Серия статей священника Павла Гумерова «Семейная жизнь в вопросах и ответах» завершена, но ему продолжают задавать вопросы по семейной теме. Поэтому мы решили дополнить этот цикл его ответами на вновь присланные вопросы.
Молодой человек ищет жену, похожую на его мать
Вопрос: Сыну 27 лет, он
человек верующий, православный. Ему пора жениться, но
он никак не может выбрать свою половинку: все ищет
жену, которая была бы по своему характеру,
способностям и душевным качествам похожа на меня, его
мать. Что ему можно подсказать?
Ответ: Вполне естественно, что молодой человек даже бессознательно сравнивает всех кандидаток на роль супруги со своей мамой. Мать оказывает на мужчину колоссальное влияние. А ваш сынок свою маму, видимо, очень любит. Ребенок с самого младенчества получает от мамы тепло, заботу, доброту и помощь. Всего того же он, по большому счету, ждет потом и от своей жены. Ведь выходя из родительского дома, он оставляет «отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей» (Быт. 2: 24), и уже супруга частично берет на себя те функции, которые раньше выполняла мать. Конечно, понятно, что мужчина не должен становиться инфантильным маменькиным сыночком при властной супруге-матери. Женщина не имеет права властвовать над мужем и воспитывать его, но материнскую заботу и ласку по отношению к супругу должна проявлять любая жена.
Я думаю, что совершенно не обязательно, чтобы ваша будущая невестка обладала всеми вашими умениями и навыками, например, так же хорошо умела готовить, шить и вязать – не это главное: всему этому можно научиться. А вот доброте, послушанию, умению сострадать и сопереживать научиться очень непросто. По этим качествам ваш сын и должен искать свою половинку. И пусть в этом поиске он возьмет за ориентир лучшие душевные качества своей мамы. Однако слишком долго и придирчиво выбирать себе невесту тоже неправильно – этак можно вообще никогда не жениться.
«В отношениях с девушкой началось охлаждение»
Вопрос: Я учусь в институте, общаюсь с девушкой уже два года. Мы собирались пожениться после окончания института, но учиться нам еще несколько лет. Вначале наши отношения развивались весьма бурно, у нас неоднократно была и интимная близость. Потом наступило некоторое охлаждение. Не то чтобы начались конфликты, но общаемся мы все меньше. Теперь я даже не знаю, мой ли это человек. Почему это произошло, и что посоветуете?
Ответ: Во времена моих родителей большинство студенческих браков заключалось так. Где-то примерно на третьем курсе парень начинал встречаться с девушкой, они через некоторое время понимали, что не могут жить друг без друга, затем на четвертом курсе была свадьба. Молодые начинали жить у родителей или в общежитии в отдельной комнате. Доучивались последний год, сдавали экзамены и начинали работать. Бывало и немного по-другому: начинали готовиться к свадьбе на последнем курсе, а женились после окончания учебы. Даже если молодые люди начинали дружить с первого курса, они понимали, что бурные и слишком близкие отношения сейчас преждевременны, впереди еще несколько лет учебы и окончание института, нужно отложить дела амурные на потом, хотя бы до последних курсов. Как говорится, «первым делом самолеты, ну а девушки – потом». Влюбленность, страсть весьма недолговечны. Конечно, желательно, чтобы период добрачный длился у молодых около года: так они лучше узнают друг друга и сделают правильный выбор. Но потом они должны вступить в брак. И тогда чувство первоначальной влюбленности со временем станет крепкой супружеской любовью. У вас все получилось по-другому. Вы заранее решили, что еще несколько лет не будете создавать семью, но при этом всецело отдались влюбленности и страсти. Ваши пылкие первоначальные чувства просто перегорели, не перейдя в нечто большее. Жениться ли вам на вашей девушке по окончании института и «ваш ли это человек», я сказать не могу. Думаю, это вам самим станет ясно со временем. Время у вас еще есть, и оно дается, чтобы сделать правильный выбор. Молитесь, чтобы на все была воля Божия и чтобы наша воля была согласна с Божественной. Вполне может быть, что охлаждение в отношениях с вашей подругой пройдет, и у вас все будет хорошо, только не допускайте прежних ошибок, не доводите дело греха. Телесные отношения до брака еще никому не помогли. А пока займитесь учебой. И желаю вам помощи Божией!
«Моя подруга слишком рассеянна»
Вопрос: Я познакомился с девушкой через Интернет. Мне 32 года, ей 35. Мы переписывались, потом встречались, ходили вместе в храм. Общаемся мы примерно четыре месяца. Мы любим друг друга, но меня настораживает один момент: она бывает рассеянна и забывчива. Я что-то рассказываю ей, например о своей работе, она слушает, но потом может очень многое забыть. Как будто она половину разговора не слушала. Меня это несколько удивляет и немного огорчает. Может быть, ей неинтересны разговоры со мной, или я что-то не так делаю?
Ответ: С вашей подругой вы знакомы совсем недавно. Все-таки четыре месяца совсем небольшой срок; к тому же, вы, видимо, не весь этот срок общались очно, а общение по электронной почте не позволяет установить с человеком настоящий контакт. Но думаю, что даже если она рассеянна и забывчива, это не препятствие для любви. Я уверен, вы просто недостаточно узнали друг друга. У разных людей разные способности к запоминанию и разная степень усидчивости, это нормально, просто нужно к этому привыкнуть. Не следует забывать, что, когда люди только знакомятся и еще недостаточно знают друг друга, они получают очень большое количество совершенно новой информации, и не всю ее они способны запомнить, усвоить. Посмотрите, как общаются старые друзья: им достаточно в речи намека, одной фразы, слова, чтобы всплыла целая цепочка известных им фактов, событий, ассоциаций: «А помнишь как мы в 1991-м!» или «Я тут посмотрел фильм, там главный герой ведет себя точь-в-точь как наш старый знакомый, Леха». И друзьям все сразу становится понятно. Так и супруги, хотя бы несколько лет пожившие в браке, очень хорошо друг друга понимают. Если вы поженитесь, и у вас это со временем будет, а пока вам предстоит период взаимной притирки, привыкания. Еще надлежит выяснить, какой круг тем интересен вам обоим. До свадьбы очень хорошо это узнать. Еще можно предположить, что в разговоре вы слишком берете инициативу на себя, а среднестатистический человек вообще плохо воспринимает длинные монологи. Женщины – существа более эмоциональные, общительные, чем мужчины, им очень важно бывает выговориться, рассказать что-то очень важное для них, так что нужно давать вашей девушке возможность это сделать. Так вы лучше узнаете ее, а также ее интересы. Пусть она сама выбирает темы для беседы. Время, когда мужчина общается с женщиной до брака, называется периодом ухаживания. Мы дарим цветы, конфеты, стараемся чем-то порадовать любимую и должны радовать ее также и приятной беседой, а подробности о вашей работе она, разумеется, узнает со временем.
«Была замужем три раза»
Вопрос: Я была замужем три раза. Первый брак был заключен по молодости, сразу после института. Третий брак благословил батюшка, хотя мы с будущим мужем не очень-то хотели, но священник сказал жениться и венчаться. Особых причин для расставания с третьим супругом не было, просто я не любила его, потом начались взаимные измены. Сейчас я в «гражданском браке», до причастия меня не допускают. В храм я хожу уже десять лет. Мне 50 лет, есть взрослый сын. Заключать брак боюсь, так как есть отрицательный опыт. Но оставаться одной не хочется: это неестественно, и я боюсь одинокой старости. Что мне делать?
Ответ: Очень жаль, что вы уже десять лет в Церкви и не знаете самых простых, но очень важных вещей. Ваше нынешнее состояние, то есть сожительство с мужчиной вне брака, является тяжким грехом, поэтому совершенно справедливо, что вас не допускают до причастия.
Четвертый брак для христианина вообще немыслим. По церковным каноническим правилам третий брак допускается как очень большое снисхождение к немощи человеческой, а четвертый уже невозможен. Только в том случае, если человек после развода примирится с одним из своих бывших супругов, покается и понесет епитимию, он может восстановить супружеский союз с ним.
Вы говорите, что неестественно оставаться одинокой. По-моему, неестественно три раза необдуманно выходить замуж и жить потом в блуде. Конечно, чисто по-человечески вас можно понять: любой человек боится остаться одиноким в старости. Но для верующего человека на первом месте всегда должны стоять не житейские, земные интересы, а спасение бессмертной души. Нельзя в достижении наших земных целей идти против правды Божией. Грех не может никому принести пользы, он не созидает, а только разрушает. Да, бывают ситуации, когда очень тяжело. Например, у родного, близкого нам человека нашли тяжелую, смертельную болезнь. Срочно требуется пересадка почек. Донора найти не могут. И вот появляются люди, которые за определенную сумму могут предоставить необходимые органы, правда, совершив при этом убийство другого человека. Можно ли согласиться на это ради спасения любимого человека? Нет, нельзя, это страшный грех. Есть вещи, на которые нельзя идти ни при каких обстоятельствах. Как бы ни было тяжело христианину, он должен всегда искать только «Царства Небесного и правды его», а остальное приложится ему. И когда человек действует таким образом, а не ищет своего, не идет против заповедей Божиих, Господь никогда не оставляет его, посылает утешение и помощь.
Даже если у человека не сложилась личная жизнь и он живет один, но он любит людей, помогает им и верит в Бога, молится Ему, он никогда не будет одинок, не останется без помощи и поддержки в старости. А у вас еще, слава Богу, есть сын. Любите его и будьте счастливы.
Что дает венчание?
Вопрос: Что дает семейным людям венчание, и какой смысл этого обряда?
Ответ: Венчание не обряд, а одно из семи таинств Церкви. А теперь о том, в чем смысл этого таинства. Брак православных христиан должен быть благословлен, освящен Церковью, и это благословение мы получаем в таинстве венчания. Православный брак имеет великое значение, он венчается во образ союза Христа и Церкви. Как пишет апостол Павел: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела», – и далее: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 23, 25). В таинстве венчания брачующимся дается благодать Божия для того, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были едины душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей. Но самое главное, что нужно помнить супругам: венчание не есть некое волшебное действие, которое связывает супругов навечно и помогает им автоматически, независимо от того, как они будут себя вести.
К сожалению, очень многие люди так и понимают таинства и обряды церковные: нужно что-то такое сделать, совершить какой-то ритуал, и тогда у меня все будет хорошо. Нет! Как говорит блаженный Августин: «Бог не спасает нас без нас». Господь дает нам благодать, помощь, а мы должны открыть свое сердце и с верой принять ее, стать соработниками Богу на ниве нашей семейной жизни. И тогда венчание может дать нам очень многое, мы в полноте получим его благодатные дары. Поэтому нужно молиться Богу, просить Его о помощи и воплощать в своей семье главную заповедь о любви к ближнему. Муж, подобно тому, как Христос любит Церковь и заботится о ней, должен любить свою супругу, а жена должна почитать и слушаться мужа, как Церковь чтит и любит Христа.
Христианин должен приступать к таинству венчания с мыслью, что вступает в брак один раз на всю жизнь и будет вместе со своей Богом данной половиной делить все радости и испытания совместной жизни. Только с такой мыслью можно выдержать все бури житейские и доплыть до конца. Как поется в одной известной песни: «Тот, кто не струсил и весел не бросил, тот землю свою найдет».
О том, что мы заключаем брак для вечности, венчающимся напоминают кольца – символ бесконечности: кольца без начала и без конца. Они надеваются при обручении супругов. Такое же значение имеет троекратное хождение во время венчания вокруг аналоя – это тоже знак вечной жизни.
Существует благочестивая традиция для молодоженов – исповедаться и причаститься на литургии в день венчания. Мы с супругой тоже причащались перед таинством венчания. Этот обычай связан с тем, что в древности благословение супружеской пары происходило на литургии. Отдельные элементы литургии до сих пор присутствуют в чине венчания: пение «Отче наш», общая чаша, которую пьют супруги, и другое. Исповедь и причастие перед венчанием имеют большое значение: рождается новая семья, у молодоженов начинается совершенно новый этап жизни, и начать его надо, обновившись, очистившись в таинствах от греховной скверны. Если никак не получается причаститься в день венчания, сделать это надо накануне.
«Потеряла обручальное кольцо»
Вопрос: Я потеряла обручальное кольцо. Насколько это серьезно, или это все суеверия и народные приметы? Можно ли купить новое кольцо, освятить в церкви и носить его? Не будет ли это грехом?
Ответ: Вокруг свадьбы и похорон, и вправду, огромное количество примет и суеверий. Например, кто первый из супругов вступит на плат во время венчания, тот и будет господствовать в семье. Или: упало кольцо на пол – скоро разведутся; погасла свеча – жди скорой смерти одного из супругов. И тому подобные бредни. Православным христианам верить в них – грех. Потому что это пережитки язычества, и само название этих явлений – «суеверия» – говорит нам о том, что это есть вера в суетные, пустые и совершенно ложные вещи.
В потере обручального кольца ничего фатального и страшного нет. Конечно, кольцо надо стараться хранить, но ведь бывает, что мы теряем даже крестильный крест. Что поделать! Покупаем новый, освящаем и надеваем на шею – не ходить же без креста. И никто, поверьте, от этого еще не умирал. Также нужно поступить и с кольцом. Приобрести новое, попросить батюшку освятить и надеть на безымянный палец. Бывают случаи, когда человек через какое-то время «вырастает» из своего обручального кольца, палец становится толще, и кольцо, надетое при венчании, уже просто физически невозможно носить. Тогда точно так же нужно его заменить.
(Продолжение следует.)
Заранее спасибо.
Андрей, спасибо Вам за ответ, за Ваше мнение!
Моему сыну 31 год, он встретил девушку, с которой будет венчаться в церкви и зарегистрирует брак. Живут они в разных странах, много времени уйдёт на подготовку документов и т.д. Для того, чтобы осуществить задуманное потребуется время. Сын хочет обменяться обручальными кольцами и получить благословение священника. Скажите, пожалуйста, если девушека забеременеет за время подготовки к венчанию и регистрации, как это объясняет церковь, не будет ли это грехом для молодых или, полученное благословение во время обмена кольцами до венчания и регистрации - начало правильно выбранного пути. Скажите, пожалуйста,что можно в данной ситуации и что нельзя.
Заранее благодарю.
А если речь идёт о брачных отношениях, то ИМХО греха в использовании презерватива нет, но, так как люди обещают друг другу жить вместе навсегда, хорошо бы найти путь проверить подозрения на инфекции как можно раньше.
Причем здесь брак и вечная жизнь? Еще Христос сказал, что в Царствии Небесном не женятся и не выходят замуж, а живут, как ангелы, т.е. понятия брака там нет (иначе пришлось бы указать, которого из семерых братьев та женщина будет считаться женой в Царствии Небесном).
О повторных браках. Церковь считает только официально зарегистрированные браки, а сожительства - не в счет. В результате, в глазах церкви тот, кто зарегистрировал четыре брака, но не имел ни одного сожительства, - немыслимый грешник, недостойный причастия, а тот, кто никогда брак не регистрировал, но всю жизнь имел сожительства (четыре, пять и т.д.), к причастию допускается и его готовы повенчать по обряду первобрачных.
Вот и возникает ситуация, что для того, чтобы не иметь проблем в церкви, лучше официально свой брак не регистрировать, особенно, если это будет третий официальный брак (чтобы не получилось, как с этой женщиной).
Увы, это реалии нашей сегодняшней жизни, после 70 лет безбожия.
Вот страшно-то! Зачем священники благословляют на брак, если их не просят? Люди-то все равно разошлись, по-своему сделали.
Может ли грехом считаться отсутствие регистрации гражданского состояния. Даже закон не требует обязательной регистрации брачных отношений, не предусматривает за это никаких санкций.
Условие брака - личное ответственное решение сторон быть мужем и женой. На беду свою женщина, трижды вступавшая в брак, свидетельствует сама против себя: "Заключать брак боюсь..." Страх ответственности,потери свободы - это обычная причина отказа от регистрации брачных отношений. Нежелание быть мужем и женой фактически находясь в брачных отношениях, - блуд, но не отсутствие регистрации этих отношений.
А по-моему вы правильно делаете, что хотите встать на ноги. Я думаю, что тоже лет до 30 вряд ли смогу жениться. Брак - это удел относительно обеспеченных мужчин. ИМХО.
..."Бывают случаи, когда человек через какое-то время «вырастает» из своего обручального кольца, палец становится толще, и кольцо, надетое при венчании, уже просто физически невозможно носить. Тогда точно так же нужно его заменить"...
извините, наверное, достаточно его отдать ювелиру чтобы "раскатать" - увеличить на пол-размера, размер...нужно ли его после этого "ремонта" ещё раз освящать? - вопрос меня волнует,так как стоит задача увеличить размер кольца, обручального (венчального). и что делать?
спасибо
...венчание не есть некое волшебное действие, которое связывает супругов навечно и помогает им автоматически, независимо от того, как они будут себя вести".
Хорошие советы, которые касаются не только супружеской жизни, но и веры вообще.
В прошлом же было по-разному. Приведу цитату из византийского законодательного сборника 8-го века "Эклога":
"У христиан брак заключается либо в письменной, либо в устной форме между мужчиной и женщиной, (каждый) из которых находится в возрасте, соответствующем союзу, — для мужчин начиная с пятнадцати лет, для женщин — с тринадцати лет, по обоюдному их желанию и с согласия родителей."
(http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ecloga.htm)
Что касается 4-го брака. Вроде же римская церковь (ещё во времена единой церкви) не ограничивала количество браков в случае смерти второго супруга? Но в любом случае на востоке на этот вопрос смотрели куда строже.