Президент международного кинофорума «Золотой Витязь» народный артист России Николай Бурляев |
— Николай Петрович, ваш кинофорум известен во всем мире, у нас, в России, признан на церковно-государственном уровне. Он проходит под омофором Святейшего Патриарха Алексия. В бюджете есть специальная строка на его финансирование. Но всё ли так безоблачно, как может показаться со стороны?
— И я, и все участники нашего кинофорума благодарны за многолетнюю постоянную поддержку нашего почетного попечителя — Святейшего Патриарха Алексия, который всегда был рядом с нами. Каждый год он благословляет нас на очередной форум. Как мудрый отец, не навязывающий ничего детям, но верящий в них, Его Святейшество верит в нас, интересуется тем, что мы делаем, всегда подчеркивает, что кинематограф может быть духовным, нравственным и высоким и помогать посильно промыслу Божию на Земле.
Стало ли легче? Легче не стало. Все эти годы нас финансирует государство. Но не в полном объеме, что прискорбно. Поэтому кинофорум «Золотой Витязь» всё время на грани выживания. А ведь мы работаем на державу, на повышение духовного уровня, нравственности.
Аналитики Рязани констатировали, что благодаря приходу «Золотого Витязя» на Рязанскую землю здесь зафиксировано резкое понижение преступности, наркомании и самоубийств. Мы вселяем надежду в людей, показываем в фильмах, что жизнь прекрасна, что есть ценности, ради которых стоит жить. Но, несмотря на самоотверженную работу, чувствуем, что поддержка государства убывает.
Небезызвестный г-н Швыдкой постоянно подчеркивает, что государство должно дистанцироваться от кинематографа и вводит в заблуждение руководство страны, ведя такую политику. Не дистанцироваться от главного духовно-стратегического оружия должно государство, а всячески поддерживать и держать в крепких руках это оружие. Потому что оно, как и атомная бомба, очень опасное, им надо управлять, а не отдавать на откуп бизнесу, частным фирмам.
В рамках кинофорума мы провели в Серпухове IV съезд Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов. Тема: «Государство, кинематограф и телевидение». В решениях нашего съезда, которые лягут на стол руководству России, мы просим о ведении новой культурной политики. Она должна меняться: культуру и искусство необходимо обязательно выводить из коммерции. В них говорится о недопустимости политики дистанцирования государства от экранных искусств, подчеркивается, что должны быть государственные кинематограф и телевидение.
А теперь о достижениях. Одно из главных за эти 15 лет — то, что создано Международное объединение кинематографистов славянских и православных народов, в которое ныне входит 15 стран. В нашем сообществе — 12 тысяч членов. Для справки: в Союзе кинематографистов России почти за семь десятилетий его истории членов 4 тысячи 500 человек. Мы выработали программу на всю нашу последующую жизнь, на всю нашу деятельность - «Кинематограф созидающего духа».
Для «Золотого Витязя» стали делать фильмы — и известные, и молодые режиссеры. Они говорят так: мы будем работать ни для Канн и Оскара, а для вас. Это говорит о том, что «Золотой Витязь» настолько окреп и его духовный восходящий поток настолько мощный, что мировая режиссура хочет вписываться в этот духовный поток, а не в поток коммерческого кинематографа, который царствует сейчас в России и в мире.
Мы создали альтернативный кинопрокат. У нас открыто 36 киноклубов «Золотой Витязь» — в различных городах России, в Белоруссии и на Украине, в Чехии и Словакии, Болгарии и Косово, Польше и Финляндии, Грузии и Китае… В золотом фонде кинофорума 3650 фильмов высокого нравственного уровня.
— По отзывам участников вашего кинофорума, несмотря на то, что он ежегодно меняет прописку, всем комфортно на нем, даже тем, кто поначалу с опаской ехал к вам. В чем же здесь секрет?
— Мы никому ничего не навязываем. Ни нашей веры, ни наших требований. Прокомментирую это на примере польского кино. Когда один из маститых польских режиссеров получил наше приглашение на кинофорум «Золотой Витязь», то решал вопрос, куда ему лететь из Токио, где он был на показе фильмов, — в Сан-Франциско на свою ретроспективу или же в Москву, где в тот год проходил наш кинофорум. Он интуитивно выбрал Москву. И хотя отговаривали близкие («Куда ты едешь, ты — католик, там — православные»), сердце его привело в Москву, и этот мэтр был очень доволен, что такой выбор сделал.
Другой интересный момент. Однажды на наш кинофорум приехал молодой польский режиссер. Поразившись тому, что видел и открыв много прекрасного в России, он на будущий год привез нам фильм о Православной Церкви в Польше.
Итак, XV юбилейный кинофорум «Золотой Витязь» прошел по Промыслу Божию в Серпухове. Но, в принципе, наш форум может проходить в любом городе России, в любом городе славянского и православного мира. А когда-нибудь, думаю, он будет гостем и стран неправославных, потому что те идеи, с которыми «Золотой Витязь» идет по миру, не будут чужды ни одному народу.
В основе нашей деятельности - девиз «За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека». Поэтому когда некоторые коллеги мои удивлялись (сейчас, правда, уже нет таких вопросов), почему у нас участвуют не только православные и славянские страны, я отвечал так же, как говорил Иван Александрович Ильин: «Каждый художник ищет в своем творчестве совершенства, и эта устремленность его приводит к престолу Господню. И поэтому каждый художник делает дело религиозное, независимо от того, к какой конфессии он принадлежит или что он сам об этом думает».
— В нынешнюю программу, по мнению участников кинофорума, самую мощную программу за все эти годы, вы первый раз ввели конкурс художественного телевизионного фильма, а ведь постоянно критиковали все центральные каналы за их кинопрограммы, за их кинополитику…
— Да, критиковал. Показывают в основном американское кино, а если наше — то что-то такое уголовно-подзаборное. Если фильмы об армии — не дай Бог попасть в такую армию. И вот вдруг стали появляться в последние годы на телеканалах достойные работы.
В этом разделе наградили фильм Владимира Хотиненко «Паломничество в вечный город». Считаю, что это один из лучших христианских фильмов, созданный для Российского канала при участии «Православной Энциклопедии».
Так же получил премию в этом разделе телефильм «Брежнев». Сергей Шакуров, игравший главную роль, и Мария Шукшина удостоены премии за лучшую женскую и мужскую роли.
А гран при кинофорума, который присуждается по решению всех жюри, был вручен Андрею Малюкову за фильм «Грозовые ворота», созданный для 1 канала, который рассказывает о Чечне, о воинстве нашем. Очень достойный патриотический фильм.
— Среди благих дел «Золотого Витязя» и благотворительная деятельность…
— Уже два года мы проводим благотворительную программу «Международный кинофонд «Золотой Витязь» - детям, будущему России». Посетили два десятка детских домов, интернатов, школ. И не только Москвы и Подмосковья. Но и в Тульской, Владимирской, Брянской областях… Дарили видеоаппаратуру, домашние кинотеатры и самое главное – фильмы, на которых должна воспитываться, возрастать детская душа.
Кроме того, мы начали программу «Ветеранам российского театра и кино». Вместе с Московской Патриархией и Белорусским Экзархатом, Российским клубом православных меценатов и Российскими железными дорогами мы провели первую оздоровительную акцию, отправив в Минский дом милосердия 10 известнейших актеров, которые нуждаются в помощи, лечении и реабилитации. Думаем продолжать это начинание.
— Николай Петрович, вы — человек глубоко верующий. А к вере когда пришли?
— Я крещен в раннем детстве. Но крест не носил. В 1964 году мне его повесил на грудь Андрей Тарковский, когда я снимался в фильме «Андрей Рублев». Консультантом фильма был известный искусствовед — Савелий Ямщиков. Он тогда открывал древние иконы, устраивал потрясающие выставки. С тех пор я стал укрепляться в вере, которая все эти годы дает мне силы жить и работать.