Православный календарьПравославный календарь
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»

Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила

«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

Архангел Михаил, Византия, Синай, XII в. Хранится в алтаре базилики
Архангел Михаил, Византия, Синай, XII в. Хранится в алтаре базилики
Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает. Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.

Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.

И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его. Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого. И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного. В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые. Что это значит?

Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.

Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари...

Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас здесь и многие в стране Российской, назван Михаилом. «Михаил» – слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.

На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь. Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены. От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.

Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.

О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела». И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя...

И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах. О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне... Он глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.

Это – путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества. Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми — как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг. Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность... Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти.

Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди.

Изд-во «Христианская жизнь» 2010 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена20 ноября 2020, 22:28
Небольшая ошибка. Не Никто как Бог, а Кто как Бог. Ми - кто, ка - как, Эль - Бог. Микаэль. Простите, не удержалась. Знаю иврит.
Сергей21 ноября 2019, 23:36
Роману. Выдежка с сайта «Азбука веры»: «Ареопагитики» должны быть отнесены к самым таинственным памятникам древней христианской богословской литературы. Вопрос об авторстве текста ставился уже таким православным богословом и святым как Константинопольский патриарх Фотий… На пороге XXI-ого столетия исследовательская традиция вынуждена была оставить вопрос о личности автора открытым. В то же время важно отметить, что в авторстве св. Дионисия не сомневался ни первый комментатор его сочинений еп. Иоанн Скифопольский, ни интерпретировавший его сочинения св. Максим Исповедник, ни большинство отцов Православной Церкви, среди которых – св. Иоанн Дамаскин, св. Никита Стифат, св. Григорий Палама.
Роман20 ноября 2019, 23:54
Андрею Филатову! Андрей, книга св.Дионисия - !неоплатонической сочинение, написанное Петром Ивером! Имеет много параллелей с эннеадами Плотина, прочитайте интересную статью в книге Философия Давида Непобедимого
ЕленаИлона 8 ноября 2018, 12:53
Примирение Бога с человеком или человека с Богом? Это человек отпал от Бога и он должен с Ним примиряться а не наоборот. Опечатка или я что-то неверно понимаю?
Фаина20 ноября 2016, 20:03
Архангелы Господни - Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил и все небесные силы бесплотные, служащие Богу! Умоляю вас помочь нашей семье бороться со грехами, здравия душевного и телесного, заступничества и ходатайства за нас перед Господом. Аминь!
Andrew Filatov21 ноября 2014, 17:49
Денису. Чтобы понять православную точку зрения, обратитесь к первоисточнику - книге святого Дионисия Ареопагита "О небесной иерархии".
Николай Долганов21 ноября 2014, 13:14
Денис, как минимум одно из приведённых вами имён в книге Еноха не встречается. Что же касается вашего вопроса, то он немного бессмысленный. Разумеется, мы можем молиться хоть всем ангелам и архангелам, хоть отдельным, зная их имена. Однако, если вы хотите использовать для определения имён не канонический текст Библии, а апокрифы, то, простите, это уже попахивает колдовством, а не молитвой. Это из разряда "я узнал из древней рукописи, что имена пяти ангелов - Вася, Петя, Шура, Дима, Аристарх. Родит ли ослица козлицу, если я буду им молиться?". Ну вот как-то так. Вопрос практики богослужения ангелам, имена которых указаны в книге Еноха я оставляю более сведущим людям. Михаил, Гавриил - точно. Есть даже молитва, основанная на словах Архангела Гавриила. Возможно, что есть аналог и для Михаила - я не книжник, чтобы знать наверняка. Молитвы Рафаилу и Уриилу присутствуют в сетевых молитвословах православной направленности. Последние три имени вообще трудно найти.
Денис Чернышев17 июля 2014, 07:53
Добрый день! Подскажите, не однажды встречаю такую информацию: "Система 7 архангелов - старая традиция в Иудаизме, Христианстве и Исламе. Самое раннее обращение к этой системе была в книге Еноха, где были перечислены следующие имена: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Рагуил, Зерачиил и Рамиил. (И далее разъясняются особенности служения каждого Архангела)". Используются ли эти имена в Православной богослужебной практике и благословляет ли наша Церковь обращаться именно к этим Архангелам поименно в молитве? Спасибо!
Михаил22 ноября 2013, 23:19
Верно. Радоваться нужно тому, что знаем хотя бы только верное направление.
Архистратиже Михаиле, будь нам заступником и наставником на путях наших.
Елена21 ноября 2013, 17:54
Святый Архангел Михаил моли Бога о нас грешных!
Светлана21 ноября 2013, 03:03
Михаил, меня очень тронул ваш рассказ! Какое счастье, что вы открыли для себя Бога. Очень хочется вас поддержать, помочь вам хотя бы словом и пожелать вам Божией помощи. Михаил, вы молитесь и Господь обязательно даст вам силы побороть в себе эти пагубные зависимости. Храни вас Господь!!! Архангиле Михаиле моли Бога о рабе Божием Михаиле!
Михаил21 ноября 2012, 21:23
Мой день рождения приходится на 19 сентября, мама переносила меня на две с лишним недели и чуть не умерла при родах, и назвали меня Михаилом родители, даже не зная что это за день..господь наградил частью талантов архистратига, с детства я хорошо играл в шахматы выигрывал у мастера спорта в 12 лет не имея никакого разряда, меня интересовали стратегические игры и я в них неплохо играл, но потом повзрослев использовал данный мне талант во зло, увлёкся покером, наркотиками, возгордился, и пал...однако господь, непостижимым образом за 1 мнгновение по милости открыл мне что я выбрал не верный путь, и где истина, а где ложь, я прочёл Евангелие, понял как я заблуждался, раскаялся, однако как сложно мне в 27 лет удержаться на этом правильном пути, я уже не раз падал и поднимался, однако я рад что хотя бы знаю верное направление.
Дина21 ноября 2012, 15:14
У митрополита Антония сказано: " На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке. Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.

Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь." Нет ли здесь путаницы? А ведь от этого может измениться смысл высказывания.
И хотелось бы узнать кто кого цитирует - отец Иоанн митрополита Антония или наоборот. А может быть оба цитируют кого-третьего? Тогда кого?
Калерия21 ноября 2012, 15:08
Калерия:
Я часто (как могла)в молитвах обращалась к Архангелу Михаилу и это обращение сопровождалось теплым ощущением ответа и защиты. Слава Богу! Архангел Михаил моли Бога за нас!
Галина21 ноября 2012, 09:54
Мир духовный поколебался, и часть Ангелов последовала за ним. И вот в этот момент из той же ангельской среды выступает поборник славы Божией и защитник чести ангельского мира – Архистратиг Михаил. Он властно произносит: «Никто как Бог!» – обращаясь этим призывом ко всем Ангелам. Этими дерзновенными словами он показал, что он знает Бога, признает только Его одного – Единого Бога, Творца и Властителя всей Вселенной. «Никто как Бог!» – смело и решительно заявляет он, свидетельствуя о величии Божием. В этом его поступке проявились его личные качества: твердая вера, смелость и решительность в действиях, способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге... (о.Иоанн Крестьянкин)
Сергий20 ноября 2012, 23:33
Это односмысловые предложения: Кто (Никто) как Бог. Но более точно в современном нашем восприятии - Никто как Бог. То есть нет никого, подобного Богу.
Олег 20 ноября 2012, 16:44
Так что же значит имя Михаил?
Кто как Бог,или Никто как Бог(митр.Антоний)?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

8 / 21 ноября – Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×