Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

«Нужно отстаивать правду твердо, непреклонно, но спокойно и мирно»

Источник: «Столетие»

Игумен Филипп (Рябых)
Игумен Филипп (Рябых)
В этом году Русская Православная Церковь обрела своего нового представителя в Совете Европы

Представителем Московского Патриархата в Страсбурге стал игумен Филипп (Юрий Анатольевич Рябых). Он родился в 1977 году в Липецке. Закончил Московский государственный институт международных отношений. Кандидат политических наук. Церковное образование: Смоленская духовная семинария и Московская духовная академия. В 2005-м стал священником. В 2009-м назначен заместителем председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Мы попросили батюшку ответить на вопросы «Столетия».

Отец Филипп, можно начать нашу беседу с вопроса, касающегося не ваших забот на новом поприще, а вас лично?

Да, конечно.

Вы – монах, что предопределяет отрешенность от мира ради жизни наедине с Богом. Как сохранить в себе это состояние, занимаясь активной церковной деятельностью?

Монахи от мира не изолированы, хотя их наименование и происходит от греческого слова «монос» — один. Вера без дел мертва. Общение с Богом непременно должно вести человека к добрым делам в отношении ближних и мира. Апостол Иоанн писал в своем послании, что если кто-то не любит ближних, которых видит, то как он может любить Бога, которого не видит? Человек будет демонстрировать свою внутреннюю пустоту и лживость, если утверждает, что он молится Богу, общается с Ним и при этом презирает и не обращает никакого внимания на ближнего, который рядом.

Как и для любого человека, для монаха есть спектр разных путей, из которых он может избрать свой - по силам и призванию. Окончив МГИМО, я стал специалистом по политологии и международным отношениям. О церковной дипломатии не думал. Хотел стать просто священником. Однако митрополит Кирилл (ныне – Патриарх Московский и всея Руси) пригласил меня работать в отдел внешних церковных связей Московской Патриархии. Тогда меня и вдохновила возможность соединить мои знания в области дипломатии и служение Богу.А 16 июля 2009 года я принял монашеский подстриг и был наречен в честь святого Филиппа. Это имя выбрал для меня лично Святейший патриарх. Как он объяснил, поскольку мне предстоит в церковной деятельности нередко вести диалог с представителями государственной власти, то я должен в этом ориентироваться на пример святителя, который не страшился увещевать самого Ивана Грозного.

У нас нередко есть представление о том, что правду-матку надо в лицо рубить, с ненавистью и злобой, а митрополит Филипп укорял царя кротко и спокойно. Очень хороший пример, как нужно отстаивать правду - твердо, непреклонно, но спокойно и мирно.

Ну, светские дипломаты тоже на крик стараются не срываться. Зачем же в Совете Европы в какой-то момент понадобилось еще и присутствие Церкви?

Церковный дипломат, отстаивая какую-то принципиальную позицию, даже в светской международной организации может напрямую обращаться к совести и сердцу. Порой это является самым сильным фактором, влияющим на решение того или иного вопроса.

Миссия Церкви — служение спасению людей. Священнослужители призваны давать своей пастве верные ориентиры на этом пути. А поскольку после развала СССР во многих странах Европы значительно возросло присутствие верующих Русской Православной Церкви, появилась необходимость представлять в Совете Европы позицию Московского Патриархата в процессе выработки общеевропейских норм. Ведь здесь даются оценки различным общественно-политическим событиями в европейских странах, выносятся суждения о внутренней жизни религиозных общин, роли религии в обществе, формируются стандарты общественного поведения. И верующих устраивает не все. Например, либеральное отношение к абортам, фактическое поощрение однополых связей. Для религиозного человека – это тяжкие грехи.

Конечно, можно уйти в непримиримую оппозицию к такому институту. А можно и вступить с ним в диалог, попытаться найти решения, которые не ущемляли бы, в том числе, и права верующих. Русская Церковь выбрала второй путь. И в 2004 году в Страсбурге было открыто представительство Московского Патриархата. Вести прямой диалог с организацией, охватывающей сейчас 47 стран, крайне важно.

Но вот начинаете вы, батюшка, говорить европейским либералам о грехе, а в ответ слышите о демократических ценностях, правах человека. И как находите общий язык?

Задача церковного представителя в Совете Европы и состоит в том, чтобы строить добрые отношения с разными силами. При этом, конечно, не поступаясь христианскими принципами. Церковь может находить общий язык с людьми разных политических взглядов, если в своей деятельности они прислушиваются к совести. Совесть — это некий встроенный в нас Богом «механизм», который точно подсказывает, что есть добро, а что зло. Нам всем хотелось бы, чтобы в мире не осталось зла. Для этого надо терпеливо противостоять любому греху. Прежде всего в себе, но также и в обществе.

Понятие греха в христианстве служит не для того, чтобы заклеймить грешника, а чтобы указать - в каких поступках, образе жизни заключается вред для самого человека. Если Церковь перестанет это делать, то она уже не будет служить правде, а станет проповедовать ложь. Кроме того, христианство никогда не утверждало, что какой-либо грех исправляется с помощью насилия или злобы. Церковь предлагает действовать не дубиной, а с помощью христианских таинств, молитвы, поста, покаяния, духовного чтения и доброделания. Полагаю, что такие методы вполне вписываются в рамки демократического правопорядка.

А может целесообразно по каким-то принципиальным вопросам объединяться с теми, кто представляет в Совете Европы другие конфессии?

В Совете Европы, помимо православных христиан, работают католики, протестанты, мусульмане, иудеи. У католиков - особый статус. Государство Ватикан является наблюдателем при Совете Европы. В отдельном представительстве Русской Церкви заграницей необходимости нет, поскольку она является неотъемлемой частью Московского Патриархата.

Если решения Совета Европы вызывают непонимание не только у православных верующих, но и у представителей других религий, мы стремимся действовать вместе. Например, сторонники признания гомосексуализма нормальным явлением, как правило, отвергают право других людей критически оценивать гомосексуальную ориентацию и ее практику. А христианство, ислам, иудаизм и другие религии определяют гомосексуализм как грех. И резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы «Дискриминация на основе сексуальной ориентации и гендерной идентичности» вызвала наши общие нарекания. Проблема заключается в том, что большинство мер по защите прав сексуальных меньшинств - как предлагаемых, так и уже осуществляющихся в некоторых странах - приводит к тому, что люди не могут в СМИ и на различных публичных площадках выразить негативную оценку гомосексуализма. Их права ущемляются или к ним применяются санкции.

Однако сколотить какую-то клерикальную партию Европы для защиты своих корпоративных интересов религиозные организации не пытаются. Устраивать светскую жизнь на христианских основаниях должны миряне. Священники же - молиться, проповедовать и вдохновлять их на это. Из религиозной среды появляются крепкие организации и группы, которые представляют спектр гражданского общества, возникающий по инициативе «снизу». Прежде всего, публичной поддержки заслуживает позитивная деятельность религиозных общин, которую они ведут в сферах образования, воспитания, здоровья, СМИ, культуры. Именно реализация религиозных верований людей в рамках традиционной духовной жизни способна предотвратить их увлечение экстремистскими и радикальными воззрениями.

Представительство РПЦ в Страсбурге развивает контакты с политиками, общественными деятелями и экспертами, которые и являются главными действующими лицами в Совете Европы. У Церкви есть все возможности, чтобы влиять на мировоззрение людей, которое лежит в основе их поведения и принимаемых решений. Как церковный представитель, я стараюсь руководствоваться этим подходом. Творчески участвовать в общем деле строительства единой Европы, а не заниматься лоббированием неких корпоративных интересов.

И насколько Совет Европы готов сотрудничать с Церковью?

За последние десятилетия все европейские страны столкнулись с большим притоком населения из других стран или регионов, культура которых резко отличается от европейской. Однако открытость к сотрудничеству с религиозными организациями появилась в Совете Европы совсем недавно. Не в последнюю очередь, благодаря позиции Россия. Продвижение межкультурного и межрелигиозного диалога было одним из приоритетов программы нашей страны, когда в 2006 году она председательствовала в Комитете министров Совета Европы. Начав в 2007 году разработку Белой книги по межкультурному диалогу и межрелигиозным отношениям, Совет Европы стал активно консультироваться с традиционными европейскими религиозными общинами. А 12 апреля этого года были приняты рекомендации ПАСЕ, в которых говорится о необходимости создания рабочего пространства для диалога Совета Европы и религиозных и нерелигиозных организаций.

С какими проблемами приходится сталкиваться в Европе православным русскоязычным, проживающим за пределами своей исторической Родины? В частности, что волнует вас как настоятеля прихода Всех святых в Страсбурге?

Как правило, религиозная свобода наших сограждан в Западной Европе не нарушается. Однако ее полноценной реализации порой могут препятствовать задержки или отказ регистрации православных общин. Либо предоставление им юридического статуса ниже того, которым пользуются другие конфессии и религии в той или иной стране. Иногда такие препятствия могут проявляться в задержке выделения земли под строительство необходимого религиозного сооружения.

Во французском Страсбурге уживаются разные религии. Но католики, протестанты и иудеи пользуются большими возможностями, чем другие. Православный приход, который я ныне окормляю, создан в 2004 году. Поначалу богослужения совершались священником, приезжавшим один – два раза в месяц из Парижа. Службы проводили у кого-либо в гостях - у румынского, греческого, сербского приходов. Лишь со временем приходу Всех святых удалось арендовать помещение. Его переоборудовали в соответствии с традициями Русской Церкви, установили иконостас. И теперь богослужения на церковнославянском языке совершаются во все субботние, воскресные и праздничные дни. Костяк общины составляют нескольких десятков людей. Работает воскресная школа, организован церковный хор.

Но полноценного храма у нас нет до сих пор. Вопрос о выделении земли под строительство церкви приход ставил, начиная с 2005 года. Но только после визита во Францию в 2007 году приснопамятного патриарха Московского и вся Руси Алексия II, который обратился к властям Страсбурга с просьбой об участке под храм, те всерьез занялись решением этой проблемы. И лишь в этом году наконец-то было принято решение о выделении земли. Надо отдать должное – это очень живописное место в центральной части города на берегу канала, впадающего в Рейн. В непосредственной близости находятся центральный городской парк и европейские международные институты – Совет Европы и Европарламент.

Уже готов и эскизный проект будущего храма. Его разработал известный санкт-петербургский архитектор Юрий Кирс, имеющий большой опыт в реставрации храмов и внутреннего церковного убранства в России и строительства русских церквей за границей. Шатровый однокупольный храм в Страсбурге должен стать не только украшением старинного европейского города, но и свидетельствовать о богатых духовных традициях Русской Церкви в Западной Европе.

Почему выбран именно этот вид храма?

Прототипом будущего храма в Страсбурге стал храм Никольского скита на Валааме, воздвигнутый русским архитектором Алексеем Горностаевым в XIX веке. Как известно, Александр Дюма-отец, побывав в России, посетил не только Санкт-Петербург, Москву, но и Карелию, а также остров Валаам. В своем произведении «Впечатления о путешествии в Россию», он дал очень яркое описание храма Никольского скита, назвав его «истинным сокровищем как по искусству, так и по богатству, создание лучшего, на мой взгляд, архитектора России». Таким образом, не без промысла Божия две страны, Россия и Франция, и две культуры оказались связаны еще одной нитью.

Возвращаясь к работе представителя в Совете Европы - что из сделанного в России, на ваш взгляд, прежде всего может заинтересовать эту организацию?

Сегодня генеральный секретарь Совета Европы проводит курс на активизацию контактов с гражданским обществом. Свой вклад можем внести и мы. Востребованным может быть опыт межрелигиозных и межнациональных отношений как в диаспоре, так и в России. Вовсе не значит, что в этой сфере нет больших и малых конфликтов. Они были, есть и, увы, еще будут. Но создан действенный механизмом по их решению. В последние годы активизировалась работа Межрелигиозного совета России, созданного в 1998 году. В январе 2011-го принято решение о создании Миротворческой миссии при Межрелигиозном совете России. А 1 марта объявлено о создании Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений в рамках Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.

Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге готово работать с различными проектами, направленными на полноценную интеграцию наших соотечественников в общества проживания.

Беседу вел Владимир Киселев

Игумен Филипп (Рябых)

Источник: «Столетие»

25 ноября 2011 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Игумен Филипп (Рябых)

Новые материалы

Выбор читателей

×