Православный календарьПравославный календарь
Семь нот спасения России
Светлой памяти Петра Николаевича Мамонова
Он был настоящим современным подвижником земли Русской, усердно призывал людей к покаянию и свидетельствовал о Христе до конца жизни.
Зачем нужны стихи и как с ними подружиться
Мария Минаева
Человек, дожив до 7–8 лет, вообще не понимает, зачем нужна поэзия, не слышит ее, не понимает. И совсем не умеет учить стихи.
Святые мощи аввы Сергия и чудеса от них
Священник Валерий Духанин
Едва началась гроза, они увидели, как в комнату зашел благообразный светлый старец. Старец стал ласково с ними разговаривать, успокаивать: «Не пугайтесь, мама скоро придет».
Жизнь и служение протоиерея Василия Мухина
Ольга Ижогина
«У меня нет ни красных, ни белых, ни зеленых. Все – мои духовные дети», – говорил отец Василий в годы революции.
Не сотвори себе врага
Игумен Нектарий (Морозов) о ненависти и ее преодолении
Та злоба, которую мы испытываем к обидчику, в первую очередь будет уничтожать нас самих.
Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 1
Прот. Сергий Правдолюбов
Когда в лес ходили собирать грибы и ягоды, то Сергей сорвет два гриба — и ляжет на травку, — и созерцает, думает о своем, о чем-то возвышенном.
Небесный Новоильинск
Ольга Шигина
Я чувствовала себя там словно дерево, крепко вросшее в землю корням. Я была полна жизни и силы.
«Моя душа всегда была с ними…»
Воспоминания А.Н. Николаевой, дочери прот. Василия и Раисы Мухиных
Много лет мой папа ежедневно совершал тайные келейные богослужения. Мама была его помощницей: пела, читала, пекла просфоры.
«Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…»
Памяти монахини Екатерины (Чичериной; †21.07.1997)
Она была классическим образцом русской православной женщины, жены-мироносицы, которая пошла вослед Христу.
Чудотворные репродукции икон:
как Церковь относится к техническим копиям священных изображений

Владимир Немыченков
Все знамения от «бумажных икон» указывают на то, что мы должны с великим благоговением относиться к любым священным изображениям.

Слово после Божественной литургии в Архангельском соборе Московского Кремля

Мы называем Архистратигом Михаилом неведомую Божию силу, называем его главным воином, воеводой всех Небесных Сил, опять-таки привнося свое собственное понимание, свои образы, происходящие от нашей культуры и даже, скорее, от культуры древних людей. Иногда современный человек, не воспринимая ту древнюю культуру, через которую выражались величайшие таинственные и Божественные истины, отмахивается от этих истин. Мне приходилось слышать такие размышления: «Ну, в Бога я еще верю, а в ангелов, конечно, не верю», – потому что для такого человека ангелы – это либо воины, закованные в латы, либо младенческие лики с крыльями.

Дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодня здесь, в Кремле, под сводами Архангельского собора, который является местом упокоения великих наших правителей, в соборе, который был в древности кафедральным собором города Москвы, мы торжественно прославляем имя святого Архистратига Божьего Михаила и всех Небесных Сил бесплотных.

Мы изображаем на иконах святого Архистратига в виде воина – с мечом, в латах. В своем понимании сверхчувственного мира, мира Божественного человек всегда привносит свои собственные человеческие образы. От нас сокрыто, что такое ангельский мир. Мы этого не знаем, и постигнуть не можем: Слово Божие с очевидностью свидетельствует о том, что ангельский мир – это разумная сила, созданная Богом, и это, пожалуй, всё. Еще из слова Божия известно, что эта сила входит в человеческую историю, в человеческую жизнь, и что она всегда на стороне правды.

Мы называем Архистратигом Михаилом неведомую Божию силу, называем его главным воином, воеводой всех Небесных Сил, опять-таки привнося свое собственное понимание, свои образы, происходящие от нашей культуры и даже, скорее, от культуры древних людей. Иногда современный человек, не воспринимая ту древнюю культуру, через которую выражались величайшие таинственные и Божественные истины, отмахивается от этих истин. Мне приходилось слышать такие размышления: «Ну, в Бога я еще верю, а в ангелов, конечно, не верю», – потому что для такого человека ангелы – это либо воины, закованные в латы, либо младенческие лики с крыльями.

Современный человек не может понять этой символики. Современное общество не имеет собственных символов, чтобы выразить эту таинственную реальность небесной жизни. И поэтому мы используем те символы и образы, которые пришли к нам из древности, и нас это не должно смущать. Мы только должны ясно понимать, что внешние образы, пришедшие из нашей древней культуры, не покрывают той таинственной реальности, которая закрыта для нас по воле Божией.

Из Ветхого Завета мы узнаем, что само слово «Михаил» значит «кто как Бог». Это сила, которая имеет такую мощь, которая сравнима с Божественной силой. Бог создал эту силу, и она входила в человеческую историю, в жизнь ветхозаветного народа, в том числе помогая народу в сражениях с врагом. Наверное, именно эти факты ветхозаветной истории и сформировали устойчивый образ, что Михаил – тот, кто как Бог помогает, в том числе и воинству. И это совершенно верно, потому что последующий опыт Церкви свидетельствует о том, что молитва к святому Архистратигу Михаилу помогает людям, призванным защищать народ свой, отражать агрессию и побеждать врага. Никакое оружие противника – самое технологическое, самое страшное – не может победить силы Божией. Архистратиг Михаил способен разрушить любую силу человеческую, любое оружие, если мы призываем его святое имя. Но его имя нельзя призывать, если силой оружия человек творит неправду, если он участвует в агрессивной войне, которая несет страдания людям. Тогда Архистратиг отступит и, наоборот, накажет того, кто несправедливо поднимает свой меч.

Сила Божия неуяснима человеческим разумом. Но когда мы переступим порог нашей физической жизни и предстанем пред лицом Божиим, мы все увидим и многое поймем. Об этом говорит нам апостол Павел: он нашу реальность, нашу способность сегодня из этого мира прозревать мир сверхчувственный сравнивает с тем, как человек взирает на окружающую его действительность через тусклое стекло (ср. 1 Кор. 13:12). Через мутное стекло не видно света. Матовое стекло скрывает то, что за ним: можно лишь различать свет и тень, можно лишь только предугадывать, что происходит за этим матовым стеклом. Вот так мы сегодня лишь предугадываем то, что реально существует в сверхчувственном мире. Но когда мы умрем, то увидим все лицом к лицу и узнаем, что такое сила ангельская, почувствуем и силу Божию, как ее не чувствуем, живя в этом мире.

Но и сегодня, воспринимая Божественные истины верой – те истины, что даны нам в Слове Божием, – мы должны стремиться к тому, чтобы, усваивая эти истины, жизнь свою устроять в соответствии с Божией волей и Божиим законом. И еще одному учит нас сегодняшний день: Архистратиг Михаил был той силой, которая низвергла денницу, одного из ангелов, который возгордился и противопоставил себя Богу. Сила Михаила сильнее силы диавола. Михаил низверг денницу, а значит, и в этой жизни, когда диавол одолевает, то призывание его имени, его силы способно нас оградить от силы диавольской.

И ангельский мир, и мир демонов – это реальный мир. И если мы, взирая на этот мир через матовое, тусклое стекло, не способны различать, что там происходит, то это еще не означает, что там ничего нет. Как человек, взирая на улицу через матовое стекло, знает, что там есть, и ему не придет в голову отрицать существование того, что есть за этим стеклом, так и мы с вами, гадательно воспринимая этот сверхчувственный мир, не должны отрицать этого мира. Только человеческая гордыня и человеческая глупость приводят к тому, что то, что нельзя потрогать рукой и увидеть глазами, отрицается с легкостью.

Тот мир существует так же реально, как существует наш мир. И знаки величия того мира врываются в нашу жизнь божественными чудесами, и многие из них совершаются силой ангельской – той самой разумной силой, что Бог создал в том числе и для того, чтобы ангельский мир помогал нам, земным людям, быть достойными своего призвания, преодолевать искушения и соблазны мира диавольского и одерживать победы в этой жизни.

Многие воины считают Архистратига Михаила своим покровителем. Так считали наши древние правители, князья. Первый храм в Киеве был воздвигнут в честь святого Архистратига Михаила, и в его честь воздвигались древние храмы по всей Руси. Неслучайно и здесь, в первопрестольном граде Москве, кафедральным храмом града был этот Архангельский Собор, потому что люди знали: своей верой они могут привлечь Божественную и ангельскую силу для преодоления трудностей, в том числе грозных, военных трудностей, с которыми они сталкивались. И хорошо известно из истории, что по силе молитвы, по силе веры даровалось народу нашему избавление от супостатов силой ангельской, силой Божественной.

Вот и сегодня, празднуя день святого Архистратига Божия Михаила, мы, люди XXI века, окруженные разными чудесами техники, живущие в обществе, из которого исторгается вера в Бога, должны эту веру крепко хранить и помнить, что все то, что Бог открыл людям, есть абсолютная, неизменная и непререкаемая истина. И мы верим и в Божие существование, и в существование ангельского мира, равно как верим и знаем, что существует мир бесовский, и в этой борьбе человека с диавольскими искушениями на нашей стороне мир ангельский. Поэтому и молитва наша к Архистратигу Божьему Михаилу, ко всем Небесным Силам бесплотным – эта молитва, взыскующая о помощи в трудном сражении, в тяжкой битве, что ведет человек со многими искушениями и соблазнами, которые обращает на него темная диавольская сила. И верим, что Ангелы Божии, предстоящие Богу на небесах, и с нами пребывают, поддерживая наши немощные руки в нашей слабой, но реальной борьбе со злом и неправдой. Аминь.

21.11.2009

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

8 / 21 ноября – Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×