Патриарх Московский и всея Руси Кирилл некоторые время назад запустил процесс создания новых епархий. Как отметил недавно митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, до XVII века этот вопрос стоял "необыкновенно остро, целые Соборы собирались для того, чтобы решить эту проблему, которая, тем не менее, оставалась неразрешенной". По его мнению, "если разделение произойдет так, как задумано, то, наверное, это будет самый мощный импульс, который получила Русская церковь за последние столетия".
Смысл этой инициативы, которая вызывает критику со стороны ряда православных мирян и даже священнослужителей, в интервью "Интерфакс-Религия" разъяснил глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда.
- Епархий в Русской церкви становится все больше.
Некоторые из создаваемых епархий довольно небольшие по
размеру и количеству приходов. Нет ли ощущения, что такие
епархии создаются искусственно?
- Нужно учитывать самое главное: процесс создания новых епархий происходит не спонтанно, не по какому-то наитию, но лишь после тщательного изучения региональной ситуации. И создаваемая епархия - всегда ответ на существующую в данном конкретном регионе потребность со стороны местного церковного сообщества и его развития. Естественно, там, где нет возможности образовать новую единицу церковно-административного управления, никто ее и не создает. Скажем, на Чукотке. Что является приоритетом в этом процессе? Определяющий фактор - это забота о потребностях верующих в тех местах, где не хватает храмов и священников. Святейший патриарх постоянно говорит о том, что Церковь, архиереи, священники должны быть ближе к народу. Что стоит за этими словами? Не что иное, как стремление создать такую ситуацию, когда человек, приходя в храм, будет чувствовать к себе намного больше внимания со стороны священника, прихода, чем он чувствует сегодня. Именно индивидуального внимания. Как достичь подобного результата? В том числе и с помощью увеличения количества храмов. А ведь новая епархия - это почти всегда стимул и к созданию новых храмов. В результате чего, и очереди на исповедь, надеюсь, тоже станут покороче, поскольку появится возможность поговорить со священником в любое время - и в будний день, и в выходной.
- Не приведет ли процесс создания новых епархий к росту числа бюрократических структур, в частности, епархиальных управлений?
- Конечно, формирование епархии - процесс непростой. Нужно следить за тем, чтобы управление епархией не приводило к созданию громоздких, маложизненных административных образований. Я полагаю, что это прекрасно понимают и новые архиереи: нужно создавать минимальный управленческий аппарат, только необходимые люди: секретарь, зав. канцелярией, бухгалтер. Может быть, еще два-три сотрудника по самым важным направлениям, таким как молодежное, миссионерское служение или катехизация. А какие-то направления работы вполне могут возглавлять активные священники, совмещая это с основным пастырским служением.
Кстати сказать, с просьбами о создании новых епархий обращаются сами архиереи, которые очень хорошо знают местную ситуацию и понимают, где действительно не хватает дополнительной организационной, административной работы, где остро нужны новые церкви, священники, приходские школы.
Кроме того, сейчас некоторые епархии были объединены в митрополии - для координации ряда функций епархиальных управлений и, собственно, для упрощения самого процесса церковного управления, облегчения взаимодействия церковных институтов и светской власти на местном уровне. Там, где несколько епархий объединены в митрополию, ряд вопросов, касающихся церковной жизни, будет решаться именно на уровне митрополии. Не будет нужды перегружать сами епархии, которые должны быть ориентированы на небольшие управленческие аппараты. Ведь новые епархии не должны становиться бременем для духовенства. Как известно, по законам существования бюрократии раздувшийся бюрократический аппарат в какой-то момент просто начинает работать на то, чтобы прокормить самого себя. Поэтому делается все, чтобы такого не допустить в административной системе Церкви.
- Хватит ли архиереев для новых епархий? Как обстоят дела с "кадровым резервом", кандидатами для сферы церковного управления?
- Безусловно, кадры - один из стратегически важных вопросов, и священноначалие подходит к избранию будущих архиереев с особым вниманием. Ведь епископы должны будут реализовывать все те задачи, о которых выше уже было сказано. В первую очередь - обеспечить близость Церкви, духовенства к реальным проблемам верующих. Понятно, что человек, возглавляющий епископскую кафедру, должен быть богословски образованным, иметь опыт пастырского служения, уметь обращаться к самым разным людям и находить с ними общий язык. Во многих случаях епископы избираются из числа священников, имеющих опыт служения в том же регионе, где им предстоит управлять епархией. Поэтому отбор кандидатов в архиереи происходит самым тщательным образом, особый упор делается и на высшее образование - либо духовное, либо светское.
- Иногда приходится слышать, что изменения в системе церковного управления связаны с желанием патриарха усилить свою личную власть...
- Чтобы убедиться в беспочвенности такого домысла, достаточно посмотреть, кого конкретно патриарх Кирилл ставит в епископы. Он зачастую рукополагает людей непосредственно с мест, а не посылает в регионы архиереев из своего ближайшего окружения. И делается это для усиления значения роли Церкви в регионе.
Более того, в каком-то смысле происходит децентрализация церковного управления: ряд функций, которые раньше исполняли исключительно органы в центре, теперь будет передан в митрополии. Со стороны предстоятеля, на мой взгляд, это очень смелый шаг.
Важно понимать, что здесь решается двуединая задача. Во-первых, административная вертикаль в Церкви сохраняется - ведь каждая епархия, в том числе и епархии, входящие в митрополии, все равно напрямую подчинены высшим органам церковной власти. Основная задача главы митрополии - это именно координация, общее направление работы епархий по разным направлениям. Но, во-вторых, эта вертикаль укрепляется при одновременной децентрализации, к которой естественным образом приводит увеличение административных единиц. Церковь, наверное, первой смогла нащупать баланс между вертикалью и полноценной властью на региональном уровне.
Все правильно, хоть впервые в жизни с Владыкой пообщаться есть возможность, а у Владыки озаботиться делами конкретных приходов. А до основания епархии Ханты-мансийской и Сургутской у Владыки Тюменского и Тобольского Димитрия физически не было времени большинство приходов хотя бы раз посетить за последние 15 лет! На нашем приходе его ни разу не было! Разве это правильно?
Может просто в моей частной жизни так совпало, (потеря доверительных отношений с духовником), что на фоне всего остального в Церкви: помпезного, деловитого и официозно-пафосного, что в саму церковь даже как-то уже и не тянет (только, пожалуйста, не надо меня утешать, воспитывать и приободрять). За всё слава Богу. Потому что Бог - это гораздо больше, чем то, что происходит в Церкви.
По первому вопросу: увеличение количества епархий не гарантирует появления новых священников, а тем более приближения архиереев к народу, к томуже бессмысленное увеличение церквей может привести к их пустованию. Храмы надо строить, но с рассуждеинем.
По второму вопросу: архиереи может и просят помочь, но зачем их срывать в другие епархии если, как Владимир Легойда говорит, они знают специфику своего округа? Возводить в митрополиты можно и сохраняя архиерея на томже месте. Плавно переходя в следующему вопросу хочется сказать, что хиротонисанные епископы направляются далеко не туда, откуда они были вызваны, если это не Москва и не Московская обл. Вообще за последние пять лет так "в шахматы" с архиереями сыграли, диву даешься, я такой рокировки давно не видел.
Извините люди добрые, но то что ответил Легойда, это всего лишь замыливание глаз, по другому я не знаю как сказать, чтобы не обидеть.
Простите если кого обидел.