Национальное самоубийство

Новый закон, принятый недавно в Сербии, напрямую коснулся традиционной модели отношений в семье. По мнению многих граждан, он таит в себе серьезные угрозы институту семьи как таковому. Обозреватель сербского издания «Православие» побеседовал об этой проблеме со специалистами в области педагогики и психиатрии.

***

Зоран Миливоевич: «Семейная иерархия под угрозой»

Психотерапевт Зоран Миливоевич преподает в нескольких сербских и словенских вузах; он автор бестселлеров «Маленькая книга для больших родителей. Ваш помощник в воспитании детей» (в которой представлен оригинальный подход Миливоевича к воспитанию – так называемая «мерседес-модель», позволяющая родителям и воспитателям найти баланс в общении с детьми), «Формулы любви», «Психотерапия и понимание эмоций» и «Игры, в которые играют наркоманы». Зоран Миливоевич первым в Восточной Европе получил статус международного супервайзера Интернационального сообщества трансакционного анализа (трансакционный анализ – направление в психологии, разработанное в 1950-е года Э. Берном). Он живет и работает в сербском Нови Саде и в Любляне.

Психотерапевт Зоран Миливоевич
Психотерапевт Зоран Миливоевич
– Недавно в Сербии был принят закон, вызвавший бурю негодования среди родителей и специалистов в области воспитания. Согласно этому закону, дети старше 15 лет имеют право запретить родителям доступ к своим медицинским картам. Это значит, что родители больше не имеют права знать, здоровы ли их дети или больны, принимают ли они наркотики и алкоголь, не забеременела ли их дочка, не подхватило ли чадо какую-нибудь заразную болезнь и нет ли у него хронических заболеваний, при которых необходим особый режим питания и лекарственная терапия. Родители теперь не могут пойти к врачу вместе со своим ребенком, если ребенок этого не хочет. Что вы думаете о подобных новшествах?

– Я думаю, что все это неприемлемо и не нужно. Особенно мне не понравилось, как именно было принято это дополнение к закону об охране здоровья – сразу, без общественного обсуждения. Еще мне не понравились спекулятивные ссылки на Декларацию ООН о правах ребенка, потому что в этом документе на самом деле нет ничего, что бы оправдывало данную поправку. Новая статья закона возлагает огромную ответственность на врачей, потому что именно они теперь должны оценить, адекватно ли 15-летний подросток понимает, в каком состоянии его здоровье, и есть ли необходимость извещать в определенных случаях его родителей. Но это попросту невозможно при современном положении дел в здравоохранении, при перегруженности врачей работой, при том, что детей никто никогда не учил здраво оценивать ситуацию с собственным здоровьем. Это просто мертвые слова на бумаге. Попытка искусственно создать Сербии европейский имидж.

– Мы – консервативное общество, в котором дети традиционно растут в семейной атмосфере; они позднее созревают, дольше остаются зависимыми от родителей. Они не так самостоятельны в подростковом возрасте, как на Западе. Может ли ребенок в этом возрасте самостоятельно заниматься своим здоровьем, если он, как правило, даже не понимает медицинских терминов в собственной медкарте? Не захотят ли подростки из страха просто скрыть «деликатный диагноз», вроде гепатита B или С?

– Большинство детей не смогут самостоятельно справиться с этим. Потому что у нас дети эмоционально и социально развиваются медленно. В Скандинавии, откуда позаимствован этот законопроект, дети покидают семью уже в 16 лет. У них не принято так демонстрировать любовь и привязанность к родителям. Молодые люди рано понимают, что они одни, сами по себе и что им нужно вырасти и пойти своим путем. Но для нашего менталитета это не характерно. А этот закон якобы призван цивилизовать нас, диких и темных, вразумить и поднять на новый уровень.

– Общественность опасается злоупотреблений на практике. Угрожает ли новый закон жизни наших детей? Адекватно ли подростки воспринимают свое здоровье?

– Молодые люди думают, что всегда будут здоровыми, что это само собой разумеется, Богом дано. А к некритическому восприятию собственного здоровья добавляется еще и недостаточная информированность. Недавнее исследование показало, что в Сербии полтора миллиона безграмотных или полуграмотных людей. И среди них много молодежи.

– Как вы думаете, нужно ли нам имитировать западную модель и освобождать родителей от ответственности за здоровье и поведение своих детей? Не разрушает ли это институт семьи?

– Родителей лишают власти. А у родителей тоже есть свои права, но эти права у них отнимают или сокращают. При этом права детей все больше расширяются. В результате в семье возникает анархия. Между тем отношения между родителями и детьми подразумевают иерархию, в которой родители – старшие, а дети ­– младшие. Агрессивное вторжение всех этих законов, как уже принятых, так и тех, что еще в проекте, разрушает семейные отношения и приводит к анархии. Это один из способов национального самоубийства.

– Рассматривается законопроект, приравнивающий любое телесное наказание к физическому насилию. Ремню не место в воспитательном процессе? Или и поощрение, и наказание – необходимые, архетипические инструменты?

– К счастью, этот закон еще не принят – проект вынесен на общественное обсуждение до конца года. И это прекрасная возможность для людей принять участие в таком важном решении и выразить свое мнение. По моему мнению, это абсолютно неоправданное и очень опасное вмешательство государства в тонкий механизм детско-родительских отношений и в семью вообще. Инициаторы принятия этого закона идут против здравого смысла, юридически отождествляя телесное наказание ребенка с физическим насилием. Думаю, что всем ясно, что ребенка, особенно маленького, иногда просто необходимо шлепнуть по попе, чтобы повлиять на его поведение. Разумеется, речь не идет о регулярной порке детей – речь об одном из адекватных методов обоснованного наказания. Некоторых детей можно воспитать без единого удара, но есть и дети, которых просто невозможно контролировать иначе. Цель телесного наказания – вызвать у ребенка небольшую боль, а не нанести повреждения.

Телесное наказание – шлепок по попе – применимо, когда речь идет о совсем маленьком ребенке, который еще не понимает объяснений, чтобы предостеречь его от поведения, опасного для него самого. Второй случай, когда такое наказание оправданно, – если ребенок ведет себя агрессивно и применяет насилие по отношению к другим детям, взрослым или животным. Тогда ребенок на своем примере понимает, что то, что он делает, другому причиняет боль. Маленький ребенок не знает, что его воздействие может сделать кому-то больно, потому что он воспринимает других людей и живых существ как подвижные картинки. А так мы учим его, что у других людей есть чувства, что человек может чувствовать боль и что нельзя делать другому так, как не хочешь, чтобы сделали тебе. Таким образом в ребенке развивается сочувствие и эмпатия – умение поставить себя на место другого. И третья ситуация, в которой родитель может и должен применить физическое наказание, – когда ребенок не воспринимает все прочие методы воздействия. Это и есть основная мысль: родители – это не покрываемые законом монстры, которые ждут не дождутся, как бы поиздеваться над собственным ребенком, так что государству необходимо защищать детей от родителей, а разумные и ответственные взрослые люди, которые больше всех на свете любят собственных детей и которые по природе вещей больше всех заинтересованы в том, чтобы их чадам было лучше.

Если этот закон будет принят, каждый шлепок будет наказываться, вероятно, большим денежным штрафом. В Словении, где подобный закон уже работает, штраф составляет 600 евро. Проблема не в деньгах. Проблема в том, что подобная инициатива нарушит естественные иерархические отношения между родителями и детьми. Государство сломает семейную горизонталь, что повлечет за собой анархию.

Профессор Светомир Боянин: «Пострадают сами дети»

Профессор Светомир Боянин
Профессор Светомир Боянин
– Как бы вы прокомментировали принятый закон, разрешающий 15-летним подросткам скрывать информацию о своем здоровье от родителей?

– Я считаю, что это несерьезная позиция, как и многие другие позиции, которые формируются сегодня на наших глазах. На пятнадцатом году жизни у ребенка начинается завершающая стадия созревания структур мозга, отвечающих за регуляцию уровня сознания (ретикулярная формация). Однако полного объема система регуляции уровня сознания достигает только приблизительно к 18 годам. Отягощать молодой формирующийся организм в этот период бременем, превосходящим его возможности, вредно для его развития и идентификации. Только так! Этот закон – шаг к установлению ложных, неправильных отношений между родителями и детьми, и этот шаг приведет к слому структуры семьи и школы, что может повредить самой молодежи, которая становится жертвой бессмысленных экспериментов современного общества.

Вся власть – детям, бесправие – родителям

– Профессор, какие негативные последствия вы предвидите?

– Негативные последствия могут быть вполне ощутимыми, если не сказать катастрофическими. Дети начнут противопоставлять себя родителям, а когда в школе их будут учить доносить на родителей, они и станут так поступать. Мы уже знакомы с опытом других стран, где этим механизмом явно злоупотребляют, где дети шантажируют родителей тем, что угрожают написать на них заявление в полицию, и действительно предъявляют родителям ложные обвинения, когда родители их перестают «слушаться». Проблема современного мира, и современной Европы в частности, не бесправные и угнетаемые дети, а дети избалованные и гиперопекаемые. А этот закон как раз и направит общественные процессы в нашей стране в такое русло. С одной стороны, он ослабит родительский авторитет, а с другой – усилит позиции детей, которые, чувствуя защиту и поддержку государства, будут осознавать свои права, но не обязанности. В результате родители окажутся бесправными, а дети получат чрезмерную власть.

Родители начнут больше ссориться из-за вопросов воспитания, а при разводе станет гораздо больше ложных обвинений в применении физического насилия. В воспитательный процесс начнут все активнее вмешиваться бабушки, дедушки, соседи, детсадовские воспитательницы, школьные учителя, на которых обществом будет возложена ответственная задача следить, все ли в порядке, и доносить в соответствующие органы, чуть что не так. Мы знаем, что творится в странах, где этот механизм уже введен в обиход. По любому заявлению, насколько бы нелепым оно ни было, должна приехать полиция, криминалисты, все должны потом ездить беседовать с психологами в социальных центрах и т.д.

Как результат через десяток лет в Сербии станет гораздо больше несоциализованных детей, которых не смогли обуздать собственные родители.

Беспомощные, бесправные родители будут вынуждены обращаться к специалистам для решения любой проблемы с детьми. Специалисты будут ставить все больше диагнозов типа «нарушение внимания», «высокофункциональный аутизм», «нарушение поведения» и придумают еще новые. Например, лень и отлынивание от обязанностей будет называться «синдромом прокрастинации» и т.д. Для излечения от всех этих тяжких заболеваний детям будут выписывать тонны таблеток, и дети должны будут их принимать.

– Почему же тогда подобные решения все-таки принимаются?

– Настоящая причина – в «причесывании» имиджа Сербии. Законодательно закрепленный запрет на телесные наказания детей существует всего в 29 странах мира. И вот теперь богатая, прогрессивная, политически благополучная Сербия станет тридцатой. Тем временем 170 государств не имеют такого закона. Его упорно отказываются принимать такие страны, как Великобритания, США, Австралия, Бельгия, Италия, Франция, Ирландия, Швейцария. Во Франции и Чехии нет даже специального запрета на телесные наказания детей в школе.

Нужно, чтобы люди опомнились и задумались о том, насколько тяжкие последствия для современных детей и для следующих поколений может иметь их решение. А дети – это будущее. О каком сербском Косове можно говорить, если мы не позаботимся даже о собственных детях? Судьба этого закона гораздо важнее, чем вопрос, быть или не быть гей-парадам в Сербии. Вот где по-настоящему достойный повод для демонстраций и выхода людей на улицы! Когда подобный законопроект внесли в Новой Зеландии, каждый десятый гражданин этой страны вышел на улицы требовать референдума. А наши люди очерствели, все уверены, что ничего нельзя изменить, и предоставляют политической элите решать все за себя, управлять собой, самовластно принимать законы. Поэтому очень важно, чтобы православные верующие внесли свой вклад. Чтобы этот вопрос был поднят и в Церкви.

Православное воспитание

– В каком соотношении в воспитании ребенка должны быть задействованы любовь и дисциплина?

– Сегодня все осознают, что формула воспитания, дающая наилучший результат, – это «любовь плюс дисциплина». Если нет любви, дети вырастают неуверенными в себе и превращаются, как убедительно доказал психоанализ, в неврастеничных людей. Но многие, поняв это, ударились в другую крайность и совершают ошибку, давая детям только любовь. Многие родители верят, что им нужно дать детям как можно больше любви, словно наполнить аккумулятор любви, который в дальнейшей жизни охранит их чад от всех напастей. А ведь ребенок думает так: все, что приятно, – хорошо; а все, что неприятно, – вредно. И потому считает, что его родители, запрещающие что-то приятное или вынуждающие к чему-то неприятному, его не любят. И когда родитель что-то не разрешает ребенку, а чадо показывает, что из-за этого чувствует себя нелюбимым, родитель ощущает вину, ощущает себя плохим родителем, потому что перед ним очевидно несчастный ребенок. Тогда родитель сдается и отказывается от дисциплины. Детям необходима не только любовь, но и порядок. При этом любовь детям нравится, а порядок – нет. Поэтому родителям следует концентрироваться не на том, как ребенок себя чувствует, а на цели, которой они стремятся достичь. А цель хорошего родителя – подготовить своего ребенка к самостоятельной жизни в обществе. Наша цель – не бесконечно делать собственных детей счастливыми, а сделать так, чтобы они сами потом смогли найти свое счастье в жизни.

– Может ли любовь испортить ребенка? Что опаснее: слишком баловать детей или быть с ними слишком строгими?

– Любовь не может испортить ребенка. Нужно показывать детям свою любовь всеми возможными способами. Детей портит пренебрежение дисциплиной. Избалованный ребенок – не тот, которого слишком любят, а тот, которого не наказывают, когда он этого заслуживает. Воспитанные в строгости дети преувеличенно социализированы, они предъявляют к себе высокие требования и жестко критикуют себя, если их не оправдывают. Избалованные дети – это большая проблема, потому что здесь уж ни себе, ни другим. Вырастая, избалованный ребенок оказывается не способным к самостоятельной жизни, ждет, что все будут его опекать и заботиться о нем так, как о нем заботились родители. А если этого не происходит, винит в этом других.

– Что сегодня представляет собой православное воспитание?

– Это воспитание в соответствии с универсальными ценностями, которые предлагает нам Православие. Я думаю, что и атеисты могут воспитать своих детей в православном ключе, если будут прививать им общечеловеческие ценности, которые и лежат в основе веры. Это, прежде всего, воспитание в любви и правде.

Славица Лазич

Перевела с сербского Анастасия Галанина

21 ноября 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталья М. 30 декабря 2022, 03:03
Спасибо автору и героям статьи! (Тем, кто немножко агрессивно реагировал на некоторые моменты в статье,(если бы это не было бы так давно:2011год выхода статьи в свет),я бы посоветовала немного внимательнее прочесть статью.И еще на досуге познакомиться поподробнее с,, плодами"ювенальной юстиции.Один из наших соотечественников,очень уважаемый человек,поехал работать, и увез туда свою семью,в страну, где полным ходом работает орган Ю. Ю.И случайность заставила дочь этого человека пожаловаться на родителей,.Что они:и дочь и родители потом пережили описывается подробно,но чувства не всегда можно передать словами...Пока удалось вернуть ребенка в семью,потрачено было немало времени и сил.
Ната15 декабря 2011, 16:56
Вячеслву - вот именно вопрос в "наказании" и "поощрении". Если дети благодарят за порку, то это не значит что всех надо пороть. Это свидетельствует, на мой взгляд, об общем уровне культуры их родителей. Кто-то ведь серьезно считает что мат - это очень хорошее средство выражения, и наверняка благодарят родителей, что научили ругаться...
Я знаю много примеров, когда родители вырастили детей без единого удара, разве что символического. Можно поставить в угол, запретить телевизор, сладкое, прочитать лекцию в конце концов - это тоже наказания. Совсем необязательно бить, вы еще предложите оставлять детей без ужина!
Вячеслав 5 декабря 2011, 20:29
Для Таисия:
"А вы жене своей если она с вами не согласна, или высказывает свое недовольство тоже будите давать ей шлепки или оплеухи? Если на улице с вами кто-то огрызнулся, вы вряд ли дадите ему шлепок, потому что получите в ответ. А ребенка можно, потому, что он не ответит. "

На это есть очень простой ответ (прочитал, кстати, здесь же, у православного психолога Т.Шишовой), звучит так - утверждение верно, если моя жена (или кто-то, встреченный на улице), т.е. ВЗРОСЛЫЙ человек, по своему развитию (интеллекту, например) приравниваем к ребенку. Но это же не так (в большинстве случаев), уровень-то у взрослого и ребенка разный, следовательно, методы, применяемые при общении со взрослыми, отличаются от методов общения с детьми.
И еще - многие знакомые, ставши взрослыми, благодарят родителей, что те их именно пороли. И наоборот, многие взрослые жалуются на то, что родители их не наказывали.
Да и Господь ведь нас наказывает, именно потому что нас любит.
Вот поэтому-то ребенка нужно как поощрять, так и наказывать.
Владимир 4 декабря 2011, 16:29
Здравствуйте!

К Таисии.

У Вас очень убедительная аргументация и очень яркие лозунги.
Только вслушиваться во второй абзац сложно после первого:

"У Александра Невзорова есть фильм о лошадях. Где он показал, что лошади можно натренеровать без единого удара, без вырывания зубов для уздечки, без насилия, просто любовью. И это просто лошадь.
А если не хватает ума воспитывать без битья нескольких детей, значит ограничьтесь одним ребенком, и растите его в любви и уважении."

г-н Невзоров немного слукавил - у лошадей не вырывают зубов. Загляните в любой анатомический справочник. Можете начать с самых ранних изданий. А лучше - сходите на конюшню, может дадут заглянуть в рот жеребенку...

Ваши комментарии очень напоминают статьи предыдущих слуг народа - обвиняют, оскорбляют, указывают.
Нельзя так.

В целом согласен с остальными авторами.

С уважением
artem.romanov@gmail.com29 ноября 2011, 23:59
ruzolyan@rambler.ru:
"А без телесного слабо воспитать ребенка? Или словарный запас закончился?Мне нравится фраза великого педагога Макаренко : Небывает плохих детей бывают плохие родители! Ну до скольких лет вы будете шлепать? До 10 а чадо может и в ответ развернуться! Да на счет иерархии в семье детей надо слышать и слушать!Еще ударить ребенка расписаться в своем бессилии"

Макаренко применял иногда физическое воздействие, кстати. Перечитайте его произведения. Януш Корчак, который добровольно пошёл со своими воспитанниками в нацистский лагерь смерти из польского гетто, был великим педагогом и великим человеком, без всякого сомнения, и пафоса. Но он иногда порол некоторых своих воспитанников, хотя и очень огорчался этому. Почитайте. Во всех педагогических институтах изучают его произведения. Насчёт «слабо» и « закончился словарный запас» это слова весьма юного человека и точно не многодетного. Дети имеют такой маленький словарный запас, что реально им трудно понимать взрослых. Хотя кажется , что они всё понимают, но это не так.
Евфросиния 29 ноября 2011, 19:16
Я считаю, что подавляющее большинство родителей бьют детей (наказывают телесно),потому что не в состоянии справиться с самими собой (со своими страстями, проблемами и комплексами), а не то что с собственным ребенком. Я наблюдаю очень часто, как родителя просто захлестывает раздражение и нетерпение ("Я тебе что сказала?", "Сколько раз повторять?" - далее следует шлепок, тычок, толчок или что-то подобное). Согласна с мнением о. Димитрия Смирнова, который сказал, что телесное наказание - это только для мальчиков и должно расцениваться как высшая мера, то есть в исключительных случаях. Батюшка привел пример - ребенок украл, покурил, выругался матом и т.д.Если применять чаще - ребенок просто привыкает и не реагирует также, как и на слова. Я считаю, что если в основе телесного воздействия лежит раздражение и задетая гордость родителя (так в основном и бывает), то такое "наказание", кроме унижения и озлобленности ничего в душе ребенка не оставит.
Согласна с Таисией - любовь к шлепанью - это наследственное.
Невоспитанный25 ноября 2011, 23:12
Только Православное воспитание и не надо никаких бесослужительных коммунизЬмов и либерализЬмов.
Елена24 ноября 2011, 07:00
Ювенальная юстиция налагает запрет не только на физическое наказание, но и наказание вообще (словом, ограничением в чем-то). Любое воспитательное воздействие, с которым ребенок не согласен, может быть интерпретировано как психологическое насилие.
Мамы знают, что дети с 3-х лет постоянно "продавливают" родителей, пытаясь понять рамки дозволенного (это абсолютная возрастная норма, формирование представлений "можно-нельзя"). Ювеналы, таким образом, предлагают вариант: ТЕБЕ ВСЕ ВСЕГДА МОЖНО (РОДИТЕЛЯМ (ВЗРОСЛЫМ) НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ).
Следующий подобный этап, но гораздо покруче по накалу - подростковый возраст. Тут требуются особая мудрость, любовь и одновременно твердость. Ювеналы предлагают родителям в этот сложнейший период вовсе устраниться от воспитания и даже, оказывается, не признают за родителями права быть информированными о своем ребенке.
Говорят - не объясняй злым умыслом то, что вполне объяснимо глупостью. И все же, о политике ЮЮ против семьи я думаю, что это - очень хорошо продуманное зло.
Таисия - Ольге23 ноября 2011, 23:38
Ольга, прочитайте внимательно, мой предыдущий комментарий. Меня, моего брата, моего мужа, брата моего мужа, вырастили без единого шлепка или даже намека на него. Более того и бабушки наши не трогали своих детей. Мы с мужем копируем поведение наших родителей по отношению к детям, также как родители которые шлепают своих детей копируют поведение своих родителей. Так и будет в семьях шлепальшиков из покаления в покаление передаваться такая норма общения с детьми, пока не найдется кто-то поумнее и не перейдет на нормальный уровень общения с детьми без шлепков. А что касается Европы то не нам их осуждать с нашей "темнотой" развивающей страны. Мы не далеко ушли в этом от таких стран как Иран или Афганистан, которые обсуждают благополучный запад, говоря какая там безнравственность, а у самих девочек в 10 лет замуж за стариков выдают, и тоже ведь доказывают как это правильно, а в Европе все плохо и аморально. Вы знаете сколько у нас детей каждый год умирают от "воспитания" родителей? И как насчет Европейской конвенции о защите прав детей?
У Александра Невзорова есть фильм о лошадях. Где он показал, что лошади можно натренеровать без единого удара, без вырывания зубов для уздечки, без насилия, просто любовью. И это просто лошадь.
А если не хватает ума воспитывать без битья нескольких детей, значит ограничьтесь одним ребенком, и растите его в любви и уважении.
Екатерина23 ноября 2011, 19:18
Кстати, у нас на днях принят новый закон о здравоохранении, где четко прописано, что ДЕТИ С 15 ЛЕТ ИМЕЮТ ПРАВО СКРЫВАТЬ ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ О СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ ОТ РОДИТЕЛЕЙ. Для девочек это означает - в т.ч. и право на аборт без согласия родителей. Так что подобный закон, "спасибо" Единой России, принят и у нас. А президент с помпой данный документ подписал.
Ольга23 ноября 2011, 18:31
Таисии.
Дети вообще-то бывают разные, и это трудно понять, если в семье только один ребенок. Появляется искушение все успехи приписать своему замечательному воспитательному таланту. А когда детей больше, понимаешь, что к каждому нужен свой подход и что далеко не все зависит от родительских усилий...
"некоторых детей можно воспитать без единого удара, но есть дети, которых невозможно контролировать иначе" - в этом я согласна с автором. Поэтому если Вам, Таисия, повезло с дочерью, не спешите осуждать родителей, которые применяют шлепки.
Таисия22 ноября 2011, 23:11
А вы жене своей если она с вами не согласна, или высказывает свое недовольство тоже будите давать ей шлепки или оплеухи? Если на улице с вами кто-то огрызнулся, вы вряд ли дадите ему шлепок, потому что получите в ответ. А ребенка можно, потому, что он не ответит. Свое родное дитя взять и шлепнуть. Вместо того, чтобы взять себя в руки и подумать своими взрослыми мозгами, что же ты не так делаешь, или объясняешь не так? Безобидный шлепок по попе, помимо унижения несет в себе массу скрытых аспектов. Советую почитать современную психологическую литературу по воспитанию детей, благо её сейчас много. Мы свою семилетнюю дочь никогда пальцем не трогали. Нам даже в голову не приходило, как мы можем ударить свое родное дитя. И моего мужа, и меня растили точно также. У нас прекрасные отношения с родителями. И по моему личному наблюдению, дети которых родители унижают шлепками и битьем, становятся неуправляемыми, озлобленными на весь мир, драчливыми и несчастными. А когда вырастают, также нетерпимо относятся к своим детям. Всем шлепальщикам надо обращаться к психологам, чтобы психологи объясняли таким родителям тонкую, нежную природу ребенка. Ребенок всегда отзывается на ласку и нежность, на понимание со стороны родителей. Любите и уважайте своих детей! НЕТ ШЛЕПКАМ И БИТЬЮ!!!
Юрий22 ноября 2011, 17:12
Светлане
""Доносчику - первый кнут". Но это царский принцип" Вообще-то это народная пословица, помню ее с детства, от бабушки (не царицы:-)и этого принципа всегда держалось традиционное русское воспитание, даже в советское время - помню в детском садике в Сибири в 60-е годы воспитательница наказывала ябед, вообще "ябеда" было самым страшным ругательством, и в начальной школе учили - отвечай за себя, на других не ябедничай, и всегда добавляли - доносчику первый кнут.
ruzolyan@rambler.ru22 ноября 2011, 13:36
А без телесного слабо воспитать ребенка? Или словарный запас закончился?Мне нравится фраза великого педагога Макаренко : Небывает плохих детей бывают плохие родители! Ну до скольких лет вы будете шлепать? До 10 а чадо может и в ответ развернуться! Да на счет иерархии в семье детей надо слышать и слушать!Еще ударить ребенка расписаться в своем бессилии
Наталья, раба Божия, грешная и неразумная22 ноября 2011, 11:16
Ох, уж эти законы! Хотели, как лучше, а получилось как.......

А выдумывать ничего и не надо было, просто надо жить по заповедям Божьим, почитать родителей и т.д. Заповедей то всего десять, а выдуманных законов не счесть, вот и мучаемся все.

Скажите, почему огонь может согреть, а может и уничтожить?

А представьте, что воспитание-это тот же огонь, где надо прибавьте, а где необходимо убавьте. В 15 лет спички доверять уже можно, но в этом возрасте дети не стали взрослыми и умными, и не приобрели они должной серьезности и ответственности. Этими спичками можно и дом спалить и людей погубить. Всё это образно. А детей надо воспитывать на уважение к старшему поколению.Как говорится воспитывать нужно и кнутом и пряником, только без перегибов.
Наталья22 ноября 2011, 10:39
Согласна - Православное воспитание есть воспитание по Законам Божьим. Причем, все законы неизменны от Сотворения Мира. Когда люди вторгаются, например, в законы природы, - это часто оборачивается катастрофой. Законы для людей тоже даны раз и навсегда нашим Создателем. И вопрос: кому служат люди, которые стремятся их разрушить. Если взрослый человек не преступает православных принципов в отношении своего ребенка, то и общество не должно вмешиваться. А телесные наказания в школе? Неужели они есть в Европе?
ELENA USHANOVA.22 ноября 2011, 01:27
SEICHAS KAZHDII VSROSLII CHELOVEK VSPOMINAJA SEBJA V 15 LET,SOZNATELNO PONIMAET KAK HOROSHO CHTO RODITELI V ETOM VOZRASTE BILI S NIM STROGI.! ETO SAMII OPASNII VOZRAST! DA,NUZHEN AVTORITET I STROGII KONTROL RODITELEI!!
Мария21 ноября 2011, 22:56
Живу на Западе (в Канаде), работаю учителем в начальной школе. Все так и есть как автор пишет, дети становятся неуправляемыми, ленятся, манипулируют, а им ставят "диагнозы" и выписывают таблетки. Люди должны бороться с внедрением ювенальных законов в их странах.
Светлана21 ноября 2011, 18:57
Татьяне:
да, такое бывает... Дочка подруги только и дело что рассказывает, как ее не кормят (одной бабушке, которая критикует ее маму за то, что мало готовит) и как все вокруг не убрано (другой бабушке, которая "эксперт чистоты"). При этом все на самом деле нормально, просто девочка налаживает контакты, основанные на совместном осуждении.
Я не выдержала, спросила девочку, что же она сама не уберет или не приготовит?.. Такое удивление на лице давно не видела...
Вообще, в воспоминаниях И. Сургучева о детстве Царских детей упоминается важная фраза: "Доносчику - первый кнут". Но это царский принцип.
Татьяна21 ноября 2011, 16:28
Увы, и ты, Сербия! Аналог попытки внедрить в России ювенальную юстицию. Никогда не забуду, как на приеме у психолога в моем присутствии мой пятилетний сын горестно сказал, что мама (то есть я) его регулярно бьет. Что им двигало - попытка вызвать сочувствие психолога из-за обиду на маму, которая притащила его на прием к специалисту против его воли или неспособность различать наказание и избиение - трудно сказать. Но если бы у нас работал подобный закон, мой сын давно бы жил в детском доме или приемной семье. Мы недавно с сыном вспоминали этот случай и горько улыбнулись...
Ксю21 ноября 2011, 15:43
В Сербии такие же продажные политики как и у нас ! За деньги проталкивают написанный западными "друзьями" закон, и их не волнует народ и страна, а Сербия или Россия не имеет значения
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×