет ввиду и физическое и духовное девство.Что же касается мужского целомудрия,то я говорила о том ,что о девстве девушек и молодых людей надо писать в РАВНОЙ степени,а не так,что две трети статьи мы рассуждаем о Настасье Филипповне и о том какие стали нынче девушки,а потом вскользь-про Блока,который "бубнит".По-моему автор не только не "поставил вопрос шире",но и раскрыл его весьма однобоко.
Лера11 ноября 2011, 13:09
Почему некоторые думают, будто в статье ничего не сказано про мужское целомудрие? А это что? Цитата: "Всякий человек, утративший целомудрие, то есть целостность души, в той или иной степени сочувствует гностицизму. Либо он видит в женщине, по слову Марины Цветаевой, «всего лишь животное, кем-то раненное в живот», и упивается блудом, либо глядит на нее с застенчивостью Александра Блока, бубнящего про какую-то незнакомку, с которой даже мысленно невозможно познакомиться". Да, вначале разговор был о женщинах, но потом автор поставил вопрос шире. Кто-то просто читать не умеет. :)
Лера11 ноября 2011, 12:59
Вообще-то в святоотеческой традиции девство - это вид целомудрия. Это первозданное, Богом данное целомудрие. Невозможно девство без целомудрия. Но бывает целомудрие без девства (например, когда люди живут в честном браке). Иное дело - девственность как медицинский факт. Но в статье речь не о нем.
Юлия11 ноября 2011, 00:03
Совершенно согласна с Ольгой,целомудрие и девство вещи разные.И если уж писать статью на эту тему,надо бы в равной степени говорить о девушках и молодых людях,а то знаете ли создается ощущение ,что термин девство применим лишь к женской половине населения.Кстати,это прослеживается в большей части православной литературы.
Елена10 ноября 2011, 13:14
Спасибо Макеенковой Юлии за комментарий (ниже), а то после прочтения статьи остается ощущение, что все согрешившие обречены на неизлечимое гностическое будущее:

"Кто из вас без греха, первый брось в нее камень".(почему-то это вспомнилось).
Есть раскаявшаяся блудница, отершая волосами ноги Спасителя, и слезами своими омывшая их. А есть фарисеи, или те, у кого тело чистое, а душа не очень.
Главное в жизни никого не осуждать, а всех любить и уважать. А Судья один. Это БОГ наш ИИСУС ХРИСТОС."
никто10 ноября 2011, 12:55
По-моему, автор не претендовал на всеобъемлющее заключение. Хорошо, что хоть кто-то поднимает такие темы. Ценность девственности уже давно нивелирована. Вот и хорошо, что автор обратил внимание на самую высокую сторону этого – на духовную! Иначе, легко отчаяться. Ах, как это важно: целомудрие, любовь, взаимное уважение, когда два становятся одним. Зачем тогда создавать семью? Миру поддаться легко, противостоять миру сложно, но хранить духовность и жить в гармонии с миром можно. Нужно лишь прилагать труды. И вот тут-то и возникает проблема: мало кто хочет потрудиться и потерпеть.
Евгения10 ноября 2011, 10:57
Понятие о девстве нужно развивать не только у девочек, но и у мальчиков. Виноваты всегда обе стороны.
Дамы, разве никто не сталкивался с "соблазнителями", а вернее, обычными мальчишками, которые, то ли по незнанию, то ли по неумению совладать с собой, то ли по науськиванию "друзей" начинают добиваться от обычных девочек близких отношений. Знаете, какими назойливыми и настойчивыми они могут быть?
Мало того, что у девочки должен быть стержень, который не даст ей согласиться подарить своё девичество первому, кто этого потребует, но и мальчики должны понимать, что добиваться этого элементарно нехорошо.

Иллюстрация связи телесной любви и уважения есть у Драйзера в "Американской трагедии". Главный герой добивался близости с девушкой, на которой никогда не собирался жениться, но, встретив ту, с которой решил связать свою жизнь, не посмел оскорбить её такими посягательствами: не посмел оскорбить ту, на которой захотел жениться. (Правда, у Драйзера ещё замешаны положение в обществе и богатство, но это сейчас опустим).
student10 ноября 2011, 10:17
Снявши голову по волосам не плачут. Если в народе на 100% нет потребности в элементарной справедливости, что говорить о высших ценностях ?
Дело не " в плохих учителях литературы". Автор что, всерьёз думает, что будушее народа определяется подготовкой литературоведов ?
Дело в том , о чём писал Н.В.Гоголь в "Мёртвых душах".
Наши патриоты надеются, что русский народ всего лишь "спит". НЕТ, ОН НЕ СПИТ, ЕГО ДУША УЖЕ ДАВНО УМЕРЛА.
Просто только сейчас демократы это ВДРУГ ЗАМЕТИЛИ.
Елена10 ноября 2011, 06:48
Интересно было читать и статью и комментарии к ней!
Автор никого не хотел задеть, тут как с сатирой - поднимается острая социальная проблема в целом, а какой-то совершенно конкретный Иван Ивановия Иванов ярится - это в чей огород камень, в мой???
Это камень в болото нечистоты, растления и мнимой вседозволенности. Мы уже склонны целомудрие до брака и верность одному партнеру вменять в святость и считать необязательным. Но душу-то не обманешь, черное никогда не будет белым, а душа света хочет! Простите.
Ирине: Настасья Филипповна бравировала бесстыдством от крайнего отчаяния. Не она была виновата в своем растлении. Но она себя за него всю жизнь наказывала еще большими падениями, не видя возможности изменить свою жизнь, себя же приговорила и к смерти. В наше время мало бы кто "заморочился" в такой ситуации и никакой трагедии у Федора Михайловича не получилось бы. Так, постепенное и добровольное погружение в вышеупомянутое болото...
Наталья10 ноября 2011, 03:04
Марине хочу сказать, что это статья из серии "Горе БЕЗ ума". ГОРЕ, когда у современных девочек нет фундаментальных знаний о предназначении женщины, о вечных непреходящих ценностях человеческого бытия. ГОРЕ, когда молодежь не понимает, что такое НАСТОЯЩАЯ любовь между мужчиной и женщиной, когда понятия о женской чести вообще нет! Про мужскую честь тоже многим непонятно. Вот уж где ГОРЕ!
А вот с Юлей согласна, подтверждаю каждое её слово. Все мы платим и за всё, а за глупость и цинизм, мне кажется, в первую очередь. Общество действительно испачкано "гноем мира современного" и Сергей Мазаев пытается объяснить это. Очень жаль, что некоторые этого не понимают или не хотят понять?!
Jana10 ноября 2011, 00:04
Хочу сказать, что образом, к которому стремятся православные, являются не **фарисеи, или те, у кого тело чистое, а душа не очень**, а святые и праведники. И эпоха наша такова, что осуждают как раз не блудниц (см. начало статьи). Кстати, верно подмечено в комментах- важна чистота не только девушек, но и молодых людей. Да, в современном мире очень сложно хранить чистоту помыслов: теперь искушения упакованы в такие обманчивые "обертки".(( В общем, спасибо автору за статью, это очень важная тема.
Светлана 9 ноября 2011, 21:53
Все правда. Став однажды Настасьей Филипповной можно дерзнуть убелить свои брачные одежды, но это будет насмешка. Эти одежды даже к душе очищенной покаянием уже не применимы. Они утрачены. Можно достить состояния целомудрия, но состояния невинности никогда. Я тоже встретила "князя Мышкина" душа захлебывалась от счастья и благодарности, что Господь приоткрыл как должно быть, как могло бы быть... Если бы не два моих развода. Я не дерзну. Этот цветок не мне срывать. Спасибо автору за статью.
Анастасия 9 ноября 2011, 20:04
мне тоже кажется,что человек похотливыми мыслями может растлить себя даже сильнее,чем действительным блудом.
в современном мире сохранить целомудрие (а не девство) невероятно сложно.


Илье: Блок как раз и женился на дочери Менделеева Любови Дмитриевне)
татьяна 9 ноября 2011, 18:26
хорошая статья! Спаси Господь!
ольга 9 ноября 2011, 15:28
Между девством и целомудрием нет знака равенства, к примеру, можно быть целомудренной женой и похотливой старой девой.
Любопытная мысль в конце статьи, в одном рассказе Андрея Платонова это хорошо показано: герой так сильно любил свою жену, что был не способен к плотской близости с ней; она очень переживала, пробовала топиться, и только когда он почувствовал, что любовь к ней стала немного слабее, у них всё получилось. У Н.Бердяева есть похожая мысль: любовь и плотская связь – полярные, взаимоисключающие друг друга вещи.
Наталия 9 ноября 2011, 13:28
Согласна с Ольгой.Ничего не упоминается о мужском целомудрии,или такого понятия не существует?))
Ирина 9 ноября 2011, 11:16
Это правда Блок "...бубнит..." и не только о незнакомке. Спасибо Вам Сергей за статью.В одном я только с Вами не соглашусь, потому что следующую реплику Настасьи Филипповны могло породить не отчаяние, а издевательская наглость: «Я известно какая, – говорит о себе Настасья Филипповна. – Я у Тоцкого в наложницах жила. И ты, князь, хочешь меня такую за себя взять?» Поэтому я бы Ваш вывод сделала бы более логичным, вместо:"И отчаяние Настасьи Филипповны вызвано отнюдь не чувством стыда перед кем бы то ни было", заменить на:"И издевательская наглость Настасьи Филипповны вызвана полным отсутствием чувства стыда перед кем бы то ни было". А если эту фразу применить к нашему времени, то каким числом будет количество современных "Настасий Филипповных", не обремененных чувством стыда, но имеющих в себе эту издевательскую наглость и тем самым декларирующих: ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ МЕНЯ, Я НЕ РАСКАИВАЮСЬ. Блудниц раньше побивали камнями, очевидно, что этот способ был единственным для сохранения ЗАПРЕТА (ТАБУ)на подобного рода поведение женщин. Святые отцы говорят, что если у женщины отнять стыд (дар Бога), то ни одна живая душа не спасется. Поэтому и выход у Настасьи Филипповны Достоевского был один, как у ветхозаветных блудниц, - насильственная смерть, впрочем чего могло не быть, если у нее было спасительное покаяние, как у новозаветной блудницы.
Ольга 9 ноября 2011, 10:07
А как на счёт статьи о мужском воздержании и целомудрии? Повсеместно встречаются дяденьки за 40, ищущие себе в жёны девиц. Они своими добрачными связями ни кого не оскорбляют?
Константин Брызгалов 9 ноября 2011, 09:51
Суть вопроса ухвачена и передана ... Статья отличная.
Николай 9 ноября 2011, 09:21
Юля, про целомудрие хорошо написали, спасибо!!!
Максим 9 ноября 2011, 04:57
Смысл статьи в первом предложении - современная культура не дает девушке понятия ценности девства. Статья хорошая, нужно об этом говорить (я кстати раньше не видел здесь об этом). Кто виноват в растущем растлении мы знаем, а вот что делать?!!
Илья 9 ноября 2011, 01:47
Мне тоже не нравятся ни Блок ни даже Пастернак (Пастернак так вообще Нобелевский лауреат!)


P.S.: Блок стихов незнакомке (это была, согласно известной гипотезе, дочка Д. И. Менделеева) написал много, но не женился ни на ней ни на ком другом. На дочке Менделеева женился его друг, Андрей Белый, поэзия которого мне больше нравится, хотя он и менее известен.

P.P.S.: Статья, безусловно, хорошая
Татьяна 9 ноября 2011, 00:31
"с застенчивостью Александра Блока, бубнящего про какую-то незнакомку, с которой даже мысленно невозможно познакомиться..." Разве может человек, по мнению которого Александр Блок в своей поэзии "бубнит", рассуждать о целомудрии? Даже самую хорошую статью можно одним словом превратить в болтовню.
Марина 9 ноября 2011, 00:26
А что, собственно, хотел сказать автор
этим искромётным опусом?
Очередная статья из серии "горе от ума".
Юля 8 ноября 2011, 21:55
статья - супер,всё по полочкам! Алексею: или человек не понял о чём речь вообще, либо его "линза" давненько треснула и перепачкалась в гное мира современного. автор же не призывает всех в монахини остригать, целомудрие до брака - это крепкое здоровье женских нервов, здоровая семья и ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!!!!! теперь это не модно, все хотят Богу фиги крутить, жить в своё удовольствие и в рай попасть... правда за всё платить надо, и когда блудят с 12 лет, а к 25 забеременеть не могут , чему мы удивляемся? Бог поругаем не бывает!
егор 8 ноября 2011, 21:43
Само упоминание о целомудрии дело хорошее, но тема не раскрыта.
Макеенкова Юлия 8 ноября 2011, 21:37
"Кто из вас без греха, первый брось в нее камень".(почему-то это вспомнилось).
Есть раскаявшаяся блудница, отершая волосами ноги Спасителя, и слезами своими омывшая их. А есть фарисеи, или те, у кого тело чистое, а душа не очень.
Главное в жизни никого не осуждать, а всех любить и уважать. А Судья один. Это БОГ наш ИИСУС ХРИСТОС.
Сержио 8 ноября 2011, 20:28
Очень хорошая статья, очень нужная...
Мария 8 ноября 2011, 19:18
Очень интересная и познавательная статья, спасибо огромное.
Алексей 8 ноября 2011, 17:11
Если бы люди размножались почкованием. Я бы смог согласится. Но, к сожалению, мы не в раю, до грехопадения.
... одна надежда - на милость Божью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×