Новое искусство короля

Источник: Радонеж

Новая выставка, устроенная известным галеристом Маратом Гельманом, порадовала поклонников изящного пародиями на барабаны и купола православных церквей, устроенными из банок и клизм, изображением трех совершенно голых толстух в кокошниках верхом на лошадях, пародирующих известную картину Васнецова «три богатыря» и тому подобными произведениями «актуального искусства». Интересно, что деятельность Марата Гельмана, как повсеместно утверждается, финансируется нашим государством. Что же, после государственной премии, присвоенной произведению с непечатным названием «[современный художник] в плену у ФСБ» «арт группы Война», удивляться этому не приходится. Все это было в веках, бывших прежде нас.

У замечательного датского сказочника Ганса Христиана Андересена есть знаменитая история про голого короля. Двое жуликов, представившись портными, пообещали изготовить для короля платье невиданной красоты. У ткани, из которой они собирались пошить платье, было еще одно удивительное свойство: «становиться невидимым для всякого человека, который не на своем месте сидит или непроходимо глуп». Обманщики получили немалые деньги, и, наконец, облачили короля в изготовленное ими «платье». Король вышел на улицу, и хотя все подданные видели, что он попросту гол, никто не смел признать этого — кому охота прослыть глупцом или находящимся не на своем месте? Но тут, наконец, какой-то маленький мальчик воскликнул «а король-то голый»!

Теперь нам говорят, что если мы не видим тут никакого «искусства» — а уж тем более искусства, на которое надо тратить деньги налогоплательщиков — мы люди темные, отсталые, глупые и не понимаем современного искусства. Что же, возможно, что это платье, вернее, искусство, обладает таким удивительным свойством, что его видят только избранные, а все остальные видят только непристойную похабщину. Но возможно, что никаких сказочных чудес тут нет, а все гораздо проще. Это просто не искусство вообще, и видеть там нечего. Это похабщина и есть. А «актуальные художники» имеют примерно такое же отношение к изобразительному искусству, как предприимчивые персонажи Андерсена — к искусству кройки и шитья.

Однако аналогия с «новым платьем» не охватывает одной особенности деятельности Гельмана. Она была бы полной, если бы у него в «галерее» на государственные деньги выставлялась какая-нибудь безвредная бессмыслица. Но то, что выставляет Гельман, содержит определенный посыл, определённое идеологическое задание. И это послание нам стоит немного рассмотреть.

«Акутальное искусство» отличает ряд интересных особенностей, наводящих даже на богословские рассуждения. Зло, как учит Христианство, носит принципиально паразитический характер. Чтобы существовать, ему надо паразитировать на чем-то добром — как дыра в ткани требует существования ткани. «Актуальное искусство» целиком и полностью паразитично — оно не создает ничего нового, но только паразитирует на старом. Не создает новой архитектуры, но только издевается над архитектурой православных храмов; не рисует новых картин, но только делает порнографические пародии на старые.

Другая его особенность — это чистая, беспримесная деструктивность. Если искусство утверждает определённые ценности (и величайшие творения искусства связаны с ценностями религиозными), то «актуальное искусство» полностью посвящено отрицанию, ниспровержению и глумлению. Это не плохая, испорченная, или слабая культура — это черная дыра в ткани культуры. Сейчас многие спрашивают, как бы сам Гельман отнесся бы к «актуальным» глумлениям, скажем, над Холокостом. Те, кто задают такой вопрос, очевидно, плохо знакомы с «творчеством» галериста — был случай, когда афиши его выставки были оформлены в виде объявлений фашисткой комендатуры (с орлом и написанным готическими буквами словом achtung!) и содержали требование «всем евреям Перми» явиться по указанному адресу. Так что к веселым приколам над жертвами Холокоста «актуальные художники» относятся как раз вполне позитивно.

Поэтому доводы «а как бы Вы отнеслись к глумлениям над Холокостом (или Вашими родными, или Вашими святынями)» тут просто не работают. Их можно обращать к человеку, в жизни которого есть хоть что-то почитаемое, что-то, над чем он уж точно не стал бы глумиться. В жизни «актуальных художников» ничего подобного нет — и поэтому с этой стороны они неуязвимы. У них разрушена та часть души, которая могла бы чтить и благоговеть — и они ищут разрушить ее в других.

Но тяжкое увечье этих людей было бы их личным несчастьем, если бы оно не поддерживалось на государственном уровне. И тут мы не можем уйти от вопроса, каким образом осознанное глумление над религиозными и национальными чувствами граждан нашей страны такую поддержку получило. Почему, собственно, смачные плевки в русских и православных должны оплачиваться из наших же налогов? Что именно нам хочет сказать наше государство этим посланием? Каких целей желают желает оно достичь, являясь перед нами в новом платье от Гельмана? Если это осознанная политика — то это чрезвычайно печально и внушает большие опасения. Если это недосмотр — то это серьезный недосмотр, который стоит поскорее устранить.

Алексей Харитонов

Источник: Радонеж

15 ноября 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна20 ноября 2012, 08:36
Почему с украинскими женщинами топлес в Париже католики справились запросто, а украинские мужчины не могут своих женщин одеть по человечески? А русские женщины как одеты и в этом они прежде всего сами виноваты?

Французская Марьяна на баррикадах тоже топ-лес - "найдите десять отличий"? Спаси Бог.
Илья21 августа 2012, 21:46
этот гельман самый, что ни на есть гельминт, глист по-нашему, настоящий паразит.
Мирный 2 февраля 2012, 18:08
Гельмант .
Шомшин17 ноября 2011, 21:25
Зло изобретательно и коварно.Сейчас только ленивый не издевается над Россией, хотя пользуются Гельманы от нее всем.
Сергей17 ноября 2011, 12:22
Опасен не сам Гельман,а то,что в политике,искусстве,экономике у нас,за редким исключением,одни Гельманы!Люди без какой-либо гражданской позиции,без родины,без чести,без совести,деструктивные общечеловеки,которые ничего не созидают,и паразитируют на том,что было создано до них.Это,по сути,настоящая 5-я колонна,которая опасней для страны,чем внешний враг,потому,что с ними очень трудно бороться!Победить их может только осознание всем обществом опасности этого отвратительного явления!
Александр17 ноября 2011, 10:03
Проникновенно! Тут же прочитал еще и интервью с самим М. Гельманом. Рассуждает о чем-то высоком, а принципы его, если и можно их назвать так, весьма приземлены и направлены на оболванивание не только простых зрителей, но и на прикорм от людишек, стремящихся на деньгах "въехать во власть"!
Анна17 ноября 2011, 00:15
Здорово написано.И вдвойне здорово, что свет увидело мнение, которое разделяет,я уверена ,большинство населения.
Домбровская16 ноября 2011, 22:05
Супер! СПАСИБО!
Маша16 ноября 2011, 17:36
Блестяще, спасибо, Алексей!
"Старая хасидская притча:
Проезжая как-то по городу со своим учеником, седобородый ребе сказал ему:«Уволь своего кучера!». «Почему же, ребе? Он исправно выполняет свою работу!».«Мы только что проехали мимо церкви, но кучер даже не подумал перекреститься. Если он не уважает свою веру, как же он может уважать тебя и меня - людей другой веры?»,-ответил ребе своему ученику."
Кто-нибудь,уже увольте от нашего госбюджета гельмана!
Наталия16 ноября 2011, 16:50
Глубокая благодарность Алексею Харитонову за этот гражданский поступок.Статья верная и хлёсткая! Необходимо, чтобы как можно больше наших сограждан познакомились с ней. Эта статья может стать хорошей прививкой для выработки стойкого иммунитета и отвращения к подобным проявлениям "актуального искусства".
Александр16 ноября 2011, 08:24
В газету "аргументы и факты" статью!
Пусть все читают.
Правду то никто не знает.
Александр16 ноября 2011, 03:00
Согласен - гениальная статья. Предельно ёмко, ясно и точно.
Max16 ноября 2011, 00:30
Распечатайте и повесьте.
Наталия15 ноября 2011, 21:52
Да, какую карьеру сделал молдавский гастарбайтер в Москве. Видимо, это востребовано. А статья и правда очень тонкая и точно характеризующая это страшное явление -Марат Гельман. Спасибо автору.
Alex15 ноября 2011, 21:51
Думаю, ему было бы безразлично. Или он действительно порадовался бы, ведь девиз современной попсы - внимание любой ценой. Чтож, кошка скребет себе на хребет...
Григорий15 ноября 2011, 16:29
Гениальная статья! Распечатать ее крупным планом и повесить напротив галереи Гельмана! Пусть порадуется...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×